- Уверовавших же будут сопровождать сии ЗНАМЕНИЯ:
именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17-18).
Сергий Радонежский
На Руси одним из самых знаменитых чудотворцев был преподобный Сергий Радонежский (1314 — 1392), в миру сын ростовских бояр.
Еще до рождения его были чудесные знамения. Когда его мать, беременная, стояла в церкви во время богослужения, из чрева ее явственно доносился младенческий крик. Когда же она кормила грудью, ребенок отказывался от молока, если мать ела скоромную пищу.
Как-то в общине, возглавляемый Сергием, закончился хлеб. Иноки хотели идти просить хлеба у мирян, но Сергий не разрешал им. Тогда они начали роптать, и многие заявили, что уйдут из общины. Сергий же произнес: «Благодать Божия не без искушений бывает; по скорби же радости ожидаем. Сказано: вечером водворился плач, а наутро радость». И тут же послышался стук в ворота: к обители подъехали возы с хлебом.
В другой же раз закончилась вода, и тогда Сергий с одним из учеников пошел к оврагу. Там он помолился, чтобы Бог даровал им воду в этом месте, и начертал крест на земле. Тотчас из земли начал бить источник, вода в котором впоследствии оказалась целебной.
Окрестные крестьяне часто приходили к Сергию со своей бедой. Обычно это бывали болезни, которые праведник исцелял. Одного тяжелого больного он окропил святой водой, тот заснул и проснулся здоровым. Как-то к Сергию привели бесноватого. Сергий велел всем инокам молиться, потом осенил больного крестом и окропил святой водой. Тот закричал: «Горю, горю!» и бросился ничком в большую лужу, оставшуюся после дождя. Он ощутил, как от креста исходит пламя... Однако этот человек исцелился.
Однажды в обитель приехал епископ Константинопольский, не верящий в чудеса Сергия. При виде святого он был тотчас поражен слепотой. Сергий исцелил его, и епископ наконец уверовал.
Подобно Христу, Сергию случалось и воскрешать умерших. Как-то к нему пришел крестьянин с больным сыном. Пока отец разговаривал с Сергием, у мальчика начался припадок и он умер. Отец же его стал обвинять Сергия, что тот не сумел помочь его сыну. Когда крестьянин ушел домой за погребальными вещами, оставив труп в келье. Сергий стал молиться над мальчиком. Вскоре ребенок открыл глаза и ожил. Вернувшийся отец был несказанно изумлен. Сергей же скрыл от него правду, сказав, что на самом деле ребенок не был мертв, а только потерял сознание.
Люди обращались к Сергию не только с просьбами об исцелении. Один бедняк пришел с жалобой на то, что его сосед забрал у него зарезанного борова, пообещав заплатить за него, но обманул и не хочет отдавать денег. Сергий попытался усовестить обманщика, однако тот, на словах пообещав вернуть деньги, так и не отдавал их. Тогда Сергий передал ему, что тот еще пожалеет о содеянном. И действительно: заглянув в каморку, где лежало мясо, скупец обнаружил, что туша вся изъедена червями... Испугавшись, он тут же отдал деньги соседу, а испорченное мясо выбросил собакам. Так он лишился и мяса, и денег.
Был у Сергия и дар ясновидения. Однажды мимо обители проезжал его друг Стефан Пермский, который, не имея времени заехать, снял шапку и поклонился со словами: «Мир тебе, брат мой!» В это время иноки сидели за трапезой. Вдруг Сергей встал из-за стола и ответил на приветствие Стефана, как если бы находился рядом с ним.
Образ святого Сергия являлся людям и после смерти. Во время смуты 1607-1613 годов видение молящегося Сергия было архимандриту Иосафу, тушинским казакам, осаждающим Лавру. Старец предвидел врагам. Прослышав об этом, многие воины бежали. Как-то во время осады Богоявленского монастыря нужно было срочно передать весть в Москву, чтобы прислали помощь — в монастыре не было никакого продовольствия. Но сделать это было невозможно. Однако помощь действительно пришла. Оказалось, что три старца из монастыря явились в Москву на трех слепых лошадях. Они и привели подмогу. Никто не знал, что это за старцы, и только позже в одном из них узнали преподобного Сергия. Вероятно, и два других тоже были чудотворцами былых времен. Неприятельские воины пытались задержать их, но не смогли за ними угнаться: слепые кони неслись как на крыльях. Являлся Сергей и Козьме Минину, велел ему собирать войска и идти очищать Государство Московское от разбойников.
Серафим Саровский
Родом он был из курской купеческой семьи Мошниных и при крещении получил имя Прохор — в честь одного из апостолов. Отец Проши скончался, когда мальчику минуло три года.
Когда Прохору исполнилось семь лет, мать взяла его с собой на строительство новой церкви. Они поднялись на колокольню, где не было перил. Мальчик подошел к краю и, случайно потеряв равновесие, упал вниз... Мать в ужасе бросилась к нему, уверенная, что сын разбился насмерть, но он лежал на земле целый и невредимый.
Прохор рос крепким и здоровым ребенком. Но однажды случилось так, что он сильно занемог. Во сне увидел Богородицу, которая обещала посетить и исцелить его. Вскоре мимо дома Мошниных проходил крестный ход с иконой Божьей Матери. Мать поднесла больного сынишку к иконе. После этого он исцелился. Когда мальчик подрос, он решил идти в монахи. На прощание мать надела ему на шею медный крест, который он затем всю жизнь носил как святыню. В то время славился даром прозорливости старец Досифей. Прохор пришел к нему и умолял указать место, куда ему следует отправиться на поселение. Тот посоветовал юноше идти в Саров.
Став послушником тамошней обители, Прохор являлся в церковь поутру раньше всех, всегда становился на одно и то же место и стоял с опущенным взором до конца службы. Кроме того, он принял подвиг усиленного поста: по средам и пятницам ничего не ел, а в другие дни принимал пищу по разу в день.
В 1780 г. Прохор снова опасно захворал. Три года он болел водянкой, из них не менее полутора лет провел в постели. Его уговаривали обратиться к лекарю, но он отвечал, что предал себя истинным врачевателям — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери! Братия молилась за него и постепенно Прохор стал поправляться. Много лет спустя старец рассказал, что после причащения Святых Тайн явилась ему Пресвятая Богородица с апостолами Иоанном и Петром. Владычица сказала: «Этот нашего рода». Затем она возложила на голову Прохора правую руку и жезлом, который держала в левой руке, коснулась больного. У него в бедре вдруг образовалось углубление, куда стекла вода со всего тела. После этого Прохор выздоровел.
13 августа 1786 г. Прохор был пострижен в иночество и ему было дано имя Серафим, что значит — «пламенный». 2 сентября 1793 г. он был рукоположен в иеромонахи. Но ему хотелось полного уединения, пустынничества. Он удалился в одинокую келью, расположенную в дремучем сосновом лесу на берегу реки Саровки. Она представляла собой избу с печью, сенями и крылечком. Вокруг был разбит небольшой огород, окруженный забором.
И зимой и летом Серафим носил убогую одежду. Он почти не нуждался в отдыхе и часто забывал о пище и питье. Стремясь к воздержанию, отказался даже от хлеба, который брал в монастыре, и питался отваром из травы. В отшельнический период жизни Серафима к нему как-то явились несколько крестьян и стали вымогать деньги, которые, якобы, приносили ему мирские посетители. Денег у него не оказалось, и крестьяне жестоко избили Серафима. Он умирал, врачи ничего не могли поделать... Однако ему снова во сне явилась Богородица. Она сказала врачам: «Что вы трудитесь?» И вновь Серафим отказался от помощи лекарей и вскоре исцелился. А у его обидчиков — крепостных крестьян помещика Татищева — сгорели избы. Таков был ответ Бога.
Серафим Саровский был наделен многими чудесными дарами. Так, он мог повелевать дикими зверями. В бытность его отшельником он приручил огромного лесного медведя. Тот приходил из лесу на его зов и получал пищу из рук Серафима. И этот медведь, и другие звери никогда не трогали инока.
Серафим исцелял болезни. Он вылечил соседского помещика Николая Мотовилова от тяжелого заболевания ног, исцелил одну женщину от пьянства, трижды дунув ей в рот. Многие исцелялись от воды из «Серафимова источника» возле монастыря. Вода эта лечила болезни, заживляла раны.
Серафим был способен и читать чужие мысли, предвидеть будущее. У одного крестьянина пропала лошадь, и подвижник указал, где она находится — ее украл сосед. Другому, у которого тоже увели лошадей, Серафим сказал, что тот найдет их на торге. Так оно и вышло.
Один рязанский помещик пришел к Серафиму посоветоваться — он собрался жениться. Тот указал ему на подходящую невесту. Помещик же уже выбрал себе другую девушку. Серафим отговаривал: «Ждут тебя с ней слезы да печаль». Помещик не послушался и женился на своей избраннице. Но не прошло и года, как молодая жена умерла. Вдовец снова отправился к старцу и женился, уже по его совету, на той самой девушке, которую тот назвал ему прошлый раз. С ней он жил долго и счастливо.
Как-то раз к Серафиму пришла издалека женщина, кот рая давно уже не имела вестей о своем сыне. Она умоляла помочь найти сына. «Не печалься и приходи опять ко мне через три дня», — велел он. Через три дня женщина пришла к нему и …в удивлении застала у Серафима своего сына!
Провидческий дар Серафима был очень силен: он называл по имени совершенно незнакомых людей, видел все грехи человека, без труда предсказывал события, которые еще только должны произойти. Так, он поздравил архиепископа Антония с открытием мощей святителя Митрофана, когда об этом еще ничего не было известно; предсказал ход Крымской войны, разгоревшейся лишь два десятка лет спустя после его смерти.
Во время Отечественной войны 1812 г. Серафим получил в награду крест от императора Александра I. Когда тамбовский епископ Иона прибыл в Саровскую пустынь, чтобы передать отцу Серафиму награду, тот отказался с ним встречаться, сославшись на то, что пребывал в это время в затворе. Исключение он сделал только для самого царя, по слухам, тайно посетившего пустынь. Говорят, они долго беседовали, но вот о чем? Конец жизни Александра тоже окутан тайной. Существует легенда о том, что он не умер в Таганроге, как гласит официальная версия, а постригся в монахи и окончил дни свои в затворничестве...
По-видимому, отец Серафим обладал и способностью к левитации. Несколько раз его видели во время молитвы стоящим... в воздухе. Так велика была концентрация энергии при совершении молитвы.
Смерть старца сопровождалась необыкновенными знамениями. В момент его кончины находившийся в это время вдали от Саровской обители игумен Глинской пустыни Филарет указал на странный свет в небе и сказал инокам, что это возносится душа отца Серафима. А Воронежский архиепископ Антоний в тот же час увидел во сне самого старца, который объявил ему о своей кончине. Когда же после смерти Серафим лежал в гробу, его рука сама разжалась, чтобы принять листок с молитвой.
Много рассказывали и о «посмертных чудесах» отца Серафима. В 1869 г. одной женщине, очень больной, прислали из монастыря образ Богоматери с Серафимом Саровским. Во сне женщина увидела Серафима, ухаживающего за ней. Наутро она стала поправляться.
Другой больной приснился отец Серафим и сказал, что она не умрет, но в следующем году у них в семье будет траур. Через десять месяцев умер ее деверь.
Одна крестьянка более десяти лет была слепой. Как-то ей приснился старец и велел намочить глаза из «Серафимова источника». Она отправилась в обитель и сделала так, как он приказал. Слепота прошла.
В 1873 г. отец Серафим явился во сне протоиерею Арзамасского собора Светозарскому, который был сильно простужен, и излечил его.
Страждущие посылали в монастырь за водой из «Серафимова источника» и маслом из лампадки от образа Серафима. Это многим помогало. Один священник полностью исцелил «Серафимовой водой» умирающего больного, которому намеревался просто облегчить страдания.
Рассказывали и еще очень любопытный случай, еще при жизни отца Серафима. У одного человека был сын, который вдруг потерял веру в Бога. Ничто не могло подействовать на молодого человека, и отца это очень тревожило. Юноша любил рисовать, и вот отец уговорил его сделать портрет Серафима. И произошло чудо! Когда портрет был закончен, художник стал глубоко верующим человеком. Ни следа не осталось от прежнего пренебрежения к святыням. Такова была сила веры преподобного Серафима, что передавалась людям, которые с ним общались.
Владимир Кузин,
г. Владимир, Россия
Кузин Владимир Ильич, 27 января 1964 года рождения, образование среднетехническое (авиамеханический техникум) и незаконченное высшее (4 курса Ивановского государственного университета, филологический факультет). Женат. Работаю на предприятии связи. e-mail автора:lit@kwl.elcom.ru
Прочитано 3468 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4.25
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Это уже байками удобопонимаемыми обросло их житие.
Как историю России переписывают постоянно и, например, Павлик Морозов - то герой, то злодей.
Так и здесь.
Это не Евангельские чудеса, а басни
Юля
2011-08-06 11:00:07
Читала я и плохое о Сергее Радонижском. Больше эти рассказы приведенные здесь похожи правда на басни. Бог Судья.