На берегу малоизвестной речки Ушаковки, что впадает в Ангару, возвышается деревянный крест. Это место, где был расстрелян Александр Васильевич Колчак - одна из ярких и противоречивых фигур прошлого века. Никто не знает бросили ли его тело в прорубь, а по весне вытащили и похоронили в соответствии с христианским обрядом, или оно так и осталось на дне.
Жизнь российского адмирала обросла легендами. Его судьба, как и революционная Россия начала двадцатого века, носит отпечаток неясности. Колчак жил во время, которое невозможно понять однозначно – нельзя определенно сказать: кто был прав, а кто виноват в той гражданской, братоубийственной войне. Одни слепо прорывались к неопределённому будущему, другие хотели вернуть дореволюционную Россию, не соглашаясь принять тот факт, что прежней страны уже нет. Сложно сказать, кто был прав или виноват в те годы. Красные и белые шли на жестокие меры, преследуя свои, как им казалось, высокие цели, ради которых не боялись идти по головам, рушить семьи, обвинять в предательстве, убивая своих соотечественников.
Недавно вышедший на экраны фильм “Адмиралъ”такой же неоднозначный, как и история нашей страны. Он повествует не только о событиях прошлого и удивительной любви, но и о долге, чести, нравственности, умении сохранять достоинство и выдержку в любых обстоятельствах.
После отречения императора Николая II от престола, власть в стране переходит к Временному правительству. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак пребывает в Петроград для консультаций с Александром Фёдоровичем Керенским. После этого он выезжает по делам за границу и возвращается в Россию после Октябрьской революции. В 1918 году тайным голосованием Совета Министров Колчак избирается Верховным Правителем Российского государства и Верховным Главнокомандующим. Позади долгая карьера, являющая собой преданность Родине и жертвенную самоотдачу. Колчак известен как исследователь сибирской Арктики. Участник русско-японской войны, он командовал миноносцем “Сердитый”, затем артиллерийской батареей в Порт-Артуре. Организатор успешной минной войны на море, он был награждён различными орденами и золотым оружием “За храбрость”.
После вышесказанного может сложиться некое идеальное представление о личности адмирала Колчака, что мы и видим в фильме. Но несомненно, что у Александра Васильевича были и отрицательные стороны харрактера, не зря его личность столь противоречиво трактуется историей. Его характеризуют как диктатора, противника демократии, человека вспыльчивого и жестокого. Барон Бунберг так описывал Колчака: “Несомненно это очень нервный, порывистый, но искренний человек”.
В жизни адмирала было много побед и немало поражений. Была и любовь, пережившая его самого: необычайная женщина, которая следовала за ним везде – Анна Васильевна Тимирёва. История любви адмирала А.В. Колчака и А.В. Тимирёвой столь же неоднозначна. С момента их знакомства до расстрела адмирала прошло пять лет, большую часть которых они жили порознь, ведь каждый из них уже состоял в браке. Бывало они не виделись месяцами, а если и встречались, то урывками. Софья Колчак, жена адмирала, как-то призналась подруге: “Вот увидишь, он разведётся со мной и женится на Анне Васильевне”. Так и случилось. Тимирёва развелась с мужем и стала гражданской женой Колчака.
Неверно будет сказать, что их поведение по отношению к своим семьям было правильным, но давайте посмотрим на их взаимоотношения. Анна Васильевна первой призналась ему в любви, а он, уже давно и, как ему казалось, безнадёжно влюблённый, ответил: “Я не говорил вам, что люблю Вас”. – “Нет, это я говорю: я всегда хочу видеть Вас, всегда о Вас думаю, для меня такая радость видеть Вас”. И он, смутившись до спазма в горле, вымолвил: “Я Вас больше, чем люблю”. И все будут знать об этой любви, такой нежной и тёплой, искренней и сокровенной. Она была готова следовать за ним повсюду, не боясь ареста. Она хотела поддержать его, помочь сохранить его достоинство в эти последние часы перед концом. Она ещё долго расплачивалась за свою любовь после его расстрела, за то, что находилась в его окружении.
Из писем Анны Васильевны Тимирёвой: “Разве я не понимаю, что, даже если бы мы вырвались из Сибири, он не пережил бы всего этого: не такой это был человек, чтобы писать мемуары в эмиграции в то время, как люди, шедшие за ним, гибли за это. Последняя записка, полученная мною от него в тюрьме, когда армия Каппеля, тоже погибшего в походе, подступала к Иркутску: “Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось – только бы нам не расставаться”. На самом деле его последняя записка Анне, написанная за несколько часов до расстрела, так до неё и не дошла: “Дорогая голубка моя, я получил твою записку, спасибо за твою ласку и заботы обо мне… Не беспокойся обо мне. Я думаю только о тебе и твоей участи… О себе не беспокоюсь – всё известно заранее. За каждым моим шагом следят, и мне очень трудно писать… Пиши мне. Твои записки – единственная радость, какую я могу иметь. Я молюсь за тебя и преклоняюсь перед твоим самопожертвованием. Милая, обожаемая моя, не беспокойся за меня и сохрани себя… До свидания, целую твои руки”.
Кажется, что в этой истории, как и в фильме, много противоречивого, но каждый может извлечь для себя что-то важное. Наша история неоднозначна: невозможно что-либо вырвать из неё, можно лишь извлечь для себя определенный урок. Один историк подметил, что летопись страны – не кочан капусты: «Сколько листьев ни рви – до кочерыжки не доберёшься».
Без любого из великих сынов России мозаика нашей истории не складывается, как и фильм “Адмиралъ”. Неважно насколько он правдив в деталях, или чью идеологию отстаивает, важно то, что в нём есть место чувству долга, чести, нравственности, умению сохранять достоинство и выдержку в любых обстоятельствах и, конечно же, любви. Эти качества необходимо иметь и хранить каждому независимо от обстоятельств.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности