«У обоих сыновей Ревекки был один и тот же отец – Исаак. Но ещё до рождения близнецов и до того, как они сделали что-либо хорошее или плохое, Бог произвёл свой выбор. Дела не имели никакого решающего значения, а всё решал Тот, кто призывает. Ревекки было сказано: «старший будет служить младшему». Как об этом и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Что же это значит? Может, Бог несправедлив? Нет! Он сказал Моисею: «Я помилую тех, кого должно помиловать, и проявлю сострадание к тому, к кому нужно его проявить». Всё зависит не от желаний или усилий человека, а совершается по милости Божьей». (Римлянам 9:10-16.)
Как мы видим из данного объяснения Апостола Павла судьба этих двух братьев была предопределена Богом ещё до их рождения. Является ли это правилом для всех людей? – Я не знаю.
Однако, то, что Бог творил прообразы из этих людей для примера всем последующим поколениям, читающим Священное Писание и желающим жить по воле Божией, это однозначно должно быть чем-то особенным, исключительным из общего правила. Нам необходимо правильно понять, чему хочет научить нас Господь через этот Библейский сюжет, раскрывающий грандиозную картину перед нашим духовным взором, всматривающимся в глубину веков. Апостол говорит нам: «Всё это случилось с ними, чтобы послужить уроком нам; это написано, чтобы предостеречь нас, живущих при близящемся конце мира». (1Кор.10:11.)
В двадцатом веке появилось много превратных разъяснений относительно Иакова и его брата Исава. Эти понятия вошли в учебники для богословия и преподаются студентам теологических учебных заведений. Проповедники в поместных церквах часто пользуются книжными толкованиями и преподают учение Библии неверно, опираясь более на мудрость человеческую, нежели на божественное откровение. В связи с этим, имя Иакова часто переводится как «обманщик». Я никак не могу с этим согласиться. В Новом Завете мы не находим такого ложного представления о сём праведнике. Неужели Бог мог сотрудничать с «мошенником» и благословлять «обманщика»? Это как-то не согласуется с характером Святого Бога и Его волей о нас – людях.
Имя Иаков – означает «запинающий», то есть тот, который побеждает своего соперника при помощи приёма: подставляя сопернику ногу, через которую тот претыкается и падает. Как сказал об Иакове его брат Исав: «не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза»? Быт.27:36. Однако разве Иаков был виноват в этом? Не сам ли Исав добровольно продал ему своё первородство? Читаем: «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришёл с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал. От сего дано ему прозвище: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же своё первородство. Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство своё Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы: и он ел, и пил, и встал, и пошёл; и пренебрёг Исав первородство». Быт.25:29-34.
Из прочитанного мы ясно видим, что Исав продал своё первородство Иакову сознательно и добровольно с клятвою. Писание говорит нам (от автора): «и пренебрёг Исав первородство». 34ст. Разве это была не честная сделка? По законам того времени, сделка была совершена правильно. Никакого мошенничества или обмана здесь не было. За что же осуждать Иакова? За то ли, что он так страстно желал иметь первородство, которое давало благословения Божии?! Не к тому ли самому поощряет нас Апостол Павел в Новом Завете? Читаем: «Вы ведь знаете, что в соревновании много участников, но только один становится победителем. Поэтому бегите так, чтобы получить награду. Все участвующие в состязаниях проходят усиленную подготовку, и делают это они для получения временной награды. Мы же стремимся к вечной награде. Поэтому я бегу не бесцельно, я не борюсь, лишь махая кулаками в воздухе. Нет, я усмиряю своё тело, подчиняю его себе, чтобы, проповедуя другим, я сам не остался без награды». 1Кор.9:24-27.
Так и Иаков старался бороться за право обладать первородством, к которому имел неослабевающий интерес, ибо это давало ему близость к Богу. Прежде чем нам дальше рассуждать на эту тему, я хочу вернуться назад и вспомнить, как было рождение Иакова. «Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков». (25:26). Именно это событие: (при рождении Иаков ухватился рукою за пяту Исава), послужило определяющим смысл его имени - (евр. иакоб), которое означает «пусть Он (Бог) защитит», было выбрано из-за созвучия его и смысловой связи с существительным «пята» (акеб) и глаголом (акаб) – «наблюдать в тишине». Как и позднее, пророк Исаия говорит Израилю: «наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твоё…». (Ис.7:4) Верующие люди должны внимательно наблюдать за тем, что происходит вокруг и действовать мудро, чтобы получить, как Иаков, Божье благословение. Как и пророк Осия говорит: «Обратись и ты к Богу твоему: наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда». Ос.12:6.
На протяжении всей жизни Иакова, его имя, демонстрирует как бы два значения: «хватающийся за пяту» (в поиске защиты) и «подставляющий подножку». В рождении этих двух братьев есть иносказание: Исав, представляет собой образ нынешнего века. Век суровый, самоправедный, воинственный и враждующий.
Иаков, напротив, образ будущего века: тихий, спокойный, рассуждающий, имеющий близость с Богом и находящийся под Его защитой и благословением. Переход от нынешнего века к будущему будет постепенным и неразрывно связанным, как и рождение Исава и Иакова. Как и в книге Даниила написано: «…а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю». Дан.2:35. Вначале был просто камень, а после он вырос до размера великой горы наполнившей всю землю. Гора – Царство Божие, которое наполнит всю землю. Иаков, так же был вначале слабым, но после вырос до великого народа – Израиля, который пересилил потомков Исава – Идумеев.
Исполнение Богом Его обетования Аврааму осуществляется посредством избрания Им Иакова (а затем – народа Израильского). Израилю Он позднее тоже даст обетование. Но исполнение его не дастся народу без борьбы. Как самое возникновение, так и последующее существование Израиля направляется свыше. Апостол Павел писал, что ещё до появления близнецов Исаака и Ревеки на свет, младшему было дано предпочтение перед старшим (Рим.9:11-12.). Это противоречило «естественному» порядку вещей. Но Бог нередко действует «вопреки» человеческим представлениям о справедливости, потому, что «Его пути – не наши пути».
Итак, мы с вами, уже установили (по Писанию), что Иаков не обманывал брата своего Исава, а совершенно открыто предложил ему продать первородство. Друзья мои, когда мы живём в этом греховном мире, в монотонно сменяющихся серых буднях, то Божьи обетования и благословения могут показаться кому-то сказочной и несбыточной мечтой. По этой причине кто-то из верующих может так же сказать как Исав: «что мне в этом первородстве? Мне нужно думать о том, что мне есть и пить, и во что одеться, а что будет там, поживём – увидим». Пример: Я пришёл к одной новообращённой пожилой сестре поговорить с ней по поводу того, что она хотела «закодировать» своего сына от алкоголя. Я сказал ей: люди мира сего обращаются к гадателям, чародеям, волшебникам и экстрасенсам, но тебе не то дал Господь Бог твой. На что она ответила: «…но ведь это помогает…!» Я сказал ей: «А душа то губится». Она говорит: «А, что душа?! У меня сейчас проблема, а что там будет, потом узнаем. Что людям – то и мне». И вот, эта женщина пренебрегла своим духовным первородством как Исав.
Писание побуждает нас стремиться к высшей почести звания во Христе; помышлять о небесном, а не о земном. Долгое время Исав не понимал, какую ценность представляет его первородство, поэтому и пренебрёг его. Но когда пришло время, идти к отцу за благословением, тогда он понял и осознал, какую оплошность он допустил. Нельзя бросать слов на ветер. Нельзя играть со своим спасением. А тем более, нельзя было давать необдуманную клятву. Этим самым он заклял себя от первородства. Многие люди, пренебрегающие духовными ценностями в земной жизни, придя к трону Божию, обнаружат великую потерю благословения. Писание говорит нам в пример: «Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами». Евр.12:16-17. Так давайте же будем уподобляться Иакову, а не Исаву. Задумаемся над тем, каким ценностям мы отдаём большее предпочтение: материальным или духовным. Где наше сокровище, там и наше сердце, привязанное к нему.
Теперь поговорим более подробно о характеристике и значении имени Исава: Он был первым из двойняшек, красный и косматый, словно зверёк; и назвали его Исав. «Красный цвет» Исава знаменует его необузданность в будущем. Что же до имени его, то в нём отражена довольно сложная игра слов. В еврейском своём звучании оно перекликается со словом «Сеир» (первоначальное название Едома, находившегося юго-восточнее Мёртвого моря, где Исаву предстояло жить; 32:3; 36:8). Кроме того, еврейское «косматый» или «волосатый» (сеар), звучит почти как «Сеир», а «красный» (по-еврейски адмони) – близко по звучанию к слову «Едом» (см. 25:30). Итак, имя Исава было выбрано со смыслом – дабы отразился в нём характер будущего заклятого врага Израиля. Родители – в свете необычного рождения близнецов (или двойняшек), а так же пророчества, полученного Ревекой, - запечатлели это событие в именах, которые дали сыновьям.
Борьба Исава и Иакова «за первенство» началась ещё во чреве их матери.(см.25:22;ср.Ос.12:3) Итак, конфликт между братьями начался ещё до появления их на свет.
И тогда Ревекка, пошла вопросить Господа. В ответ ей было предсказано, что от неё произойдут родоначальники двух враждующих народов, и младший одержит победу над старшим. Впоследствии израильтяне (потомки Иакова) и идумеи (потомки Исава) и в самом деле не прекращали борьбы между собой. Это символически указывает на то, что люди мира сего и люди - принадлежащие Христу, никогда не придут к общему знаменателю и единому мнению. Между ними происходит постоянная духовная война. Мф.10:34-36. Как написано: «Мерзость для праведников – человек неправедный, и мерзость для нечестивого – идущий прямым путём». Пр.29:27.
И вот теперь мы переходим к самому интересному в этой истории.
Исав был охотником, человек полей. Поле есть мир; доброе семя, это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого. Мф.13:38. Исав добытчик благ мира сего. Иаков, напротив, человек домашний, кроткий, мечтающий о Божьем благословении, всей душой желающий его и размышляющий о том, как его получить. (Первородство в Израиле могло продаваться).
Исав, человек волосатый – что символически указывает на самоправедность, являющуюся покровом для такого человека. Иаков, напротив, человек гладкий. Его тело было без волосяного покрова. Это символизирует отсутствие самоправедности. Такой человек как бы голый. Как сказал Иов: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь». Иов.1:21. Такой человек признаёт тот факт, что он не в состоянии самостоятельно исполнить правду Божию, и что нашей человеческой, земной праведности недостаточно для получения спасения. Нам нужна заместительная жертва. Мы нуждаемся в праведности Христа. Только она способна покрыть нашу плотскую наготу. По сей причине, перед тем как Иаков решился идти к отцу за благословением, его мать Ревека научила его, что нужно сделать для того, чтобы получить благословение первородства.
Ревека символизирует благодать Божью, как написано: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас…» Титу 2:11-12. Чему же научила Ревекка своего сына Иакова? Она не только научила, но и сама сделала всё необходимое: «И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у неё в доме, и одела в неё младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят». 27:15-16. Убитые козлята символически указывают на заместительную жертву Христа, а кожа козлят символизирует праведность Христову покрывающую духовную наготу человека приходящего к Богу. Как нам известно, из книги Левит 16:5, в день искупления, от общества сынов Израилевых священник должен был взять двух козлов в жертву за грех. Как и говорит Ревека: «Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе. Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козлёнка хороших…» 27:8-9. Так, благодать Божия, научает грешника, каким образом он может прийти в присутствие Божие: посредством Крови Христовой (Евр.10:19) и Его праведности. (Рим.4:5) «Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». От Иоанна 1:17.
Если бы Иаков пришёл к отцу со своей праведностью, то есть голый, то он получил бы проклятие вместо благословения. Иаков боялся явиться пред отцом с «обманом». 27:12. Так, каждому человеку страшно явиться пред престол Святого Бога. Мы думаем: а вдруг, наш Отец Небесный найдёт в нас какую-нибудь неправду и прогневается на нас! Однако благодать Божия (в лице Господа Иисуса Христа) берёт наше проклятие на себя. Как и говорит Ревекка: «…на мне пусть будет проклятие твоё, сын мой; только послушайся слов моих, и пойди…» 27:13. Обратите внимание, как нежно и трепетно упрашивает и уговаривает благодать Божия грешника пойти к Богу. Когда мы приходим к Богу Отцу через Господа Иисуса Христа – это приятно Ему. 27:9-10. «Кушанье, какое он любит». Как сказал Господь наш Иисус Христос: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Ин.4:34.
Когда Исаак состарился, и притупилось зрение его…27:1. Конечно же, Вечный Господь Бог не утомляется и не изнемогает. Выражение «состарился» говорит скорей всего о большом периоде времени прошедшем от создания мира. Выражение «состарился» идентично выражению «Ветхий днями». Дан.7:9,13,22. То есть, насыщенный временем (в человеческом понимании смыслового значения этого выражения). А выражение «притупилось зрение его», говорит о том, что после смерти на Голгофе Господа Иисуса Христа, наш Отец Небесный уже не смотрит на свой народ с таким пристрастием, как при законе Моисеевом. Как написано: «Потому что Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не вспомню более». Евр.8:12;10:17 – Иер.31:34.
Исаак говорит Исаву: «…пойди в поле и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя…» 27:3-4.
Люди, ушедшие от Бога, одичали. Их нужно обращать в веру и возвращать к Богу Отцу. « И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будите ловцами человеков». Мрк.1:17.
Однако делать это необходимо в здравом учении – только это любит Отец Небесный. Исав не смог исполнить наказ отца. Почему? Потому, что он шёл к отцу со своей праведностью (косматостью) и со своими делами (закона), а Иаков шёл к отцу не со своей праведностью (шкуры – праведность Христа), и не со своими делами (кушанье приготовила Ревекка - 9ст). Благодать знает, что угодно Богу и, что Он любит. Христианину необходимо только довериться Евангелию Христову и с верой идти к Отцу Небесному, остальное всё делает за нас благодать Божия. (см.Пр.1:20-33) «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры; а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому, что искали не в вере, а в делах закона…» (Рим.9:30-32) Люди мира сего стараются исполнить волю Божию посредством религиозных обрядов, но это не угодно Богу. А истинные дети Божии приходят к Нему посредством Крови Христовой, доверяя Его Слову и это угодно Богу. «И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у неё в доме, и одела в неё младшего сына своего Иакова». 27:15. Как мы уже рассмотрели выше, Ревекка символизирует – благодать Божью. А что означают «богатые одежды старшего сына»? Ответ мы находим в пос. Рим.9:4: Израильтянам принадлежали усыновление и слава, и заветы и законоположения, и богослужение и обетования. Всё это, «благодать Божия» одела на церковь Христову. Как написано: «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля… то есть, не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя». Рим.9:6-8. И ещё: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Гал.3:29. Примечательно, что эти «богатые одежды» были в доме Ревекки. Все благословения находятся для нас у Бога и даются посредством Его благодати. Ревекка, как известно, была женою Исаака, и, таким образом, была неразрывно связана с ним. Благодать знает что угодно Богу и как привести нас в Его присутствие. «Он вошёл к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой»? 18ст. Это указывает на следующую истину: «И будет, прежде, нежели они воззовут, - Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу». Ис.65:24. И ещё: «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь». Иер.33:3.
«И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашёл ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне на встречу». 20ст. – «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне». Рим.10:20. «Иаков подошёл к Исааку, отцу своему; и он ощупал его, и сказал: голос, голос, Иакова; а руки, руки Исавовы». 22ст. – Верующие люди, зачастую говорят правильно, но дела рук их далеко не всегда соответствуют тому, что они говорят. Ибо все мы много согрешаем. Иак.3:2. Довольно часто, по делам рук своих, верующие поступают как люди мира сего. Не во всём, но, тем не менее, во многом. Если бы Бог судил нас по нашим делам, то не оправдалась бы перед ним никакая плоть. «Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Мф.1:21.
После Иакова, за благословением к отцу пришёл Исав. «И вострепетал Исаак весьма великим трепетом…» 33ст. Бог, по-прежнему, трепетно любит Израиля. Пророк Иеремия вопиёт: «Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно»? Пл. Иер.5:22. На этот вопрос отвечает Апостол Павел: «Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал… Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». Рим.11:1-5. и 24ст. Однако не все, а только определённый остаток верных. Если ты еврей, стремись и ты войти в это число.
И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отцу моём; и я убью Иакова, брата моего. 27:41. Из книги Деяния Апостолов, мы знаем - как ненавидели, гнали и убивали иудеи последователей Иисуса Христа. Впрочем, неверующие иудеи и неверующие язычники – одно и то же. Эта вражда и зависть будет продолжаться до второго пришествия Иисуса Христа. Подмечу: неверующие, но очень религиозные, до фанатизма. И только благодать Божия хранит и спасает своих детей среди этого враждебно настроенного мира. 27:42-45. «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой». Мф.10:23. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Мф.5:11. «Гонят нас, мы терпим…» 1Кор.4:12. «За что же гонят меня…» Гал.5:11. За проповедь креста Господня. (См. Гал.5:15) Обратите внимание на то, что Ревекка и Исаак были огорчены до глубины души тем, что Исав взял себе жён из дочерей Хеттейских. 26:34-35 и 27:46.
Я думаю, что это прямо указывает на то, что Израиль блудодействовал с окружающими его народами. Господь постоянно обличал его за это через Своих пророков.
Осталось только добавить, что при возвращении Иакова от Лавана, Иаков первый идёт навстречу брату своему Исаву и всячески ищет примирения с ним. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будите сынами Отца вашего Небесного…» Мф.5:44. Итак, мы рассмотрели сей величайший прообраз, в котором Бог многому научил нас, ибо мы имеем вернейшее пророческое Слово… Да откроет нам Господь ум к уразумению Писаний и да даст нам Духа Премудрости и благодати. Аминь.
Часть вторая: ИАКОВ и ЛАВАН. Имя Лаван – означает «белый», т.е. праведный или скорее всего «самоправедный». Лаван обманывал Иакова, но благодаря всё тому же Лавану, Иаков разбогател. Писание говорит: «все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Как часто, и в наше время, мы верующие ищем своей выгоды, как Лаван. Плотские христиане часто могут огорчать нас, но и через них Бог может благословить нас. В конечном итоге, «любящим Его, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу». Лаван имел домашних божков (31:30), которых украла Рахиль в доме отца своего, когда Иаков со своим семейством уходил от Лавана. Фактически это были идолы, которые впоследствии становились сетью для народа Божия. В этом случае мы наблюдаем постепенную духовную деградацию дома Лавана, выражающуюся в устойчивой тенденции уклонения на путь язычества. Такая духовная ориентация пагубно сказывается на воспитании детей. Рахиль думала, что от этих домашних божков зависит какое-то благополучие семьи, потому и украла их. В споре Иакова с Лаваном Иаков невольно произносит проклятие на укравшего божков (терафимов). 31:32. Впоследствии Рахиль умирает при родах. 35:17-18. Было ли это следствием произнесённых Иаковом слов? Не знаю. Однозначно одно: домашние божки могут навлечь только проклятие и ничего доброго. Бог хранил Иакова и дал ему светлый разум. По этой причине Иаков приказал закопать (похоронить) этих божков под дубом, чтобы корни разросшегося дуба не позволили никому откопать. В некоторых современных христианских семьях так же может наблюдаться тенденция обмирщения (симония) и служение различным божкам, особенно «золотому тельцу». Ибо где богатство ваше будет, там и сердце будет.
Иаков должен был получить благословение в виде многочисленного скота. В то время не было другого образа жизни для получения средств к существованию. Они зависели от материального благословения всецело и полностью. Тем более при патриархальном, автономном образе жизни. По справедливости закона Иаков должен был получить награду (зарплату) за свой многолетний труд. Лаван обманывал Иакова, эксплуатируя его труд. Бог же был на стороне Иакова. По договору с Лаваном, скот с крапинками и пятнами должен был стать наградой Иакову.30:32. «Вся наша праведность как запачканная одежда». Скот Лавана должен был быть чисто белым. И снова мы наблюдаем законническую самоправедность. Действие Иакова (30:37-39), манипуляция с прутьями, расценивается некоторыми как некая ворожба, но это не так. Бог руководил Иаковом и давал ему необходимые знания и мудрость. Не по воле Иакова, но по воле Божьей, зачинал скот и рождался в крапинку. Награда Иакова была от Бога. Всё это раздражало Лавана и вызывало в нём зависть.
«И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.»31:2. Но Бог отца его был с ним. Господь сказал ему через Ангела: «…ибо Я вижу всё, что Лаван делает с тобой».31:12. Отношения между Иаковом и Лаваном стали натянутыми и крайне напряжёнными. В это время, Бог дал Иакову указание уходить от Лавана. Бывают такие ситуации в жизни плотских и духовных христиан, когда пребывать вместе становится невозможным. Зависть Лавана перерастала в злобу. Иакову угрожала реальная опасность. Вот слова Лавана: «Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: «берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого». 29ст. Примечательно, что Лаван говорит о Боге отца Иакова не как о своём Боге.
Вот она величественная картина человеческих судеб, развёрнутая перед нами во всю ширь тысячелетий. Мы видим сюжеты радости и невыразимых страданий. Пройдёт совсем немного времени, и наша жизнь будет вписана в эту картину рукою Вечного Художника. Аминь.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Покорите людей добротой! - Рита Шевцова Каждый из нас драгоценен в очах Господа,и как замечательно,если мы ценим друг друга так же,как и Иисус!Я попробовала сказать об этом в стихотворной форме...