Для ТЕБЯ - христианская газета

ДУША И ТЕЛО
Проповеди

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

ДУША И ТЕЛО


Человек состоит из тела и души, причем каждый из этих элементов сам по себе не составляет человека. Святой Иустин, философ и мученик, говорит, что душа сама по себе не есть человек, но зовется "человеческой душою". Точно так же и тело называется не человеком, но "человеческим телом".
"Итак, если ни то, ни другое из двух само по себе не является человеком, человеком же называется то, что составляется из них обоих, а Бог призвал к жизни и воскресению человека, то не часть его призвал, но всего целиком, то есть и душу, и тело"9.
Душа, как мы отметили, создана вместе с телом. Эмбрион "приобретает душу при зачатии". Душа создается в момент зачатия, и "после того душа действует столько же, сколько и плоть; ибо вместе с ростом тела и она проявляет свою деятельность .
Между душою и телом существует четкое различие, поскольку "душа будет не телом, но бестелесною" (Свт. Григорий Богослов. PG. Т.10. Col.1141). Тем не менее совершенно невозможно, чтобы душа или тело оказались существующими или были так названы вне всякой связи и зависимости друг от друга. "Ибо связь неразрывна"10.
Древние философы считали, что душа находится в какой-то определенной части тела, тело является темницей души, и ее спасение заключается в освобождении от тела. Святые отцы учат, что душа разлита по всему телу. Святитель Григорий Палама говорит, что ангелы и душа, будучи бестелесными существами, "не находятся в определенном месте, но не находятся и повсюду". Душа, которой принадлежит тело, созданное вместе с нею, "находится по всему телу, а не в одном месте, и не она содержится в нем, но сама владеет им, содержит в себе и оживляет его, имея и его по образу Божию"
Душа приводит в движение тело и распоряжается им и всеми его членами. Согласно учению Православной Церкви, Бог управляет миром лично, без тварных посредников, но с помощью Своей нетварной энергии. Таким образом, как Бог управляет природой, точно так же и "душа движет члены тела и направляет каждый из них к свойственному ему действию" (Св. Григорий Синаит. . Следовательно, "как дело Божие – управлять миром, так дело души – править телом" (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.292).
Святитель Григорий Палама, подробно рассматривавший связь между душою и телом, говорит, что к душе относится то же, что и к Богу. В душе неизменно содержатся "все промыслительные силы тела". И даже если некоторые члены тела терпят ущерб, "если будут вынуты глаза и оглохнут уши", число промыслительных сил тела не становится меньше. Душа не сводится к этим промыслительным силам, но обладает ими. Несмотря на присутствие в ней промыслительных сил, душа "едина, проста и несложна", а не "множественна и сложна" (Свт. Григорий Палама. Триады... С.323-324).
Очень характерно, что здесь святитель сопоставляет душу в ее отношении к телу и Бога в его отношении ко всей твари. Бог управляет миром при помощи Своих промыслительных сил. Бог обладал промыслительными силами еще до того, как был создан мир. Кроме того, Он многосилен и всесилен, но единство и простота Божий не нарушаются из-за наличия у Него сил (там же). Отсюда ясно видно, что душа создана "по образу Божию". Все, что относится к Богу, по аналогии может быть отнесено и к человеческой душе.
Святитель Григорий Нисский говорит, что душа бесплотна и бестелесна, она "действует и двигается по своей природе и проявляет свои движения через телесные органы" (PG. Т.46. Col.29). Тот же святой в афористичной форме учит, что не тело обладает душой, но она сама обладает телом. Она не пребывает в теле как в сосуде или мешке, но, скорее, тело пребывает в ней, и "нет части, освещенной ею, в которой она не присутствовала бы целиком" (PG. T.45. Col.217).
Основной вывод относительно связи души с телом заключается в том, что душа находится во всем теле, и нет такой части человеческого тела, в которой не присутствовала бы душа; сердце – это главная разумная сокровищница души, там находится ее центр, но не как в сосуде, а как в некоем органе, который управляет всем телом; хотя душа и отлична от тела, но все же теснейшим образом связана с ним.
Церковь часто говорит о падении человека и о смерти, появившейся в результате этого падения. Телесная смерть последовала за духовной. Душа утратила нетварную благодать Божию, ум же потерял связь с Богом и подвергся помрачению. Это помрачение и омертвение он передал и телу. По словам преподобного Григория Синаита, тело "создано нетленным, каковым и воскреснет", душа же – бесстрастною. Поскольку же между телом и душою из-за их сочетания и взаимного влияния существовала теснейшая связь, то оба они растлились, причем "душа окачествовалась страстями, паче же бесами, а тело уподобилось скотам несмысленным и погрузилось в тление". Когда же душа и тело были развращены, то "составили единое скотоподобное существо, несмысленное и неразумное, гневу и похоти работное. Вот как человек приложися скотом несмысленным и уподобися им всячески, как говорит Писание (Пс. 48:13)" (Добр. Т.5. С.195). В результате падения душа исполнилась страстей, тело же уподобилось скотам. Человек облекся в "кожаные ризы" тления и смертности, уподобившись бессловесным животным.
Эта немощь, пленение, нечистота и омертвение души превосходно описаны в святоотеческих сочинениях. Каждый грех является повторением Адамова греха, и каждым грехом мы подтверждаем помрачение и омертвение падшей души.
Когда человек предоставляет свободу чувствам и через чувства ум рассеивается из сердца, наступает пленение души. "Разрешение чувств налагает узы на душу", и эти узы равносильны помрачению. "Заход солнца производит ночь; уходит Христос из души – и мрак страстей объемлет ее, и мысленные звери разрывают ее на части" (Св. Феолипт, митрополит Филадельфийский. Добр. Т.5. С.166). Душа впадает в непроходимый мрак, и бесы действуют в ней. Человека объемлет безлунная ночь Болезнь души в действительности заключается в ее нечистоте. "Нечистота души состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего рождаются в уме страстные помыслы" (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.202). Нечистая же душа – это, согласно преподобному Максиму, "душа, наполненная помыслами похотными и ненавистливыми" (Добр. Т.3. С.164
Душа мертва, если она не действует по естеству.
"...Когда в душе нет ничего здорового, она, хотя и кажется живою, мертва... И если она не заботится о добродетели, но грабит и творит беззакония, то как я могу сказать, что у тебя живая душа? Потому что ты ходишь? Ходят и бессловесные твари. Потому что ешь и пьешь? Это делают и звери. Может быть, потому, что ты прямо стоишь на двух ногах? Отсюда всего яснее, что ты – человекообразный зверь" (Свт. Иоанн Златоуст. PG. Т.61. Col.439).
В учении апостола Павла мертвый человек зовется "плотским" или "душевным". В своем послании к Коринфянам апостол пишет, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1Кор. 2:14), а так же: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1Кор. 3:3). По словам профессора отца Иоанна Романидиса, выражения "душевный", "плотской" и "поступаете по человеческому обычаю" имеют одинаковое значение11. В других местах своего исследования этот автор пишет, что "плотским и душевным человеком называется весь человек, состоящий из души и тела, если ему недостает действия Святого Духа, делающего нетленным"12. "Когда человек не следует Духу, он лишается животворящей энергии Божией и становится душевным"
Святые отцы описывают и некоторые способы, с помощью которых душа воскресает, животворится и исцеляется. Печаль по Боге, то есть покаяние, отнимает похоть, "похоти же отъятие есть воскресение души" (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.292). Преподобный Антоний, великий раб Божий, говорил, что нам необходимо очищать ум : "Ибо я верую, что он, будучи всесторонне очищен и пришедши в естественное свое состояние, может сделаться прозорливым и видеть более и далее демонов, имея в себе дающего откровения Господа" (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр. Т.2. С.197). Это значит, что святой советует нам очищать мысль. Замечено, что, когда человек удерживает свой ум в чистоте от помыслов и различных образов, он может сохранить в чистоте и свою душу.
Феолипт, митрополит Филадельфийский, учит: "Когда, прекратив внешние развлечения, ты укротишь и внутренние помыслы, тогда ум начнет воздвигаться к делам и словам духовным". Старание удержать свой ум в чистоте и освободиться от внешних развлечений приведет к тому, что в результате в нас обнаружится ум, который незадолго до этого был мертвым и как бы незаметным. Вот почему тот же Феолипт призывает: "Итак, прекрати беседы внешние и со внешними, пока обретешь место чистой молитвы и дом, в котором обитает Христос" (Добр. Т.5. С.166). Сердце, как нам придется заметить в другом месте, – это дом, где обитает Христос, и мы сможем открыть его, только когда будем подвизаться ради безмолвной жизни и бороться против господствующих в нас помыслов. Чистота ума имеет большое значение. Этот путь прост, но всеобъемлющ, и он приносит душе человека великую пользу, делая ее храмом Святого Духа.
Святитель Григорий Палама пишет, что мы подвизаемся, чтобы изгнать из тела закон греха (Рим. 8:2) и, подчинив это тело надзору ума, в дальнейшем установить для каждой способности души и каждого члена тела подобающие им законы. Ощущения мы обязываем к воздержанию, страстную часть души – к любви, разумную же улучшаем, устраняя с ее пути все, что препятствует мысли в ее восхождении к Богу, и называем это трезвением. Когда человек очистит тело воздержанием, укротит гнев и похоть божественной любовью и принесет Богу свой ум, очищенный с помощью молитвы, тогда он "получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем" (Свт. Григорий Палама. Триады... С.42).
Преподобный Максим, стоя на почве православного предания, призывает:
"Раздражительную силу души обуздывай любовию; вожделевательную умерщвляй воздержанием; мыслительную воскрыляй молитвою; и свет ума никогда не помрачится в тебе" (Добр. Т.3. С.225).
Исцеление немощной души, оживление мертвого ума, очищение нечистого сердца достигаются не с помощью советов или лекарств, но через аскетические предписания Церкви: воздержание, любовь, молитву и хранение ума от сатанинских прилогов, приходящих через помыслы. Поэтому мы убеждены, что православное предание имеет огромное значение для нашего времени. Только оно в состоянии освободить человека и исцелить его от угнетенности и беспокойства, этих последствий душевной смерти.
Н.Е. ПЕСТОВ

Об авторе все произведения автора >>>

Светлана Корней Светлана Корней, ЭСТОНИЯ
Не для житейского волнения, не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновения, для звуков сладких и молитв.
А. С. Пушкин
e-mail автора: sveta_babak@mail.ru
сайт автора: Духовная поэзия Классики и современники

 
Прочитано 4880 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Фёдор Капинос 2009-11-09 21:11:56
Я искал, когда Церковь уклонилась от чистоты во Христе, и не находил, потому что искал после Соборов. (Думал, что "милости" Константина привели к торжеству всяких заблуждений) А "Святой Иустин, философ и мученик" был раньше. Учась в ДВГУ, я узнал о нём, и внутри как щёлкнуло - это Он.
А его смерть, (потом, когда искали "героев") "освятила" его заблуждения...
Почитайте историю, вовсе он не святой.

 Комментарий автора:
Предлагаете копаться в грязном белье? увольте. я занимаюсь познанием истины и себя

брат Cева 2009-11-10 03:54:14
Mир вам. B статье огромные ошибки: человек имеет - душу, дух и тело, как Бог имеет три лица, так человек три состава, у грешника дух убит грехом, дела плоти умертвили дух : блуд, пьянство, убийство, воровство и т.д - Галатам 5 глава.
 Комментарий автора:
НИКАКИХ ошибок нет. Зддесь рассматривается взаимопроникаемость дущи и тела, дух не отрицается. Он не рассматривается в данной статье, так как тема о теле и душе, о духе - позже, отдельно.
А вот у вас, ошибка. Дух не может быть мертв - ибо он вечен, но он может находится в спящем состоянии.

Dominic 2009-11-10 10:22:14
Прочитайте послание к Галатам 2 гл. - здесь говорится о том, как мы были мертвы и воскресли со Христом. Как раз - дух бывает мерт или жив. После грехопадения - дух мертв, пока Господь не оживит(воскресит) его.
 
Любовь 2009-11-10 10:28:53
Перекатано начистую из интернета.Причем от разных авторов.
Эта статья в основном от Митрополита Ирофея Влахос:
"Человек состоит из тела и души, причем каждый из этих элементов сам по себе не составляет человека. Святой Иустин, философ и мученик, говорит, что душа сама по себе не есть человек, но зовется "человеческой душою". Точно так же и тело называется не человеком, но "человеческим телом". "Итак, если ни то, ни другое из двух само по себе не является человеком, человеком же называется то, что составляется из них обоих, а Бог призвал к жизни и воскресению человека, то не часть его призвал, но всего целиком, то есть и душу, и тело" 9. Душа, как мы отметили, создана вместе с телом. Эмбрион "приобретает душу при зачатии". Душа создается в момент зачатия, и "после того душа действует столько же, сколько и плоть; ибо вместе с ростом тела и она проявляет свою деятельность"
Творчество Светланы- в ее плагиате. Катает статьи других, зачастую не понимая смысла.
Удачи в дальнейшем плагиате и обезьянничестве , уважаемый "автор".
 
крылов олег 2009-11-10 11:36:44
Статья ,сама по себе,очень полезная.Дух Божий,который был дан человеку однажды и навсегда,присутствует во всех людях-праведниках и грешниках,с той разницей,что Дух Божий или Дыхание Жизни,у грешника или неверующего,не освящается Духом Святым,т.к. нет покаяния,веры,крещения.
В отношении авторства,я читал все первоисточники,из которых используются цитаты,но кроме этого в статье присутствуют и мысли и мнение автора,а плагиат это нечто другое.Приводить цитаты или ссылки с указанием автора и источника, плагиатом не является по определению.В противном случае,в плагиате можно обвинить любого ,кто занимается написанием работы или реферата.Спасибо.
 
Иван Онюшкин 2009-11-15 11:40:58
Поверив слову сатаны,
Разгневалась на Бога Ева
И, разлюбивши вмиг Творца,
Вкусила тот запретный плод.
Не знала только вот она,
Что станет совершенным
Орудьем искушения;
Что дух умрет для Бога,
Оживши для греха;
Плоть станет смертной и больной,
Наполнит душу грех и тьма;
Любовь уйдет, вместо нее
Получим мы добро и зло.
Потом мы будем говорить:
«Не буду я добра творить,
Чтоб зло в ответ не получить».
– А что такое «человек»?
Творенье, образ Бога,
Подобие Творца.
Как и Господь – он триедин:
Он дух, душа и тело.
Он дух, имеет душу
И в теле он живет.
Тело – это Божий храм,
Общий двор – душа,
Дух – святых святая.
Сердце – это дух,
Кровь – это душа,
Мышцы, кости – тело.
Гордость – это дух,
Похоть глаз – душа,
Похоть плоти – тело.
Разум – это дух,
Эмоции – душа,
А поступки – тело.
Дух руководит,
Тело исполняет,
А душа страдает.
Мысли – это дух,
Душа – переживание,
Тело же – дела.
Какие мысли человека –
Таков его и дух,
Таков и человек.
Совесть – это дух,
Стыд – это душа;
Подсознанье – дух,
Сознание – душа.
«Совесть судит, стыд казнит,
Щоки пламенеют».

 
Иван Онюшкин 2009-11-24 16:15:44
Светлана, вы и вправду считаете, что Бог меня не обделил талантом?
И еще - мне важно ваше мнение по каждому произведению. Давайте будем работать. И скажите, где можно найти материал о стихосложении.
 Комментарий автора:
У вас действительно, есть талант, и я уверена, что у вас все получится. Разборку ваших произведений сделаю, и вы сможете произвести работу над ошибками. Материалов по стихосложению в интернете много. Просто введите в поисковик - стихосложение и найдете много сайтов. Выберете тот материал, который вам будет более всего понятен, хорошо и просто изложено на сайте стихи ру. Ссылки на материалы есть здесь на форуме в разделе христианское творчество

Александр Карнаухов 2010-02-19 01:09:48
Очень понравилось - но почему так устроено все? стараешься стараешься -а в итоге тебя обижают. Ты открыт -а над тобой смеются. Особенно над наивностью - смеются, или над простым вопросом. Порой я ругался в ответ, а теперь стал понемногу замечать -чем жестче ко мне -тем еще правильнее стараюсь быть я, дабы стараюсь не обижать окружающих... не доводить до выбиения зубов, т е научиться жить в гармонии с миром (хоть он заставляет делать на мой взгляд не добрые часто дела), а не бороться с ним, и одновременно не делать так как делают тебе в ответ на вроде безобидные поступки. Уверен - все это к лучшему)
 
Анатолий 2013-03-06 17:03:40
Вопрос, души и тела - будоражит человека по сей день. Это мое виденье - дуальность, а точнее, двойственность, говорит о том что тело и душа совсем разное. Они развиваются вместе, но не совместимы. Душа - это набор человеческих качеств. Да! Это Бог дал человеку, в земных условиях он дал и полную свободу, а материя и так свободна. Так человек в земном времени движется к совершенству или Я (что одно и тоже). В БИБЛИИ мы встречаем изречение - живите по человечески - и это основа.
 
читайте в разделе Проповеди обратите внимание

"Воистину воскресе?" - Николай Погребняк
Не о том, чтобы вы помнили о Пасхе круглый год, хочу увещевать я вас: ибо для нас, для членов Тела Христова, безмерно мало просто помнить и возвещать о воскресении Иисуса Христа. Верные должны собою являть Христа воскресшего. Если нет сей силы Духа в вас, то чем тогда вера ваша отличается от неверия людей мира сего?

На Сретение - Эрик

А ваша праведность превзошла праведность фарисеев ? - Николай Карпов

>>> Все произведения раздела Проповеди >>>

Поэзия :
Хто Творець? - Люба Охман

Поэзия :
Когда моя плоть умирала - сергей рудой
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти

Поэзия :
Уже недолго ждать... - Алла Войцеховская

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Проповеди
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100