Посвящается принятию святой равноапостольной княгиней Российской Ольгой
Православной веры в 955 году от Рождества Христова,
малой родине этой подлинно русской женщины,
ПСКОВУ,
ратному и духовному подвигу простых псковитян
в разные трудные периоды истории Руси – России
ЭПИГРАФ
Во дни волнений Псков всегда хранит
От произвола Троица Святая,
А Богоматерь плачет и скорбит,
И в этой скорби – радость неземная…
Ведь пересилит тысячи обид
Слеза любви хрустально – золотая!
* * *
В руках держала не прясло –
Весло на пароме – Прекрасна*.
И, сильная духом и телом,
Судьбы другой не хотела.
Предание так романтично**,
Но дело, наверно, привычней:
Не с мудрым советом князь Игорь
Попробовал воды Великой***-
И справа, и слева, и… сзади…
А думал, что все… ДАМЫ – ЛЕДИ?!
Веслом поучить не мешает,
Кто девушек не уважает!
* * *
Судьба б её не отыскала,
Когда бы не дядя**** нахала:
Заставил повесу жениться.
Весло и в семье пригодится!
Но рода жена Гостомыслова*****,
Отчизну бросать и не мыслила!
Олег уговаривал долго
И даже назвал деву Ольгой******.
Добился почётный гонец
Согласья пойти под венец.
*славянское имя будущей княгини
**диалог на пароме, по версии летописцев, состоялся, сколь мудрый (со стороны Ольги), столь и невероятный по последствиям (со стороны избалованного властью и женщинами молодого князя), поэтому мой вымысел, возможно, ближе…к типичным ситуациям
***Великая – река под стенами Пскова, встреча князя с будущей невестой могла произойти и на Пскове – меньшей по размерам речке, впадающей в Великую
****князь Олег заменил князю Игорю умершего отца
*****Гостомысл – потомок Рюрика (есть иные версии происхождения Ольги, от людей неродовитых)
******наивысшая честь и признание достоинства невесты
* * *
До Киева вёл не язык,
Но к плаванью князь попривык.
И Ольге вода нипочём –
Ей речки стелились ручьём!
Но, лишь только Днепр увидала,
Простила и горе – нахала.
Назвали княгиню Великой –
Реки возле Выбутов* бликом.
Славянке с великой душой
Доверен был город большой.
Хозяйке – одежда и стол,
А Игорю – княжий престол!
* * *
Собрал он с дружиною дань,
Да мало ему – вот беда!
Всегда – в те века и теперь –
Поборы нам княжьи терпеть!
Властитель под свой аппетит
В державе законы чинит!
Нарушив и сроки, и слово,
В поход собирается снова**.
Терпением русичи славятся,
Но могут и с князем расправиться.
А вспомнил бы, княже***, весло –
Глядишь бы и не занесло!
*Выбуты – местечко под Псковом, на восточном берегу Псковского озера, родина Ольги. Чуть севернее, при впадении Псковского озера в Чудское, на Тёплом озере, несколько веков спустя произошло Ледовое побоище, прославившее князя Александра Невского и воинскую доблесть псковичей и новгородцев
**в землю древлян, к городу Искоростеню, в 945 году, Игорь отправился без дружины по окончании полюдья, т.е. дань требовал уже повторно, только для себя.
***княже – звательный падеж слова «князь», ср. «отче»
* * *
Но Ольга далёко была:
Смотрела за домом, ждала.
Да сыночка больно уж мал –
Про сына не вспомнил нахал!
Добился- таки своего:
Убили древляне его!*
И сыну, и русичам мать-
Княгине престол защищать.
Престол для мятежных не свят,
И Киеву злыдни грозят.
А всё же сватов посылают:
Просватать вдовицу желают.
* * *
Не лезла она на рожон.
Послов приняла – и в полон.
Закон до христианства суров:
Лишь слабый прощает врагов.
Со гневом ли, нет ли – как знать,
А Ольге древлян не прощать
И мужнину смерть отомстить,
Чтоб мир снова установить.
Послов ждала лютая казнь,
Но люто убит Игорь – князь**!
И Искоростень наказать***,
Чтоб больше не смел восставать
На княжью законную власть,
Руси чтоб не внити**** в напасть!
*князя, конечно, а не сына Святослава. Косноязычна я,sorry
**древляне, перебив слуг князя, самого привязали к двум нагнутым деревьям и отпустили их, заживо растерзав его пополам. Ольга первое известие о смерти мужа получила от древлянских же послов, решивших браком Ольги и своего князя Мала вовсе упразднить киевский княжий род. Послов в ладье заживо зарыли в специально выкопанной яме с горящими дубовыми углями на дне.
***первый поход на Искоростень потерпел неудачу
****внити – славянизм, означает «впасть», «войти»
* * *
Бить сына отцу не резон,
Когда подчиняется он;
А нет, так и Бога гневит!
И гнев тогда – пламя любви!
Жестокой осада была,
Но город* так и не взяла.
Княгиня уходит ни с чем
От непокорившихся стен.
* * *
Какая у женщины сила?
И мудрая Ольга схитрила:
Мол, кабы сватов вы прислали,
Пошла бы я замуж за Мала,
Раз в первый поход, в самый штурм
Убило княгиню Добру**,
И детки: Мала и Добрыня***
Теперь у отца сиротины.
Один у меня Святослав****,
А будут сестрица и брат!
И Мал, к примиренью готов,
Послал снова в Киев сватов.
*Искоростень, столицу древлянской земли
**жена древлянского князя Мала (не удивляйтесь сватовству при ещё живой жене: многожёнство и наличие наложниц у князей продолжало бытовать аж до внука Ольги Владимира)
***как многие родители того времени, Мал и Добра назвали детей в свою честь: Малу (Малушу) – в честь отца, а Добрыню – в честь матери
****Святослав – сын Игоря и Ольги, с которым древляне после свадьбы его матери поступили бы, «как захотят».
Очевидно, без особых церемоний, раз их целью было извести княжеский род Рюриковичей. Поэтому понятна поспешность и даже жестокость Ольги: она защищала единственное дитя и всю державу от смерти. Поступи тогда иначе – и, возможно, Руси бы не стало совсем
* * *
Их ласково встретив, вдова
Почтила в столице сперва,
А после с невестой честною
В путь двинулся свадебный поезд*.
У ныне открытых ворот
Княгиня всем знак подаёт-
И поезд пред стенами встал.
Навстречу невесте – князь Мал,
И знати древлянской немало
В воротах ёё повстречало.
* * *
Чтя княжеской свадьбы обряд,
Все с Ольгой тепло говорят,
Хозяйкою новой зовут…
Но их прервала она тут:
Мол, разве хозяйке почёт,
Коль дани не платит народ?
Все к играм на свадьбе** привыкли
И ждут – что ж назначено в выкуп?
«Пусть с каждого дома несут
По голубю и по птенцу».
Древляне, в усы улыбаясь,
Пошли в город, с «данью» сбираясь.
И князь, быв сперва огорчён,
Был Ольгиной шуткой смягчён.
Подвоха древляне не ждали
И выкупа много собрали…
*поездом называли череду повозок, движущихся друг за другом не обособленно, а вкупе, что было необходимой мерой от разбоя и др. вооружённых нападений
**до сих пор сохранился обычай у славян платить выкуп за невесту, чаще шуточный, в виде подношений родне. Родня Ольги осталась в Выбутах, но обычай есть обычай
* * *
Раскинулась тёмная ночь…
Вдруг звёзд разлетается прочь
От Ольгина стана каскад,
И крыши под ними горят*.
Стай птичьих направив полёт,
Княгиня огонь с ними шлёт.
Был ужас в час смертный велик.
Но так злой обычай велит!
* * *
И Ольга как - будто проснулась
И дел этих вдруг ужаснулась.
«Для мёртвых бездушных богов**
Забыла я милость, любовь!»
Ей вспомнились прежние дни:
Как в тереме с мужем одни,
Открыты сердцами весне,
Они улыбались во сне!
А после в потоке лучей
Гонял их сынок голубей…
И ужас княгиню объял,
Как страшные стены огня!
*по три голубя и по три воробья от каждого двора собрала Ольга после осады Искоростеня и подавления бунта. Но в народе я слышала такой вот сплав правды и вымысла. В нём переплетаются притязания древлянской знати на престол в Киеве, расправа с послами (не одна), Ольгино коварство: велев к лапкам каждой птицы привязать горючую серу с трутом, отпустила их на волю, пернатые полетели в свои гнёзда, город в один час загорелся. Но спасения не было и тем, кто спасся из огня – их добивали на крепостных стенах, забирали в рабство, старейшин сожгли. Так отомстила княгиня за смерть мужа
** «все боги языческие – бесы» см. послания апостолов,
«по делам их познаете веру их»- там же. Была Ольга язычницей – ревностно исполняла обычаи языческие и волю языческих богов, стала христианкой – изменились и дела
* * *
Вы можете долго твердить,
Чтоб немощь мою обличить:
Как можешь княгиню понять?
-Могу! Ведь славянка и я!
Из синих кровей тихих рек
Прямой и живой человек
Сродни голубой высоте-
И в гневе велик, и в добре.
Такою и Ольга была-
Не смиловаться не смогла.
Родные места вспоминая,
Решила смягчить наказанье:
В изгнание князя отправить*,
Чтоб вытравить жгучую память.
* * *
Как в Искоростене воевода**,
Так узы на княжью свободу:
Подавят и гордость, и бунт,
Но духа славян не согнут!
Затерян в Изборских горах***,
Мал долгие дни коротал.
И чтит эти дни и труды
Названье селенья Малы****.
Здесь с кротостью князь обитал,
А позже блаженный возстал,
Зря зелень нездешних полей,
Слепой прозорливый Матфей*****.
*под Изборск, вотчину Гостомысла
**в столицу древлян для управления Ольга посадила воеводу
***местность в окрестностях Изборска представляет собой возвышенные гряды, образованные растаявшим ледником. Горами их можно назвать условно, в сравнении с окружающей равниной.
****Малы - деревенька под Изборском, где, по преданию, отбывал ссылку поверженный князь древлян
*****блаженный, слепой от рождения, по его молитвам совершилось много чудес и исцелений, прославлен в лике Псковских святых
* * *
Оставили предки на память,
Как славиться меньше, чем славить
Свою дорогую сторонку!
Не в хрониках пишется – в схронках*,
Как в вихре победных сражений
И в горьких плодах поражений
К Отчизне любви хорониться**
От взоров из-за границы.
* * *
Природа тех дел и молитв
Безмолвно печати хранит.
Целительной силы поток***
Пригорок под храмом исторг.
И чуть вдалеке средь полей
В укромном местечке ручей***,
Что душ и очей ослепленье
По вере целит во мгновенье.
Здесь далей крылатых размах
И ели в лохматых тенях.
И ныне в Малах малолюдно,
А в те времена было трудно
Добраться отсюда куда.
А крупные города
И вовсе южнее лежали,
А север мы лишь обживали****.
*схрон, схронка – клад, сокровенное и скрытое богатство
Хроники того времени обычно повествуют о деяниях государей и знати (что-то вроде современных СМИ), подвиг народа обычно в тени, в памяти людей, в «схроне»
**любовь видна из дел, а не из слов, а русским особо свойственно сокровенное, трепетное отношение к чувствам (не американизированные поцелуи перед толпой)
***реально существующие среди великого множества родники в Изборско – Мальской долине. Наиболее известны Словенские Ключи (Двенадцать Апостолов)
****если уважаемые историки протестуют, сдаюсь!
* * *
На этих задворках любимых
Остыл, поутих гнев княгини.
Предав князя Мала забвенью,
Не гневалась на детей его:
Малушу в хоромы взяла*,
Княжною хоть и не звала,
Но сердцем и ликом нежна,
Всех вскоре пленила она.
Добрыня служил на конюшне
Не так, как сестра, благодушно.
Позор хотел местью он смыть,
Сиротство своё не простить!**
* * *
Сквозь мутный туман время оно***
Нам кажется буквой закона.
Но с грехопаденья людей****
Меж ними всё – пламя страстей.
И как это пламя унять?
Как сердцу в добре устоять?
Жестоким нам кажется век,
Но груб и жесток человек!
Во все озлобленья века
Нам ноша добра нелегка!
*в качестве прислуги, превратив из княжны в рабыню
**гибель матери и изгнание отца не давали покоя отроку
*** «время оно» - устойчивое выражение, взятое из Евангелий, там оно значит «это время», но, поскольку описания восходят к временам от Рождества Спасителя до Его Вознесения, в народе крепко засело понимание этого выражения, как «незапамятные, давние времена». Часто прошлое в нашем сознании принимает ореол «золотого века». Но если сравнить историю и современность, миф этот скоренько рассыплется в прах и развеется по ветру
****от Адама и Евы, прародителей человечества, берёт своё начало нравственная порча души и любовь ко греху
* * *
И Ольга ждала десять лет*
Душою уснувшей рассвет.
От имени Святослава**
Она управляла державой.
И вотчины расширяла.
Врагов по-мужски усмиряла!
Но дома измена ждала:
Росли Святослав и Мала,
Сроднились сиротскою долей***.
Малуша томилась в неволе-
Могла быть княжною, княгиней,
А стала служанкой, рабыней.
Её защищал, словно брат,
И, будто пред ней виноват,
Князь юный во всём помогал,
Ей сердце своё отдавал!
* * *
И вот – уж не детские игры,
Их если б увидел князь Игорь,
В кургане**** бы перевернулся,
Домой для расправы вернулся!
Княгиня простила бы сына,
Да вздумал жениться детина!
Чему же тут удивляться –
Весь в папу был сына, упрямцем.
Но князю, чтоб славился род,
Чтоб чтил и боялся народ,
Быть ровней невеста должна.
Рабыня – не княжья жена!
*после смерти Игоря
**на Руси княгиня имела более высокий статус, чем в той же «цивилизованной» Европе, править могла и только от своего имени, но наличие наследника укрепляло престол
***Святослав потерял отца, Малуша – мать. Виной тому междоусобные распри и борьба за престол Киевский. Ну, чем не Ромео и Джульетта 10-го века?
****Игорь был язычником и похоронен в кургане
* * *
Так грубы сословные мерки!
Все – ровня в рожденье и смерти.
И Ольгино сердце забывчиво.
Ей рода незнатность* в девичестве
Не стала упрёком, и вот –
Полвека Великой слывёт!
Малушу из града долой,
А сына с девицей другой
(Нашлась для дитяти княжна)
Неволей скрепила она.
* * *
Но вскоре Малушу вернул,
Князь жонку за пояс заткнул
И матери вновь поперечил-
Мужское упорство покрепче!
Такой же – в отца – непослушный
Родился сынок** у Малуши.
Упорство совсем не в упрёк.
То – воинской чести залог!
Мужской непреклонный гранит
Лишь женский цемент укрепит.
* * *
Всему, что мужи совершали,
Причина и цель, как вначале,
У древа познанья в Раю, -
Адама в любом узнаю!***
Поэтому так беспощадно
Они нас ругают площадно,
Когда попадают впросак
(Хоть дело-то не в волосах!)
*автор колеблется в выборе версии происхождения Ольги
**князь Владимир – сын Святослава, внук Ольги, ставший вслед за апостолом Андреем Крестителем Руси
***см. книгу Бытия: согрешив, Адам не захотел сам отвечать за грех, а переложил его тяжесть на Еву. Нынче мужчины поступают, увы, так же: винят женщин в своих неудачах и промахах, не слушают их разумных советов. И наивно верят, что у нас «волос длинен, да короток ум»
* * *
Так Бог сотворил человека*,
И мужу с женой быть до века!
Для мужа честная жена
Красива, умна и нежна!
Адам лишь себя уронил,
Коль немощь жены укорил,
А вместе и Божию Волю,
И нашу взаимную долю.
* * *
Взаимной любовью согретый,
Владимир стал солнышком светлым**.
Так матери злая судьба
Соделала Божья раба!
Но что-то спешу я с рассказом.
Всё это так стало не сразу***.
*советую первые главы Библии прочесть внимательно и опираться на святоотеческие толкования. Обиходно- эгоистичный умишко «мужчинок» рисует им извращённую до противоположности роль женщины. Такие в средние века приходили к «богословскому» обоснованию второсортности женщин, приписывали им сатанинские склонности и сжигали «ведьм» на кострах. Самым обсуждаемым вопросом был вопрос «а является ли женщина человеком?». Ответ обделённых любовью и светлым разумом православной веры был очевиден: «нет»
**просветил и крестил Русь, за что именовался Владимиром Красное Солнышко. Думаю, сыграл свою роль и пример крестившейся в уже преклонных годах бабушки, хотя поначалу Владимир, как и отец, был ярым язычником
***и творил дела языческие, а то и вовсе безчинные. После смерти своего брата Олега от рук старшего Ярополка покусился князь умыкнуть невесту последнего, полоцкую княжну Рогнеду, не согласившуюся добром пойти за него. Участью её после того, как, оскорблённая множеством жён и наложниц, она пыталась заколоть мужа, стало заточение в изгнании, в городе Изяславле. Владимир помиловал её ради сына Изяслава. И дал имя Гореславы.
* * *
И древле*, и ныне у сердца
Есть тайная совести дверца.
Смиренно Спаситель стучит,
Чтоб дать нам от Рая ключи.
На титулы, власть не взирая,
Рабов Он Своих избирает.
Средь данников Ольга немало
Христовых рабов повстречала**.
Но только сквозь сердце дорога
К стопам Милосердного Бога!
Рассказы людей, уговоры
Не могут сломить те запоры***
На сердце, что Волей Своей
Господь отворяет скорей.
* * *
Рожденье и смерть не случайны.****
Душа – это Божия тайна…
Как Ольга к Христу обратилась-
То в тайных***** души совершилось.
Заметили только вокруг,
Как всё изменилось в ней вдруг:
Как тихо зерно проросло
Иль в облачный день рассвело…
*древле – давно, в прежние времена. Автору не обойтись без славянизмов, передающих дух и букву православия
**ещё Аскольд и Дир (предшественники князя Олега на киевском престоле) со товарищи под впечатлением заступничества Пресвятой Богородицы за осаждённый славянами Константинополь (празднуется 14 октября, как Покров Божией Матери) крестились у Царьградских же священников в христианскую веру, строили храмы в Киеве
***запоры – замки, то, что мешает проникнуть внутрь
****размышление над этими таинствами приводит человека к вере (или к неверию, атеизму - закрытые сердца)
*****тайные души – сокровенное, выражение взято из святоотеческого наследия и соответствует духу веры
Православной, совершенствующей внутреннюю жизнь.
* * *
Славяне - от «слова», от «славы»;
Их сильные чтили державы
За смелость и прямоту,
За верность и чистоту,
За дружеский нрав непритворный
И вражеский натиск проворный.
И, в вере наставив своей,
Всяк чаял в них видеть друзей.
А часто на большее льстились:
Желали славян обессилить,
Поскольку великий народ
Давал всем врагам окорот!
* * *
Но русич, хоть прост, да смекалист:
Мы верам чужим не поддались.
Ведь веру, как шубу, не снять-
Всем миром, да с честью принять!
Но в сердце князей поворот*
Приметит и примет народ.
Конечно, не весь и не сразу:
Так косны и сердце, и разум.
Молилась княгиня за сына,
Чтоб душу любовь просветила.
Но Бог не насилует волю,
Избрал князь язычников** долю…
И вдруг в смертной сече погиб
Сын стольких горячих молитв!***
Владимир наследовал также
Нрав гордый, прямой и отважный.
Одна лишь отрада у Ольги была:
Она Святослава не пережила!
*старший внук Ольги был воспитан в вере, хоть и не крещён, женился на греческой чернице (монахине), привезённой Святославом из Царьграда ради красоты
**князь не поддавался уговорам матери из-за своей дружины, боясь потерять уважение воинов-язычников
***весной 972 г. пошёл к Днепровским порогам, где его настигли и убили печенеги, печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава окованную золотом чашу для вина.
* * *
Но уж рассказать мне пора бы,
Как сватал ёё Император*.
В то время мы крепко дружили
С Великою Византией,
Хоть помнили долго греки
Олеговых ратей набеги!
Царьград** много раз осаждало
И воинство Святослава.
Но Ольга сердцем своим
Прозрела, что Новый Рим
Второй после Рима первого,
И Третьему быть, наверное***.
* * *
Приняв чистой веры урок,
Взглянула она на Восток****,
Хоть много засланцев с Запада
К нам «сватались» с Римскою Папою.
Чуть было не обольстили…
Но Божья – не их – в Ольге сила!
Не гаснет звезда народа,
Ей имя Святое – Свобода!
В Царьград за благословением-
Принять там Святое Крещение-
Отправилась Ольга. В пути
По дальним краям идти.
Водою прошла – одолела:
Со Пскова знакомое дело!
*подлинная история, описанная в летописях
**так называли славяне Константинополь
***учение о Москве, как Третьем Риме, появилось гораздо позже, но тоже на Псковщине: в келье Спасо-Елеазаровского монастыря. Ольга лишь предчувствовала будущую славу единой Руси, насколько ей Бог открывал.
****Восток Европы стал православным, а Запад католическим. С Византией у нас были давние торговые связи, но и Папский престол не дремал: засылал своих легатов и пресвитеров, которых я иронично поименовала засланцами. Папессу Иоанну тоже помянула прибауткой.
* * *
Как пышно гостей принимали*,
Историки всё написали.
Добавить мне, вроде бы, нечего.
(Дворы – не дворцы, деревенщина!)
Но с детства я помню английский стишок,
Мне в тайны дворцов он проникнуть помог:
Мяучит английская кошка
(Напомню стишок вам немножко):
«Была я нынче при дворе,
Поймала мышку на ковре!»
Ковров изящнейших не счесть…
А пыль и мышки всё же есть!
* * *
Но мудрые – кошки и женщины-
Смолчат пред царём о замеченном!
Однако на ус намотают;
Кто мышку, кто – мысль - тут поймает:
Иной богаче Ольгин данник,
Чем император-бесприданник!**
А он весьма был Ольге рад
И строил глазки, говорят.
Хоть было ему – дай вам Боже!-
Намного ль княгиня моложе?***
И внуки уже у обоих,
Но оба – достойны собою!
*величественные скульптуры перед дворцом лишь предваряли богато украшенные его интерьеры: золото и серебро, драгоценные камни и роспись, чудные водоёмы, изящные и хитроумные механизмы часов, органов, пышные занавеси и престол, по обеим сторонам которого лежали золотые львы, а сверху парили золотые птицы, приходившие в движение и издающие подобающие моменту и этим животным звуки.
**императорская семья была многочисленна, поэтому вотчин не хватало на всех. Упадок Византии был не за горами, войны и Крестовые Походы западных соседей разоряли и ослабляли Новый Рим, как называли они себя.
***Ольга крестилась в уже преклонном возрасте. Её изображают на иконах юной – это облик святой в раю.
* * *
Не вам, лет с пятнадцати сгорбленным,
Зелёным, замученным гоблинам*,
Зацикленным на порносайтах,
Понять эту важную тайну!
Как можно быть юным до смерти?
Скажу... А вы верьте – не верьте!
У тела – целость,
У духа – мудрость,
А вместе?
Правильно, целомудрие!
Свершали всё чинно, без спешки:
Ведь брак – это вам не орешки!
Одежда им в том помогала:
От взора соблазн устраняла.
И русская, и византийская-
Пускай драгоценно-цветистая,
И пышная, и роскошная,
Но лишнего не усмотришь там!
* * *
Так как же Ольга исхитрилась
Свободу сохранить и милость**?!
Ведь эти милость и свобода-
Не ей одной – всему народу!
Сказала: «Я не крещена!
Тебе, христианнейший***, жена
Христианской веры подобает.
Ведь браки Бог Един венчает!
Креститься надо мне! А боле
Не спрашивай – всё в Божьей Воле!»
*гоблины – фантастические существа, автор обратилась так к юным интернетовцам, чтоб взрывом реальных эмоций поколебать их нечестно-нереальную жизнь
**свободу от брачных уз и обязательств. Ольга поразила мудростью одного из правителей Византии, он предложил ей быть женой и соправительницей, но Русь и княгиня искали равноправной дружбы, а не вассальства
***обычное величание царей в христианском государстве
* * *
Её ответом обнадёжен,
Царь созывает неотложно
Епископата пышный сонм*-
Крестить княгиню будет он.
Как дивно клирики** воспели
Осанну*** у святой купели****!
И поддержал их стройный хор
Небесных Ангелов Собор*****.
Ведь Истина, Добро и Красота
В Едином Боге-Троице слита!
* * *
Жалеет, кто в младенчестве крещён,
Что это чудо не запомнил он;
А кто крещён, умом и сердцем зрел,-
Что прежде благодати не узрел!
Но стар и мал, припавший ко Христу,
Приемлют благодати полноту******!
Младенца в вере старший не корит,
И Духом Божьим юный говорит.
*епископы – старшее духовенство, сонм – собрание
**клирос – возвышение в церкви, с которого читают и поют при богослужении клирики, чтецы и певчие
***осанна – славословие Бога
****в купель, представлявший собою водоём или бассейн, специально устроенные и соответственно украшенные, окунались и, таким образом, крестились взрослые, для детей купель была переносной и небольшой
*****Собор Ангелов – все Архангелы и Ангелы Божии
******благодать – сила Божия, укрепляющая человека для борьбы с грехом. Благодать таинства Крещения заключается в полном избавлении от тяжести прежде совершённых грехов и устранении их насильственной власти над душою человека: теперь лишь от его воли зависит, грешить или нет! Равенство приемлемых в лоно церкви утвердил Сам Христос в притче о блудном сыне
* * *
На свете лишь две силы – третьей нет:
Денницы* Тьма и Божий дивный Свет!
И в таинстве Крещения, мой друг,
Избравши Свет, Тьмы отрекохся** дух.
А тело, «банею водной»*** омыв,
Господь для чистой жизни обновит:
Теперь в нём Божий Дух,
И тело – храм,****
Куда заказан путь плотским грехам!
Поэтому неверьем согрешит,
Кто в таинстве усмотрит ложный стыд;
Мол, как же целомудрию учить,
Коль тело надо в храме обнажить?!
Но вы стыдитесь (разве лишь чуть-чуть),
Придя в болезни к нужному врачу?
Вот, пред Врачом душ наших и телес
Лишь о грехах стыд, а иной исчез,
Настолько первый больше, чем второй.
Болезни вопль: «Всю скверну, Боже, смой!»-
Младенец плачет и грустит старик,
Но слышит Врач все немощи больных.
*Денница – Ангел, имя означало «Свет» до его грехопадения, Бог низверг с Небес во Тьму всё воинство Денницы и назвал его Сатаной, Дьяволом, а падших Ангелов бесами – противниками Воли Божией, клеветниками на людей. Из зависти Денница искушал Еву на нарушение запрета, т.е. на преступление Воли Творца (а вовсе не на соитие с мужчиной, Бог Сам благословил людей словами: «плодитесь и размножайтесь, и населяйте Землю». Это заблуждение простонародья средних веков почему-то бытует среди современников.)
**отрекохся – устар. глагол = отрекаюсь, отрёкся. Трижды произносится на вопрос священника: «Отрекся ли от Сатаны и дел его?» в таинстве Крещения
***баня водная– и купель, и благодать, омывающая грехи
****тело – храм духа, поэтому блюсти надо в чистоте и то, и другое: тело – воздержанием от излишеств, а дух и душу – очищением исповедью; вкупе же Причащением
* * *
Единство смерти и рожденья,
Даров и самоотреченья...
Как, заболев, не умереть?
Леченье надо потерпеть.
Мертвит греху крещенье нас,
А совесть оживит тотчас!*
Любить – и значит: всё убить
В себе, что в нас любовь изжить
Стремится! Вечная борьба
За души Сил Добра и Зла!
И выбор – только за тобой:
С какою ратью вступишь в бой?*
В бою со злом не одинок:
Отгонит Ангела клинок
Всю мерзость снов**, соблазн, печаль-
Лишь заточи на беса сталь!***
* * *
И Ольга, ратница Небесного Царя****,
Вступила в воду, духом воспаря.
Но душу от купели воспринять
Крещенья – крёстные отец иль мать*****
Должны. Княгиня – с просьбою к царю:
«За милость, дружбу Вас благодарю!
Но здесь мне «ты» не скажет ни один.
Лишь Вы равны мне, Вы, мой господин!
Умножьте милость – Бог Вас сохрани!-
И станьте восприемником моим!»
*пример амбивалентного построения фраз, смысл при прочтении не меняется, излюбленное моё «фулюганство»
**кошмарных или соблазнительных, а вообще св. отцы учат по отношению к снам: «встал – забыл!»
***т.е. прояви несогласие с навеваемыми им помыслами, ведь «Бог намерения целует», т.е. приветствует желание
****борьба с грехом – вот наше поле битвы, где победа или поражение наши небезразличны Царю Небесному
*****для взрослых крещаемых это правило необязательно, но Ольга настаивала на своей просьбе: «...аще мя хощеши крестити, то крести мя сам; аще ли ни, то не крещюся»
* * *
Послушными царей творит лишь честь,
Хоть лжи и лести в Ольге нынче несть*!
Должно быть, Духом Божьим прорекла,
К чему сама в раздумьях не пришла**.
Когда же император совершил
Назначенное, снова предложил
Княгине руку, сердце и престол-
И Ольгу тем в смущение привёл.
Она ответила, укорами полна:
«Какая же из дочери жена?!***
Союз духовный нашим странам нужен.
Вы – крёстный мне отец! Нельзя быть мужем
Для дочери!»- так кротко отвечала
И взора на царя не поднимала...
* * *
Пред ней властитель тотчас извинился,
Премудрости в ней Божьей подивился,
И всё - честь-честью - с милостью, с дарами
И с миром, водворившимся меж нами,
Княгиня, помолясь и погостив,
Пустилась в путь до берегов своих...
*несть – устар. «нет», в смысле отсутствия чего-либо
**так бывает, называют это интуицией, женской логикой, провидением и т.д. Если же Ольга сама пришла к такому решению, это делает ей ещё большую честь!
***правило в отношении духовных родичей так же строго соблюдается, как и правило в отношении кровных. Когда царь, поражённый умом Ольги, сказал ей: «Подобает тебе царствовать в этом граде с нами», наша мудрая княгиня ответила: «Я ведь язычница. Если хочешь, то крести меня сам, иначе не крещуся». Царь с патриархом Полиевктом наставили её в вере и крестили.
После положенных молитв царь объявил, что хочет взять её себе в жёны. «Как же ты хочешь меня взять, ведь ты крестил меня и нарёк дочерью, а у христиан такого закона нет»- ответила Ольга. «Переклюкала (перехитрила) ты меня, Ольга!»- воскликнул недогадливый царь.
* * *
К родным краям дорога дорога.
Как Пскова посетила берега
И стала здесь свидетельницей чуда-
Об этом разве псковичи забудут!
Державные дела вершила просто.
И основала множество погостов*.
Конечно, на погостах дань сбиралась,
Но, чтоб молитвой дело освящалось,
По всей Руси воздвигла Ольга храмы**...
И вдруг за речкой увидала прямо
(А речка та была её родною***,
А вот и переправа у парома!)
И удивилась, прямо увидавши****
Три с неба до земли луча восставших!*****
* * *
Быть может, ей упрямое теченье
Напомнило девичье дерзновенье,
С которым князь заносчивый столкнулся.
Как он потом посвататься вернулся...
Следы и тихой грусти, и улыбки
Исчезли, как туман над речкой зыбкий:
Над тем холмом, что стены окружают,
Мечами три луча с Небес сияют!
Мечты, воспоминания отринув,
Молилась долго у реки княгиня.
«Что это, Боже, знаменье с Небес?
Иль козни нам чинит лукавый бес?»
И тихий мир на сердце снизошёл:
Здесь будет Богу-Троице Престол!!!
*хозяйственный порядок, установленный Ольгой после сожжения Искоростеня, прославил ёё княжение. Погосты устраивались для торговли, сбора оброков.
**историкам опять реверанс, ежели что не так
***Великая, где она в девичестве работала на пароме
****частица –ши в окончаниях не только деепричастий, но и глаголов - очень характерная черта псковского говора
*****истинное происшествие, не легенда, не вымысел!
* * *
И псковичи свою землячку чтят.
Здесь Троицкий Собор и Ольгин град!
Пскова с Великой слились у Кремля.
Трудами скромными прославлена земля!
Граница близко. Много было войн.
Народ тут смелый. Жертвуя собой,
Всю Русь от грозных ратей* защищал
И города ни разу не сдавал!
Лишь раз паршивая овца – предатель-
Сдал город на разор завоевателям...
Осадой здесь стоял Стефан Баторий,
И много пролито тут русской крови!
* * *
Не охватить историю всю сразу:
Начало положу своим рассказом.
Об Ольге – всё! (почти), сама что знала...
Кончина её в Киеве застала.
Святою верой, добрыми делами
В Жизнь Вечную пошла, Христа прославив**!
Погребена по праведной кончине
При храме Божьем – в Церкви Десятинной,
Которую внук выстроил, Владимир.
А позже, за набегами лихими,
Когда всё грабили и жгли татары,
И мощи*** поруганью предавали,
Чтоб уберечь святую Ольги славу,
Перенесли куда-то прах. Но, право,
Наверное, недалеко...
И Киев
Стоит её молитвами святыми!!!
*в Чечне, в Грозном – тоже!
** взглянув на языческие дела князей, позже прославленных в лике святых, нужно не соблазняться, якобы «лёгкостью» превращения, а обнадёживаться и брать благой пример
***мощами называют останки святых, от которых Бог посылает исцеления и помощь, по молитвам святых. Думается, правящие сейчас украинские политики, сами того не осознавая, испытывают терпение святой княгини
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мои стихи не растут из сора,
Не знают злобы, грязи, позора...
Ну, только если (от финской крови)))
На ласку и на расправу скоры!
Язык, как меч, повредить нам может,
Коль ускользает от Правды Божьей...
Тогда мы раны лечим печалью.
Молчаньем.
И в речах
Осторожны!
Варвара Скобарка,
Псков, Россия
Сума легка... Ума - слегка... Сердце... И рука!
Варвара Скобарка - не совсем псевдоним))) Если бы в те годы, когда я родилась, был обычай называть по святцам, была бы Варварой. Впрочем, и имя в честь актрисы Ларисы Голубкиной тоже неплохое))) О нём даже есть у меня поэма "Крылатое имя"
А скобарка я и по месту рождения (Псков), и по духу. Горжусь памятью своих предков,стараюсь подражать им в вере и в добрых делах. Святая княгиня Ольга из наших мест родом, и о ней, о её жизненном пути я осмелилась порассуждать в поэме "Весло и прясло".
Эти и другие произведения я помещаю в своём блоге(ссылка дана) и на сервере стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/varvaraskobarka/
Прочитано 3670 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 1
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности