«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3) «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают». (1Тим.1:5-7)
Созидательное действие слова (проповеди, наставления, обличения) обуславливается не столько содержанием, сколько духом, в котором это слово возвещается. Каким бы верным, основательным и высокомудрым не являлось назидание, оно в любом случае будут обкрадывать слушающих, если преподносится в чуждом истинному благовестию духе.
Независимо от внешнего глубокомыслия и степени соответствия догмам Писания, речь лишенная искреннего участия, будет отражать лишь мудрость земную, душевную, бесовскую. Иначе говоря, вне духа любви и кротости, любые слова, автоматически превращаются в средство самоутверждения, орудие мести, способ манипуляции иили в банальное злопыхательство, искусно прикрытое религиозным пафосом («праведным гневом» как это принято называть в целях самооправдания). И наоборот, если слово изрекается в духе любви, оно будет нести пользу даже при мизерном содержании истины (не путать суть понятия «в духе любви» с либеральной теологией, замешанной на преступных компромиссах, излишней лояльности и отсутствии принципиальности отражающей Святость Творца). Даже молчание в духе любви приносит несравнимо больше пользы, чем самые правильные и содержательные речи мотивированные чем-то иным.
Вот почему одни и те же слова, произносимые разными проповедниками, порой, производят совершенно противоположное действие. Учитель движимый духом зависти, соперничества, властолюбия, цинизма, критиканства или бахвальства, сам того не ведая, выступает богопротивником и хулителителем имени Христа, поскольку сеет лишь ожесточение и разрозненность в рядах христиан.
Наверняка каждый из нас, не раз интуитивно ощущал, что тот или иной проповедник, указывая на присущие людям несовершенства, делает это не с врачебными целями, как того требует Писание, но с тайным намерением унизить дабы возвыситься самому (произвести впечатление прозорливца, повысить свой рейтинг, утвердить авторитет). Чаще всего этот мотив сокрыт так глубоко, что является тайной даже для самого проповедника и именно по этому, независимо от внешней манеры изложения (более или менее эмоциональной), в смысловой палитре такой проповеди преобладают агрессивные тона. Она всегда болезненно претенциозна и сквозит подспудной или явной неприязнью к объекту осуждения. Учителя, о которых идет речь, с упоением обнажают язвы ближнего и презрительно бросают это людям в лицо. Фигурально выражаясь, их проповедь — это проповедь-плевок, проповедь-оскорбление.
Кроме этого, в подобного рода речах, неизбежно присутствует момент категоричности, т. е., ярко выраженная претензия на неоспоримость. Эта категоричность полна нетерпимости к инакомыслию и потому убивает в слушателях всякую инициативу к личному познанию Бога.
Кто-то мудрый сравнил христиан с цветами светового спектра, имея в виду то, что лишь вместе мы представляем полноценный свет — Свет Христа. И это воистину так, но все дело в том, что многие из нас, являясь лишь оттенком цветовой гаммы, претендуют на звание самого света (!). Отсюда все духовные и внутриусобные проблемы христиан.
Как бы там ни было, мы должны учиться уважать чужое мнение. Без этого немыслимо почтительное отношение друг к другу, да и само следование за Христом.
Разномыслия допущены Богом неслучайно, их не надо бояться, ибо они настраивают на волну формирования личных отношений с Творцом.
Выше охарактеризованные наставники, чаще всего не понимают, да и не хотят понять всего этого. Однако, имеем ли мы право судить их, ведь нет никаких гарантий, что мы на их месте вели бы себя иначе. Я думаю, что в той или иной мере, любой ставленник Божий подвергается искушениям властолюбия и жажды всестороннего контроля над подопечными. Здесь главное вовремя распознать и пресечь тягу к злоупотреблениям, чтобы не закостенеть в беззаконии, в тисках которого, вера вырождается в фарисейство. Однако самого соблазна, увы, не избежать.
Каждый помазанник приступающий к тому или иному служению должен понимать, что без упорной работы над собой и самого серьезного отношения к вопросу смирения, результат неизбежно окажется плачевным. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Матф.20:25,26)
Не секрет, что многие лидеры пренебрегли этим наставлением и ныне ослеплены чувством собственной исключительности, а порой и величия. В ответ на любое несогласие (тем более инакомыслие) от них можно услышать только одно: «брат (сестра), в тебе говорит твоё самолюбие, твоя мнительность, твоя неспособность принимать справедливые обличения, и вообще, всё это богомерзкое бунтарство в котором тебе надо покаяться». Сам же горе-наставник неизбежно водружает корону мученика и принимается с наслаждением смаковать мысль, что душевные всегда гонят духовных и что блаженны те, кому выпала честь пострадать за Христа. Совсем не трудно догадаться, почему в таких ситуациях, людям свойственно сравнивать себя с Моисеем в момент притеснений со стороны мятежников, а не с Саулом мечущим копья в Давида. Трудно быть беспристрастным и объективным по отношению к себе.
Однако, нельзя осмысливать все вышесказанное как закономерность, необходимо понимать, что приведенный анализ относится лишь к тому явлению о которой идет речь и совершенно не исключает обратных положений, т. е., примеров проповедей возвещаемых в духе любви и отвержения их теми, кто отравлен больным самомнением (как то было с Кореем и сообщниками его).
Для того чтобы Слово совершало истинно благотворное действие, необходимы не только уста возвещающие в духе любви, но и уши слушающие в том же духе. Как источник (точнее ретранслятор Божьей истины), так и приемник, должны находится в должном состоянии, ибо если говорящий будет искать славу себе — он найдет славу, если слушающий будет выискивать погрешности проповедника — он найдет погрешности, но если оба будут искать волю Господа, то и плод окажется соответствующим.
Подытоживая сказанное, отметим, что наставник злоупотребляющий властью — одержим духом Саула, а бунтующий нижестоящий — духом Авессалома. И то и другое мерзость в очах Господа.
Да наделит нас Создатель мудростью и способностью распознавать и пресекать обольщения, о которых шла речь (себя разумею в первую очередь).
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:1-2)
ДАЙ НАМ ОПОМНИТЬСЯ
Как часто дух злобы спесивой,
Мы выдаем за гнев святой
И топчем поступью глумливой
В невинных душах образ Твой.
Чиним над ближними расправу,
Метая тучи острых стрел,
Самим себе, являя славу,
Мним, что величим Твой удел.
В лицо Любви, бросая грязью,
Плодим кровавые слова —
Бурлим, свирепствуя в экстазе,
Дробя Церква на острова.
О сколько желчи, сколько брани
Меж строк "возвышенных речей"...
Дитя безумства, ты на грани!
О вразуми нас, Назарей.
Дай нам опомниться, несчастным
И обратить злословье в плач,
Чтоб не постиг конец ужасный,
Чтоб не лишил всего палач.
«Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность». (Иов 5:2)
Александр С. Н.,
Вильнюс Литва
Родился в Литве в городе Вильнюсе, где живу и по сей день. Обращение к Господу произошло в 1995 году, в момент тяжелейшего жизненного кризиса и краха всех моих надежд. В Иисусе я обрел свободу и новую жизнь. Женат, имею дочку. Писать стал пробовать сравнительно недавно, по большей части псалмы и музыку к ним.
Мой канал на YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UC3osqINgvPg2lK8xG_E-J2g/videos?sort=dd&view=0&shelf_id=0
Прочитано 4121 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности