Проблема ЕГЭ не закрыта. Единый государственный экзамен по-прежнему остается животрепещущей темой, как для школьников, их родителей, так и для педагогов.
Что же такое ЕГЭ по своей сути? Это эксперимент по новой форме итоговой аттестации школьников, продолжающийся уже шестой год. Но экспериментом он числится только формально, а на деле распространяется с каждым годом на все большие территории.
Как и у любой реформы, у единого экзамена есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Сторонники ЕГЭ считают, что подобные изменения в системе образования необходимы, поскольку способствуют искоренению коррупции на переходе из школы в вуз; устранению субъективности учителя, который сам учил ребенка и сам проверял его итоговые знания; облегчению школьникам из глубинки поступления в столичные вузы: у них отпадает необходимость ехать в крупные города и сдавать вступительные экзамены - сдал ЕГЭ и разослал результаты в выбранные вузы. К плюсам единого государственного экзамена также относят стабильную систему: она позволяет точнее оценивать знания учеников.
Противники ЕГЭ утверждают, что коррупция лишь немного сместилась. Теперь вместо объявления "Готовлю в вуз" все чаще встречается "Готовлю к ЕГЭ". Субъективность учителя сменилась возможностью за деньги получить готовый ответ на тесты во время экзамена. А дети из глубинки, конечно, могут прислать результаты своего тестирования, но не могут потом приехать учиться, если у их родителей недостаточно средств на содержание детей в городах. И кроме того, учителя считают, что с введением ЕГЭ школы перестанут развивать у детей творческие способности. К тому же тестовая система не всегда отображает реальные знания учеников: велика вероятность случайного угадывания правильного ответа. А порой ученики бывают настолько поражены абсурдностью предложенных вариантов, что путаются делают ошибки. Да, безусловно, тестовая система может служить одним из инструментов оценки знаний, но ее нельзя абсолютизировать. Школа, кроме знаний, должна воспитывать и давать академические навыки. С введением ЕГЭ увеличилось число студентов, не умеющих грамотно формулировать свои мысли, вести диалог, задавать осмысленные вопросы. К тому же ЕГЭ позволяет определить лишь минимально имеющийся у школьника объем знаний, умений и навыков по данной дисциплине, но минимум не годится для многих профессий, требующих большого объема знаний, нестандартного подхода к решению задач и т. д.
Да, безусловно, у ЕГЭ много недостатков, но все же это не ошибочный путь отечественного образования. И факты говорят сами за себя. Первая волна сдачи единого государственного экзамена в России прошла с 26 мая по 20 июня. Ключевыми считаются два экзамена - русский язык и математика, положительные оценки по этим дисциплинам необходимы для получения аттестата. ЕГЭ по математике в 2009 году не сдали 6,8%. Для тройки необходимо было набрать 21 балл. С тестированием по русскому языку не справились 6%. Член комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке Ефим Рачевский пояснил. что этот результат можно расценивать как отличный, т. к. 6% на самом дел очень мало. Предполагалось, что не справившихся по стране будет 12-15%. По данным Рособрнадзора, сложнее всего для школьников оказалась информатика: с экзаменом не справились 11,4% учеников выпускников. Почти столь же непросто далась им и география: предмет не сдали 10,1% экзаменуемых. Сложная ситуация и с иностранными языками. Причем худший результат школьники продемонстрировали по немецкому - 10,4% провалившихся. Неплохие результаты российские выпускники показали по литературе. В этом году при экзаменационном минимуме 30 баллов с ней не справились лишь 6,5%, тогда когда в 2008 году в ходе пробного ЕГЭ количество не сдавших составила 25%. В 2009 году ЕГЭ сдавали 946 176 человек. Школьники, не сдавшие экзамены по русскому и математике, получили возможность перездать их в один из резервных дней.
Достаточно оптимистично и обнадеживающе на фоне сложившейся ситуации вокруг ЕГЭ прозвучали слова министра образования и науки Андрея Фурсенко.
ВСТАВКА
Андрей Фурсенко, министр образования и науки
Равный доступ к образованию — это реальная цель, к которой надо стремиться. Считаю, что ЕГЭ и является реальным шагом к ней. Наверное, любая цель никогда не достижима полностью, но движемся мы сейчас в правильном направлении. Ведь ЕГЭ рассматривается как один из подходов к этому. Одновременно мы существенно расширили олимпиадное движение. То есть мы создали вполне разумную альтернативу, которая является более комфортной, например, для ребят, погруженных в какой-то один предмет и имеющих возможность через олимпиаду поступить в вузы. Несмотря на демографический спад, мы сохраняем количество бюджетных мест — и это тоже является шагом в этом направлении. Все это, несомненно, делает сегодня доступность бюджетного образования более реальным. Правда, абсолютно ясно и то, что образование должно быть более качественным. Но это уже следующий вопрос.
Несмотря, что ЕГЭ находится на начальной стадии становления в российском образовании, многие выпускники школ, ВУЗы и чиновники от образования склоняются к тому, что подобная реформа системы образования - это цель, к которой надо стремиться и для которой еще очень много предстоит решить в обществе.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
ЕГЭ - вещь достойная апсушдения, асопенно када дети вашдей учатса за границей ариала апсужтения.
Светлана
2010-10-18 15:03:06
Проблема неоднозначна, многогранна. Хотя школу я закончила более 20 лет назад, попробовала сдать ЕГЭ (тесты в интернете нашла). Для меня особую сложность вызвали формулировка вопросов в тестах. Чтобы понять чего от меня хотят, я тратила уйму времени и нервов. Иногда совсем не понимала авторов. Моя дочь в этом году сдавала ЕГЭ. Отличница по математике, хуже всего она сдала именно математику! Русский язык был всегда для нее проблемой (пишет безграмотно, хотя правила знает отлично). но его она сдала лучше всего! парадокс?
Фатима Коблева
2012-11-12 07:19:55
Прежде чем вводить определенные нововведения,в данном случае ЕГЭ,нашему министерству образования необходимо по максимуму решить имеющиеся проблемы,а уже потом вводить новшества.Сама идея данного экзамена,безусловно многообещающая,просто на мои взгляд немного не доработана.
Поэзия : Как легко нам быть святыми . - Николай Зимин Как легко нам быть святыми
Рядом с падшими , блатными
За церковными дверями ,
Когда пастырь рядом с нами .
А когда закрылись двери ,
Мы в Маммону свято верим
И забыв о небе , Боге ,
Гоним сотню по дороге .
Но что , правда , нелегко нам -
Божьим следовать законам ,
Когда Богу в подтвержденье -
Веры нашей поведенье ...