«Вся история восходит к Иисусу и из него исходит. Появление Сына Божиего есть ось истории.»
Фридрих Гегель.
Внешняя, материальная сторона жизни современного человека за последние сто лет изменилась радикальнейшим образом. Мы живём в громадных городах, летаем на самолётах в отдалённейшие уголки света, высадились на Луну и возвратились на землю, клонируем животных и человека, пользуемся услугами радио, телевидения и компьютерами...
Но внешне, человек за эти годы мало изменился, да и внутренне остался человеком со всеми чувствами, переживаниями, очарованиями и разочарованиями...
Глядя на окружающее нас великолепие и несметные богатства человеческой культуры, мы не можем не задумываться о том – а что же будет дальше с нами лично и с человечеством вообще.
Очевидно, что умереть нам так или иначе придётся и, скорее всего в недалёком будущем, а потому, встает вопрос о нашем месте как человеков и человечества, как такового в истории Земли и и космоса...
Невольно всплывает громадный вопрос: в чём сущность человеческой истории и каковы пути человечества в будущем?
На мой взгляд, определяющим фактором человеческого развития стало противостояние и борьба противоположных тенденций в мире живого вообще. Это противостояние, борьба противоположностей порождает энергию движения, благодаря которой человечество развивается в направлении обожествления не только себя, но и природы вообще.
Я полагаю, историю человека как биовида, как венца развития природы, определяют противостояния и противоречия, составляющие сущность человека. С одной стороны, это базовый набор инстинктов, доставшийся нам от наших далёких предков по животному миру, а с другой, собственно человеческие проявления человеческой жизнедеятельности, таких как инструментальный разум и коллективистское сознание, которые и составляют отличие рода человеческого от самых высокоразвитых видов животных и обезьян – наших ближайших родственников по генеалогическому древу жизни...
Однако нельзя обойти молчанием загадочность возникновения динамического порыва, который и предопределил дальнейшее развитие человека мыслящего. Можно предположить, что был такой момент в истории, когда некая сила извне, воздействовала на пралюдей и таким образом наделила человечество энергией движения, достаточной для отделения этого вида от общего древа жизни.
Можно разными словами и образами представлять эту сегодня ещё находящуюся под маской Мистера Х, или Миссис Случайность, однако без такой фигуры, очень трудно представить себе в человеческих понятиях и категориях, этот момент, когда именно человек прямоходящий превратился в хомо сапиенс...
Однако, в этот раз, не будем углубляться в эту чрезвычайно сложную и интересную тему, но шагнём дальше и попробуем определить, что же является действенной силой человеческой истории, или иначе - человеческого развития?..
Сегодня существует несколько версий – гипотез, которые описывают не только место возникновения или рождения биовида, человека разумного, но и дальнейшее расселение этих пралюдей и освоение ими земных пространств.
Последнее время, благодаря находкам и открытиям археологов, все больше исследователей склоняются к гипотезе, что пралюди впервые осознали себя людьми, лет тысяч двести назад, в тёплых лесах экваториальной Африки. Оттуда, они, после какой-то катастрофы, известной нам по Библии, под именем Грехопадения, расселились на пространствах Европы и Азии, а позже передвинулись в Северную Америку, а потом в Южную.
В определённом смысле, это передвижение и открытие Нового Света, проделали уже во второй раз, сократив временные рамки, в Средние века европейские мореплаватели. Можно сказать, что мы в определённом смысле проделали тот же путь, но на протяжении всего нескольких поколений. Опираясь на историю открытий Нового света мы можем, по аналогии, как мне кажется, восстановить продвижение наших далёких предков, не только по воде, но и по суше, и в течении многих и многих тысячелетий...
Давайте вспомним побудительные мотивы того энергетического порыва, который возглавили мореплаватели: Христофор Колумб, Васко де Гама и десятки, сотни их сотоварищей и последователей. Сегодня, объясняя тот прорыв, мы склонны побудительной причиной называть выгоды экономические, забывая причины, а точнее главную причину, которая способствовала не только организации человеческого сообщества в племена, народы, нации сформировавшие государства и даже империи...
Этой причиной было религиозное чувство, которое, в конце концов, и было тем побудительным мотивом, который толкал пралюдей на поиски лучших земель и лучших условий жизни, и самой главной причиной, конечно, было желание найти, осуществить, завоевать для рода человеческого бессмертие, или жизнь вечную, преодолев силу смерти, которая стояла на пути к свободе человека и его преображению в сущность божественную, независимую и вечную.
Первоначально религиозное чувство складывалось как ритуал поклонению предкам, в попытках преобразовать жизненную субстанцию в форме двойной жизни, здесь, на земле в трудах, опасностях заботах, и там, на том свете, в царстве мёртвых, куда мы и все, рано или поздно переходим, и где жизнь течёт, по совершенно другим законам и правилам..
Можно говорить о религиозности, как о чём - то присущем только человеку и служащей главной причиной, побудительным мотивом движения человечества, его развития, всё дальше и дальше удаляясь от животных, и всё ближе приближаясь к миру Богов или Бога, который и есть основная цель и причина самоусовершенствования человечества...
Но, наша животная сущность, наши инстинкты, всячески противятся излишним перегрузкам и физическим, а главное интеллектуальным, и потому, тайна Бога, приоткрывается для нас через мифы, легенды и сказания, понемногу, постепенно и медленнее, чем мы хотели бы. Чтобы только задуматься о причинах возникновения жизни на Земле, и попытаться проследить историю развития самого человечества, потребовались долгие века обмена информацией.
А для этого понадобилась речь, которая в конце концов и вызрела в итоге долговременного общения человека с человеком . Определяющим фактором объединения вида в коллективы, явилась сравнительная слабость человеческой особи, и давление хищников и природных катаклизмов, преследовавших человечество на всём пути его становления.
Фрейд говорил, развивая теорию становления человечества, о том, что человеческая культура, порождена «репрессиями, которыми животная природа преследовала людей на протяжении долгих тысячелетий. Именно борьба природных сил в человеке и вовне его и привела к появлению в определённый момент особей, нового вида – Человека мыслящего. Однако долго ещё человек и человечество боролись за своё выживание и существование. И главным препятствием в очеловечивании, была связь с природой и рефлекторные импульсы, названные инстинктом...
Но именно столкновение в нас животного и человеческого начала и порождает энергию противостояния, которая даёт нам силы двигаться все вперёд и вперёд, всё выше и выше, все ближе и ближе к подлинному обожению. В этом и состоит подлинная сущность человеческой истории, о которой с таким вдохновением и в форме различных интеллектуальных теорий, говорили и говорят нам учёные и философы, богословы и монахи-аскеты...
Но история человека и человечеств, а не представляет собой прямой и предопределённый путь. Чем ближе мы подходим к великой, но недостижимой цели, тем медленнее и неувереннее мы движемся, и наш путь становится похож на извилистое спонтанное движение не только вперёд, но иногда и далеко назад, возврат в уже освоенное и пройденное прошлое.
В русском православии, в девятнадцатом веке был даже специальный термин – «обратный ход». Надо отметить, что наша религиозность часто принимает формы неверия, и так было во все времена великих революций. Последний опыт, опыт отрицания религиозных корней, опыт государственного атеизма, в Советском Союзе, показал нам пагубность этого движения вспять, этого протеста, который вместе с искривлениями и ошибками религиозной практики, решил отказаться от идеи Бога вообще. И мы видим, что в течении нескольких десятилетий, та часть человечества которая обожествила человека и поставила его несовершенного и мятущегося на божий пьедестал, потерпела в начале моральную, а потом и материально – экономическую катастрофу.
Но всё что не делается под небом земным – все на пользу человеку. Пример тотальной секуляризации и атеизма, даёт нам пищу для размышлений и жизнеопределяющих выводов. И потому, мы можем, сегодня сказать, что нельзя уничтожать одну из составляющих производящих энергию стремления к цели, так как на месте уничтоженного сочетания противостоящих друг другу принципов существования, образуется «чёрная дыра», утраты смысла и тотального неверия, грозящего возвратом человечества к животной жизни, и тем самым к самоуничтожению человека как биовида и прекращению человеческой истории...
... История религиозного чувства в человеке учит нас и тому, что вера может не только быть «локомотивом истории», но и тупиком, из которого нет выхода в будущее. Основополагающим принципом любой веры является стремление к свободе, освобождение от пут инстинкта и природных ограничений. Там где на место свободы, в религии становится слепое послушание и религиозный обряд подменяет стремление к обожению, к открытию принципов свободного и радостного бытия, возникает равнодушие и желание спрятать за обрядом возрождающийся инстинкт. Нечто подобное возможно в религиозных конфессиях, которые по тем или иным причинам остановились в своём развитии и становятся тормозом на пути движения к обожению и соединению с Богом...
... Начиная новый цикл статей, под названием «Метафизика жизни современного человека», я хотел бы в жанре эссе, попробовать сформулировать некоторые моменты проблемы существования современного человека в мире обыденности и социальной рутины. Я буду пытаться анализировать факты и явления социальной жизни в окружающем нас мире и попробую делать вовсе не научные, а скорее обывательские выводы, которые бы отражали мою точку зрения на происходящее вокруг меня, вокруг нас. А уважаемому читателю решать насколько глубоко, и остроумно я смог увидеть эти факты и явления, и согласится или не согласиться с моими выводами. Пусть нас не смущает кажущаяся мелочность и сиюминутность поднимаемых тем. Ведь кто-то очень точно подметил, что: «Дьявол сокрыт в деталях». В конечном итоге, любой путь начинается с первого шага, часто неуверенного, а иногда и в противоположную от цели, сторону. Вот и мы, не рассуждая шагнём, а потом уже будем определять, туда ли мы движемся К тому же, всегда есть надежда, что при наличии такого средства общения, как интернет, нас быстро поправят наши читатели, если мы ошибёмся в выбранном направлении...
С другими произведениями Владимира Кабакова можно ознакомиться на сайте
http://www.russianalbion.narod.ru/
или на страницах литературно-исторического журнала "Что есть Истина?"
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности