Группа студентов РАХИ и их друзей, на недельном отдыхе после жуткой сессии, отправились в театр “Сатирикон”. Нам довелось наслаждаться прекраснейшим моноспектаклем Константина Райкина, “Контрабас”, премьера которого состоялась аж в 2000 году. Но до сих пор "Контрабас" - в списке лучших спектаклей в Москве.
Великолепнейшая игра в моноспектакле "Контрабас" П. Зюскинда (реж. Е. Невежина) принесла К. Райкину "Золотую маску".
Константин Райкин показывает не только жизнь контрабасиста и его душевные, сокровенные отношения с инструментом, но и затрагивает множество жизненных тем, касающихся каждого зрителя. Безответная любовь…жажда безумного поступка, которого не в силах совершить…одиночество…чувство чего-то высокого и непостижимого. Он говорит о том, что таится в душе каждого человека. Об этом хочется говорить вместе с главным героев, об этом хочется кричать, об этом хочется плакать…
Но как сам актёр относится к своему персонажу и к постановке в целом? Однажды, во время гастролей “Контрабаса” в Израиле, сайт новостей “Mignews” взяла у К.Райкина интервью. Подытоживая сказанное можно задаться интересующими нас вопросами. Каково отношение Райкина к персонажу и спектаклю? – “Я люблю этот персонаж”, отвечает К. Райкин, - “и люблю этот спектакль”.
Почему же такой невзрачный главный герой притягивает своё внимание каждого зрителя уже на протяжении стольких лет? – “То, что про него думаем мы со стороны, – это важно, конечно. Но не главное, потому что главное – это не поступок, а та работа души, которая при этом производится. Богу важен не только поступок, но и работа души. Бывает, поступки одинаковые, а работа души у людей разная.
Да, шанса у него нет, никогда ничего не произойдет. Но между двумя дисциплинированными приходами на работу у него происходит такая буря шекспировских страстей, которую интересно изучить другому человеку, сидящему в зрительном зале, который на что-то, благодаря этому, решится.
Благодаря спектаклю, который он посмотрит – про человека, который не решился ни на что. Так я думаю”.
Мне понравилась одна мысль. Райкин, говоря о контрабасе, говорит о нём как об инструменте неуклюжем, издающем не очень-то ласкающий звук, но весьма важном и незаменимом в оркестре. Так и некоторые люди, профессии т.п. на первый взгляд не очень привлекательные, но необходимые как обществу, так и другим людям – без них тоже в этой жизни никуда. Для Бога каждый человек ценен и важен, насколько ничтожным бы он не казался. Здесь уместно привести небольшую выдержку из очерка о “Контрабасе”, опубликованном в “Литературной газете”: “Кстати, ежели после этого спектакля Вы не стали чуточку добрее и терпимее, то Вам стоит крепко задуматься о собственной душе”.
Хочу привести несколько впечатлений людей, ходивших на этот спектакль. Авель Волошин (Хор “Для тебя”), об отношениях между музыкантом и инструментом, затронутых в спектакле: “Я, правда, не контрабасист, но что Райкин говорил сегодня, в какой-то мере испытывает каждый музыкант”.
Екатерина Тончева (Соц. работа, 2 курс), о глубоко коснувшейся её трагедии главного героя: “Ты видишь в этом бедном толстячке, которому уже за 50 - клоуна днём веселящего весь мир, а вечером, если заглянуть к нему в окошко, безудержно плачущего человека. О его чувствах никто никогда не узнает. У него есть что-то ему любимое, но от этого любимого ему одновременно хочется, и избавиться и никогда с ним не расставаться. Возможно, ты слушаешь его последние шутки, и тебе как-то ужасно грустно улыбается”.
Напоследок, хочется отдать низкий поклон актёрскому мастерству Константина Райкина. Актёру, умеющему интонацией и мимикой материализовать то, о чём он говорит. Дать зрителю почувствовать самому то, что переживает главный персонаж.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности