1. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2. и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6. Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Имея веру и зная духовную жизнь, душа сохраняет интерес к духовному размышлению, но уже не имеет желание «ломать голову» над непонятными вещами. Но и часто именно знание веры - духовной жизни позволяет ясно видеть на опыте то, что далеко и труднопонимаемо другим.
Так, например, зная, что основная часть духовного света и благодати приходит не через наш труд, а через милость Бога, становится очень близко и понятно то, что духовное богатство, которое Господь вверяет нам – не наше, не праведное. Да и Христос был явлен Спасителем миру – по милости Бога. Поэтому в притче о неверном управителе главная мысль Иисуса была в том, чтобы ученики Его понимали, что духовное богатство, полученное ими по избранию, вверено не просто так, а для того, чтобы умело им распоряжаясь, раздавать другим. Неспроста эта притча была предназначена ученикам.
Подобно этой притче говорились и притчи о «благоразумном рабе», «талантах» (кому дано, с того и спросится). Теперь, когда ученики раздают духовное богатство (приобретая друзей богатством «неправедным»), не ясным пониманию может показаться, каким образом те, которым раздается, могут принять раздающих в «обители вечные». И здесь опыт духовной жизни дает спокойное уверенное понимание: Сам Христос подразумевал здесь лишь главную мысль о том, что примет Бог в 'домы вечные', а выразился так, перефразировав сценарий притчи в нужный смысл.
Но толковать можно и так: кто обратит к праведной жизни грешника, покроет множество и своих грехов.
Да и кто знает, может назидаемый словом веры человек возрастет духовно к лучшему воскресению и походатайствует в молитвах за своего первого наставника?
Другой важный акцент – в распоряжении духовным богатством – в умелом распоряжении. Поэтому было сказано, что «господин похвалил неверного управителя за догадливость». И здесь относительно «догадливости сынов века сего», ответ тоже духовный.
Неверующие люди, как правило, надеются всегда только на самих себя. Поэтому, не искушая Бога, чтобы делать за них их дела, сыны века сего приобретают различные навыки «довести до ума» нужное им дело. Они часто знают смысл вжитейской добродетели. Нередко прозревают и духовную том мудрость. Так, самое простое – это вкушать от плодов рук своих и быть довольным. Соломон пишет, что это – дар от Бога, ибо другие не имеют и этого. Но чтобы говорить по теме, самое главное – это иметь нужду и искреннее желание к необходимому делу. Поэтому в духовном деле такое желание приходит тогда, когда воля Бога согласуется с нашей волей.
Чтобы Божье стало нашим, нам нужно возрасти до этого нрава и понимания. Что можно сказать об этом относительно дела благовестия? – Несмотря на грех людей, человек имеет все же некоторые задатки совершенства, заложенные Творцом. И если нам свойственно любить красивое, то нам свойственно это оберегать и созидать. красота присуща и цветущему саду, и душе человека. когда взору открывается великолепие Божьего создания, то в сердце открывается вдохновение. Уму приходит понимание соучастия в благом. Приобретая Божий нрав и силу вдохновения, Божье становится нашим и мы говорим: Закон Господа совершенен – укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи» (Пс 18: 8, 9).
Хороший пример есть в сказке «Снежная королева», где сестра спасала заледенелую душу своего брата. С какой искренностью и любовью эта девочка делала свое дело! Действительно, когда приходит искреннее желание, тогда исчезает суррогат псевдодуховного размышления, а находятся нужные слова и действия.
Второе качество, следующее за искренностью – это внимание. Иисус говорит: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (от Луки 16:10). В основном – малые дела требуют большего внимания. Иногда может показаться бессмысленным какой-нибудь разговор, или чья-то антипатия отделяет от доброго побуждения.
Тогда мы остаемся без добрых дел. Но если иной раз проявить терпение и внимание, то может спастись душа - как это много!
Другой случай, когда верный в малом верный во многом – это когда «сядет Судия на престол и откроются книги». Тогда та большая часть жизни, которая в основном состоит из малых дел, за неимением, может выявиться и грехом, а те большие дела, которые считались важными, могут открыться мотивом тщеславия. Вместо «сокровенной манны» праведности вкусится горечь беззакония. И третье – можно сказать, что посеянная привычка в навыке малых дел и верности в малом пожнет силу быть в будущем верным и во многом.
Стоит сказать и о рассудительности. Для обычной рассудительности нужны чуткое сердце и уравновешенный ум. И это поможет в духовном деле. Если передать человеку понастоящему духовное просвещение, то этим мы можем приобрести себе и друга (брата во Христе). А если кто - либо рядом с нами становится духовнее нас, то первыми имеем благословение.
Бога хватит на всех! По притче видно, что господин управителя был очень богат, если ничуть не рассердился на последние махинации того. Здесь – прообраз безмерного богатства Творца. Такая весть свидетельствует о том, что делая малое (для Бога), будем иметь безмерно больше: «верный в малом – верный и во многом».
'Преобретать богатством неправедным' означает духовное богатство, имеющееся от Бога по Его милости, а не заслуженное.
Когда Иисус говорил, что 'верный в малом верный и в большом' и 'если в чужом не верны, то кто даст вам ваше', то здесь Он расставляет точки над буквальным образом, что бы снять всякую тень праздного и мобилизовать учеников на деятельную изобретательную и праведную жизнь.
Добавлю "о мере пшеницы и масла" по пророку Аггею.
Ту меру, которую обозначил Иисус в притче, была мерой при Господнем благословении.
Выше в толковании речь идет о раздаче учениками Христа духовного "имущества" или о проповеди Благой Вести.
В этом смысле сходится то, что "имущество не праведное", поскольку - это "имущество хозяина", всё же считается "благословенным от Бога" (благословляемая мера по Аггею).
В итоге, мне думается, что Иисус мог эти образы привести, наверное можно так сказать, от богословской интуиции. Бывают же определения строгие и - более свободные в интерпретации. Для свободных не обязательно конкретное божественное откровение, но дух и интуиция всеравно выбирают подходящее.
Комментарий автора: Толкование притчи не требует скрупулезной и абсолютной образной привязки. Приоритет отдаётся пониманию духовной сути. Так, например, если под хозяином имения вначале подразумевался Бог, то позже, где говорилось о сынах века сего, это сравнение уже не имеет необходимости. Здесь хозяин может по буквальному смыслу оставаться теперь снова человеком (сыном века сего) и включаться в сообраз следующей духовной мысли.
Более ясно видно на «богатстве неправедном», что образ часто заключает в себе лишь определённый смысл. Необходимо, также, в обычном общении понимать высказанную мысль в том смысле, в каком её хотят выразить.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 6346 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Вот и жизнь пролетела ... - сергей рудой Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.