Что прежде — знание или вера?
А мы утверждаем, что вообще в науках вера предшествует знанию, в рассуждении же нашего учения, если кто скажет, что веру предваряет знание, то не спорим в этом, разумея, впрочем, знание, соразмерное человеческому разумению. Ибо в науке должно прежде поверить, что бук-ва называется «азом» и, изучив начертание и произношение, потом уже получить точное разумение, какую силу имеет буква. А в вере в Бога предшествует понятие, именно понятие, что Бог есть, и оное собираем из рассматривания тварей. Ибо познаем премудрость, и могущество, и благость, и вообще «невидимая Его», уразумевая от создания мира. Так признаем Его и Владыкою своим. Поскольку Бог есть Творец мира, а мы часть мира, то следует, что Бог и наш Творец. А за сим знанием следует вера, за таковою же верою — поклонение.
Теперь же, поскольку слово «знание» многозначительно, то забавляющиеся над людьми простыми и хвастающиеся странностями, подобно тем, которые на зрелищах в глазах у всех скрадывают шарики, в вопросе охватывают все вообще. Так как слово «знание» простирается на многое и познаваемым бывает иное относительно к числу, иное к величине, иное к силе, иное к образу бытия, иное ко времени происхождения, иное же относительно к сущности, то они, объемля в вопросе все, как скоро получат от нас признание, что знаем, требуют у нас знания сущности. А если видят, что колеблемся отвечать утвердительно, то укоряют нас в нечестии. Но мы признаемся, что знаем познаваемое в Боге, знаем же еще и такое нечто, что избегает нашего разумения. Если спросишь меня, знаю ли, что такое песок, я отвечу, что знаю, то с твоей стороны будет явною притязательностью, если тотчас потребуешь сказать и о числе песчинок, потому что первый твой вопрос относился к виду песчинок, а последнее требование обращено к числу песчинок. Здесь то же лжеумствование, как если сказать: «Знаешь ли Тимофея? Если Тимофея знаешь, то знаешь поэтому и его естество, но ты признался, что Тимофея знаешь, следственно дай нам понять об его естестве». А я и знаю Тимофея, и не знаю его; впрочем, не в одном и том же отношении, и не по тому же самому, ибо не в том отношении не знаю, в каком и знаю, но в одном отношении знаю, а в другом не знаю; знаю относительно к чертам лица и к прочим отличительным свойствам его, но не знаю относительно к сущности. Так и себя самого в том же разуме и знаю, и не знаю. Знаю себя, кто я таков, и не знаю себя, поскольку не познаю сущности своей.
Пусть объяснят нам: почему Павел сказал, что ныне отчасти знаем (1 Кор. 13, 9)? Неужели сущность Божию познаем мы отчасти, то есть познаем как бы части сущности Божией. Но это ни с чем не сообразно, потому что Бог частей не имеет. Или познаем всецелую сущность? Итак, почему когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (1 Кор. 13, 10)? В чем же обвиняются идолопоклонники? Не в том ли, что познав Бога, не прославили Его (Рим. 1, 21)? За что несмысленные Галаты укоряются Павлом, который говорит: Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам..? (Гал. 4, 9). Почему был «ведом в Иудее Бог?» Потому ли, что в Иудее познана сущность, что она такое? Сказано: вол знает владетеля своего (Ис. 1, 3). По-вашему, это значит, что вол познал сущность господина своего. И осел — ясли господина своего — следовательно, и осел познал сущность яслей. А Израиль, сказано, не знает Меня (Ис 1, 3). По-вашему, Израиль обвиняется в том, что не познал сущности Божией, что она такое. Сказано: Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя (Пс. 78, 6), то есть не постигшие сущности Твоей. Но знание, как сказали мы, многоразлично. Ибо оно есть и познание Творца нашего, и разумение чудес Его, и соблюдение заповедей, и приближение к Нему. Они же, отвергнув все это, приводят знание к одному значению, к умозрению о самой сущности Божией. Сказано: и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе (Исх. 30, 36). Неужели буду открываться значит — явлю сущность Мою? Познал Господь Своих (2 Тим. 2, 19). Неужели поэтому сущность Своих познал, а сущности непокорных не знает? Познал Адам жену свою (Быт 4, 1); неужели познал сущность ее? И о Ревекке ска¬зано: дева, кото-рой не познал муж (Быт. 24, 16); и: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34). Неужели никто не знал сущности Ревекки? Неужели и Мария говорит: я не уразумела сущности ни одного мужа? Или словом «познал» Писанию свойственно именовать супружеские объятия? И Бог будет познан с очистилища — это значит, явится священно-служащим. И познал Господь Своих (2 Тим. 2, 19), то есть за добрые дела принял их в общение с Собою.
Комментарий автора: Стиль изложения и манера письма, безусловно, покажутся непривычными и, возможно, не вдруг постигается смысл написан-ного. Но наберитесь терпения. И как после восхождения на высокую гору, открываются неописуемые красоты горной страны, так и по прочтении Послания, дошедшего до нас из глубины веков, откроются нам невыразимые высоты и глубины мудрости. То самой Мудрости, что "была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время" (Прит.8:30).
А по окончании прочтения, обратите внимание на дату написания....
И задумайтесь... С Богом!!!
Сергей Сгибнев,
Новосибирск, Новосибирской обл.
Верующий. Люблю хорошую христианскую и классическую музыку. Люблю говорить о Боге. Люблю жить! сайт автора:Персональный дневник
Прочитано 4319 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Приветствую Сергей!
Поразмыслив я пришел к выводу, что все же сначала знание, а потом вера на основании знаний.
Знаний ни как научных обоснований или доказательств, а знание как веденье.
Например: Как мог поверить Авраам, если сначала он не узнал или услышал от Бога.
Для чего благовестие по всей земле об Иисусе Христе? Что бы возбудить веру в Иисуса Христа. Без знаний о Боге люди живут в мире по своим привычным правилам греха. А как только приходят знания, то человек делает выбор к рабству греха или особождению от греха.
Знание может быть до человека донесено не только в виде явных объяснений или проповеди, но и в мыслях и явным голосом Божьим. Комментарий автора: Похоже на то, что ЗНАНИЕ отностися к той же категории, что и СВОБОДА. Много споров, много доводов, но так никто и не дал всеобъемлющего понятия ни для того, ни для другого.
так под "свободой" понимается лишь та или иная возможность; соответственно под "знанием" - так же, та или иная возможность иметь какое-то представление о чем-то (об объекте, событии, личности...), способность или возможность дать те или иные пояснения. Опять же, в пределах изестного на сегодняшний день. Простой пример: ВСЕЛЕННАЯ. Имеем мы о ней знания? Ведь во времена Аристотеля (величайшего мыслителя того времени) за попытку создать Гелиоцентричную модель мироздания сжигали н кострах. Но Господь воздвиг Коперника, Галилео, Ньютона, Птолемея..., и натурфилософия Аристотеля с его Геоцентричной вселенной была повергнута в прах. Казалось бы, ну уж теперь мы ВСЕ знаем.... НО! Пришел Эйнштйн и вновь поверг "знания" в незнание. Он показал, что возможно расчитать вселенную относительно любого материального тела. Вопрос лишь в сложности формулы. Так знаем мы хоть что-то или НЕ знаем?!? Можно продолжать: двойная природа света (волновая и корпускулярная), неделимость атома, изменчивость массы тела в зависимости от его скорости (на субсветовых пределах...). Что-то еще нового человеку дано будет открыть?!?
Но это все рассуждения о материальном мире. Мы же говорим о ДУХОВНОМ. Вера - Божий дар! [Ср. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф.2:8)]. Опять же, написано, - Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10:17).
А "услышали" суть, эквивалент ли - узнали? Читаем дальше,
- Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их Рим.10:18). И,прочитав далее, вновь "запнемся", - А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне (Рим.10:20).
Т.е. Бог открыля НЕ ЗНАВШИМ..., а они взяли и уверовали. Те же, кто слышал, и, предположительно, знал, так и остались в неверии.
Можно сколько угодно спорить..., только зачем? Над всей вселенной лишь милосердие Христа имеет силу; и власть лишь у Господа Бога нашего - карать или миловать.
А потому, - Ему Единому слава и держава, и благоговение! Во имя Отца и Сына, и Святого Духа АМИНЬ!!!
Михаил
2009-03-11 18:40:39
Знание - сила! Всё остальное - способ существования "духовных" тел.
Виктор
2009-03-11 23:52:53
Интересно, а че будет, когда, по словам апостола Павла, "знание упразднится"? Комментарий автора: Так ведь написано же, - Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1Кор.13:12).
С Богом!
Aleks
2009-03-14 10:29:09
Пришел Эйнштйн и вновь поверг "знания" в незнание. Он показал, что возможно расчитать вселенную относительно любого материального тела. Вопрос лишь в сложности формулы.
Очень интересуюсь этим вопросом. Можно ли по-подробнее или ссылочку на соответствующий материал.
Благодарю Комментарий автора: Теория относительности Эйнштейна и ее математический аппарат позволяют рассчитать модель вселенной относительно любого объекта. В том числе, относительно меня или вас. Разница лишь в том, что если Гелицентрическая модель может быть расчитана даже школьником, то "Эгоцентричная" модель потребует колоссального труда академика.
Ссылку в инете я не знаю, но могу порекомендовать книгу "Дело Галилея", Чарльз Хаммэль, "Триада", Москва, 2001, 360 с.
Прекрасная книга на тему: "Есть ли точки соприкосновения науки и Богословия".
С Богом!
Габор Петрушович
2012-02-11 14:33:04
Господь пришел и упразднил высокие знание всякие знание о мирском, Он воскресил Лазаря, который был четыре дня во гробе(это о земном) планка опущено до самого низа до сердце Марии Магдалины, которая ничего не знала о науке.