«Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф.25:14-30)
Если проповедник прочитал эту притчу в собрании христиан, то все знают, о чем сейчас пойдет речь... И действительно, человек с кафедры, обращается к братьям и сестрам которые, по его мнению, мало трудятся для Господа, а ведь могли бы сделать больше, но... зарывают свой «талант». А ведь грозная концовка этой притчи должна пробудить ленивых христиан, чтобы они возревновали о своем спасении. Иначе у них отнимется то, что имеют! Иначе плачь и скрежет зубов! И эта притча, когда то рассказанная Иисусом, в устах проповедника превращается в плетку, которой он подгоняет нерадивых христиан в Небесные обители.
И человек, верящий, что он слушает Слово Божие, попадает логическую ловушку. Так как честный христианин скромно думает о себе, то он думает, что он имеет один талант. Он начинает анализировать свою жизнь, и ПРИХОДЯТ мысли, а не закапываю ли я в действительности свой талант? Может я мог бы сделать больше?
И одни начинают, что называется «лезть из кожи», не считаясь с потерями. Они начинают просто таки калымить, зарабатывать очки и баллы, и, по сути, поступками приобретать спасение. (В потери могут попасть отношения между супругами, между родителями и детьми, на них просто не хватает времени, ведь надо служить Господу). Тут о даре Вечной Жизни уже и говорить не приходится. Какой дар, когда я сам приобретаю. Для оправдания своего поведения такие гастарбайтеры любят цитироавать из Павла: «...не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. »( Фил.3:12), или «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.»(1Кор.9:24). Вот они и бегут, религиозные предприниматели – быстрее, выше, сильнее.
Другие слушатели впадают в легкое уныние, которое может перерасти в депрессию и не смеют глаз поднят на небо. И как следствие — пропадает дерзновение к Богу, смелость во взаимоотношениях с Ним. Такие любят повторять за мытарем: «Боже будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18:13) Их уделом становится психология «бедных родственников», психология НЕ ПОМИЛОВАННЫХ Иисусом. Дьявол любит навязывать чувство вины.
Распространение получило мнение, что понимать эту притчу нужно в том смысле, что каждому христианину Бог дает определенные способности - таланты, которые нужно использовать для служения Ему. И если последователь ленится и не использует свой талант как должно, то Господь отправит такого туда где «плачь и скрежет зубов», короче в ад.
Да действительно каждый христианин имеет свои способности, да возможности у всех разные. Но ведь искренние христиане трудятся для Бога не из страха наказания, а из любви к Нему. Служения некоторых последователей видны всем и кажутся «большими», а труд других христиан незаметен, но от этого он не становится «меньше». Вспомнить хотя бы лепту вдовы. Причем не понятно где проходит граница между достаточным количеством добрых дел и не достаточным. И вообще «меньше», «больше», это не нам судить. Где критерий оценки, где та линейка, которой измеряют коофицеент полезного действия христианина?
И самое главное, такое понимание в корне противоречит учению Иисуса о благодати. Христиане, это те люди, которые получили Жизнь Вечную даром, а не за добрые дела. И после их физической смерти, Иисус берет их к Себе не за количество добрых дел, а потому что они Его, потому что они верны Ему, потому что Он верен Своему слову. В этом Завет между Богом и Его рабами. Если мыслить иначе…тогда зачем жертва Иисуса, если каждый через труд может попасть на небо.
Любителям «механического толкования» нужно было бы обратить внимание, что в этой истории, придуманной Иисусом, злой раб не то, что мало трудится, он вообще не работает, он не сделал нечего, даже попыток послужить хозяину. Значит, сравнивать его с христианином, который «мало» служит Богу, ну никак нельзя. Ведь любой христианин, пусть даже самый слабый, но что, то делает. А этот из притчи – ВООБЩЕ НИЧЕГО!
Благодарение Богу, есть Иисус Христос, который успокаивает «трудящихся и обремененных», исцеляет «сокрушенных сердцем» и отпускает «измученных на свободу»!!!
Итак, о чем эта притча? Что хотел сказать Иисус этой историей? Кто этот «лукавый раб» дерзко упрекавший господина и выброшенный во тьму?
Для начала вспомним, что Иисус говорил тематично. И для раскрытия какой либо темы, Он мог использовать разные истории, но говорящие об одном. (Например: притча о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне, по существу составляют одну тематику). Так и в этом случае.
Спутник Павла, Лука, приводит притчу Иисуса очень похожую на притчу о талантах. Только там есть небольшие детали, которые помогут нам пролить свет на смысл историй рассказанных Иисусом. Приведем ее полностью:
«Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.» ( Лк.19:12-27)
Отличие этой истории практически лишь в том, что там «таланты», а здесь «мины» Но здесь Иисус добавляет некоторых персонажей – «граждане ненавидящие человека высокого рода». Причем свою ненависть они выражают открыто. Они не хотят, чтобы Господин царствовал над ними. Понятно что, под господином Иисус имел себя ввиду. У Иисуса были и есть ОТКРЫТЫЕ враги и противники, которые не признают Его власть и не хотят, чтобы Он царствовал над ними и своего мнения они не стесняются.
Но самый опасный враг, как известно не открытый враг, а СКРЫТЫЙ. Он открыто не выражает свою вражду и ненависть. Он, с виду не враг, а даже напротив – готов служить. Такой даже в слуги записывается.
Вот и в этих притчах, описан человек, который открыто не выражал своей ненависти, но записался в слуги и взял серебро. Он открыто не выступал против Господина. Но служить Ему не хотел НИКОГДА. Когда же вернулся Господин, этот обман вскрывается и лжеслуга уже открыто и дерзко сам обвиняет Господина. И вся ненависть, скрывавшаяся до времени, выплескивается наружу.
Именно таким лжепоследователям Иисус скажет: “Я никогда не знал вас”. На эту тему о лжепоследователях, обман которых откроется, как бы эти актеры не гримировались, Иисус говорил и другими притчами: например “о плевелах» (Мф.13:24-43). Плевелы, которые суть сыны лукавого растут рядом с пшеницей, но это только до «жатвы». Или в других словах Иисуса: “Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.” (Матф.7:23 )
Так и в наши дни есть лжеслуги, лжехристиане, которые записались в последователи Иисуса и выдают себя за слуг Господних, но на самом деле они Христовыми не были НИКОГДА и обман их вскроется, и слова оправдания их будут против них.
Это лжебратья и лжесестры, которые могут сидеть рядом с вами на собрании (особенно в большом) или петь в хоре (сцена их слабость) или учат вас жить с кафедры (Библия для них – цитатник Мао Цзедуна). Они трудятся не для Господа, а для своего тщеславия. Они верны в малом, но кидают по крупному.
Впрочем, эта тема не нова, так было и в Израиле, в котором были истинные Израильтяне и те, кто таковыми были лишь снаружи. Именно таким лжеизральтянам Иисус сказал: «Ваш отец диавол» (Иоан.8:44)
Истинные же последователи Иисуса, отдали Ему свои сердца, и трудятся для Него из любви, а не из страха наказания. Они думают о себе скромно, Они знают, что каждого из них возлюбил Господь, поэтому сердца их спокойны за будущее. И все что они сделают – много или мало, не их заслуга, т.к. это не они действуют, а Дух Божий. Верующий в Иисуса не будет, судим по делам. Христианин на суд не приходит, как подсудимый. Он явится туда как судья и свидетель, «ибо верен Обещавший» (Евр.10:23).
Александр Дмуха,
Барнаул, Россия
Христианин.Не принадлежу к массовым конфессиям. Принадлежу Иисусу.
1970 г.р., женат, трое любимых детей, юридическое образование. Интересы: Библия, книги, философия, история, политика, археология, спорт. e-mail автора:dm-70.LPV@mail.ru сайт автора:В ВЕРЕ
Прочитано 8440 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
есть правильное на мой взгляд высказывание : ты не можешь спастись делами но покажи твое спасение \хотя бы самому себе\ из своих дел.
Благословений. Комментарий автора: А смысл?
Михаил Пушкарский
2010-02-18 15:29:20
Я думаю, что каждый христианин имеет тот один талант. То, что мы имеем "власть быть чадами Божьими" - в этом мы имеем дар молитвенного общения с Отцом Небесным. В молитве мы способствуем приближению Царства Небесного и исполнению замысла Творца.
В общем, молитва в воле Господней - один талант, кторый имеет каждый христианин. Комментарий автора: Эта притча о лжепоследователях. А вся декорация: таланты и прочее ...вообще смысла не имеют.
И еще: я что то не понял как это по вашему" В молитве мы способствуем приближению Царства Небесного"?
Его не надо приближать "вручную". Оно уже наступило для христиан. Не понимать это даже как то странно. Христос содал свое Царство непоколебимое, в которое входит всякий уверовавший в Евангелие. Это царство не имеет внешних границ. Оно там где люди живут по учению Иисуса.
виктор киселёв
2010-07-11 16:38:16
Не понял коментарий автора статьи относительно границ царства Божьего!
Молитва, которую дал Господь Своим ученикам, сказав, молитесь так, содержит следующее: - Да придет царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле КАК и на небе.
На набе Его воля исполняется, а на земле ещё не так, как это должно быть.И когда на земле Его воля будет исполняться как и на небе, это будет признаком, что Церковь достигла полного возраста Христова,Мужа совершенного.
А на сегодняшний день можно найти хотя бы одного из верующих, кто подобно Иисусу исполнял Его волю во всей полноте? Комментарий автора: Как только человек покается и станет Христианином, а значит станет жить по воле Божией, так он входит в Царство Христа, в Царство Божие. Он живя на земле и являясь гражданином какого нибудь государства, одновременно является гражданином Царства Иисуса.
Эту же мысль Павел так иллюстрирует: "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу."(Еф.2:19)
Или выражение "Раб Господень". Рабы как известно выполняли волю своих господ. Поэтому человек живущий по воле Бога и называется Раб Божий. Тут нет середины. Или ты раб или нет.
Или ты в воле Господа или нет.
Иван Онюшкин
2011-03-10 14:45:38
Иеремия 48
10 Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!
Николай Волгин
2011-06-02 07:43:25
Дорогой Саша! Это, что ты пишешь, всего лишь литература на религиозные темы. Кому она нужна - не знаю! Может тебе? Скорей всего. Ты не хочешь снизойти до церквей поместных (деноминаций),как ты говоришь. И тем лишаешь себя участия в премудрости Божьей, Его смирении, Его познании, Его самоотречении, Его любви к несовершенным Его детям. Твоя повседневная жизнь не наставляет ищущих Бога, твоя позиция не известна верующим собирающимся в церкви, она не умудряет пастырей, она не свидетельствует им о благочестии, познании в любви к ближним Слова Божия, о самоотречении себя в угоду Господу о котором мы говорим. Да не надеется человек получить познание от Господа не делая того, что перечислено выше. С уважением, Николай Волгин. Комментарий автора: Николай!По вашему отзыву на эту серьезную и глубокую статью можно с уверенностью судить о вашем духовном состоянии. Оно - никакое! Годы хождения вами в какую то общину ничего вам не дали, кроме духовного невежества, преподанного вам в изобилии. Пришли раз в неделю, посидели два часа и пошли с чувством выполненого долга. И все кто не ест отрыжку ваших горе учителей, вам не друг. На него вы смотрите свысока
Леон
2012-05-12 21:24:29
Немножко смахивает на призыв "плыть по течению". Don`t worry. Be happy. Есть вдохновение - тружусь для Господа, нет вдохновения - не тружусь. Нет вдохновения всю жизнь - могу всю жизнь и не трудиться для Него. Попробовали бы вы на своей работе так сказать - у меня нет вдохновения или откровения сегодня работать, долго бы вас начальник терпел?
Леон
2012-05-12 21:27:45
Рекомендую вам прочитать книгу "Тайные христиане", автор брат Андрей. Возможно, это поможет вам понять, к чему нас ОБЯЗЫВАЕТ высокое звание христианина. Комментарий автора: Отвечу вам словами из детской песенки:"Дружба - это не работа!"
Ярослав Ильин
2014-09-28 12:35:21
Смелее братья. Все равно мы земным владыкам, что кость в горле собакам. Гром их разрази.
Алла Мурина
2022-02-17 07:54:00
Каждый уже имеет один талант, но не надо его прятать в землю, а творить любые дела, как перед лицом Бога!