В последнее время среди верующих людей, в поместных церквах, распространилось еретическое учение о том, что "обида" есть большой грех, что Господь не благоволит к обиженным, наказывает их и даже лишает спасения. Давайте проанализируем эту тему во свете Библии. Учение Библии, по данной теме, обращено в основном к людям которые обижают других. Именно таких людей обличает Господь и предостерегает их от весьма печальных последствий.
Никого не обижайте: Лк.3:14. Не обижай: ближнего - Лев.19:13; наёмника - Втор.24:14; друг друга - Лев.25:14,17; пришельца - Исх.23:9; Иер.22:3. Когда Руфь Моавитянка (пришелец) пришла на поле благочестивого Ваоза подбирать колоски после его жнецов, он сказал своим слугам: «...пусть подбирает, не обижайте её». (Руфь 2:15) Некто спросил Иисуса: «...что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус указал ему на заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Среди таких серьёзных заповедей Он указал на заповедь - "не обижай" Мр.10:19. То же самое Иисус сказал воинам: "никого не обижайте, не клевещите... Лк.3:14.
Есть ли такая заповедь - "не обижайся"? Есть ли такой грех как "обида"? Если "обида" причинена кем-то другому человеку, то да, но если человека обидели, т.е. причинили ему обиду, то виноват ли он в том, что его обидели? Согрешил ли обиженный человек тем, что он обижен? Тут нужно понять, что человек - это душа живущая, которая не является бездушным чурбаном. "Обида" - это естественная реакция человеческого естества на причинённую человеку боль, несправедливость. Только бездушный чурбан может никак не реагировать на подобные проявления греха и зла. Если "обида" является грехом, как утверждают некоторые лукавые и невежественные деятели, то, как расценить совет Апостола Павла верующим в Коринфе (1Кор.6:7.) "Для чего бы вам лучше не остаться обиженными?" Неужели Апостол Христов советует верующим остаться во грехе?! Почему он не призывает их покаяться в том, что они на кого-то обиделись? Напротив, Апостол упрекает тех верующих, которые обижают других: "Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев». 8ст. Дальше он напоминает им, что неправедные Царства Божия не наследуют. 9 ст.
Такое ложное учение придумали современные модерные лидеры, подобные любящему первенствовать Диатрефу, подобные фарисеям и книжникам - лицемерам, которые притесняют и порабощают наследие Божие и хотят превратить их в бессловесных животных, дабы они ничего не возражали на их неправедные поступки. Однако Слово Божие говорит, что всё скрытое во мраке обнаружится и их безумие откроется пред всеми.
Это тоже самое учение "николаитов", которое постепенно перешло в "учение" и житейскую практику ( греч. никао-покоряю, лаос-народ). Таким образом, диавол покоряет Божий народ с помощью господствующих над наследием Божием лидеров. Его цель превратить верующих в бессмысленных, слепо следующих за слепыми вождями, боящихся возразить что-либо авторитарному лидеру церкви. Эти лидеры процеживают "комара" и пользуются более философской риторикой, фантазируя и придумывая какие-то закрученные сюжеты, которые Апостол называет "бабьи басни". Они обосновывают свои выводы, руководствуясь более доводами собственного рассудка, нежели, Словом Божьим.
Пророк Иеремия вопиёт: "...спасайте обижаемого от руки обидчика..." Иер.21:12. "Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сём». Иер.22:3. Всякий верующий должен безбоязненно обличать любого в церкви, в том числе и пастора, если видит какой-то грех. Только делать это нужно деликатно, в кротости. Так Апостол Павел однажды обличил Апостола Петра и даже при всех. (Гал.2:14.)
Божие предупреждение всем обидчикам: (Справка: "Обидчик"- тот человек, который обижает другого.)
Исаия 29:20 - "Потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого."
В послании к Римлянам Апостол указывает на таких религиозных лидеров и перечисляет их грехи, в перечне которых "обидчики". Апостол указывает причину, по которой они пришли в такое ужасное духовное состояние: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства». Это может касаться всех падших верующих, но почему я склонен думать более о лидерах? В последнем стихе этой главы говориться: "Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». Рим.1:32. Эти слова наводят на размышление, что речь идёт не о новообращённых, а о имеющих какой-то духовный опыт. Более того, они имеют какой-то авторитет и влияние на других. Есть много добрых пастырей, но в данной теме мы размышляем над тем, как возникают подобные еретические учения.
Апостол Павел вспоминая о своём прежнем образе жизни, до уверования в Христа, свидетельствует о самом себе говоря: "...который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии." 1Тим.1:13.
В то время он был неумеренным ревнителем отеческих преданий, фарисей от фарисеев. Люди защищающие традиции церкви основанные не на Слове Божием, а на ложных умозаключениях прежних поколений (отцов церкви) могут проявлять такую же фанатичную ревность в притеснении и преследовании своих же верующих не разделяющих с ними единого мнения и взгляда по ряду духовных вопросов. Они обычно считают себя ревностными верующими, хотя находятся в полном неведении (невежестве) относительно истины и по свидетельству Ап. Павла такое состояние характеризуется как неверие. Это не имеет ничего общего с верой Божией. Савл обижал истинных верующих и жестоко гнал церковь Божию, но не понимал, что идёт против Бога.
Верующие люди не должны обижать: "И теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землёю, в которой ты гостишь». Быт.21:22-24. Мы дети Авраама, по вере, если поступаем так же, как он поступал.
"Вместите нас: мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти». 2Кор.7:2. Наша вера должна утверждаться на основании Апостолов. Еф.2:20. Многие верующие так поступали и поступают. "Прошу вас, братия, будьте, как я, потому, что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня». Гал.4:12. " Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судимому; Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь..." Д.Ап.25:10. Конечно, религиозные Иудеи, фанатично настроенные своими лидерами против Павла так не считали. Однако свидетельство Писания рисует правильную картину.
Самоправедные люди часто мнят себя правыми, а прочих виновными. "Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь..." Лк.18:11. Фарисей молился мысленно, но Бог знал, что внутри его. Фарисей отделял себя от "прочих людей" в особо праведное положение. Поверхностный самоанализ не позволяет нам вспомнить, что и мы не раз причиняли обиды людям.
Закон воздаяния за обиду: Обидчик должен покаяться перед человеком, которого обидел и возместить ему причинённый ущерб, если таковой имеет место быть. «Вот я: свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам. И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не взял». 1Цар.12:3-4. Таким должен быть истинный служитель Божий – пастырь овец Божиих.
«Закхей же став сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Лк.19:8. «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне». Фил.18 ст. В нагорной проповеди Христос заповедал ученикам лично отправляться к человеку, имеющему что-либо против нас и примиряться с ним. Мф.5:24. Из этого учения следует, что важность примирения так высока, что ради неё следует прервать даже поклонение Богу. Господь учит нас мириться активно, настойчиво, быстро и лично. Любой человек, обидевший другого и желающий избавиться от чувства вины, должен лично просить прощение у обиженного им человека. И, если это необходимо, даже публично!
Современные ложные лидеры учат наоборот, они говорят, что обиженный должен каяться перед тем на кого обижен. Они не призывают обидчика покаяться перед обиженным и возместить ему ущерб. Почему так? Потому, что сами любят обижать и притеснять малосильных из народа Божия. Как написано: «Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать». Осия 12:7. Таким образом мы видим, что «хананеи» вошли в церковь. Невозрождённые, плотские люди часто оказываются в руководстве церкви и потому учат неверно и вершат суды неправедные. Посмотрим характеристику праведнику данную Господом через пророка Иезекииля 18:5-9. Там есть такие слова: «…никого не притесняет,… суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он – праведник…»
Если же человек изворачивается, ловчит, исходит из расчёта его личной целесообразности, игнорирует конкретными фактами и не хочет решать тяжбу по Писанию, то можно ли такого лидера церкви назвать «праведником»? Доходит до абсурда: Они говорят: «мне снилось, мне снилось…» Что же им снилось? В одной церкви жила-была хорошая христианка. Прожила свою жизнь и умерла. Некий брат рассказывает церкви сон, что Господь не принял эту сестру и она попала в ад, потому, что имела обиду на некоего брата. Друзья, я всегда скептически отношусь к таким свидетельствам. Во-первых, с какой стати Бог должен отчитываться кому-то куда отошла душа? Будет суд, там всё и откроется. Во-вторых, если мы оправдываемся верою по благодати, то никак не по делам закона, не по нашим делам которые мы сотворили, не по нашей праведности наше спасение, и уж никак из-за того, что она имела на кого-то обиду, она не могла попасть в ад. Удивительно, что в сём свидетельстве фигурирует «обида» как грех, а не какой-то другой грех! Такое свидетельство является как бы предупреждением пастве, чтобы они сносили всякую обиду без всяких возражений и обличений обидчика. Не было сказано, что обидчик попал в ад, но напротив – обиженный. Такое свидетельство не укрепляет веру людей, а разрушает её. Кто-то подумает: «ну, если уж эта хорошая христианка попала в ад за то, что была на кого-то обижена, то как мне спастись…?» Однако, в церквах такие свидетельства принимаются за «чистую монету». Людей просто запугивают, заставляя слепо следовать за слепыми вождями.
Господь обличает обидчиков и угрожает им отмстить за обижаемого: «Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою»… Пс.9:35. «Господь творит суд и правду всем обиженным». Пс.102:6. «Творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников». Пс.145:7.
Через пророка Иеремию Господь произносит приговор Иерусалиму: «… этот город должен быть наказан; в нём всякое угнетение…, в нём слышно насилие и грабительство, пред лицом Моим – всегда обиды и раны». Иер.6:6-10,14,15. Господь обличал Израиля и через пророка Иезекииля, говоря: «У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют среди тебя… клеветники находятся в тебе»… Иез.22:7,9. И ещё: «Так говорит Господь Бог: довольно вам, князья Израилевы! Отложите обиды и угнетения и творите суд и правду, перестаньте вытеснять народ Мой из владения его, говорит Господь Бог». Иез.45:9. А современные лидеры говорят: «Это Господь церковь очищает…» Тогда как вы сами вытесняете народ Божий из церкви.
«Так как вы толкаете боком и плечём, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон». Иез.34:21.
Итак, поскольку наша вера утверждается на основании Апостолов и Пророков, то рассмотрим ещё один аргумент в пользу того, что быть обиженным на кого-то не является грехом. Обижались ли пророки?
«Вот, я кричу: «обида!» и никто не слушает; вопию, и нет суда». Иов.19:7. Итак, Иов был обижен несправедливой превратностью его судьбы, неверными толками и упрёками своих друзей, а так же тем, что все окружающие простолюдины стали презирать его. Иов входил в число трёх праведных мужей, на которых указал Господь через пророка Иезекииля 14:12-20. Итак, мы видим, что Господь не вменил ему в грех того, что он обижался. Даже более того, Иов обижался на то, что Господь допустил ему эти страдания без всяких на то объяснений. Он требовал суда у Бога.
Другой пример: пророк Иеремия, который много страдал от неправды злых людей. Вот слова молитвы его направленной прямо к Богу: «Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело моё!» Пл. Иер.3:59. В этой же главе выше он излагает Богу суть своей обиды, как несправедливо притесняли его. Упрекнул ли Господь своего пророка за то, что он обижается? Нет, Господь не только не упрекнул, но напротив, находится на стороне своих верных пророков и непременно накажет их обидчиков. В книге откровение говорится о двух Божиих пророках, которые будут пророчествовать и действовать на земле во время великой скорби. «И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту». Отк.11:5. Конечно, это будет особый случай, когда, возможно, дверь спасения уже будет закрыта. Тем не менее, в этом мы находим наглядный пример того, как Господь относится к обиженным и их обидчикам.
Господь всегда на стороне своего обиженного народа и против врагов их, обижающих их. «Обида моя и плоть моя – на Вавилоне, скажет обитательница Сиона, и кровь моя – на жителях Халдеи, скажет Иерусалим. Посему так говорит Господь: вот, я вступлюсь в твоё дело и отмщу за тебя…» Иер.51:35.
Итак, подытожим: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». Иаков 5:10-11.
Я слышал как один проповедник приводил в пример «неправедную» обиду Сары на свою служанку Агарь. Он утверждал, что Сара была не права, из-за её обиды пострадала Агарь и её сын. Так ли это? Однажды Христос сказал книжникам и фарисеям: «Заблуждаетесь не зная Писаний!» «И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен…» Быт.16:4-6. Во-первых, права ли была Агарь в своём поведении относительно своей госпоже Сары? Нет, не права. Права ли была Сара в своём поведении относительно своей служанки-рабы Агари? Да, права! Почему? Ответ на этот вопрос даёт нам сам Апостол Павел в послании к Галатам: «Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; А вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам…. Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Гал.4:22-31. Итак, вы весьма заблуждаетесь. В Писании есть много прообразов иносказательного характера. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, и не может разуметь, потому, что об этом надобно судить духовно. А поскольку не разумеют Писания, то и проповеди говорят неверно и примеры приводят неправильно. Другой пример относительно затаённой обиды Авессалом на брата своего Амнона. Прав ли был Авессалом, что отмстил Амнону за бесчестие сделанное сестре своей? Да прав! Потому что сей грех, по закону, наказывался смертью. Был так же и закон о мстителе. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Когда проповедники приводят примеры из Ветхого Завета, они должны помнить, что тогда был другой закон и другая ситуация. Нельзя христианство перемешивать с законом Моисеевым. Итак, что мы должны делать когда нас обидели? Во-первых, если это человек верующий, необходимо выговорить ему. Если не послушает тебя, возьми двух или трёх свидетелей и выговори ему при них. Если и при них не послушает, скажи церкви. Во-вторых, мы всегда должны находиться в добром расположении духа и не злиться. (2Кор.12:10.) В-третьих, мы должны молиться за обижающих нас. Мф.5:44; Лк.6:28.
Конечно, обида обиде большая рознь. Есть обида – пустяк, а есть обида – явное зло. Есть грех к смерти, не о том говорю, чтобы молиться. В таких случаях нужно не мстить за себя, но дать место гневу Божию, призвать его суды. «Александр Медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» 2 Тим.4:14.
Некоторые верующие говорят: «обида может перерасти в месть…». Согласен, может. Тут уместен следующий пример: Цыган наказывал своего сына за то, что когда тот пойдёт за водой к колодцу, может разбить кувшин. Будьте благоразумны, не поступайте по тому же правилу. Не обвиняйте человека и без того обиженного. Если человек не бодрствует, то много грехов можно натворить, в том числе и месть. Однако это уже совсем другая тема. Аминь.
Прочитано 12419 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Когда обида в сердце входит, И место там себе находит,
И если сердце не поймет, То душу эту горе ждет.
Там, где обида поселилась,
Должно прощенью пребывать,
И чтоб беда не приключилась
Должно всегда прощать, прощать, прощать...
Обида всегда себе находит место там, где его не нашла любовь.
Обида редко живет в одном доме с любовью.Обида любит больше одиночество.
Анатолий
2009-05-16 17:58:01
Спасибо брат за проповедь. Никогда не обращал внимание, что Библия не учит о грехе обидчивости.
Тропан
2009-11-07 18:30:20
Флеш тест: Насколько вы обидчивы? - на сайте Лаборатория психотехники ()psi-test.ru/person/obida.html
Алексей Чернов
2009-11-20 09:01:25
Уважаемый Безымянный Камень, он же М.Б. Не могу согласиться с Вашим видением данной темы. Обижать-то конечно, нехорошо. Но ведь и тем, кто обижается, Иисус сказал: "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши".(Мк. 11:25). Т.е. наше спасение напрямую зависит от того, имеем ли мы в сердце обиды, или нет. Авессалом, конечно, классный парень, с Вашей точки зрения( это уже по другой проповеди), но закончил он плохо. Да и не он для нас авторитет, а Иисус Христос. Так что не носите в себе обиды- это действительно опасно.
брат Cева
2009-11-20 09:20:00
Mладенческие рассуждения.
Алексей Чернов
2009-11-20 09:59:29
Ну младенческие, так младенческие. Я же не претендую на звание "всего достигшего". Поделитесь зрелыми рассуждениями по данной теме, если можете, уважаемый брат Сева.
Мария Гаймбихнер
2011-11-06 16:26:47
Мне понравилось, я раньше тоже думала , что обида это грех Так проповедовалось у нас в церкви. Спасибо за разъяснение.
Oleg
2012-02-17 05:58:59
"Есть ли такая заповедь - "не обижайся"? Есть ли такой грех как "обида"?". Есть! Матф.18:22 - когда Петр спросил Иисуса сколько раз прощать, Иисус ответил до седмижды семидесяти раз. Это 490 раз. Из этого вытекает, что автор искал в основном то, что позволит ему оправдать обиду. Ведь, кто ищет - тот найдет. Гнев и обида как супруги. Потому, если гнев - грех, то и его супруга - обида, нелучше. И еще неизвестно, кто хуже, так как обида скрытое проявление гнева. Также Иисус говорил: "...благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас".Матф.5:44 Т.е. нужно прощать, а не держать обиду.
Рогова Галина г Иваново
2012-06-09 09:59:27
Право обижаться есть если не хочешь жить в присутствии Божьем!
Вера
2013-06-24 07:40:35
Обида обидевшегося человека есть причина гордыни этого человека. Обида - последствие гордыни. Гордыня же - грех!Следовательно обида показывает лик гордыни, следовательно - грех.
геннадий добрыднев
2014-04-20 05:02:46
НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ НО САМОГО ГЛАВНОГО ИЗ ПРОПОВЕДИ ВЫ ТАК И НЕ ПОНЯЛИ
Нина Александрова
2014-09-24 03:35:22
Моё стихотворение "Вы не познали благодать" тоже об этом:
Вы не познали благодать,
Пришедшую к нам в Божьем Сыне,
И с высоты своей гордыни
Души других вам не понять.
Обиды груз в себе нося,
Себя не видя виноватым,
Вы молитесь: «Прости меня»,
А сами не простили брата.
Чужую боль вы разглашали,
Пообещав о том молчать.
Ну, да!.. Вы ж клятву не давали?! –
Вы не познали благодать!
Вы правду смешивали с ложью –
Кто вас заставил клеветать?
Но, поступая так безбожно,
Вы оскорбляли благодать.
Вы горечью для многих были,
Вы их посмели обижать,
Себя ж ни в чём не осудили –
Вы не познали благодать.
Бог поругаем не бывает,
Не надо это забывать.
Подумайте, что ожидает
Отвергших Божью благодать?