«Возлюбленные! огненного искушения,
для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь,
как приключения для вас странного» [1Пет.4:12]
Сергей присел на первую попавшуюся скамейку. Он шел «куда глаза глядят», и горько было сейчас у него на душе. Немного отдохнув и придя в себя, он обратил внимание на отдыхавших здесь мужчину лет тридцати и мальчика лет четырех - пяти. Ребенок играл на детской площадке и теперь донимал отца разными вопросами: о солнце и луне, муравьях и многом другом; и продолжал спрашивать: « А бывает мертвая и живая вода? – А можно ими оживить?»
– И вода живая бывает, и оживить можно, – отвечал отец.
И на лице мальчика отражались все настроения детской души: то восторг, то задумчивость, то полное недоумение, – то, что в отличие от взрослых, всегда контрастно изменчиво, но никогда – противоречиво в самом себе.
- А чудеса всякие бывают? - продолжал спрашивать мальчик.
- Всякие могут быть чудеса. Но обычно деревья, например, растут потому что была семечка, которая может вырасти только в земле, когда на неё льётся дождь и светит солнце.
Отец говорил ребёнку и о чудесах, и о законах природы... о плохом - хорошем, и о том, что добро побеждает зло...
– Что за беззаботный вздор? – слушал и думал Сергей. – Может, побродить в одиночестве по парку?
С иронией и ролью «искреннего любопытства» Сергей вдруг выпалил из себя: «Простите, вы не философ?»
Мужчина взглянул на Сергея, на ребенка и обратившись к Сергею, сказал: «я хочу сохранить в человеке тот дар, которым наделил его Бог».
Неподкупная искренность, спокойствие и открытость незнакомца постепенно увели Сергея от его горечи и критики.
– «Интересный человек… что-то новое показалось в нем…» – Сергей психоаналитик по профессии. Но сегодня он переживал практический кризис и, возможно, готов был сам принять психоаналитическую помощь и «прозрение», если есть вероятность таковых.
«В том, что касается одаренности и свежести восприятия детей, – сказал он, – я вас понимаю, но как совместить победу добра с суровой действительностью или идеализм веры с объективным знанием»?
Человек призадумался и сказал: «Для вас «объективное знание», вероятно, непосредственно видимый и осязаемый факт. Наверное, такое различие имел в виду и апостол Павел, говоря о «видимом» и «невидимом», о знании «лицом к лицу».
А вера для неверующего, как обычно, является или фантастической гипотезой, или безумием. Поэтому, я бы предложил посмотреть сначала на веру, как на полноту внимания… и непредвзято. Неужели наука достаточно знает о таком глобальном феномене, как «жизнь»?
– Вот как?! А кто знает?! Или на чем можно сосредоточить свое внимание? – Признаюсь, это интригует… – Ироничный тон экспрессивной речи Сергея приобретал дружелюбный характер, а его собеседник оставался верен своей невозмутимой манере.
– Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
– Свет… мир… – Сергей догадывался, вполголоса он продолжил – …вера, апостол Павел…
– Вы говорите о Христе?!
– Да, – коротко ответил человек, кивнув головой.
Оба молчали. Малыш уже снова играл на детской площадке, время от времени увлеченно и с интересом разгребая палочкой желтую опавшую листву.
– Кстати, меня зовут Сергей. – Сергей сел ближе и протянул руку.
– Михаил, – в пожатии руки последовал ответ.
Видимо, на самом деле психотерапевту Сергею Николаевичу Синицыну не хотелось чувствовать себя компетентным и в вопросах жизни души, и в религиозных заблуждениях…
– И все же, что у него случилось?… Особенного, наверное, ничего здесь нет, это – банальная история. Как сказал бы сам Сергей: «Нелады с женой», – слова, хорошо знакомые Василию Ивановичу, невропатологу той клиники, в которой Сергей работал. С этим убежденным холостяком можно было задержаться после работы, выпить по рюмке коньяка и найти понимание.
Понимание – насколько же это необходимо?! – То, без чего родные становятся чужими, близкие делаются далекими – что и происходило в семье Сергея.
И так, случись другой раз Сергею слышать о Христе, он бы тактично объяснял несоответствие людских мотивов, ставил бы под вопрос связь жизни Иисуса со служением Павла… в общем, находился бы под влиянием Фрейда, Ницше…
Но сейчас вдруг в его внимании оказались слова: «Свет, который просвещает», – ведь это может быть не просто метафора?…
И не просто «свет нравственных законов…» - ПРОСВЕЩАЕТ ВСЯКОГО человека, ПРИХОДЯЩЕГО В МИР – то есть, открывает нечто важное для жизни… "Свет ИСТИННЫЙ" – какое кроткое, но конкретное указание на достоверность, точность…»
Сергей стал отдавать себе отчет, что рассуждал над тем, во что не вникал.
Так и известные в истории писатели и ученые – многие оставались предвзяты.
Уже чисто для исследования Сергей оставил и задал некоторые вопросы о статистике религиозных людей, нашедших помощь у психоаналитика и о достоверности Библии.
Но у нормальных христиан, живущих верою, нет обычая, отвечать на многие вопросы, делать упор на рациональность - ибо «кому дано, тому прибавится».
Но бывает так, что «наш Бог – Бог непредсказуемый».
И Михаил, вдумчиво цитируя и определяясь, начал говорить.
Стремление к счастью… и суровая действительность – где ищет свою мечту человек? Как проходит испытание? Что приобретает?
- Невротическая личность часто находит грезы суеверия, психопатия - будет одержима грубой борьбой за «место под солнцем»… Но и добродетель не пред всякой несправедливостью выстоит…
Человек, приходящий в мир, не имеет свет жизни, и наука не знает замысла природы.
И вот мы смотрим на Иисуса Назарянина, сына плотника, от Рождества которого – летосчисление, имя которого свято в народах. Воскрешая мертвых, исцеляя слепых, Христос как будто говорит нам: «кто может человеческим умом постигнуть это?» Обращаясь к нашему сердцу, задает вопрос: «какова цена этой добродетели?»
Так «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» – как и предсказывали пророки – … и Библия, прежде всего - исторический документ.
Чтобы понять жизнь, недостаточно научного света. «Ученый подобен мальчику, играющему цветными камешками на берегу океана, не зная всей глубины его», – говорил Исаак Ньютон.
А чтобы судить о Библии и учении Христа, мало видеть заблуждения отдельных теологов и псевдо-христиан. Писание богодухновенно, глубже философской и этической мысли.
Возможно, близок был здесь Вернер Гейзенберг – один из создателей квантовой механики, размышляющий о «едином источнике всякого понимания».
В преддверии духовного откровения был Гете, выражая свой взгляд на познание природы: «Любовью только приближаются к ней».
– Да будет так: любить жизнь, в каждом взоре находить удивление – это благословенно.
Но мудрость Христа – это свет такой ясности, который видит жизнь из будущего, а человека познает изнутри. Иисус знал, куда идет.
Не опрометчиво ли мы поступим, не внимая слову: «Я есмь путь, истина и жизнь» из уст явившего совершенный пример кротости и самоотречения?
Математику природа открыла красоту ее незыблемых законов; художнику – цвета и тона, изящество и грацию форм; добродетели – силу созидательной жизни.
Но есть тайна, открывающаяся младенцам. Жизнь – это сказка! Эту драгоценную жемчужину мудрости Творец являет среди всей россыпи божественной красоты и знаний и многообразного отражения бытия. Записал в историю свой алмазный замысел, совершил золотое действие. Великий фокус понимания, который открывается чистому сердцу.
Как в детской сказке, от своего героя жизнь требует страннолюбия, готовности к доброму делу и подвигу. Здесь есть, также, враги и опасность. И здесь есть победа, есть награда, богатство…
Не уступила жизнь сказке и в том, что в событиях евангелия в распятии Сына Божьего явившийся образ юродства и трагедия преображаются в новую жизнь: «Немощное восстает в силе и отвергнутое во славе».
И самое удивительное в Сказке Жизни то, что Сам Автор воплощает Себя в главном герое, являясь нам и давая выбор принять преображение для нового совершенного Царства Жизни. И это уже – что «ни в сказке сказать, ни пером описать», ибо «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что Бог дает любящим Его».
Трудно заставить «взрослого» и «знающего» человека поверить в сказку. Но ясно одно – что он всеравно не имеет свет жизни. Примите на всякий случай слова Иисуса: «Я – свет Миру. Кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
– Да благословит Вас Господь! Нам с Санькой пора маму встречать…
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 3368 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Та *церковь*... - Сергей Сгибнев Я не знаю что это. Повесть ли, рассказ ли...? Нечто, что давно копилось в заметках, в отрывках, в неясных образах. Условное название произведения - *Та "церковь* может измениться впоследствии. Посмотрим, что получится. Если покажется скучным - скажите, отменим.