– Я человек, который поистине узнал горе – воскликнул в своей проповеди только что назначенный служитель на похоронах жены.
Действительно, начиная со смерти отца и до собственной смерти Джон Донн видел много горя. Черная чума неоднократно проносилась через Лондон, тремя волнами в течение десятилетнего срока его бытности настоятелем Собора Святого Павла, убивала десятки тысяч людей с каждым своим возвращением. Никогда Джон Донн не мог быть уверен в том, что не станет жертвой эпидемиии. На протяжении своей жизни он противостоял финансовым потрясениям, разрушению своей семьи, религиозным гонениям и другим ударам судьбы. Тем не менее, он стал одним из величайших поэтов любовной лирики и одним из величайших проповедников начала 17 века.
Донн родился в семье, придерживавшейся католического вероисповедения в ту пору, когда антикатолицизм распространился в Англии. Когда ему было 2 года, его двоюродного деда повесили за то, что он был священником. Отца он потерял в 4 года. Его младший брат Генри умер в тюрьме, куда попал за то, что укрывал священника. Самому Донну, выдающемуся студенту как Оксфорда, так и Кембриджа, .было отказано в ученой степени из-за его религиозных убеждений.
Юношеским откликом Донна на эти бедствия был отказ от католицизма. Но его переход в протестантизм не остановил преследования его семьи. В результате, ему пришлось долго балансировать па границе между циничным бунтом и честным правдоискательством, что вылилось в перечень заблуждений различных деноминаций и сект в его первом поэтическом сборнике «Сатиры».
В то же время он не знал стыда в своей сексуальной жизни, отражая ее в стихах, наиболее эротических в английской поэзии того времени.
Этот период жизни Донна ознаменовался переходом в англиканскую церковь. В 1596 году он отплыл на поиски удачи с военно-морской экспедицией против Испании. По возвращении, он был назначен личным секретарем лорда-хранителя печати, вошел в последний парламент королевы Елизаветы. Одновременно он продолжал идти путями вожделения, став величайшим поэтом любовной лирики в Англии.
Девушку, которая укротила его, звали Анна Мор – племянница по мужу жены его начальника. Так как ей было только 17, а Джону около 30, они поженились тайно. Ее отец безмерно разъярился, и Джон был немедленно брошен в тюрьму и потерял свой пост. Хотя Джон был вскоре освобожден, следующие 13 лет пара жила в бедности.
Мало того что приходилось преодолевать постоянную нужду, вдобавок Анна родила 12 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Донну досаждали также головные боли, приступы падагры, часто он впадал в глубокую депрессию. Его самая крупная работа в этот период представляла из себя эссе-размышление о самоубийстве. «Всякий раз, как какое-нибудь несчастье нагрянет на меня, утешает мысль, что я имею ключ от моей тюрьмы в собственной руке, ничто не излечит меня так быстро, как мой собственный мечь в сердце».
В это время он также начал ближе изучать религию. Одна из двух анти-католических работ, которые он написал, – «Мнимый мученик» (Pseudo-Martyr) – заслужила ему благорасположение короля Иакова I, потому что в нем доказывается, что католики могли бы дать обет верности королю, не отрекаясь от своей веры.
Объектом его поэзии стал Бог, которому он высказывал ту же пылкую влюбленность, как и прежде к предметам своей страсти. Основой его мировоззрения стала фраза из Послания апостола Иоанна: «Бог есть Любовь». Он обращался также к строкам, написаным Соломоном, который, как замечает поэт, «был чрезмерно влюбчив по отношению к женщинам, но когда он вернулся к Богу, то не слишком изменил прежнюю фразеологию и язык, но перенес все его любовные излияния и мольбы к Богу».
Даже в «Священных сонетах» Донна преобладает выражения, своейственные влюбленным.
Друзья уговаривали Донна, которого некоторые критики до сих пор считали развратником, стать священником англиканской церкви. Джон неоднократно отказывался, ссылаясь на то, что «некоторые ошибки моей жизни были слишком очевидны для людей». Но когда король Джеймс отказался дать ему какую-либо службу, кроме церковной, Джон уступил. Он удостоился степени доктора богословия от Кембриджского университета и получил свой первый церковный приход в 1616 году.
В следующем году Анна умерла. Сломленный горем, Джон дал зарок никогда не женться вновь и посвятить себя служению. Оно чудесным образом изменило его жизнь. В 1621 году он стал настоятелем Собора Святого Павла и самым выдающимся проповедником своих дней. К сожалению, из его проповедей сохранились только сто шестьдесят.
В 1623 году Донн серьезно заболел и был уверен, что умирает от лихорадки. Уже не в силах читать, но еще в состоянии писать, он набрасывает свое знаменитое "Обращения к Господу в час нужды и бедствий" (Devotions upon Emergent Occasions). В этом произведении он отражает свое восприятие похоронного звона церковных колоколов, декларирует единство людей перед лицом смерти. Размышляя, что жизнь одного человека значит для другого, он записал строки, сделавшие его известным на века:
«Нет человека, который был бы как остров, сам по себе, каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит замок твой или друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Восемь лет спустя колокол зазвонил по самому Донну, которого убил рак желудка спустя лишь месяц после создания знаменитой проповеди «Схватка смерти». Хотя его порой обвиняют в одержимости смертью (ссылаются на 54 песни и сонета, 32 из которых посвящены этой теме), его поэтические произведения, проповеди и другие произведения неизменно напоминают читающим проникновенные строки, по ком звонит колокол.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности