Алешка с Костиком вышли на школьное крыльцо и жадно вдохнули теплый весенний воздух. Весна уже напрочь оттеснила зиму и царствовала повсюду. На деревьях набухали почки, солнце растопило остатки снега, правда еще не везде подсушило землю, отчего на футбольном поле было грязно, и поиграть в футбол как следует не удавалось. Ну ничего, еще несколько деньков и можно будет устраивать настоящий матч! Лешка с Костиком уже стали тренироваться.
- Айда, школьное поле посмотрим, - предложил Костик. – Может, оно посуше, чем наше, тогда можно было в субботу тут матч провести.
- Давай посмотрим, - согласился Алешка. Они уже собрали команду и договорились о предстоящем матче с мальчишками из соседнего двора.
Друзья завернули за угол школы и увидели на стадионе группу старшеклассников, те стояли плотным кольцом. Заглянув за их спины, Алешка с Костей увидели в центре круга двух спорящих ребят.
- Сейчас драка будет, - шепнул Костик Лешке на ухо.
- Похоже.
- Да я тебе точно говорю! Я того, худого, знаю. Это же Серега из моего двора, он в 8-Б учится. Его хлебом не корми – дай подраться.
- Ума нет у твоего Сереги с десятиклассником связываться, - Алешка покрутил пальцем у виска. – Он же его на голову выше и в плечах шире в два раза.
- Подумаешь, - скривился Костик, - ты просто Серого не знаешь, он же боксом занимается.
- Ну и что? Да этот громила его за шкирку поднимет, и будет он висеть – худыми ножками и ручками дрыгать, – Алешка изобразил сказанное и расхохотался.
- Зря смеешься, - Костя сдвинул рыжие брови. – Спорим, что Серега твоего десятиклассника «сделает»?
Алешка перевел взгляд с Костика на стоявших друг против друга спорщиков. В этот момент десятиклассник дал Сереге затрещину.
- А давай, спорим! – согласился Лешка. – На что?
- Кто проиграет, тот на воротах сегодня стоит! – Костик протянул вперед руку.
На воротах они оба стоять не любили, поэтому условие показалось Алешке честным.
- Идет! – Лешка сжал ладонь друга и свободной рукой разбил пари.
Когда они протиснулись среди других зевак, чтобы лучше видеть происходящее, драка уже шла полным ходом. Десятиклассник махал длинными руками, стараясь достать Серегу, но тот лихо уклонялся и, уворачиваясь, наносил ему удары.
- Ну, что я тебе говорил, - подпихивал в бок Алешку Костик.
В этот момент десятиклассник схватил Серегу за шиворот и подтянул к себе.
- Ага! Сейчас посмотрим, кто кого, – потер руки Лешка. – Щас он его…
Но тут Серега ударил своего врага под дых так, что тот задохнулся и, обмякнув, рухнул прямо в жидкую грязь под ногами.
- Шухер! Училка идет! – разнеслось по толпе и все разбежались, оставив побежденного на земле.
Алешка с Костиком тоже поддались всеобщей панике и, подхватив портфели, помчались в сторону дома.
- Ну, что я тебе говорил? А ты не верил, - подтрунивал Костик. – Ты со мной лучше не спорь, я знаю, что говорю.
- Ты б так лучше так знал, когда сегодня у доски отвечал, - буркнул Алешка, - а то опять трояк по математике получил. И то спасибо, что учительница сжалилась и не поставила двойку.
- Это совсем другое дело, - Костик надул щеки и искоса посмотрел на друга. – Скажи лучше, что на воротах стоять не хочешь.
- Вот еще! Мне все равно. Вот пообедаю и выйду на часок, поиграем. Я свое слово держать умею…
После этой игры Лешка возвращался домой совсем в плохом настроении. Ему никогда не нравилось стоять на воротах. Мяч так больно бил по рукам, что ловить его было как-то даже страшновато. Но это еще пол беды. Тут главное не пропустить гол! А как его не пропустишь, если Косточка специально смотрит в один угол ворот, а бьет в другой?! Или так мяч закрутит, что тот как волчок из рук выскочит и прям под сетку. Эх, с каким удовольствием Алешка бы сам позабивал голы! Обычно они с Костиком чередовались, тогда не так обидно было. Но сегодня Лешка проиграл пари. Да-а, сегодня был явно не его день, потому что вдобавок ко всему он еще пару раз, ловя мяч, растянулся на грязи. Как он не старался потом почистить штаны на речке, ничего не получилось, грязь только хуже размазывалась.
- А ты незаметно в свою комнату прошмыгни, переоденься, а потом грязные спортивки в стиральную машину брось, чтобы мама не заметила, - давал советы Костик. – Я всегда так делаю. А когда вижу, что мама стирать собирается, сразу гулять ухожу, чтобы она мне вопросов не задавала. А когда возвращаюсь, штаны уже постираны, значит, ругать меня и не за что.
- Хорошо придумал. Только мимо моей сестры незаметно не прошмыгнешь, - вздохнул Алешка. – Она всегда там, где ее не ждут, везде нос всунет, и чуть что сразу маме бежит жаловаться. А мама, наверняка, меня самого заставит эти спортивки стирать. Я когда сильно грязный домой прихожу, она всегда говорит: «Сумел испачкаться – сумеешь и постирать». А потом таз с порошком дает.
- А у вас что, машинки стиральной нет?
- Есть, конечно, это мама мне в наказание руками стирать заставляет, чтобы в следующий раз был аккуратней.
- И что, стираешь? – Костик с недоверием заглянул Алешке в глаза.
- Стираю, - из Алешкиной груди вырвался тяжелый вздох. – Теперь понимаешь, почему я не люблю гулять, когда на улице грязь. Как ни старайся, все равно испачкаешься. Не-ет, лучше уж дома посидеть, порисовать, чем потом эту грязь отстирывать. Ты когда-нибудь пробовал?
- Не-а, - Костик мотнул головой. – Зато я посуду мою.
- Удивил! У меня даже Юлька это делает.
- Но она же девчонка!
- Согласен, посуду мыть тоже приятного мало, особенно мальчикам. Но стирать гораздо хуже. Хочешь, пойдем ко мне в гости, могу дать попробовать, - скривил улыбку Лешка. – Это тебе не тарелки полоскать.
- Да, а жирные казанки и сковородки ты мыть пробовал? – захлопал рыжими ресницами Косточка.
- Нет, - честно признался Алешка, - это всегда мама или папа делают.
- Вот видишь. А меня брат заставляет, когда родителей дома нет. Мама ему поручает, а он вечно повод найдет, чтобы меня заставить. Знаешь, какая гадость смывать весь этот жир? Бр-р, – Костик сморщил нос, отчего Лешке показалось, что все его веснушки слились в одно большое пятно.
- Ну, не знаю, - Алешка почесал за ухом, - может, ты и прав, только грязь от штанов отстирывать тоже работа нелегкая.
- Слушай, а может, я первый в дом зайду и отвлеку твою маму и сестру. А ты пока незаметно к себе в комнату прошмыгнешь, - пришла новая идея Костику, когда они уже подошли к Алешкиному дому.
- Можно попробовать, - пожал плечами Лешка и открыл калитку.
- Ой, мамочки, ты чего такой грязный? – заверещала Юлька, как только он зашел во двор.
- Я, пожалуй, домой пойду, а то еще столько уроков делать… Пока, Леха! – Костик, махнув рукой, побежал прочь.
Алешка как раз, взбивая пену, пытался отстирать самое большое пятно на штанах, когда в ванную заглянул папа.
- У-у, брат, ты, я вижу, маме по хозяйству помогаешь?
Лешка провел под носом мыльной рукой и кивнул.
- Ой, папочка, ты бы его видел! Пришел весь грязный, мокрый, как будто не он в футбол играл, а им играли, - высунулась из-за папы Юлька.
- Брысь отсюда, ябеда! – Алешка брызнул на сестру пеной, и та убежала.
- Ну, может, расскажешь, что с твоими штанами случилось? Подрался? – спросил папа.
- Нет, в футбол с Косточкой играл.
- Ну что ж, погоду вы, правда, не очень подходящую для этого выбрали. Могли бы и подождать до выходных. Глядишь, и на стадионе бы суше стало.
- Нет, мы не могли, - замотал головой Алешка и еще усерднее стал тереть пятно на спортивках.
- Смотри до дыр не дотри, - усмехнулся папа и собрался выйти из ванной комнаты.
- Пап, - остановил его Лешка, - вот ты как думаешь, кто сильнее восьмиклассник или десятиклассник.
- Ну, тут все индивидуально. Если человек в десятом классе учится, это совсем не значит, что он сильный.
- Да, ты бы его видел! - Алешка бросил штаны в таз и присел на край ванной. – Он такой здоровый был, как гора по сравнению с восьмиклассником.
- И что?
- А победил восьмиклассник, хоть и щуплым таким казался.
- Вот видишь, тут все индивидуально. Можно быть большим, потому что много булочек ешь. И толку от такой массы – ноль. А можно быть маленьким, но подвижным, спортом каким-нибудь заниматься. Тогда есть шанс и «здоровика» победить.
- Конечно, он не «каким-нибудь», он боксом занимается.
- Ну вот видишь, ты сам все ответы знаешь.
- А я думал, что десятиклассник победит, - Алешка сжал губы и стал достирывать штаны.
- Это не они тебя…?
- Да нет же, говорю: в футбол с Косточкой играли.
Через несколько дней, когда Алешка с папой были на кухне, Юлька позвала их из зала:
- Папа, Лешка, идите скорей сюда! Посмотрите, каких толстых дядечек по телевизору показывают.
Алешка с папой зашли в комнату.
- Это что конкурс толстяков? – Юлька посмотрела на папу широко распахнутыми глазами.
- Не-ет, - рассмеялся папа, - это соревнования борцов сумо.
- Они что сумками драться будут? – еще больше округлила глаза Юлька.
Тут уж расхохотался и Лешка.
- Какими «сумками»? Сумо – это такой вид борьбы, - Алешка потер лоб и, смущаясь, добавил: - не помню чей.
- Это японский вид борьбы, - уточнил папа.
- А кто побеждает, кто толще? – спросила Юлька.
- Не обязательно. Вес тут не главное, хотя играет большую роль. Но зачастую побеждает не тот, кто больше весит, а тот, кто более ловкий. Понятно?
- Не очень, - честно призналась Юлька.
- А давайте посмотрим, вон, уже соревнование начинается.
После того как спортивная передача закончилась, Алешка спросил:
- Пап, а вот кто сильнее боксер или сумоист?
- А сам как думаешь?
- Конечно, вот тот толстый дядечка любого боксера победит, - пропищала Юлька. – По такому пузу сколько угодно бить можно, все равно не больно будет, тем более у боксеров перчатки мягкие.
- Ага, ты даже не представляешь, как в таких перчатках можно больно стукнуть. Я сколько раз по телевизору видел. До крови дерутся!
- Пап, ну скажи, что боксер проиграет, - Юлька обернулась к папе за поддержкой.
- Понимаете, это разные виды спорта, поэтому такого поединка принципе быть не может.
- А если они просто так поспорят? – напирал Алешка.
- Неужели ты думаешь, что если человек занимается таким видом спорта, то он и в жизни драчун?
- Наверно, - пожал плечами Лешка.
- Ошибаешься. Уважающие себя люди никогда не станут решать спор кулаками, тем более, если они профессиональные спортсмены. Это было бы просто нечестно, непорядочно.
- Тогда как узнать кто сильнее?
- Разве сила человека кулаками меряется?
- А чем же?
- Да, чем? – пискнула Юлька.
- Вот как узнать, сильный человек или слабый? – привстал Алешка.
- Я бы назвал человека сильным, - сказал папа, - если он может побороть самого себя.
- Как это? – на этот раз распахнул глаза Алешка. – Он что сам с собой драться должен?
- Нет, не дерется, но борется.
- Как те сумоисты?
- Похоже. Только тут человек сам с собой сражается. Вот, например, хочет мальчик пойти в футбол поиграть, а у самого уроки не сделаны. А мячик так и манит: пойдем, поиграем полчасика. Но мальчик откладывает его в сторону и идет делать домашние задания, как бы ему не хотелось пойти гулять. Можно такого мальчика назвать сильным?
- Думаю, можно, - вздохнул Алешка.
- Или вот, например, кто-то обидел девочку, и ей так хочется побежать папе пожаловаться на обидчика. Но она знает, что жаловаться некрасиво, и что Бог учил прощать тех, кто нас обижает. И тогда эта девочка принимает решение не жаловаться, а простить. Как вы думаете, можно такую девочку назвать сильной.
- Конечно, можно! – оживился Алешка и покосился на сестру.
- А девочке, между прочим, и не обязательно сильной быть, - мотнула она белокурой косичкой.
- Ну, доча, не скажи. Каждому человеку нужно иметь силу, чтобы самим с собою бороться. Вот, кто научится побеждать эгоизм, думать больше о пользе других, чем о своей, того, действительно, можно назвать сильным человеком.
В субботу после обеда Лешка договорился встретиться с ребятами на стадионе возле дома Костика. Алешка быстро работал ложкой и посматривал на часы. Хотелось придти пораньше других и для разминки погонять с Косточкой мяч.
Юлька первая выпорхнула из-за стола и включила телевизор. Там шли их любимые мультики по Библейским историям. Родители тоже любили их смотреть. А Лешка и Юля всегда удивлялись, откуда они знают, чем закончится очередная история, ведь раньше, когда папа и мама были маленькими, эти мультики не показывали.
Мама тоже быстро закончила обед и уселась рядом с Юлькой на диван.
- Оставьте все на столе, - сказала она папе с Алешкой, - я потом уберу, когда мультики закончатся.
Алешка посмотрел на часы. До встречи с Костиком оставалось полчаса. «Ну, что ж и я успею мультики посмотреть», - подумал он и отодвинул пустую тарелку. После сытного обеда так хотелось развалиться на мягком ковре перед телевизором. Кресло занял папа.
Лешка встал и сделал шаг в сторону телевизора, но остановился и посмотрел на обеденный стол. Грязная посуда ждала, когда ее соберут и отнесут на кухню в мойку. Обычно Лешка с Юлькой всегда помогали маме убирать со стола, но сейчас мама сама сказала, что сделает это позже.
Алешка сделал еще один шаг к телевизору и снова остановился.
- Слабак, - услышал он где-то внутри себя.
- Ничего подобного, мне не трудно, просто меня никто ни о чем не просил, - мысленно запротестовал Алешка и покосился на экран.
- Я же говорю: слабак, - услышал он снова.
- Вовсе нет! – буркнул Алешка и подошел к столу.
Он собрал грязные тарелки и отнес их в кухню.
- Никакой я и не «слабак», - думал он, составляя тарелки в раковину. – Все мультики смотрят, а я маме помогаю…
Вытерев руки, он кинул взгляд на часы: сколько я еще могу у телевизора посидеть?
- А помыть? – услышал он опять голос внутри себя.
- Чего, еще и мыть? Ну уж нет! Я один все тарелки сюда принес. А мыть пусть Юлька маме помогает. А то нечестно: они там мультики смотрят, а я тут еще и мыть должен…
Алешка решительно направился в комнату, но на пороге кухни остановился и оглянулся на мойку, заставленную тарелками.
- Ладно уж, - махнул он рукой и засучил рукава. – Юлька мне потом все равно расскажет, про что мультик был. А зато как мама удивится, когда увидит вымытые тарелки!
Алешка с усердием принялся за работу. Когда посуда была вымыта, он снова посмотрел на часы. У него оставалось семь минут, и нужно было бежать на встречу с Костиком. Можно было, конечно, хоть чуть-чуть, хоть пять минут посмотреть любимые мультики, но тут Алешкин взгляд задержался на сковородке, на которой мама жарила на обед котлеты. Она была такой жирной и зажаренной, что Алешка поморщился. Сразу вспомнился Косточка со своими страшилками про жирные казанки и сковородки.
- Не-е, ну это уже через чур, - мотнул головой Лешка. – Достаточно с меня тарелок и ложек с вилками. Сковородку пусть кто-нибудь другой моет.
- Слабак, - услышал он снова.
- А вот и нет! – Алешка сжал губы и налил на губку побольше моющего средства.
Костик не соврал. Оказывается, сковородку отмыть было не так легко, как тарелки. Чем только Лешка не отдирал эти противные зажарки? И специальной щеточкой и ногтями… аж вспотел. Наконец, сковорода снова стала чистой.
- Ого! – воскликнул папа, зайдя на кухню. – Я думал, ты уже на футбол побежал, а ты оказывается, в себе силу воли воспитываешь.
- Ага! – расплылся в улыбке Лешка.
- Дорогая! Иди посмотри, какой у тебя сын помощник: всю посуду перемыл, даже со сковородкой справился! – крикнул папа в комнату.
- Подумаешь, - вытянула губы трубочкой Юлька. – Ничего особенного. Я тоже так могу. Вот увидите: после ужина я буду в себе силу вырабатывать…
Тихонова Марина,
Симферополь
Дай, Бог, мне тему для стиха,
Чтобы уверенной рукою
Ложилась за строкой строка,
Что мне подарена Тобою.
Слова, Господь, мне подбери,
Чтобы за сердце задевали,
Людей к Иисусу бы вели,
Глаза на Бога открывали.
Люблю Господа и стараюсь жить так, как Он учит.
Мой девиз: В главноем - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь!
Член Союза христианских писателей Украины
Любое копирование и распространение работ ТОЛЬКО с
письменного согласования с автором.
Сборник рассказов "Выход есть!" и "Алешкины истории" можно заказать по удобным вам адресам: http://www.bible.org.ru/page.php?id=9
Также вышел сборник рассказов "Открытыми глазами"
В 2014 г. вышли "Сказки старого пруда"
СЛАВА БОГУ!!!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Один день из жизни школы боевых искусств - Наталия Минаева Меч. Это интересно
Древнейшие бронзовые мечи (9-8 вв. до н.э.)
Рубящее и колющее длинноклинковое (до 1,5 м.) оружие с прямым обоюдоострым клинком. Бронзовый меч появился во 2 тысячелетии до н. э., железный - в начале 1 тысячелетия до н.э. Длина их была не более 70 см. Эфес меча состоит из рукояти, гарды (обычно типа крестовина) и головки. У некоторых мечей гарда может иметь форму круга, а головка представлять собой набалдашник. В качестве дополнительных элементов защиты руки отдельные мечи имеют дужки и лангет (небольшой щиток для защиты большого пальца). Рукоять обычно делается из дерева и оплетается проволокой (либо выполняется целиком из металла). Головка представляет собой металлический шарик, который может иметь шляпку (расклепанный конец хвостовика).
Крестовины меча двоякого рода: прямые и с опущенными концами. Меч с крестовинами второго типа наиболее пригодны для рубки с коня. В процессе развития, в зависимости и от оборонительного вооружения, и от приемов боя, форма меча изменялась.
Заподноевропейский меч 15-16 вв.
После падения Римской империи и до выделения рыцарской конницы в главную ударную силу на поле брани, то есть в период с 6 по 10 вв., длинный меч стал массовым оружием во всем регионе. Ведущим типом меча в этот период стал каролингский, названный так в честь правящей во Франции династии Каролингов. Такие мечи, широко распространенные во всей Европе, были длиной 80 - 90 см, шириной 5-6 см и имели прямой клинок, который мог быть как обоюдоострым, так и иметь одностороннюю заточку и скошенное в одну сторону острие.
Скандинавский меч, который еще называют норманским, очень хорошо подходил рослым и физически сильным викингам. Он был достаточно толстым в поперечнике, имел очень массивный противовес (у некоторых мечей размером почти с кулак) и небольшую гарду (или вообще не имел ее). Некоторые мечи имели на навершии крюк или небольшой крюкообразный клинок, которым можно было атаковать противника, уведя в сторону его меч основным клинком.
Мечи 9 - 10 вв. имеют ровный широкий клинок, закругленный к концу, и являются только рубящим оружием. Мечи 11 - 12 вв. с заостренными концами и слегка сужающимися книзу клинками имеют значение не только рубящего оружия, но и колющего. Мечи изготовляли из железа и сварочного булата. В конце 12 в. рукоять меча удлиняется настолько, что позволяет действовать двумя руками. В этот период мечи имеют заточенные у острия клинки, способные проникать сквозь сочленения доспехов.
Ножны у меча деревянные и покрываются кожей или материей и привязываются к поясной портупее на перевязи, каждый конец которой, разрезанный на ремни, образует плетеное кожаное кольцо.
Ремни эти обычно покрыты бархатом, шелком и шиты золотом, а иногда украшены финифтью. К этому времени относится появление рыцарского оружия. Рыцарские мечи выделяются своей красотой, считаясь благородным оружием. В продолжение месяцев их оставляли лежать на алтарях, они участвовали в литургии, их благословляли священники и даже освящали. Лучшие хранились в сокровищницах монастырей под алтарями, на могилах своих бывших владетелей. Им дают имена, как это делалось еще во времена Каролингов; при инвеституре, короновании, посвящении они участвуют в церемонии в силу строго соблюдаемого завета. Их происхождению часто приписывали сверхъестественный характер; некоторые из них якобы обладали волшебными свойствами.
В первой четверти 14 в., после внедрения латного доспеха, клинок рыцарского меча стал длиннее, что увеличивало силу его удара и дистанцию. Так появился полутораручный меч, сначала в Германии, потом - в Англии, затем - в остальных странах Западной Европы.
Европейский меч 14-16 вв.
Классический рыцарский длинный меч окончательно оформился к 13 в. Средняя длина его клинка составляла 75 - 80 см, максимальная - 90 см. меч был плоский, шириной 5 см и имел долы. Гардой служила простая перекладина, дужки которой могли незначительно загибаться вверх. Рукоять, рассчитанная на одну ладонь, имела в длину 10 см. Заканчивалась она навершием-противовесом, которое очень часто использовалось как тайник для хранения какой-нибудь христианской реликвии, повышающей "святость" меча и боевые качества его владельца. Поэтому рыцари навершие в бою не использовали. Вес меча составлял 1,25 - 1,8 кг.
В настоящее время, согласно европейской классификации, под коротким мечом понимается меч длиной до 60 см (2 фута), длинным - от 60 до 115 см (2 - 3,5 фута), полутораручным - 115 - 145 см (3,5 - 4,5 фута), двуручным - больше 5 футов, то есть 152 см. Клинок последнего был шириной 5 - 6 см. Длина его рукояти составляла около 30 см, весил он от 3,5 до 5 кг. Двуручный же "тяжелый меч" весил до 8 кг и мог доходить в длину до 2 м.
Русский меч
На Руси меч являлся дорогостоящим предметом вооружения, часто передавался от отца к сыну. Мечи 10-12 вв. имеют клинок длиной около 100 см, шириной 4 - 6 см, толщиной средней части клинка 3 - 6 мм. Переход в 14 - 15 вв. от кольчуги к наборным доспехам повлиял и на эволюцию меча. Доспехи в бою легче было проколоть, чем разрубить. Поэтому прежнее рубящее действие меча заменяется в 14 в. на колюще-рубящее. Мечи становятся длиннее (до 120 - 140 см). Их рукоять делают большой, крестовину - прямой и длинной (до 26 см). На клинке меча появляются трехрядные долы