В книге «Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка» дается следующее определение языка: «Язык — это знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации».
Большая Советская Энциклопедия определяет язык, как «стихийно возникшую в человеческом обществе и развивающуюся систему членораздельных звуковых знаков, предназначенную для целей коммуникации и способную выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».
Библейский словарь Эрика Нюстрема трактует язык, как «дар речи, способность, просыпающуюся под руководством Создателя и возрастающую в человеке».
В Иоан. 1:1 сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Читая Бытие 1-ю главу, мы видим, что: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И назвал Бог твердь небом...» (Быт. 1:3,5,6, ...). Данные места Писания однозначно решают извечный спор идеалистов и материалистов о том, что является первичным – дух или материя, и разбивают в прах вышеупомянутые утверждения сторонников материализма о том, что язык – это продукт развития общества. Слово – Бог – является сущим от начала, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Иоан. 1:3).
Итак, Словом Бог сотворил Вселенную. Что же произошло далее? А далее Господь сотворил человека по образу Своему, по образу Божию (Быт. 1:27). И это означает, что все таланты, умения и способности Творца, включая и язык, автоматически перешли к Адаму. Языком человек владел изначально, а не в процессе так называемой эволюции – превращения его из обезьяны. Если б человек был не в состоянии адекватно воспринимать информацию, выраженную языком, то Бог не дал бы ему Свою самую первую заповедь (Быт. 2:16-17) и не доверил бы дать имена всем животным полевым и птицам небесным (Быт. 2:19-20). Язык и мышление тесно взаимосвязаны между собой. Способность мыслить и говорить – вот то, что отличает человека от прочих живых существ. И этим замечательным даром Бог, заметьте, наделил не птиц и не животных, а Свое лучшее творение – человека. Для чего? Во-первых, для общения с Ним. Ведь какой бы умной ни была ваша любимая собака, а обсудить с ней последние новинки литературы и искусства вы не сможете никогда. Высказывать ей свои мысли вы, конечно же, сможете, но общения не получится, так как общение подразумевает не монолог, а диалог, т.е. разговор двух и более участников.
И во-вторых, для прославления Творца. Если мы хвалим друг друга за каждую хорошо выполненную, по нашему мнению, мелочь, то как же надо славить и хвалить Бога - нашего Творца, Который создал все вокруг и у Которого глаголы вечной жизни. Поэтому вся слава и хвала – Ему! И утверждение о «стихийности» возникновения языка неправильно в корне, так как наш Бог – Бог устройства и порядка, у Него на все есть план, и ничто у Него не возникает спонтанно.
Один из героев советского кинематографа когда-то дал определение счастья: «Счастье – это когда тебя понимают». В течение какого-то периода времени на всей земле был один язык и одно наречие (Быт. 11:1) Не было необходимости в такой профессии, как переводчик. Люди прекрасно понимали друг друга, а значит, при общении удавалось избегать всяких неточностей и недомолвок, которые, в силу особенностей того или иного языка, очень часто возникают при переводе различных тонкостей. Но такая идиллия не могла длиться долго, так как первородный грех уже вошел во весь род человеческий через Адама и Еву. И скоро настал момент, когда гордыня заполонила умы людей, и они захотели стать выше Бога (Быт. 11:3-4). Последующее затем смешение языков – Вавилон – и рассеяние народов по всей земле стало наказанием для гордецов. Перестав понимать друг друга, они так и не достигли своей цели.
Этот урок, преподанный Богом еще на заре человечества, призван был показать, что жизнь и смерть — во власти языка. Та или иная нация жива до тех пор, пока жив ее язык. Смерть языка – проклятие. Еврейский народ был рассеян в течение многих столетий по всей земле, но Бог сохранил его язык! На рубеже эпох, будучи вытесненным из широкого употребления арамейским языком, иврит, тем не менее, оставался языком культуры, философии и религии вплоть до 19-20 вв. А затем вновь вошел в обиход и стал государственным языком Израиля. Более того, в 12-13 вв. Бог дал Своему народу еще один язык – идиш, на котором ныне говорит значительная часть населения Израиля. И это все произошло тогда, когда евреи, не имея своего государства, проживали в чужих землях, а потому существовал огромный риск подавления их родного языка местными!
В противовес этому можно привести множество примеров, когда со смертью языка исчезали целые народы. Вот некоторые из языков, которые на сегодняшний день являются «мертвыми» (мертвыми – потому что ни один человек на земле не ГОВОРИТ на этом языке): галльский (был распространен на территории Франции), кельтиберийский (Испания), фракийский (Болгария), скифский (Украина) и, конечно же, латинский язык, или латынь. Да-да, несмотря на то, что латынь широко используется в медицине, на латыни совершает свои богослужения католическая община и латынь является официальным языком Ватикана, язык этот мертв. Поэтому на этом пункте мы остановимся подробнее.
С человеческой точки зрения, латынь является хранилищем всего богатства мудрости древнего мира. Но несмотря на высокие достижения в политической (республика, консулы, сенат), законодательной (многие сентенции Римского права до сих пор используются судебным законодательством ряда стран) и общественно-культурной жизни (проза Цезаря, Цицерона, Саллюстия, поэзия Вергилия, Горация и Овидия, лирика Катулла), Рим так и не стал обителью Слова Божьего, хотя для этого были все условия. Вместо поклонения Иисусу Рим предпочел мудрствования философов, поклонение идолам и вакханалии. По жестокости, с которой преследовали христиан, Рим можно сравнить разве что с периодом инквизиции. Поэтому, несмотря на все упомянутые достижения, в глазах Бога он оказался пустоцветом, деревом, не приносящим плодов. И потому был срублен и брошен в огонь векового забвения. Не надо думать, что язык, как таковой, исчез за один день, т.е., грубо говоря, вечером народ лег спать, еще говоря на латыни, а утром этот язык бесследно исчез. Нет. Процесс «отмирания» латыни занял почти 400 лет (с 200 по 600 гг). Бог готов был в любой момент, как «головешку», вытащить латынь «из огня», но народ, говорящий на этом языке, потонул в диких оргиях, поэтому спасения языка не произошло.
Каждый читающий эти строки может задаться вопросом: «А как же практически Бог изъял из употребления латынь?» Ответ такой: Бог допустил массовое проникновение иноязычного населения (варваров) на территорию Рима. Латинский язык попал под влияние диалектов пришельцев, постепенно ассимилируясь с ними и видоизменяясь. В результате классическая латынь «золотого века» сменилась так называемой «вульгарной» латынью, перенимая все больше и больше характерностей других наречий, пока, как самостоятельная единица, не прекратила свое существование. Все последующие попытки (в эпоху гуманизма) реанимировать латынь (сочинения Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Джордано Бруно, Кампанеллы, отдельные произведения Данте, Петрарки и Бокаччо) не увенчались успехом.
Но даже в своем наказнии Господь милостив. Он дал возможность произойти из латыни целой группе языков – романской.
Кто-то может возразить, что, мол, все это «дела минувших дней», и незачем снова возвращаться к старому. Все это так, но Бог хочет, чтобы из каждой ситуации мы извлекали уроки и впредь не допускали подобного. Как сказал один мудрец: «Прошлое должно помогать будущему, только в этом его предназначение». Тема языка актуальна во все времена. Ведь ни для кого не секрет, что когда происходит порабощение одной нации другой, то первым требованием победителей к побежденным является отречение от родного языка. По данным ЮНЕСКО, из 6000 языков, существующих на Земле сегодня, половина может исчезнуть в течение столетия. Это, в основном, бесписьменные языки Африки, Азии и Америки, где для общения используются английский, французский и ряд других языков.
И у нас в стране тема языка продолжает оставаться разменной картой для многих политиков. Одни уверены, что в условиях государственности украинского языка погибнет русский. Другие глубоко убеждены, что украинский для того и надо возвести в ранг государственного, чтобы уберечь его от подавления русским.
С человеческой точки зрения, это, конечно, правильно. Для того, чтобы язык жил, его нужно активно практиковать. Но давайте взглянем на эту проблему с точки зрения Бога. Возьмем рассматриваемый нами выше пример с латынью. Смогли литературное наследие и государственный статус спасти этот язык от гибели? Ответ мы уже знаем. Значит, не это является панацеей. Тогда вопрос: «Что?» Ответ до того прост, что скептики не поверят. А чтобы ответ прозвучал более полно, давайте вернемся в начало данной статьи и вспомним, для чего Бог дал человеку язык? Правильно, для общения с Богом, а не только друг с другом, и для прославления Творца. И если эти две основные функции выполняются, то язык живет.
Для того, чтобы язык жил, обществу (и каждому индивиду в отдельности) нужно заботиться, в первую очередь, о собственном духовном состоянии. И если народ-носитель языка станет ещй и носителем Слова Божьего, то язык этот до пришествия Иисуса не исчезнет с Земли. Это точно!
Наталья Григорьева
Комментарий автора: Почему «язык»? Почему снова на повестку дня выходит тема – ровесница человечества, у многих набившая оскомину, и день смерти которой тоже определен?
Язык в равной степени является оружием, как сил Света, так и сил тьмы. В разные периоды существования человечества языковая проблема ставила сильных мира сего перед выбором, и от их решения подчас зависела будущность той или иной нации.
Сегодня наша страна находится перед аналогичным выбором, и право выбора – за нами. А окончательную точку поставит Бог.
Данная статья не претендует «на истину в последней инстанции». Это только попытка через откровения, полученные (верю!) от Бога, поставить данную проблему в правильную перспективу.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
=разбивают в прах вышеупомянутые утверждения сторонников материализма о том, что язык – это продукт развития общества=
Если человеческих детёнышей поместить в глухое место то по вырастанию не заговорит не один. Материалисты опять не правы?
=Итак, Словом Бог сотворил Вселенную=
С чего Вы взяли что слово было орудием творца? "И сказал Бог и сделалось так", это человеческое слово выражающее не возможность понять процесс творения.
А "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" это всего лиш попытка Иоана пояснить, что как слово является выражением мысли, так и Иисус есть выражение Бога.
Вы делаете ударение на слове и языке, а главное заключается в даре мыслить, а потом уже говорить. Комментарий автора: ---Если человеческих детёнышей поместить в глухое место то по вырастанию не заговорит не один. Материалисты опять не правы?
>>> Именно, что неправы. Язык - дар Божий, который дан человеку от рождения. Заметьте, что никакому другому живому существу этого дара Бог не дал. Но язык - это как талант: если не развиваешь, то он затухает и сходит на нет. Если детёныши не слышат человеческого языка, то вполне естественно, что они не будут развивать в себе дар, заложенный в них Богом.
---- С чего Вы взяли что слово было орудием творца?
>>> А Вы, Михаил, почитайте Библию. "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет". И так далее. Заметьте, Бог творил всё словом. Не лопатой, не долотом, не граблями, а СЛОВОМ.
----Вы делаете ударение на слове и языке, а главное заключается в даре мыслить, а потом уже говорить.
>>> А как Вы будете мыслить, не умея ГОВОРИТЬ??!!
Левицкая Галина
2009-08-10 19:29:55
Ваша статья мне очень понравилась. Я вполне согласна с Вами: будет жить тот язык, на котором мы общаемся с Богом,на котором мы славословим Его!!!
Благословений... Комментарий автора: Спасибо, Галина! И Вас пусть Господь обильно благословит.
Женя Блох
2009-08-11 05:07:11
Очень интересная статья,Наташа.Могу добавить,что язык идиш тоже в стадии вымирания,т.к. послевоенное поколение в странах где им пришлось выживать и приспосабливаться пользовались наречием этих стран. Комментарий автора: Спасибо, Женя. Печально насчёт идиша... Мне вообще грустно, когда погибает какой-нибудь язык.
Виктор
2009-08-11 17:09:46
Мало ли кто из современных народов Иисуса не исповедует? Так ли уж важен здесь собственно родной язык какого-либо народа? Комментарий автора: Да, Виктор, представьте себе важен. "Всё от Него начало быть, что начало быть". Более того, всё от Него и Им сотворено. Это объективная реальность, и оттого, что кто-то не исповедует Иисуса Богом, а кто-то Его отрицает вообще, Он не перестаёт быть Тем, кем Он есть - Спасителем. И наступит момент, когда перед Ним преклонится всякое колено - небесных, земных и преисподних. Знаете, вопрос духовности и языка представляется мне в виде сообщающихся сосудов, где наполнение происходит лишь со стороны духовности. Сколько бы мы ни залили "жидкости" (духовности), язык всегда будет с ней на одном уровне. Вы можете возразить: "А как же дикие племена Африки, Океании и т.д.?" Сейчас мы наблюдаем активизацию миссионерской работы среди них, так что Бог не допустит гибели кого-то (чего-то), пока о Нём не узнают. Полагаю, что окончательный ответ на этот вопрос мы с Вами узнаем в вечности.
Михаил
2009-08-11 20:18:23
=А как Вы будете мыслить, не умея ГОВОРИТЬ??!!=
Пообщайтесь с глухонемыми, узнаете.
Ваша точка зрения чисто субъективна и подтверждается только Вашей точкой зрения, но не Вашими выкладками из Библии. Комментарий автора: "В начале было Слово, и Слово было у Бога..." (Иоан. 1:1-3). Это Вы называете субъективной точкой зрения?
Так и немые говорят, причём большое количество слов произносят (артикулируют) не жестами, а буквами. То есть, для того, чтобы немому человеку выразить мысль, он тоже должен развить в себе навыки языка.
А вот популярное выражение о собаке "всё понимает, только сказать не может" является полным абсурдом, так как собака, будучи лишённой дара языка, не может облечь мысли в слова. Мысли-то выражаются словами.
Михаил
2009-08-12 21:29:36
Собака, когда сторожит, лает. С чего бы это? Наверное от тупости.
Учёные установили, что собаки умеют считать до пяти, никогда не ошибаются в счёте, способны запомнить до 500 команд и слов. Самые умные чихуа-чихуа, самые тупые - бульдоги,
Но что Вам до собак, Вы специалист в языках.
Кошки тоже об ноги трутся-это их язык.
"В начале было Слово, и Слово было у Бога".
Этими величественными словами дивной красоты начинается Евангелие от Иоана, открывающее Христа как предвечного Бога, пришедшего в среду человечества, чтобы искупить людей от греха.
Стих 1-й говорит нам, что "Слово" есть Бог, а в стихе 14-м мы читаем, что "Слово стало плотию и обитало с нами". Сличая мысль обоих этих стихов, мы видим , что Христос есть Бог и что Иисус из Назарета есть Христос.
Именно Он, прославленный Богочеловек и является содержанием Евангелия от Иоана.
Слово есть ощутимо и вообще является выражением невидимой мысли. И потому Господь Иисус Христос есть выражением и откровением невидимого Бога-Отца.
Вы же почему то "слово было у Бога" используете как понятие инструмента творения. Бог не творил Христа.
Христос-не творение.
Человек не может понять как Бог творил, и по этому в своём человеческом понимании и употребляет "сказал Бог - и сделалось так".
Если немые жестикулируют то это есть речь? Жест- это слово?
Человек мыслит словами и предложениями? Вовсе не так. Логическое мышление есть образный процесс и ещё многое чего. А слово есть выражением внутреннего процесса логического мышления.
Вы же ставите слово первичным, субьективно используя толкование мест Библии, которые говорят совсем о другом. Комментарий автора: ---Учёные установили, что собаки умеют считать до пяти, никогда не ошибаются в счёте, способны запомнить до 500 команд и слов.
>>> Ну, да, это, безусловно, весомый аргумент, чтобы обсудить с собакой Ваши впечатления от "Патетической сонаты Бетховена". А вы принесите ей кусок мясца или колбаски, и она (собака) ваша навеки.
При всей моей любви к этим замечательным существам (кошек я люблю меньше), я никогда не поставлю их в один ранг с человеком (даже самым, по человеческим меркам, никудышним). За человека, а не за собаку Христос пролил Кровь на кресте. А этих животных Бог создал для того, чтобы они доставляли радость людям.
---- Христос-не творение.
>>> Конечно, нет. Он - Бог, и Христос Сам использовал слово, чтобы создать всё.
Вот почитайте СЛОВО БОЖЬЕ: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его всё воинство их... Он сказал, - и сделалось; он повелел, - и явилось" (Пс. 32:6, 9)
"Сей (Иисус), будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей".
Первично слово, которое у Бога. А о тесной взаимосвязи языка и мышления пусть рассуждают учёные.
Очень жаль, что Вы пытаетесь сместить акценты, так как целью моей статьи было не философское полемизирование, а мысль, что всякий язык жив до тех пор, пока люди используют этот язык для прославления Господа Творца.
Вот уже 6-й год мы у себя в церкви издаём газету и распространяем её по "городам и весям". С этого года она издаётся ещё и на украинском языке, и приобретает всё больший спрос. Люди узнают о живом Боге на родном для них языке. Меня, как христианку и гражданку Украины, это не может не радовать.
Пс. 104:1: "Славьте Господа; призывайте Имя Его; возвещайте в народах дела Его".
Виктор
2009-08-12 23:06:38
Объективная реальность на данный момент заключается в том, что текст Библии вполне адекватно переведен практически на все современные мировые языки, а люди, не принимающие по тем или иным причинам Христа, всегда были, есть и будут среди всех народов, не смотря на всю активность миссионеров. Есть так. Комментарий автора: Да, Виктор, согласна с Вами. Миссионеры выполняют свою работу (и слава Богу за них!), но каждый делает свой выбор сам. Мне радостно, что в Украине сейчас не бросают в тюрьмы за проповедь Евангелия, но для того, чтобы страна, язык жили, этого мало. "Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его! .. Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь!" (Пс. 95:3, 7)
Благословений Вам!
Михаил
2009-08-13 10:16:47
Мы с Вами говорим на разных языках.
Я всё время спрашиваю какого Бога славит Египет и исчез ли его язык?
Но старославянский исчез, потому что славили не того Бога?
Какого Бога славят китайцы, что число их достигает почти 1 000 000 000?
Какого Бога славят японцы, обогнавшие всех и вся и даже благословенные протестантские страны?
А Сингапур, Малаизия имеют успех именно благодаря миссионерам?
Мне тоже искренне жаль Ваше желание подогнать всё под один существующий ответ.
Благодарная миссия подчинить всё одному христианскому центру и родить христианскую империю,даже новый мировой порядок пропагандируемый сошедшими с ума маразматами - и то ничего.Но благими намерениями уже не одно тысячелетие вымощена (пардон за слово) дорога туда, с чем так успешо боретесь? Комментарий автора: Если бы вы внимательно прочли послесловие к моей статье, то вы б увидели, что она не претендует на истину в последней инстанции. Это во-первых.
Во-вторых, Бог очень долготерпелив и даёт грешнику выправить его пути (бывает, что расплата наступает и очень быстро, но это, как говорится, прерогатива Бога, Ему виднее). Возможно, ради тех избранных, которые в этих народах, Бог и не уничтожает эти племена и народы. в любом случае, точный ответ мы узнаем в вечности.
В-третьих, финансовое процветание далеко не всегда говорит о процветание в Духе. Прочитайте Откр. 3:17
Да, благие намерения остаются таковыми, если не подкрепляются делом. Слава Богу за людей, через которых Бог совершает Свою работу.
И последнее, неприятно общаться с человеком, который называет маразматами людей, имеющих отличные взгляды (какими бы они ни были) от его собственных. "От избытка сердца говорят уста". И ещё: "От слов своих осудишься и от слов своих оправдаешься!. Следите за состоянием Вашего сердца, чтобы не попасть в ад, название которого Вы избегаете, стыдливо применяя эвфемизм.
Женя Блох
2009-08-13 10:48:38
Наташа,моя подруга закончила ваш Вуз,тот же факультет,передает вам привет и спрашивает в каком году ты училась. Комментарий автора: Женя, я закончила институт в 1988 году, факультет испанского языка. Даже если мы с ней учились в разное время, ОГРОМНЫЙ ПРИВЕТ ИНЯЗОВЦАМ :-))
Михаил
2009-08-13 12:31:04
Скажите, какой эвфемизм мне нужно упореблять чтобы харизматики не заменять на маразматики и не попасть в ад?
А те кто искушён проповедями о новом мировом порядке попадают прямо в рай?
Тогда и я за новый миролвой порядок и единое мировое харизматическое правительство. А ведь как хорошо начиналось христианство! Неужели только для того, чтобы так закончиться?
Виктор
2009-08-14 20:09:19
Наталья, ну вот в какой современной стране, государственность которой так или иначе построена на христианской культуре, в принципе могут посадить за "проповедь Евангелия"? Тем более, что проповедовать Его может по сути любой человек (или любая) на любом языке. Комментарий автора: В бывшем Советском Союзе, Виктор, это была "обычная" практика, к сожалению. Я знакома с Владимиром Сергеевичем Глуховским (ему в этом году исполнилось 82 года, слава Богу!), пятидесятником, который за проповедь Евангелия был приговорен к расстрелу. Перед самым расстрелом пришло сообщение, что расстрел заменен на 25 лет тюрьмы. И подобных примеров множество. Он изложил их в своей книге "Мои воспоминания".
Виктор
2009-08-16 15:49:16
А где СЕЙЧАС Советский Союз?
Виталий Балан
2013-10-28 18:16:48
Прочитав уважно вашу статтю про мову. Все думав, що буде згадано про те, наскільки далеко ми відійшли від нашої рідньої та співучої української. Я знаю одного християнина, який навчаючись у богословській семінарії, виборов для себе право слухаючи лекції на російській конспектувати їх на українській.Це було років десь з пятнадцять тому. І знаєте, чому я це запамятав? Тому що, дуже часто зарубіжні лектори та перекладачі говорили, наприклад таке: "ось у англійському перекладі цей такст має таке значіння, а от у ваші Синодальній Біблії на жаль перекладено ось так". На що Микола (саме так його звуть і по сьогодні) просив слова і тактовно говорив: перепрошую, але ось переклад українською митрополита Огієнка говорить так само, як і англійською." Так було настільки часто, що семінаристи всі майже взялися за читання Біблії на Українські. Ще при Ющенкові якось краще було з Українською, а що сьогодні відбувається? До речі, мушу зазначити цікаву річ: я на тій мові, на якій розмовляю, на тій і думаю. Та всеж подивіться, Бог особливо милостивий до всіх нас, адже всі ми починали з російської Біблії, і навіть слухаючи Слово в такому недосконалому перекладі,ми мали милість від Бога народитись до нового життя у Христі. До речі, російський переклад на жаль був зроблений під православну догматику. Таму часто жартома ми "синодальний" наз. "Сильно дальний от оригинала". Я з 1975 по 1989 проповідував тільки з російської. У моїй памяті маса текстів на цій мові. І УЯВІТЬ, ЯК МЕНІ БУЛО важко перейти на українську Біблю. Я кілька років паралельно читаючи російську читав англійську і українську. І не вважаю сьогодні за нормальне, коли в данину "моді" християни не проповідують на рідній мові. Зрозумійте, на самперед слухачі сприймають інтелект оратора, а потім зміст. Так що російське прислівя "встречают по одежке а провожают по уму", вірне. Так би хотів побільше в інтернеті читати українських проповідей! То можливо започаткуємо у вас таку рубрику? Всіж ви в основному українці. Полюбіть свою мову соловінну.
Ще прикро слухати проповіді на такому суржику: текст читають з російської, а пояснюють... суржиком. З повагою, Віталій Україна