Тит.2:4-5: «Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям...»
Покорный: уступчивый, желающий исполнять требования или пожелания, воздерживающийся от того, что запрещено.
К этому моменту вы уже должны полностью представлять себе, что имеет в виду стих Библии, в котором говорится, что пожилые женщины должны «вразумлять молодых быть покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Однако мы все равно кратко рассмотрим некоторые из мест Писания, которые затрагивают эту тему.
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16).
Согласно этим словам Бога и вне зависимости от какого-либо культурного контекста, женской природой является полная отдача своего внимания и любви своему мужу, и женщина должна находиться под руководством своего мужа. Это воля Бога, и совершенно неважно, что на эту тему проповедуют женщины, или что об этом говорят современные исследователи греческого и еврейского языков.
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3).
Не может существовать такого культурного контекста, который отменил бы этот стих, потому что, согласно ему, основа мужского главенства зиждется на самой сути женской сотворенной природы. Так же, как Бог является главой Христа, а Христос – главой мужчины, так и мужчина является главой женщины (своей жены). Мой муж не теряет ни капли своего достоинства от того, что он подчиняется Христу, равно и я ничуть не ущемлена тем, что нахожусь в подчинении у своего мужа. И, точно так же, как мой муж обретает безопасность и смысл жизни в подчинении своему главе, так же и я становлюсь тем человеком, каким сотворил меня Бог, - чтобы я подчинялась своему главе – моему мужу.
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24).
Здесь снова – подобно словам второго свидетеля в Писании – нам, женам, говорится, что повиновение своим мужьям следует оказывать с такой же любовью и энтузиазмом, как и повиновение Христу. Этот стих говорит нам, что мы должны повиноваться «как Господу» - то есть, как будто бы мы повинуемся Самому Господу. Поскольку власть моего мужа была делегирована ему Богом, когда я подчиняюсь своему мужу, я тем самым признаю власть Бога и на самом деле повинуюсь Ему.
Этот же стих говорит, что повиноваться мы должны своим мужьям. Я не подчиняюсь какому-либо другому мужчине так, как своему мужу. Нет никакого пастора или служителя, который в этом вопросе стоял бы выше моего мужа. Мой муж – моя глава, подобно тому, как Христос является его главой.
Мне писали многие женщины, говоря, что их пастор указывает им давать десятину, ходить в церковь, отдавать своих детей в церковную школу или велеть им посещать молодежную группу, и еще многое другое, - и все против воли их мужей. Их пастор заявляет, что он – глава поместной церкви, и потому является наивысшим религиозным авторитетом на земле. Мой муж, отвечая на запросы какого-нибудь человека о власти над семьей, обычно говорит ему, что он – лжец и обманщик. Писание четко учит, что женщина должна повиноваться своему мужу.
Когда до свадьбы нашей старшей дочери оставалось всего пара месяцев, она задала своему отцу какой-то богословский вопрос. Не забудьте, что она была выпускницей Библейского колледжа и три года провела в далекой чужой стране, работая миссионеркой. Но, вместо того, чтобы ответить ей, как он это делал на протяжении последних 26-ти лет, отец сказал ей: «Я не могу отвечать на твои вопросы по Библии, потому что теперь ты должна верить так, как верит твой муж. Он будет твоей главой, и ты будешь следовать за ним. Настало время привыкать к своей новой роли. Спроси его, что он думает об этом вопросе».
Вот что значит «отдавать свою дочь замуж». Это – передача эстафеты жизни новой молодой семье.
«Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5:33).
Мы, жены, должны бояться своих мужей как Богом назначенного главу. В 1-м послании Петра, 3:6, нам сказано: «... Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином». Если это является шоком для вас и потрясает до основ все ваши религиозные убеждения, то наберитесь смелости, потому что Бог тоже подумал, что это будет для нас шоком. Далее он говорит женам: «... не смущаетесь ни от какого страха». Не удивляйтесь тому, что велит Бог, и не бойтесь повиноваться своему мужу, как того хочет Бог.
«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол.3:18).
Этот стих учит нас тому, что женщина, повинующаяся своему мужу, должна это делать «как прилично в Господе» - то есть, это вполне приличное занятие для женщины-христианки! Подумайте об этом. Это не вопрос очередной уникальной культурной среды. Это действует во все времена. С точки зрения Бога, установившего институт брака на земле, это прилично, то есть, так должно быть. Именно такие отношения у Бога с Его Сыном.
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1Пет. 3:1).
Уже в третий раз Бог подчеркивает, что наше повиновение своим мужьям основывается не на превосходстве мужчин над женщинами. Бог не устанавливает господство одного пола над другим. Женщина должна подчиняться мужчине (своему мужу) только в контексте брачного союза. Именно ей Бог назначает занимать второе место в системе управления семьей.
Этот стих, записанный в 1 Пет.3:1, затрагивает также и другую проблему, которая часто возникает. Что, если мой муж не верит в Бога и не признает Христа своим главой? Должна ли я повиноваться мужу, который не следует за Богом? Следующее письмо – типичный представитель того множества писем, которое я получаю.
Как спасти неверующего мужа
Дорогая семья Перл,
Мой муж не верит в Бога. Он полон зла и раздражения. У меня совершенно нет надежды на то, что мой брак когда-нибудь станет прекрасным. Неужели кто-нибудь когда-нибудь выходил из того мрака и отчаяния, где я теперь нахожусь, и обретал прекрасный брак? Есть ли у Бога, милостивого и благодатного, план и обетование того, что можно спасти моего мужа-безбожника? Сколько? Сколько еще? Мне хочется верить, что надежда есть. Я хочу доверять и повиноваться Богу вне зависимости от того, спасется мой муж или нет, но мне бы очень хотелось иметь хоть немного надежды и указания на то, как мне приобрести своего мужа для Бога. Я молилась и плакала перед Богом. Я всегда хожу на занятия по изучению Библии и посещаю церковь. Я отдавала десятину и делала многое для Господа, но никаких изменений в поведении моего мужа по отношению к Богу нет. Я не хочу оставлять его. Я хочу любить его, но это очень трудно делать. Есть ли еще какая-то надежда для меня?
Эми
Бог дает нам надежду и план по спасению мужей в Первом послании Петра, 3-й главе
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову [неверующие в Бога мужья], житием жен своих без слова [без библейских занятий и проповедей] приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет.3:1-6).
В этих шести стихах Бог открывает жене Свой план того, как она может приобрести своего неверующего мужа для Христа. Последующая реальная история, которая является частью моего собственного опыта, показывает, как женщина, применяющая в своей жизни эти библейские стихи, может приобрести своего мужа путем чистой, богобоязненной жизни – ничего не проповедуя ему о Боге и Библии.
Моя подруга, Королева
Когда я еще была молодой, у моей лучшей подруги был неверующий муж. Эта моя подруга всегда мне напоминала королеву. Помимо ее природной красоты, манеры себя держать и удивительного ума, в ней было нечто неуловимо особенное. Она была дочерью пастора, воспитанной в очень религиозной среде и строгих правилах. Но, когда ей исполнилось семнадцать, она встретилась с одним очаровательным молодым человеком, который был первым мужчиной, заинтересовавшимся в ней. Она влюбилась в него с первого взгляда, они убежали и поженились. Скоро она узнала, что ее муж был работящим – когда он работал. Но у него было несколько плохих привычек, в число которых входило употребление табака в различных его формах, сквернословие, порнография и обыкновение орать на нее, когда у него было плохое настроение. В момент, когда мы с ней встретились, она покаялась и изо всех сил старалась хоть что-то сделать со своим браком. Благодаря Божьей благодати и с помощью растущего в ней страха Господня, она смогла воплотить в жизнь «главу о любви» из первого послания к Коринфянам.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7).
Когда он был грубым или равнодушным, она не гордилась и не раздувалась от праведного гнева. Когда он поступал низко и ругался на нее ужасными словами, она была милосердной и долготерпела. Она не раздражалась от его эгоистичности и верила, что он принесет зарплату домой, вместо того, чтобы прокутить ее с друзьями. В большинстве случаев ей удавалось все переносить с радостью и благодарностью.
Когда однажды она пришла ко мне за советом, я запрятала поглубже то, что думала о ее ситуации, и сказала ей то, что написано в Библии (а не то, что я думала), а именно: «Чтобы почитать Бога, ты должна почитать своего мужа». У меня было ощущение, что каждый день я наблюдаю борьбу добра и зла, и было очевидно, что Бог побеждал в этой войне. Помимо его пристрастия к порнографии, самым ужасным для нее испытанием была его физическая нечистоплотность. Он часто требовал от нее исполнения разных «вещей», вызывающих отвращение по причине того, что он элементарно не мылся. Мне становилось просто дурно, когда я представляла ее в таких ситуациях. Однако она подчинялась ему и отвечала на его запросы. Конечно же, она говорила ему, насколько счастливее была бы она, и насколько лучше чувствовал бы себя он сам, если бы он принял душ. Она верила в 1 Пет.3:1-2.
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие».
Его приобрело для Христа не посещение ею церкви и не уединенные ежедневные молитвы и размышления над Словом. Она приобрела его, отвечая ему с уважением и нежностью. Ей никогда даже в голову не приходило унизить его или впечатлить своей «религиозностью», которая на самом деле была искренней верой. Она уважала своего мужа не потому, что она была воспитана в таком духе. Для нее это было чудом, которое случалось каждый день заново. Постоянное наблюдение за ней и за тем, что она переживала, укрепило мою веру как ничто другое. Я видела, как тысячи людей спасались во время «движения Иисуса» в 60-х годах. Я видела, как изгонялись бесы, и как люди исцелялись от ужасных болезней. Но видеть 18-летнюю беременную девушку, которая в чистоте ходит перед Богом, совершенно повинуясь Ему, было воистину чудом из чудес.
Ее муж работал в ночную смену на фабрике. Все его сотрудники были пьяницами и развратниками. Однажды рано утром, почти перед окончанием рабочей смены, некоторые мужчины начали жаловаться на своих жен, рассказывая друг другу, какими ленивыми, безответственными, нечестными, неверными, продажными, жалкими, толстыми и уродливыми были их жены. Муж моей подруги, Джим, ничего не говорил. Наконец, один из соработников спросил Джима о его жене. Впервые за все время он подумал о ней, сравнивая ее с женами других мужчин, и вдруг почувствовал прилив глубокой благодарности: «О, я ничего вам не скажу про свою жену, потому что вы от этого только разозлитесь». Мужчины настаивали, и он сказал им: «Она очень красивая, у нее длинные светлые волосы. Она всегда очень милая; она для меня сделает все, что угодно. Она уверена, что я - самый лучший». Мужчины пришли в сильнейшее раздражение и подумали, что он врет. Джим сказал им: «Когда я приду домой сегодня утром, она будет прекрасно выглядеть и готовить мне завтрак, а еще она встретит меня у двери жарким поцелуем». Поскольку уже все мужчины проболтались о том, что их жены всегда спят по утрам и никогда не готовят им завтрак, они просто не поверили Джиму. После последовавшей накаленной дискуссии с доброй порцией нецензурных выражений, Джим похвалился: «Бьюсь об заклад, что мог бы привести всех вас, ребята, к себе домой, и она с радостью приготовила бы вам вкуснейший завтрак, который вы когда-либо ели – при этом все время мило улыбаясь». «Не может быть!» - ответили они. Видя их недоверие, он похвалился еще, и, в конце концов, взял пятерых из них с собой домой этим утром, даже не позвонив, чтобы предупредить свою жену.
В это время его ничего не подозревающая жена была дома, не ведая об имевшей место беседе, и не зная, что сейчас на кон была поставлена честь ее мужа. Библия говорит: «Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его» (Прит.12:4). Эта молодая женщина должна была стать либо венцом для своего мужа, либо гнилью в его костях. Какой бы он ни был недостойный, но он ее знал и доверял ей. Она заслужила его доверие себе.
«Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Прит.31:11).
(Достойный доверия: тот, на кого можно положиться, в ком можно быть уверенным; надежный, честный, заслуживающий).
«Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Прит.31:12).
(Постоянна в своей любви, непоколебима, неизменна, верна, не прекращает любить, все переносит).
В то утро, в 6:30 утра, она встретила его у двери с сияющим лицом, с красиво причесанными волосами и в нарядном платье. Но вместо одного жующего табак мужчины она увидела шестерых – пятеро из которых выглядели довольно смущенными и даже напуганными. Удивленная, она все же с радостью сказала: «О, дорогой, я вижу, что ты привел домой своих друзей!» На виду у этих мужчин одно это приветствие уже было огромной победой и честью для Джима. Он провел своих сотрудников в дом и грубо сказал своей жене: «Приготовь завтрак для моих друзей». Он просил очень многого, потому что эти мужчины могли съесть ее запасы, которые должны были составлять завтраки всей следующей недели. Джим зарабатывал мало, и с деньгами обращался очень небрежно. Она могла распоряжаться только теми жалкими грошами, которые ей доставались. Она прошла на кухню и тихонько помолилась: «Господи, Ты знаешь, что мне сейчас нужно накормить шесть голодных мужчин. Пожалуйста, помоги мне». Она пожарила весь бекон, все яйца, весь картофель, которые у нее были, испекла огромную миску хрустящего печенья и сделала «деревенскую молочную подливку». Все свои недельные запасы еды, предназначенные на завтраки Джиму и ей, она аккуратно поставила на стол, накрытый белоснежной скатертью. Грязные мужчины сидели за столом в напряженном, смущенном молчании, пока она обслуживала их. Это был момент коронации Джима. Все мужчины знали, что между ними и Джимом никогда больше не будет прежних отношений. Жена Джима на самом деле уважала его. Он действительно отличался от них. Мужчины поели, поднялись и отправились восвояси. Должно быть, они заметили, что Джим ни разу не поблагодарил свою улыбающуюся жену.
Он уже никогда не будет одним из них. Они всегда будут чувствовать, что он немного умнее их; что он не такой неудачник, каким они привыкли его считать. Следующей ночью, те мужчины на работе были все еще под впечатлением, которое на них произвела жена Джима. Она почтила его в самый важный момент – перед мужчинами. Она почтила его, потому что верила Богу и сделала выбор повиноваться Богу, уважая мужчину, который не заслуживал этого уважения. Она отложила в сторону свое чувство отвращения и обиды, и ощущение, что ее используют, и украсила себя чистым, богобоязненным житием. Она была венцом для своего мужа.
Теперь вы видите, как ее чистая, богобоязненная жизнь могла приобрести ее мужа – как, впрочем, и любого другого мужа? После, много лет спустя, он стал обращаться к ней с уважением. Ее царственные манеры заставили его посмотреть и на себя в другом свете. Другие парни были женаты на грязных, капризных, противных и примитивных женщинах, но его жена была особенной. Он начал думать о христианах как о более достойной категории людей. Он увидел, что они добрые, долготерпеливые, любящие, уважающие других, щедрые, честные и бережливые люди. Какое прекрасное свидетельство она показала миру! Его грубые и отвратительные выходки постепенно сменились любовью и добротой – не потому, что она этого требовала от него, но потому, что она приобрела его своей чистой и богобоязненной жизнью. Даже будучи неверующим человеком, он стал уважать ее за то, какой она была. Когда он смотрел в ее глаза, он видел мужчину, который был лучше того, которым, как он знал, он тогда был. Любовь заставила его хотеть быть достойным того, во что она верила и что видела в нем. Мораль этой истории такова: 1 Пет.3:1-2 – это истина. Обращаясь со своим мужем, как с королем, она стала королевой, которую Бог использовал, чтобы приобрести ее мужа для Христа. «Благость Божия ведет тебя к покаянию»; то же делает и доброта хорошей жены.
Годы спустя, он наконец покаялся и принял Иисуса как Господа всей своей жизни. Когда мы недавно приехали навестить их, их дети уже все были взрослыми, и он славил Бога и радовался Божьей милости к его семье.
Поведение, достойное королевы
Моя подруга жила со своим мужем и являлась образцом поведения, достойного королевы. Он гордился ее красотой. Он гордился ее достоинством и манерами. Ему было приятно, что такая замечательная женщина обращается к нему с уважением и почтением.
Мужчина будет изо всех своих сил противиться тем, кто настроен против него. Большинство женщин проводят всю свою супружескую жизнь в конфликте со своими мужьями, пытаясь изменить их. В этой битве воли ни одна женщина не победила справедливо, потому что, даже если ей и удастся заставить его сдаться, то она потеряет его сердце, а он утратит свое самоуважение.
Пока мы, женщины, стараемся свести все вопросы к одному: «Кто прав и что справедливо?», Бог властно указывает нам на истинную суть проблемы: «Кого я поставил на руководящую должность, и кого я создал быть помощницей?» Если женщина пытается изменить мужчину или сопротивляется ему, она делает его тем самым еще упрямее, а ее сердце наполнится горечью, обидой и раздражением. Если женщина повинуется Богу, мужчине нечему противиться, не с чем бороться, некого покорять, завоевывать или сбивать с ног. Самая великая сила женщины заключается в повиновении Богу посредством повиновения своему мужу и уважения к нему. Если она оставляет этот Божий приказ без внимания, она сама создает жизнь, наполненную тревогой, обидой и поражением – для них обоих.
Я получала от женщин много писем подобного рода: «По тому, что ты пишешь, становится ясно, что ты считаешь всех мужчин похожими на твоего мужа». Это совсем не так, да и муж мой не всегда был таким, какой он сейчас. Сейчас он – произведение искусства, и я не имею в виду его тело. Бог изменил его за прошедшие годы, и, если бы вы были замужем за ним, даже сейчас, то вы писали бы мне письма, прося совета в том, где бы вам найти сил и терпения все перенести. Я научилась любить этого медведя, который заключен в его натуре – иногда мягкого плюшевого медведя, а иногда и настоящего, но всегда и во всем – моего любимого медведя!
Я видела, как женщины проходят сложные и тяжелые времена, прежде чем достичь прекрасного брака. Они не начинали свою жизнь с прекрасного, правильного, праведного мужа, но Бог – мастер по созданию прекрасных браков. Я знаю одну молодую женщину, муж которой совершенно не желал каяться и настолько был склонен к насилию и злу, что она попросила свою церковь молиться: «Господи, спаси его или убей его как можно скорее!» Через две недели он умер. Я не рекомендую вам молиться подобным образом, потому что, если бы Бог убил всех мужей, которые заслуживали бы смерти, мы, женщины, начали бы драться из-за тех немногих, которые остались бы в живых. Более того, если бы Бог решил быть справедливым до конца и принял бы решение убить всех женщин, которые заслуживали бы смерти... ну, вы сами видите, что лучше нам просить милости для своих мужей и себя.
Как служить рассвирепевшему мужу
Мужчины часто реагируют внезапным гневом на вещи, которые им не нравятся. Они могут рассвирепеть из-за сломавшейся газонокосилки, бытового прибора и ребенка, который слишком много болтает. Это происходит по причине тестостерона, ищущего конфликта, чтобы ему выплеснуться. Как правило, подобным случаям не предшествуют какие-либо раздоры или ссоры, и поэтому нам, женщинам, подобное поведение кажется совершенно нелогичным. В отличие от мужчин, мы всегда имеем причину для гнева. Если так посмотреть, то мужчины временами являются довольно нелогичными существами – это как раз то, в чем они любят постоянно обвинять нас. Женщины под влиянием своих эмоций становятся сентиментальными, а мужчины, ведомые своими эмоциями, - агрессивными, даже иногда близкими к насилию. Чтобы этого не происходило, мужчины должны расходовать свою природную энергию на решение жизненных проблем и трудностей. Грех мужчинам иметь столько же самообладания, сколько его у мальчиков в детском саду, но это их грех, не ваш. Мы, женщины, ничего не можем предпринять, чтобы как-то изменить эту тенденцию; способ ее выражения – да, можем, но не саму тенденцию. Бог может дать мужчине полное самообладание. Мужчина, которого ведет Дух Святой, будет тих и кроток, как Христос, но давайте признаем тот факт, что большинство браков начинаются с мужчины, который не похож на Христа. Таковы все сыновья Адама.
Вопрос заключается в том, как должны вести себя мы, жены, чтобы сделать жизнь наших мужей лучше и чтобы дать им возможность отвечать Богу и совершенствоваться в этой и других областях. Урок номер один, помимо всего прочего: вы не можете сделаться голосом его совести или его обвинителем, ожидая, что оказываемое давление заставит его покаяться. Это приведет к прямо противоположному результату: он замкнется, в действие вступит его инстинкт борьбы, и конкретный вопрос превратится для него в поединок с противостоящей ему женщиной. Далее вы начнете уже соревноваться со Святым Духом в том, кто из вас первым обличит его во грехе.
Самый мудрый способ справиться с агрессивным мужем – это не обижаться на него, не провоцировать его (за исключением, конечно же, провокации на творение добрых дел) и любить его. Большинство женщин знает, что заставляет их мужей потерять самообладание. Дайте ему время остыть: достаточно скоро ему станет стыдно за свое поведение. И, хотя приступы его гнева расстраивают эмоционально и, безусловно, не являются приятными, это – чисто мужская проблема, с которой мудрая женщина может научиться справляться.
Этот вид мужского гнева, о котором мы говорили, не является направленным прямо на жену по причине отношения жены к мужу. Столкнувшись с таким гневом, жена должна сделать все, чтобы ответить на него, не принимая обиды на свой счет, и понимая, что, хотя она может еще более усугубить возникшую проблему неправильной реакцией, все же его гнев не был вызван их отношениями.
Другой вид гнева
Однако, есть другой вид гнева, более глубокого и более личного. Он вызывается горечью и обидой. Корень его кроется в самом существе духа. Это – постоянное протекание гнилости из уродливой души. Вы, конечно, помните, как мы обсуждали состояние некоторых женщин, которые постоянно практикуются в пребывании раздраженного и злого состояния, подобно разозленным музыкантам, играющим на пианино, и которые доходят до того, что их души, безо всякой мысли или усилия, ударяют по клавишам разлада и вражды. Этот тип гнева, замешанный на горечи и обиде, не так часто встречается у мужчин, как у женщин, но в некоторых отношениях он является доминирующим, и поэтому вам, как жене, важно научиться правильно отвечать своему мужу, если в его поведении появляется подобная тенденция. Чтобы правильно реагировать, вам нужно помнить о двух разных видах гнева: беспричинный гнев, который мы только что обсудили, и гнев, который происходит от раздражения, причиной которого стали другие события и проблемы.
Жены часто становятся причиной гнева своих мужей. Они говорят и говорят о какой-то проблеме, которая есть в семье, общине или церкви до тех пор, пока их муж в конце концов не взорвется и не выплеснет всю свою злость на них. Для нормальной разговорчивой жены это было лишь темой для разговора, но, когда ее муж внезапно разъяряется, ей вдруг становится страшно. Я пишу об этом потому, что жены часто жалуются на гнев своих мужей, не подозревая, что это именно их слова помогли разжечь пламя его ярости.
Если ваш муж легко и быстро обижается на соседей или других членов церкви, или если он считает, что все люди на свете хотят досадить ему, причинить зло или просто говорят о нем плохое, то у него есть эта проблема – гнев, коренящийся в скопившихся обидах. Первым делом вам нужно установить, какая доля проблемы принадлежит вам. Только тогда вы можете помочь своему мужу мыслить ясно - путем угашения пламени его гнева.
Как только вам удалось распознать причину его гнева и тот вклад, который вы сами вносите своими словами и отношением, вы можете изменить ситуацию таким образом, что пламя погаснет, а муж успокоится. Научитесь думать и говорить о всех людях хорошее. Смотрите на те добрые качества, которые есть в людях. Напечатайте себе на карточке место Филип.4:8 и положите в укромном месте, где вы сможете часто перечитывать эти слова.
«Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
Не позволяйте своему уму размышлять над злом, которое есть в других людях. Любовь «не мыслит зла» (1Кор.13:5). Помните про 40 000 мыслей в день? Не думайте о других критическим и осуждающим образом, и никогда не унижайте никого в присутствии своего мужа. Это может послужить толчком к возгоранию его гнева против них, против вас и против детей. Это также разрушительно повлияет на мир, который всегда должен пребывать в вашем доме.
Никогда не позволяйте своему уму отвлекаться на критическую ответную реакцию в тот момент, когда он рассказывает или пересказывает что-то плохое, сказанное кем-то о вас. Если вы видите, что он начинает «накаляться», оставайтесь спокойной и объективной, и поощряйте его к тому, чтобы смотреть скорее на плюсы, чем на минусы. Не читайте ему моралей. Просто будьте примером того, как можно прощать и жить в мире.
Не путайте симпатию с поощрением. Если вы сочувствуете его ущемленным чувствам и симпатизируете ему, вы только подольете масла в огонь его эмоций. Я видела многие пары, отношения в которых именно по этой причине превращаются в нечто ненормальное. Они становятся партнерами в травле, приветствуя отвержение их окружающими, чтобы еще более сблизиться в своей общей обиде. Такие люди перестают общаться с остальными людьми, и даже доходит до того, что они оба начинают подозревать друг друга и бороться друг с другом до своей эмоциональной смерти.
Почти в каждой церкви можно найти супружеские пары, которые со временем перестают посещать богослужения по причине того, что жена настроила мужа против церкви, используя незначительные проблемы, результатом чего становится обида и гнев мужа, который больше не желает иметь ничего общего с компанией «этих лицемеров». Они жалуются на пастора или его детей, или сетуют на слова, сказанные женой дьякона. Жена мчится докладывать мужу каждую реальную проблему (и иногда выдуманные сплетни), которые касаются этих людей. Иногда жена жалуется, что «никто не пожелал поздороваться с ними в воскресенье», или что «когда я лежала в больнице, никто меня не навестил», или что «в этой церкви – один клан, и они не любят нас (наших детей)». Муж от всего этого разъяряется настолько, что готов сделать что угодно, лишь бы обрести хоть немного покоя.
Эта дорога приведет к разрушению детей. Со временем, жена становится мученицей, тихим голосом повествующей о мучениях, которые ей приходится переносить от рук ее мужа. Она противится его методам «воспитания» детей и защищает их от его гнева. Дети в такой семье вырастают обозленными и не желающими иметь ничего обшего с христианами. Жена ходит на женские молитвенные группы и просит молиться о своем муже; там ее уважают, как женщину, которая вынуждена многое пережить и стерпеть. Она сделала себе ложе из самосожаления и стала находить удовольствие в том, чтобы возлежать на нем со страдальческим выражением лица.
Жена может существенно изменить положение вещей
Когда-то я знала одного молодого человека, очень уважаемого в общине, который был сильным лидером как в своей семье, так и в церкви. Его молодая жена умерла, оставив его с несколькими маленькими детьми. Через какое-то время он женился на очень приятной молодой вдове. Судя по их виду, можно было сказать, что они очень счастливы в браке, однако вскоре этот молодой человек стал каким-то слабым и незаинтересованным во всем. Теперь он постоянно находился в оборонительной позиции и обижался там, где его никто не хотел обидеть. У него пропало то властное, авторитетное отношение к делам, которое у него когда-то было, и он совершенно утратил свои лидерские качества. Все более и более он отдалялся вместе со своей семьей от людей и, в конце концов, от церкви, хотя сам он не перестал верить в Бога. Он начал думать о себе как о более праведном человеке, чем другие. Наверное, самым большим для меня потрясением в переменах, произошедших в нем, стала его походка и осанка. Во время своего первого брака у него была очень самоуверенная, почти высокомерная походка. После брака со своей второй женой его походка превратилась в неуверенную и нерешительную. Его плечи были опущены вниз, он никогда не выглядел готовым столкнуться с серьезными проблемами. Казалось, он просто не в себе. Пока у него была его первая жена, он всегда рано появлялся в церкви и все брал под свое управление; со своей второй женой он всегда приходил поздно и уходил рано.
Ободрение против сочувствия
Могла ли женщина стать причиной такой перемены? С моей точки зрения, обе женщины были просто прекрасными. Но было также понятно, что первая жена ободряла его. Я даже почти представляю себе, как она говорила ему в моменты его уныния или обиды: «Не сдавайся, ты можешь с этим справиться. Неважно, что они все говорят. Ты мужчина». Вторая жена была нежной, любящей, ласковой и симпатизирующей. Она могла говорить нечто вроде: «Дорогой, ты же знаешь, что я люблю тебя, и мне так жаль, что эти ужасные люди обращаются с тобой так плохо. Иди ко мне, дай я тебя пожалею. Я так хочу, чтобы ты был счастлив».
Это напоминает мне то, как Ахав лег на свою постель и повернулся лицом к стене, потому что был расстроен из-за того, что не мог иметь виноградник, который так хотел. Иезавель тоже была исполнена симпатии. Вторая жена этого молодого человека хотела только хорошего. Она находила утешение и удовлетворение, утешая его. Скорее всего, это она изнежила своего мужа настолько, что он впал в инфантилизм. Они сблизились друг с другом и перестали общаться с этим жестоким миром. Он перестал быть тем мужчиной, которым был раньше. Это был удивительный пример того, какой силой обладает женщина, оказывая мужу неправильную поддержку и помощь.
Если вы видите, что ваш муж склоняется к тому, чтобы обидеться на окружающих или начать подозревать их в чем-то плохом, никогда не симпатизируйте ему и не поддерживайте его обид. Сделайте девизом своей жизни Филип.4:8. И помните, 1 Петра 3 глава говорит, что мы можем приобрести своих мужей путем своего чистого, богобоязненного жития. Чистая жизнь оказывает более сильное влияние на мужчину, чем симпатия.
Есть ли какая-нибудь надежда?
Надежда есть. Мы можем надеяться на слово Божие, даже когда все обстоятельства и советы окружающих говорят об обратном.
Однажды я слышала о доброй и богобоязненной женщине по имени Тереза, бывшей замужем за безбожником-наркоманом, который зарабатывал на жизнь, продавая героин. Ее церковь долго молилась за него, не безуспешно. В конце концов, его судили за все его преступления и посадили на долгие годы за решетку. В той же церкви был один хороший мужчина, жена которого совершенно не интересовалась всем, что было связано с Богом и церковью, и была безразлична к своему мужу. Когда муж Терезы угодил в тюрьму, Бену посоветовали развестись со своей женой и жениться на Терезе, которой он долгие годы восхищался. Он последовал этому совету, и скоро в той церкви сыграли счастливую, веселую свадьбу, объединившую этих двух людей.
Женщина, которая мне рассказывала эту историю, время от времени останавливалась, чтобы воскликнуть с радостью: «Посмотри, что Бог соделал! Ну, разве не чудо?» Когда я услышала всю историю полностью, сердце мое было разбито, и я сказала этой рассказчице перестать говорить такие вещи про Бога. Люди видят только то, что есть здесь и сейчас; мы ищем путей, которые сделали бы нас счастливыми сегодня. Бог же видит намного больше, и именно поэтому Он дал нам Свое слово в качестве светильника, чтобы направлять наши пути тогда, когда мы не видим всю картину ясно.
Я знала, что для Бога вся эта история была сплошным позором. Если бы милая, добрая Тереза верила в Бога и доверяла Ему, и если бы она была согласна потерпеть свое одиночество, она могла бы посвятить себя тому, чтобы навещать своего мужа в тюрьме, принося ему книги и записи на христианские темы и приводя своих маленьких детей, чтобы они могли встретиться с отцом. В итоге он начал бы ценить свою верную жену и свою семью, мог бы понять, что только сила Божия могла быть причиной того, что его жена любит его, - падшего, грешного до мозга костей человека. Могло статься, что тогда Мистер Наркоман захотел бы открыть свою душу перед Богом. И кто знает, сколько человек, заключенных в той тюрьме, могли бы услышать старую историю о том, как Спаситель сошел с небес, отказавшись от Своей славы и величия, чтобы спасти их от их грехов? Все это могло бы случиться просто потому, что одна милая, добрая женщина хотела жить свою жизнь так, чтобы почтить ею Иисуса и оказать уважение мужчине, который был ее мужем. Он был бы ее надеждой, а она – его. Если бы только мудрые мужчины и женщины помогли Терезе увидеть то чудо, которым Бог мог бы ее одарить...
«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор.7:10-16).
Так есть ли надежда? Да, надежда есть! Не всегда получается так, как мы думаем о том, есть ли надежда или ее нет. Бог дал нам план, согласно которому, через наше повиновение и уважение мужа Он мог бы изменить сердце любого мужчины. В конце, Писание учит нас, что есть нечто большее и важнейшее для Бога, чем наше счастье. Речь вообще не идет о нашем счастье; речь идет о нашей святости. Несмотря на то, как больно или обидно, несмотря на то, видим мы результаты или нет, даже если наш муж не является спасенным человеком, Бог достоен нашего послушания, которое в Его глазах является нашим поклонением Ему.
«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).
Три важных аспекта
(Повторный брак, контрацепция и покрытие головы)
1. Но я уже второй раз замужем!
Дорогие мистер и миссис Перл,
Грустно сознавать, что ты не исполнил волю Божию в своей жизни. Я хочу исполнять волю Божию, и при поддержке моей церкви, хочу всю свою жизнь положить ко Христовым ногам.
Мой первый муж бросил меня. Он подал на развод (конечно, я сама никогда бы этого не сделала) и предложил все оставить мне, включая детей, при условии, что я не буду заставлять его платить алименты. Если бы я потребовала выплаты алиментов, он начал бы тяжбу, чтобы отобрать у меня детей. Я отпустила его, чтобы спасти своих детей. Он не был христианином и вел очень себялюбивый образ жизни. Когда двое людей соединены не на равных основаниях, это оказывается тяжелым испытанием. Ему было неинтересно ходить в церковь или читать Библию, и он оказывал дурное влияние на детей. Я не сильно печалилась, когда он ушел.
Спустя три года, я встретила Фреда и вышла за него замуж. Мы оба были разведены и оба привели своих детей в наш общий брак. За последние 12 лет у нас были свои взлеты и падения. Мне начало казаться, что что-то было не так в наших сексуальных отношениях, и попросила его дать мне время все хорошенько обдумать. Казалось, что все в нашей интимной жизни стало каким-то неправильным, и мне не хотелось снова позорить Бога своим поведением. Бог свел меня с женщиной, которая посещала одну очень консервативную церковь, находившуюся в часе езды на машине от нашего дома. Я попросила Фреда поехать в ее церковь, но он не хотел уходить из нашей церкви, к тому же, он отказался ехать так далеко «только ради посещения церкви». Я отправилась туда сама, чтобы посмотреть, как и что, и там я окончательно поняла то, что Бог уже давно пытался мне сказать. Теперь я знаю, что перед Богом Фред и я не женаты на самом деле. Было просто ужасно думать о всех тех годах, которые я прожила в прелюбодеянии! Господи, прости меня! Я сказала своему мужу, что я обо всем этом думаю, и переехала жить отдельно от него, на второй этаж.
На данный момент моей жизни, у меня нет дохода или дома, кроме тех, которые мы делим вместе. Я знаю, что не могу жить так, будто я жена Фреда, но он говорит мне, что я должна выбрать: или быть его женой, или убираться из дома. Я много молилась, но Бог не указывает мне, что делать. Единственное, чего я хочу, - это быть чистой, непорочной невестой Христовой. Вечность намного важнее, чем здесь и сейчас. Что мне делать?
Сью Энн
Дорогая Сью Энн,
Ты сказала, что твой первый муж не был верующим и что он оставил тебя. Бог говорит нам: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1Кор.7:15).
Ты также упомянула в своем письме, что твой муж женился снова, что означает, что он соединился с другой женщиной. Подобный вопрос поднимается в двух местах Евангелия от Матфея.
«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:32).
«Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:9).
«Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: «два будут одна плоть» (1Кор.6:16).
Ты сомневаешься, что твой брак с Фредом – «истинный брак», однако Иисус во время беседы с Самарянкой у колодца показывает нам ясный пример того, что Он считает «истинным браком».
«Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан.4:6-18).
Иисус провел четкую границу между сожителем и мужем. Иисус признавал законность брачного союза. Если Иисус признал всех ее пятерых мужей, как законных, почему ты думаешь, что Он не признает твой брачный союз с Фредом?
Чтобы ты не думала, что у тебя есть какие-либо религиозные причины вернуться к своему первому мужу, важно прочитать одно место из Второзакония.
«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другогог мужа; но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену: то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того, как она осквернена; ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел» (Втор.24:1-4).
Слова «мерзость пред Господом» встречаются в Библии 8 раз. Мерзость – сильное слово, которым называются только самые ужасные грехи. Среди тех восьми грехов, которые Бог расценивает как мерзость, упоминаются волшебство, принесение детей в жертву всесожжения, гомосексуализм, поклонение идолам на высотах и возвращение к первому мужу, условия чего рассматриваются в приведенном выше стихе. Некоторые говорят, что это было актуально только во времена Ветхого завета, что в Новом завете об этом ничего не говорится, и, значит, к современности это не имеет никакого отношения. Но неужели вы думаете, что однажды Бог считал нечто ужасным, отвратительным, мерзким, а некоторое время спустя эта же мерзость вдруг могла стать Его волей? Я так не думаю!
«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же» (Евр.13:8).
В заключение этого вопроса
Первое послание к Коринфянам говорит о вопросах брака, разделения и развода. Вот какие выводы нам предлагается в этом месте:
«Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены» (1Кор.7:27).
«Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор.7:20).
2. Мой муж говорит, что я должна пользоваться контрацептивами
Дорогие мистер и миссис Перл,
Наша семья в отчаянии. Невзирая на все советы, я твердо стояла в надежде на Божьи обетования, но, кажется, этого недостаточно. У меня шестеро детей, и я снова беременна. Мой муж сказал мне, что если я еще раз забеременею, то он бросит меня, и я никогда его больше не увижу. Думаю, именно это он и имел в виду. Мы не слышали от него никаких вестей вот уже три месяца, и он оставил нас без всякой поддержки.
Прошлым вечером двух моих старших сыновей поймали в магазине за кражу плохих журналов. Им всего только 10 и 11 лет! Это уже не первые их проблемы с законом. С тех пор, как в нашу жизнь вмешалось Агентство по защите детей, наши соседи постоянно начали доносить на то, что остальные мои дети бегают как сумасшедшие, шумят и вообще находятся без присмотра взрослых. Но я знаю, это все потому, что я учу их на дому. Это сатана выдумывает свои козни и не успокоится, пока не украдет их у меня!
Когда я выходила замуж, я думала, что мой муж – хороший человек. Он был работящим, ходил в церковь и любил петь в хоре. Я постаралась выйти замуж за человека, которого одобрили мои родители. Однако с самого начала он сказал, что хочет иметь максимум двух детей. Он не очень терпеливый человек, и не любит шум или беспорядок. Я не возражала против этого, пока однажды Господь не сказал мне самым прекрасным образом, что Он очень любит маленьких детей. Я поняла, что больше не могу пользоваться контрацептивами, когда узнала, сколько так называемых контрацептивных препаратов просто убивают зародыш ребенка! Я умоляла своего мужа прислушаться к тому, что говорит Господь, но каждый раз, когда я беременела, он становился все более равнодушным и холодным ко мне. Он мог месяцами не иметь со мной секса, и я думаю, что он просто не хотел еще одного ребенка! Как может мужчина, который говорит, что он верит в Бога, оставить свою семью? Я люблю всех моих прекрасных деток. Я также искренне верю, что мой муж еще может покаяться.
Мне нужна помощь. За исключением государственного пособия, у меня нет никакого дохода и нет никого, кто защитил бы меня и моих драгоценных детей. Что мне делать теперь? Как Бог мог нас оставить? Все, чего я хотела, - только повиноваться Ему. Пожалуйста, молитесь о нас. Если вы можете нам что-то посоветовать, или подсказать место, где мы сможем найти безопасное убежище, пожалуйста, напишите нам.
Диана
Проблема контрацептивов и планирования семьи
Бог говорит нам: «Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, раждали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим. 5:14). Однозначно, волей Божией является то, чтобы молодые женщины вступали в брак и рождали детей. Для меня и моего мужа нет ничего дороже на свете, чем наши пятеро детей. Сейчас они уже все взрослые, они женаты и замужем, и у них есть свои дети. Когда я слышу топот маленьких ножек по нашему дому и голос, радостно зовущий: «Деда Перл! Бабуля Перл!», мое сердце тает от нежности и счастья. Когда я вижу, как мои дети старательно учат своих малышей безоговорочно слушаться, вижу в их глазах огонек радости, когда они протягивают мне своего новорожденного младенца, во мне это вызывает чувство глубокого удовлетворения. Бог говорит нам: «Для меня нет большей радости, чем слышать, что мои дети ходят в истине» (3Иоан., 4 стих). Я надеюсь, что у каждого из моих детей будет полный дом детей. Мой муж говорит: «Я хотел бы подержать на своих коленях сорок внуков и внучек, прежде чем я стану воспоминанием из фотоальбома, купленного за три доллара и который все редко достают с полки».
Мы заметили, что многодетные семьи чаще дают миру эмоционально стойких и менее эгоистичных детей. У таких детей шансы выше обычного на то, что они вырастут уверенными в себе и надежными людьми. Самые эгоистичные люди, которых мне доводилось встречать, были единственными детьми своих родителей, или последним ребенком, родившимся на десять лет позже своих братьев и сестер и выросшим, как будто он был единственным ребенком.
Я знаю, что я росла как человек и развивалась как личность с рождением и воспитанием каждого из моих детей. Бремя заботы о ребенке, переживания, молитвы и воспитание детей дает зрелость молодым отцам и матерям. Без рождения детей, молодые жены часто остаются незрелыми подростками, мало думающими о нуждах других людей.
Мужья и жены не всегда соглашаются в вопросе о размере семьи. Иногда, как в приведенном выше письме, муж говорит жене, что он не хочет иметь много детей. Его жена, уверенная в том, что использование контрацептива (такого препарата, который не абортирует оплодотворенную яйцеклетку) или рождение детей с временным промежутком, после тщательного планирования, считает это неповиновением Богу. Когда Ева согрешила, Бог наказал ее умножением зачатия, то есть более частым зачатием большего количества детей (с возможностью выкидыша). «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей» (Быт.3:16).
Диана отказалась повиноваться руководству своего мужа, став в этом вопросе главой семьи. Если женщина верит в нечто, что она считает самым важным (как это сделала Ева), и не повинуется своему мужу, то такая женщина порицает (то есть говорит злое) слово Божие. В Библии нет четкого указания, какого размера должна быть семья, есть только обетование Божье благословить мужчину, колчан которого наполнен сыновьями. Бог ясно дает понять, что мужчина является главой, и что женщина должна повиноваться своему мужу.
У меня нет ответа для Дианы, чей муж оставил ее с переполненным колчаном детей, которых ей приходится воспитывать в одиночестве. Также не существует и надежного убежища для всех семей, которые разошлись во мнениях касательно этого вопроса, а, судя по количеству подобных писем, которые мы получаем, таких семей много. Я могу сказать только то, что Бог не оставлял ее – это она оставила Бога, оставила его Слово и четко разъясненный план жизни для женщин. Вот что получается, если хулится слово Божие.
Иногда жена отказывается иметь много детей. Как правило, она переживает о своем здоровье. Эта проблема кажется женщине очень важной, но на самом деле, по сравнению с вопросами вечности, это очень незначительно. В любом случае ответ один. Муж является главой. Он решает, хотя и у женщины есть право обратиться к нему с просьбой о пересмотре принятого решения (а не пилить его). Жена предстанет перед Богом и ответит Ему за свое желание уважать мужа и повиноваться ему; положение же мужа намного серьезнее. Ему придется дать отчет Богу за то, как он руководил своей семьей, и за те решения, которые он принимал. Будьте благодарны, что вы – всего лишь женщина, которой нужно всего-то только исполнять несложные, четкие команды.
3. А как же покрывала на голову?
Дорогие мистер и миссис Перл,
Я хотела бы, чтобы вы просто объяснили мне, что имеет в виду Библия, когда говорит о том, что женщина должна покрываться. Моя хорошая подруга прислала мне как-то брошюрку под названием «Следует ли ей покрываться». Бог убедил ее в том, что она должна покрываться, и она хотела разделить радость ношения покрывала со мной. Мой муж считает, что все это – мои глупости, и отказывается говорить со мной об этом. Он сказал мне, что я могу поступать так, как захочу; но если бы я делала то, чего хочет он, то я все равно не стала бы «носить эту тряпку». Однако он попросил меня написать вам, потому что он знает, что я читаю ваши материалы о воспитании детей. Он также знает, что вы известны тем, что говорите женам почитать своих мужей, и он уверен, что вы поддержите его в этом вопросе. Вот я и пишу, задаваясь вопросом: почему некоторые женщины, которых я видела на фотографии вашей миссии «No Greater Joy», покрываются, а некоторые – нет? Вы вообще придерживаетесь того, чему учите других, или нет?
Дарлин
Дорогая Дарлин,
Причина, по которой некоторые женщины покрываются, а некоторые – нет, заключается в том, что не церковь является главой жены, а муж. Если муж желает, чтобы его жена была как следует покрыта, то она должна так поступать; но если он этого от нее не требует, то тогда она свободна. Убеждения, которых придерживаются те или иные мужчины, принадлежат прежде всего отдельным мужчинам, а не женщинам или церкви.
Место Писания, о котором ты говоришь, - это 1 Кор.11:2-16. Если ты прочтешь эти стихи, ты заметишь, что основной мыслью их является распределение власти. Эта духовная цепь власти называется «преданием». Бог говорит нам «держать предания».
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава - Бог» (1Кор.11:2-3).
Эти стихи вкратце представляют нам суть этой главы. Главной ее мыслью являются не покрывала, а цепь командования. У женщины есть глава – ее муж. У мужа есть глава – Христос, а Христу глава – Бог. Это Божья цепь командования, которую установил Бог еще в самом начале. Эта цепь командования является преданием, которое нам надлежит держать и исполнять.
«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» (стих 4).
Мужчина постыжает Христа (своего главу), если он молится с покрытой головой.
«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (стихи 5,6).
Жена постыжает свою голову (своего мужа), если она молится без покрывала. Также, женщине стыдно быть обритой или коротко подстригать свои волосы. Поэтому, покрывайте голову.
«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (стих 7).
Стихи 7, 8 и 9 обобщают суть дела. Бог напоминает нам, как Он, Бог, из праха земного создал Адама по Своему (Божьему) подобию. Бог говорит, что Он создал Адама подобным Себе и для СЕБЯ. Адам был сотворен для славы Божией. Бог создал существо, подобное Себе – создал кого-то, кто мог бы радоваться и наслаждаться тем же, что нравится Богу. Стих 7 заканчивается напоминанием нам о том, что женщина была сотворена для славы своего мужа. Бог посмотрел на Адама, своего друга, и понял, что Адаму нужен был кто-то для его славы; некто, кто был бы помощником, другом, оказывал бы ему поддержку. Поэтому Бог достал ребро из тела мужчины и сделал из него женщину. Кость от кости его, клетка из его клетки, РНК от его РНК, по образу и подобию того, от кого она была взята.
«Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (стихи 8, 9).
Бог дает нам основание Своего плана творения. Он устанавливает цепь командования. Этот план заключен в самом генетическом коде; он присутствует в самой сути того, кем и чем мы являемся. Переделать процесс творения, чтобы стать главой мужчины, означает воспротивиться изначальному Божьему замыслу. Ангелы знают и понимают этот план – они были там, наблюдая и ожидая. Бог говорит, что это ради них (ради Ангелов) женщина должна почитать своего мужа своим главой.
«Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (стих 10). Этот знак власти говорит о том, что она находится под властью своего мужа.
«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12).
Есть духовный смысл, заложенный в этот аспект еще в момент творения. Женщина, которая остается под властью своего мужа, имея очевидные символы того в виде длинных волос или другого покрывала, заменяющего ей длинные волосы, которых у нее нет, говорит мироправителям тьмы века сего: «Я принадлежу этому мужчине, и я нахожусь в безопасности под его духовным покровительством и главенством; вы не можете причинить мне никакого вреда».
Если мужчина молится или пророчествует, имея длинные волосы или покрывая голову, то, возможно, это посылает странные сообщения духам злобы поднебесным.
«Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же – от Бога» (стихи 11, 12).
Павел понимает, что, если вдруг предыдущие стихи будут неправильно поняты, это послужит причиной того, что женщины будут чувствовать себя второсортными, неважными, поэтому Дух Святой побуждает его ввести объяснение того, что, если Бог остановил бы Свое творение на Адаме, то больше не было бы в мире никаких мужчин. Для исполнения Божьего плана нужны как мужчины, так и женщины.
Павел продолжает писать, взывая к самой сути нашей природы.
«Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?» (стих 13).
Итак, прилично ли женщине молиться с непокрытой головой? Снова Павел обращается к нашему прирожденному пониманию человеческой природы. Он говорит, что если женщине и неприлично молиться с непокрытой головой, то для мужчины молиться с покрытой головой - просто-напросто БЕСЧЕСТЬЕ. Обратите внимание, что покрывалом, которое бесчестит мужчину, являются его длинные волосы.
«Не сама ли природа учит нас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него..?» (стих 14).
То же покрывало, которое бесчестит мужчину, является честью для женщины.
«... но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала» (стих 15).
Покрывало, которое Бог дал женщине, - это ее волосы. Нигде не упоминается второе покрывало. Женщины племени «кумбои», живущие в горах Папуа-Новой Гвинеи, драгоценный кусок ткани будут использовать, чтобы укутать грудного младенца и защитить его таким образом от холода, а не покрывать им голову, - все потому, что Бог уже дал им волосы вместо покрывала.
Павел заключает обсуждение вопроса покрывал, волос и церковной власти очень простым напоминанием. Он повелевает церквам не спорить о вопросе волос (длинных или коротких) и не придавать этому статуса повеления, данного Самим Богом.
«А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (стих 16).
___________________________________________________________
Неважно, длинные ли у вас волосы или короткие, и, несмотря на то, носите вы шарф на голове или нет, Божьим правилом для всех женщин (замужних и незамужних) по-прежнему является молчание в церкви, что включает в себя молитвы и пророчества. Это несложно понять, но многим это трудно принять.
«Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34-35).
Церковью, разумеется, является не здание (1Кор.14:23а). Это собрание верующих, цель которых – поклоняться Богу, проповедовать Слово и совершать служение теми дарами, которыми их наделил Бог. 14-я глава первого послания к Коринфянам рассматривает вопрос церкви и ее функции.
Ответ на заданный вопрос:
Дарлин, теперь я отвечу на твой вопрос: «Вы вообще придерживаетесь того, чему учите других, или нет?» Да, мы придерживаемся своих убеждений. Писание учит нас, что единственным безопасным местом для женщины является место под властью ее мужа.
Пока я сижу и печатаю, мне в голову пришли несколько примеров «плохих жен». Это женщины, «которые-становятся-только-мудрее-и-духовнее-с-возрастом», которые прогнали своих мужей или, по некоторым практическим соображениям, наглухо захлопнули дверь спальни прямо у них перед носом. У большинства из них – очень длинные волосы, они носят покрывала и очень благочестивую и целомудренную одежду, но, тем не менее, это самые непокорные и сварливые женщины, которые когда-либо причиняли страдания мужчинам. Я видела их во многих местах по всех стране; в некоторых деноминациях таких женщин больше, чем в других. Многие из них заявляют, что они являются «невестами Христа» или пророчицами, и проводят свою жизнь, «помогая» другим. Писание ясно учит нас, что они - такие же невесты Христу, какие они жены для своих мужей.
Сегодня женщины восстают и бунтуют против своих мужей, чтобы показать свое подчинение Христу. Странно, не находите? Но это совсем не ново.
Бог сказал вам, что Он хотел, чтобы вы делали со своими волосами, и предоставил вам решать, будете вы исполнять Его волю или нет. Безо всякого приказания от церкви (поскольку у нее нет такого обычая), если вы хотите исполнить волю Божию так, как это записано в разобранных нами стихах, то просто спросите у своего мужа: «Можно, я отращу себе длинные волосы?» Вы сразу же увидите, как загорятся у него глаза. Он скажет вам что-то вроде: «Я уже столько лет прошу тебя отрастить длинные волосы! Я буду просто счастлив!»
Однако ни длинные волосы, ни шарф на вашей голове не требуются для того, чтобы ваш брак был прекрасным. Я знаю некоторые пары, в которых супруги просто обожают друг друга, и при этом волосы этих жен короче, чем волосы моего мужа.
Ах да, с моей стороны было совершенно непростительно не сказать вам, что длинные волосы могут просто зачаровать мужчину. Когда я распускаю свои длинные волосы, и они вуалью струятся вдоль всего тела и ног, мой старый муж просто лишается рассудка. Мы консультировали достаточно много мужчин, чтобы заметить, что уж что-что, а это они все любят.
Для тех немногих женщин, мужья которых хотят, чтобы они носили шарфы или косынки, а они этого не хотят делать, я скажу следующее: прекратите бунтовать. Станьте на свое место - под руководство своего мужа - и с радостью и благодарностью носите то, что от вас требует ваш муж, зная то, что, нося покрывало, вы повинуетесь Богу – и доставляете удовольствие своему мужу.
Деби
Учимся просить
В начале нашей супружеской жизни было несколько случаев, когда я расходилась во мнениях с моим мужем и чувствовала, что эти различия нужно устранить. Я чувствовала, что мне нужно поговорить с ним, и что он должен меня выслушать. Поначалу у него был обычай отмахиваться от меня, списывая все мои «нерегулярности» на женские гормоны. Если меня что-то расстраивало, то первым делом он у меня спрашивал, не начались ли у меня месячные. Как правило, так оно и было, но я отказывалась приписывать все свои поступки женским гормонам. Казалось, что он просто не принимает мои проблемы всерьез. Когда же я начинала говорить вслух о своих обидах или тревогах, разумеется, я попадала во власть эмоций и, как он считал, переставала мыслить логично. Мои эмоции и его холодная, спокойная мужская логика никак не могли договориться. У меня ушло на это немало времени, но все же я научилась обращаться к нему с просьбой, к которой он отнесся бы с уважением, а он научился не спрашивать меня о месячных – хотя потихоньку продолжал думать, что именно так оно и было.
Еще в начале нашего брака мы договорились, что если у меня была важная проблема, которую мне нужно было разрешить, то он оставит все свои дела, заботы и вопросы служения и выслушает меня с вниманием и уважением. Я же должна была оставить и больше не поднимать этот вопрос после его рассмотрения, даже если его решение меня не удовлетворило. Вместе с ним мы разработали пакт о том, что я никогда не буду злоупотреблять своей «свободой» обращаться к нему с просьбами в качестве средства управления им, но использовать ее только тогда, когда он был просто слеп к моим нуждам. С его стороны, он обязывался выслушать меня внимательно во время моего к нему обращения. Мы решили, что в такой момент я подниму руки вверх и серьезным, бесстрастным голосом скажу: «Это проблема, которую мне обязательно нужно разрешить». Как оказалось, я воспользовалась такой возможностью всего 4 или 5 раз за все время нашей супружеской жизни.
Если бы вы знали моего мужа, вы были бы удивлены тем малым количеством раз, когда мне приходилось прибегать к моей возможности просить его о чем-то подобным образом. Он родился с небывалым стремлением управлять и быть лидером, и, как некоторым кажется, с недостатком нежности и мягкости. Я говорю это как комплимент. Он – лидер. Он ожидает, что ему будут служить. Когда он заходит в комнату, полную людей, неважно где, в церкви или на заправке, все сразу ощущают его присутствие. Где большинство мужчин в своей жизни прошли мили, он предолел галактики. Он ожидает того же и от меня. Моя жизнь никогда не была лично моей, каждую минуту каждого дня я была наготове, ожидая, что он меня позовет.
После того, как мы обсудили с ним мою «тактику обращения с просьбой», я поняла, что большинство ежедневных проблем не являются такими уж страшными. И ,благодаря тому факту, что у меня была возможность предоставить свое дело на суд, который рассудит честно и непредвзято, я открыла для себя, что, оказывается, могу переносить намного больше, чем я думала. Те несколько раз, когда я вынуждена была пребегать к «обращению с просьбой», в большинстве своем имели причиной его неспособность посмотреть проблему с женской точки зрения. Когда же он выслушивал мою сторону, то он хотел принять то, что я говорила, и посмотреть на проблему в новом ракурсе. Он тщательно пересматривал дело и приходил к компромиссу, удовлятворявшему нас обоих. Самым главным было то, что я никогда не злоупотребляла своей свободой, поэтому он уважал мое мнение.
Время поразмышлять
Принимайте слова Бога очень серьезно
Ключевые указания женщинам, данные Богом
Найдите стихи, которые содержат перечисленные ниже утверждения, и отметьте их в своей Библии. Будете ли вы повиноваться Богу? Выделите указания, неисполнением которых вы бесчестили Бога, и попросите Его помочь вам стать на путь полного повиновения Ему.
- Молодые женщины, рождайте детей.
- Молодые женщины, управляйте домом своим.
- Жены, не подавайте противнику никакого повода к злоречию.
- Жены, повинуйтесь своим мужьям.
- Жены, любите своих мужей.
- Жены, любите своих детей.
- Женщины, будьте целомудренными.
- Женщины, будьте чистыми.
- Женщины, будьте попечительными о доме.
- Женщины, будьте добрыми.
- Женщины, будьте рассудительными.
- Жене стыдно быть остриженной или обритой.
- Если жена растит волосы, то для нее это честь.
- Длинные волосы даны женщине вместо покрывала.
- Жене неприлично молиться Богу с непокрытой головой.
- Жены да учатся в безмолвии.
- Учить жене не позволяю.
- Женщины, не властвуйте над мужьями.
- Жены, бойтесь своих мужей.
- Жены, имейте чистое, богобоязненное житие.
- Женщины, украшайте себя скромной одеждой.
- Женщины, имейте кроткий и молчаливый дух.
- Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек.
- Жены, оказывайте мужьям должное благорасположение.
- Жены, заботьтесь о том, чтобы угодить мужу.
- Женщины, молчите в церквах.
- Женщинам не позволено говорить в церкви.
- Жены, не будьте праздны.
- Жены, не ходите по домам.
- Жены, не будьте болтливы, любопытны и не говорите, чего не должно.
Комментарий автора: Прежде всего хочу отметить, что я - не автор этой книги, а всего лишь переводчик. Прочитав ее, я узнала много нового, и эта полезная информация показалась мне настолько важной, что я решила поделиться ей с вами.
Убедительная просьба: если у вас в процессе чтения появятся какие-либо критические отзывы или замечания ПО СУТИ КНИГИ, не пишите их здесь, потому что, как я уже сказала, я - не автор, и спорить, выясняя, что правильно и что нет, будет просто бессмысленно.
Всем, кто хочет выйти замуж или уже замужем, от души советую обязательно прочитать всю книгу до конца. В ней есть некоторые моменты, которые могут быть малознакомыми людям в России (потому что книга писалась прежде всего для жителей Америки), но все же стоит продолжать читать. Я очень надеюсь, что вы найдете в ней для себя много интересного.
Выражаю особую благодарность Юстине Южной за прекрасный перевод стихотворений, которые встречаются в этой книге.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Большое спасибо за ваш труд! Хотелось бы узнать и фамилию автора.
Много поучительного находишь здесь. Уже увидела свои ошибки, постараюсь исправить.
Там упоминается также о книгах по воспитанию детей. Может, и их когда-нибудь можно будет почитать? Но и теперь, уже из этих трудов, можно кое-что взять и для воспитания (приобретения) детей (по аналогии с мужьями).
Особенно это касается вопросов уважения и почитания. Любой человек - и большой, и маленький, нуждается в уважении. Вырастая, дети бунтуют. Нахожу, что чаще всего те, кто не дополучил уважения к их праву выбора; которым многое "навязывалось", из благих намерений, конечно. Так часто бывает в семьях верующих, где дети, подрастая, уходят от Бога. Только потому, что Его им "навязали". Как вести себя с детьми в таких случаях?
Если вам попадётся у этого автора на эту тему - очень бы хотелось "воспользоваться" вашей добротой! Заранее благодарю!
Комментарий автора: О.К.,
Благодарю за отзыв! Радостно видеть, что Вы нашли что-то для себя!
Про автора Вы задали очень хороший вопрос. Ее зовут Деби Перл (Debi Pearl). Эта женщина и ее муж Майкл написали замечательную книгу о воспитании детей под названием "Как воспитать ребенка". Эта книга есть в сети - кое-где попадаются только отдельные главы, но на одном из сайтов-библиотек (сейчас не помню точно, где) есть и вся книга. Задайте в поиск название книги и имена авторов (Майкл и Деби Перл), и вы обязательно должны найти ее. Я постараюсь сама поискать тоже.
Если Вы владеете английским, то Вам будет проще всего. У этой пары есть свой сайт: www.nogreaterjoy.org, и на нем просто огромное количество статей о различных проблемах семейной жизни, отношении детей и родителей, просто о воспитании детей и о том, как решать конкретные вопросы. Если английский Вам знаком хотя бы посредственно, зайдите на их сайт, не пожалеете! :)
С Богом!
Юлия
2011-06-22 00:25:30
Эта удивительная книга в печатной (а не электронной) форме на русском языке недавно вышла в США. Издали её авторы Майкл и Деби Пёрл через своё служение "Нет Большей Радости". В печатном варианте это работа другого переводчика. Поищите "Cотворена его помощницей" в интернете или на ebay. Думаю, что это станет замечательным подарком для каждой жены!