Забавно все-таки наблюдать, как пытается иная реклама казаться честной. Особенно меня веселят все эти оговорочки, сделанные мелким шрифтом где-нибудь внизу постера. Например: «Цена авиабилета Одесса-Москва всего …». И цифра, действительно, нестрашная. Но над ней — звездочка, что означает: смотри сноску. Читаем оную: «*Без учета сборов аэропорта». Теперь понятно, откуда такая смешная цена?! Но все ж по честному, — мы продаем ТОЛЬКО перелет. На постере, действительно — красавец аэробус в синем небе, и — никакого аэропорта!
Или вот еще штучка. Очередная акция взмыленного в конкурентной гонке мобильного оператора. Рекламируют новый тариф. Ва-у! — просто халява!.. Надо бежать, занимать очередь! Ой, куда вы торопитесь?! А мелким шрифтом читали: «*В течение акции тариф может изменяться»? Ну и как вам это понравится — менять правила по ходу игры?!
А вот вам образец предельной честности — реклама сигарет. Сейчас, по новому закону, под картинкой вынуждены помещать довольно заметное предупреждение о том, что курильщик рискует заболеть раком. А теперь оцените, как этот текст сочетается с рекламными слоганами следующих торговых марок: «Maxima. Больше, чем ждешь», «More значит больше», «Ява Золотая. Ответный удар», «Next» («Следующий»). Новые перспективы». Ну как? Кто-нибудь готов променять здоровье на «новые перспективы» онкодиспансера? Следующий!..
Вообще-то рекламные блоки неплохо развивают способность читать между строк. Вот вам парочка упражнений. «Металлопластиковые окна и двери. Доставка и установка — бесплатно». Угадайте с трех раз, — кто заплатит водителю и мастерам этой фирмы, столь искренне и бескорыстно озабоченной «тишиной и уютом вашего дома»?… Или такая загадка: насколько КАЧЕСТВЕННО и БЫСТРО обслужит вас эдакая всеядная фирмочка с «оригинальнейшим» названием «Меркурий», предлагая и разработать фирменный стиль, и токнуть недвижимость, и организовать поездку на курорт, и … любой каприз за ваши деньги?!…
А вот тест на внимание. Замечали на упаковке консервов гордую надпись: «Без консервантов!»? А с перечнем ингредиентов сравнивали? Не удивляйтесь, но сахар, лимонную кислоту, уксус, и соль с некоторых пор к консервантам уже почему-то не относят. Тут одно из двух: либо мы отстали от жизни, либо господа рекламодатели вздумали обзывать «консервантами» только гадость с откровенно химическими названиями. Ну, так бы сразу и сказали!…
А еще меня забавляют все эти вопросики: «Что, ищешь новую модель стильного телефона (холодильника, ноутбука)?» Так и хочется возразить: «Ну что вы?! Вовсе нет! Вы меня с кем-то путаете!»
Или политики заклинают: «Выбери меня, (ну выбери, выбери!!) — я знаю, что нужно для будущего наших детей!» Да успокойтесь вы, не напрягайте свою честную физиономию, — я тоже хорошо знаю, что ВАМ нужно для будущего ВАШИХ детей. И давно знал, чего вам нужно, — в одной книжке прочитал. «Теория и практика рекламы» называется.
В ней много чего интересного, всего не перескажешь. Но есть там такие понятия, как «навязанные потребности» и «манипулирование сознанием потребителя».
Фишка в том, что внушить человеку идею купить что-нибудь— не такое уж простое дело! Особенно, если это «что-нибудь» у него уже есть и пока не сломалось. Но продавать-то надо. Как? Потенциальному покупателю пытаются навязать мысль, что без этой вещи (услуги) он — недочеловек. Неполноценный, не вполне счастливый, не модный, в конце концов! Он, конечно, может всего ЭТОГО хотеть и сам. Но «хотеть» и «нуждаться» — совсем не одно и то же.
Кстати, вы никогда не задумывались, — почему не видно рекламы соли, картошки, сахара и спичек, редко когда — хлеба, простой воды — того, в чем мы действительно НУЖДАЕМСЯ, а не просто ХОТИМ?…
Но, продолжим… Вот потребитель клюнул, поверил, что без новой вещи ему — никак. Все, полдела сделано! Осталось уговорить его на конкретную модель (сервис) и предложить выгодную цену (впрочем, с ценой он как-нибудь и сам сообразит). Вот эту работу — уговорить, довести клиента до «нужной кондиции» и берет на себя реклама. А чтобы ей поверили, она изо всех сил пытается выглядеть честной. Как нелегко ей это удается, мы уже обсудили.
Но как же быть? Как отличить правду от подлога?
Ну, прежде всего, важно помнить, что «рыба видит приманку, а не крючок». Не будьте «рыбами» — доверяй, но проверяй! Да, не все рекламы на 100% лгут. Но все же будьте готовы: за большинством красивых картинок скрывается банальнейший смысл: «Дайте денег и — гуд бай!»
Разберитесь со своими потребностями (подлинными, а не навязанными извне), отделите их от прихотей. Если это покажется трудным, вот вам совет одного из библейских пророков: «Жаждущие!» (то есть, по-настоящему нуждающиеся) «Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое — за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду» (Исаия, 55:1-3).
Правда, весьма похоже на рекламный призыв? Но разница в том, что все эти «неизменные милости» и блага — без подвохов и мелкого шрифта со звездочкой. Бог, от имени которого идет речь, не нуждаясь в наших деньгах, Сам может реально обогатить каждого «без серебра и платы» — для того и зовет к Себе! Так что если абсолютно правдивая реклама и существует, она — перед вами…
Владимир Шишков,
Херсон, Украина
Начал публиковаться с 1997 года: неожиданно для себя обнаружил желание писать об ином качестве жизни - жизни рядом с любящим Богом, который помог мне взглянуть на этот мир по-новому. e-mail автора:vlad@foru.ru сайт автора:Для ТЕБЯ
Прочитано 4134 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Очень тонко проникли в проблему, а концовка, сколь неожиданна, столь и истинна!!! Браво! У меня шутливое стихотворение давно родилось о рекламе:
Шестой День Творенья явил в мир Адама;
В Раю были людям все блага даны;
Но Ева послушала ложь сатаны:
Вот так на земле появилась РЕКЛАМА)))
Публицистика : мысли в авоське-47 - irina kramarenko Что же делать, чтобы оградить себя от этого пагубного порока? В первую очередь, как только захотим осудить другого человека, давайте спомним о наших собственных грехах.