Последнее время все чаще слышу и читаю размышления о том, что есть любовь: чувство или выбор? Мы сами решаем любить или любим потому, что все решено за нас? Вопрос, на мой взгляд, непростой и неоднозначный, и, вполне возможно, относится к вопросам из разряда «что есть истина?» Порой трудно даже вывести определение, что такое любовь вообще. Хотя кто-то клянется, что он знает точно. А кто-то другой точно знает, что все наоборот. Я, признаться честно, затруднился бы с такими определениями. Очень надеюсь, что любовь - нечто большее, чем химические процессы в крови или разряды тока в коре головного мозга.
И мне очень хочется для самого себя определить это самому. Не со слов...
Понимаю, Америку не открою и велосипеда не изобрету. В моих рассуждениях все на поверхности. Здесь для меня скорей акцент в уже известном, чем радикально новая мысль.
Итак, любовь это выбор? На мой взгляд – решительно да и категорически нет.
Я пока не касаюсь темы различий между влюбленностью и любовью, стадий, переходов и граней. А еще я не говорю о выборе между умным и красивым или богатым и добрым. На мой взгляд, как раз это не совсем любовь. Хочу порассуждать именно о решении любить. Не влюбиться в указанного индивида, а продолжать любить кого-то и после того, как все про него узнал.
Как отправная точка напрашивается знаменитое библейское: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит...» Безгранично уверен: все так и есть. Любовь именно такова, а любящий человек так и живет. Ну, в большей или меньшей степени, разумеется. Вот разве что вопрос: все это есть ли любовь?
Долготерпение – любовь? Милосердие равно любовь? Поверьте, некоторые люди могут терпеть очень подолгу! Что, кстати, совсем не значит, что они любят. Но своих любимых терпеть гораздо легче. Милосердные люди могут поступать милосердно в силу своего характера либо воспитания. «Любовь не радуется неправде, но сорадуется истине». Интеллигент, для которого соврать почти то же самое, что ударить человека. Такова его природа, это у него в крови. При всем при том – да! – он принимает решение не солгать, даже если понимает, что ложь принесет ему прибыль. Правозащитник или простой обыватель, ставящий справедливость во главу угла: он плачет, глядя на страдания невиновного, и искренне радуется, когда вор садится в тюрьму и долгое время не может никому навредить, а посаженный по навету выходит из застенок. Он – любит? Или всего лишь проявляет одну из характеристик любви? Примет решение пойти на дыбу или хотя бы в камеру за невиновного (предположим на минуту, что такая возможность допускается законодательством)? Я полагаю, сможет... если будет по-настоящему любить данного конкретного невинно осужденного. «Любовь всему верит». Выходит, самый доверчивый от природы человек, какой-нибудь деревенский дурачок или обычный наивный простак, автоматически станет самым любвеобильным гражданином деревни? Сомневаюсь. Но даже самый заядлый скептик примет решение верить своей по-настоящему любимой жене. Даже если будут возникать косвенные сомнения.
Можно и продолжать, но мысль ясна. Собственно, как раз поэтому я и верю, что не мы принимаем решение любить того, кто нуждается в нашем милосердии, прощении, доверии и так далее, того, кто с нами рядом, а наоборот: любовь (чем бы она ни была) сама изо дня в день помогает нам делать наш выбор и следовать ему. Иными словами, выбор – не определение любви, а ее характерное свойство.
В противном случае в один прекрасный момент мы рискуем разувериться в своей любви просто из-за усталости следовать тому, чего нет. Или потерять то, на сохранение чего тратили столько жизненных сил. В то время как любовь, как говорится в том же библейском отрывке чуть дальше, «никогда не перестает».
|