Елеонский Православный женский монастырь и церковь Вознесения
Елеонскую гору называют иначе Масличной или Оливковой. Она занимает
огромное место в христианской традиции: отсюда Иисус входил в
Иерусалим;
здесь Он учил Своих учеников; у подножия горы, в Гефсимании, Он
претерпел Свои страсти, а несколько позднее был арестован;
с вершины Елеона Он вознёсся в Своё Небесное Царство. Ясно, что эти
места привлекали и даже интриговали отца Антонина.
Тем более, что он вычитал в трудах Димитрия Ростовского (светское имя
Даниил Саввич Туптало - 1651 - 1709 г.г. - русский церковный деятель и
писатель),
что где-то здесь, на вершине горы, находился один из дворцов царя Ирода
I Великого, перешедший после смерти по наследству к его сыновьям.
Существовало поверье, что на его территории была захоронена
усекновенная глава Иоанна Крестителя (Предтечи).
И случай приобрести этот участок представился в марте 1870 года.
Помощник отца Антонина, драгоман (переводчик восточных языков)
Яков Егорович Халеби, который был гражданином Оттоманской империи,
купил центральный участок на вершине горы, рядом с монастырём
кармелиток
Патер Ностер и капеллой Вознесения (называемой за её оригинальную форму
"Стопочкой"), которая принадлежит арабам-мусульманам.
Присоединить к нему несколько мелких участков уже было менее сложно.
Целое составило 54 гектара. Это была победа, за которой начиналась
кропотливая
ежедневная работа, растянувшаяся на несколько десятков лет.
Под
ногами отца Антонина лежало археологическое богатство. Прежде всего,
здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви
ранневизантийского периода: многочисленные мозаики, более ранние
находки в виде погребальных пещер, сосудов и даже бюст царя Ирода I
Великого. Отец Антонин сделал его копию, а оригинал передал в Эрмитаж.
Но главным событием стало обнаружение камня, на котором стояла
Богородица во время Вознесения Своего Сына. Вокруг камня находилось
множество кусков белого мрамора, фрагменты колонн V-ого века, гробница
архидиакона VI-ого века и золотая мозаика. Таким образом, строительство
церкви Вознесения стало легитимным.
Строительство шло трудно, мешали чиновники всех рангов, их
приходилось бесконечно задабривать. Выручала доброжелательная связь с
Сэлим-эфенди,
под властью которого находилась в то время Святая Земля: он, как и отец
Антонин, был большим любителем чаепития. Так, где - деньгами,
а где - личным обаянием решались проблемы, решение которых привело к
торжественному освящению храма, церкви и колокольни в 1886 году
греческим
Патриархом Никодимом.
Церковь была полностью спроектирована самим отцом Антонином. Он её
сделал крестообразной в плане, с 24-мя окнами в византийском стиле.
Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена в
притворе. Небольшая арочная ниша в стене прикрыта сверху навесом с
крестом,
лампадой и иконой Божьей матери. Иконостас был привезен из Афона, иконы
из России. Одна из них - черниговская икона Богоматери – на холсте.
Её стали называть "Елеонской Скоропослушницей". А рядом с ней, справа
от иконостаса, - икона Божьей Матери, называемая "Взыскание погибших",
- дар
паломников, плывших в 1911 году из России на Святую Землю и чуть не
погибших в море. В память об этом событии каждое 5 февраля в церкви
служится
всенощная.
Росписи выполнены монахиней Таисией (в миру
Карцева Татьяна Георгиевна 1901 - 1997 г.г., в схиме Антония).
Эмигрировав из России в годы революции, она постриглась в монахини в
Покровской женской обители во Франции, после чего переехала в Елеонский
монастырь. Здесь и открылись её творческие способности, плодами которых
мы можем любоваться.
Слева от алтаря, в пол вмонтированы куски белого мрамора со словно
выступившими на нём красными пятнами крови. Это - фрагменты древнего
пола,
сохранившегося со времён нашествия персов в 614 году. По преданиям и
сохранившимся останкам, они убили тогда 1207 монахинь, память о которых
увековечена подобным образом.
Предположения отца Антонина
оправдались: на территории монастыря была обретена глава Иоанна
Крестителя. На этом месте была сооружена Часовня Усекновения главы
Иоанна Крестителя (Предтечи). Как известно, он был казнён подобным
образом сыном царя Ирода I Великого, Иродом Антипой. Под настилом
Часовни, который поднимут монахини по Вашей просьбе, находится отлично
сохранившаяся мозаика с изображениями различных птиц и животных. Деньги
на строительство пожертвовала в 1907 году наша русская соотечественница
Ирина Григорьевна Силаева, за что удостоилась чести быть похороненной 8
сентября 1927 года, 76 лет отроду, у южной стены Часовни.
О захоронениях стоит рассказать особо… У монастыря 3 кладбища:
большое - под горой, второе - за храмом и третье - около колокольни.
Быть похороненным на них считалось большой честью. Помянем некоторых...
Преемник, а ранее помощник архимандрита Антонина, священноигумен
Порфирий (в миру Нарциссов - 1831 - 1909 г.г.), говорил, что хотел бы
быть упокоен рядом со своим начальником. Он нашёл покой у северной
стороны храма.
При нём было закончено строительство Часовни, Дома архимандрита,
ставшего впоследствии музеем монастыря, начато строительство новой
церкви во имя
св. прав.Филарета Милостивого, правда, так и недостроенной, из-за
недостатка средств, но в н.в. используемой в качестве трапезной.
А вот - надгробие умершей в 1979 году игумении Тамары, с 1951 года
исполнявшей обязанности настоятельницы монастыря. Ну и что в этом
особого,
скажет мой читатель? И будет прав, если бы не то обстоятельство, что
речь то идёт о Татьяне Романовой, дочери Великого Князя Константина,
одного из образованнейших людей своего времени, последнего
дореволюционного Президента Российской Академии наук. Татьяна Романова
вышла замуж
за князя Багратион-Мухранского, уехала в Женеву, а после смерти мужа
постриглась в монахини, приняв имя Тамара, и с 1951 года обитала здесь,
в Иерусалиме.
А вот могила монахини Тавифы (в миру Татьяна
Минина), которая 25 лет, с 1920 по 1945 г.г., была настоятельницей
Горненской обители. А вот… А вот… А вот… Так можно долго ходить по
кладбищам и слушать рассказы насельниц о судьбах тех, кто ушёл, но
оставил свой единственный и неповторимый след на бренной земле.
И, наконец, колокольня во имя Иоанна Крестителя, за свою красоту и
статность получившая название "Русская свеча". Она - достойный
конкурент
колокольне церкви Вознесения ("Августа Виктория"), возвышаясь над
местностью на свои 64 метра. Её большой колокол весом
в 308 пудов и диаметром в 2 м.13 см. был отлит в России и привезен в
1885 году морским путём в Яффо. Арабские рабочие отказались от его
перевозки,
и монахини вручную в течение семи дней катили его до обители. А это
более 60 км.! Елеон обрёл русский глас!
источник : http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/raspis1.shtm
публикация:
http://simvol-veri.ucoz.ru/publ/1-1-0-64
Елеонское сестричество получило статус монастыря в 1924 году. Сёстры
живут по Уставу Василия Блаженного, с соблюдением трёх обетов:
бедности,
целомудрия и послушания, неся свой ежедневный молитвенный подвиг в
храме и в трапезной, иконописной и вышивальной мастерских, в просфорне
и в библиотеке, в больничке и в гостинице. Руководит монастырём с 1998
года матушка Моисея.
KIREEV GLEB,
ISRAEL/IRUSALIM
Родился 17.12.1968
Учился хорошо.
Работал в науке с 1989 по 1995.
Потом и до настоящего времени в бизнесе.
Раносторонне развит.Люблю читать. Склонен к анализу. Творчески активен. e-mail автора:UNKAL1@NETVISION.NET.IL сайт автора:личная страница
Прочитано 4133 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Мир вам! Вы пишите: "Но главным событием стало обнаружение камня, на котором стояла Богородица во время Вознесения Своего Сына". Скажите, как можно доказать, что богородица стояла на камне, что остались следы? Да и как можно доказать, что это именно её стопы ног? Вы сами здраво рассудите, возможно ли такое свидетельство - это просто не реально. А если мы читаем Деяние Апостолов написано: "предстали два мужа в белой одежде и сказали: "Мужи Галилейские!" - /1.10.11/. Ни о каких женщинах не говорится, чтобы они присутствовали при воснесениии Иисуса. А дальше написано: "в горнице...с некоторыми жёнами и Мариею" - /Деян.1.14/. В горнице были женщины. Так что не верьте и не пишите нереальные факты - это всё выдумки, не имеющие под собой никаких подтверждений. Такие выдумки отвлекают от главного - чтения Библии, которое даёт "благую весть". А что даёт выдумка? Подумайте!