Прозвенел звонок с последнего урока. Одноклассники вспорхнули как стайка голубей и разлетелись по домам. Алешка же медленно собирал ранец.
- Ну, ты чего копаешься? – спросил Костик. Он бросил свой портфель на парту друга и оглянулся по сторонам: – Все уже ушли, даже учительница.
Алешка молча засунул дневник в ранец и, тяжело вздохнув, одел его на плечи.
Какое-то время ребята шли молча. Костик искоса поглядывал на товарища. Тот шел, понурив голову, с трудом переставляя ноги.
- Из-за двойки переживаешь? – спросил Костя и заглянул под опущенные ресницы.
Лешка кивнул.
- Влетит, да?
Алешка ответил тяжелым вздохом.
- Понимаю, – Костик положил руку на плечо друга и добавил: – Мне от отца иногда тоже та-ак попадает. Ремнем.
Лешка шмыгнул носом.
Костик оббежал товарища и, заглянув ему в лицо с другой стороны, тихо спросил:
- Боишься, что отец накажет?
- Угу, – кивнул Алешка.
- Слушай, а ты ему ничего не говори!
- Говори - не говори, какая разница? Он у меня почти каждый день дневник смотрит.
Алешка махнул рукой и еще ниже опустил голову.
- А если сказать ему, что ты дневник в школе забыл? – предложил Костик.
- Да ты что, Косточка? – поднял удивленные глаза Алешка. – Наврать?
- Ну-у, – Костик скривил губы и отвел взгляд в сторону. Но в следующую минуту он что-то вспомнил и схватил друга за руку: – А еще я видел, как мой брат двойку в дневнике стер и на пятерку исправил.
- Не-е, – покачал головой Алешка, – тайное всегда становится явным. Мне так мама говорила.
Он остановился и снял ранец:
- Какой-то портфель у меня сегодня тяжелый. Все плечи отдавил.
- Может, ты забыл форму после вчерашней физкультуры выложить? – предположил Костик.
Алешка заглянул в ранец. Формы не было.
Не спеша, они дошли до перекрестка, где обычно расставались. Костик жил в девятиэтажке, а Лешка в частном секторе за небольшой речкой.
- Слушай, раз ты домой идти не хочешь, может, ко мне зайдем? – предложил Костик. – На компьютере поиграем, пока брата дома нет.
- Не хочется, – вздохнул Алешка и опустил взгляд.
- Ладно, тогда я тебя до мостика проведу.
Лешка не ответил. Он медленно шел в сторону дома, волоча за собой портфель.
У Костика появилась новая идея:
- Слушай, может, вдоль речки прогуляемся? Тебя же все равно сегодня гулять не выпустят?
- Не выпустят, – согласился Алешка.
Мальчики пошли вдоль речушки. Сколько раз они бегали здесь, прыгали с камня на камень, гоняли лягушек. Но сегодня Алешке все было не в радость.
- Прыгай сюда, – махнул ему рукой Костик, стоя на отмели.
- Не-е, у меня что-то портфель сегодня сильно тяжелый.
- А давай на иву залезем?
- Не хочется, – вздохнул Алешка. – Знаешь, я, наверно, домой пойду. Что будет, то будет.
Друзья распрощались, и Алешка пошел домой.
Чем ближе он подходил ко двору, тем труднее передвигались ноги, и тяжелее становился портфель. Алешка надеялся, что отец задержится на работе и придет домой поздно вечером. Но когда он вошел в калитку, родители были во дворе.
- Привет, сынок! – сказал отец.
Алешка буркнул что-то невразумительное и, втянув голову в плечи, буквально потащил тяжеленный ранец по дорожке.
- Что-нибудь случилось? – спросила мама. – Ты не заболел?
Алешка промолчал. Мама подошла ближе и потрогала его лоб.
- Температура нормальная, – сказала она.
- Лешка, ты чего портфелем всю грязь во дворе собираешь? – спросил отец.
Алешка приподнял ранец, но он неподъемной гирей тянул вниз.
- Тяжелый, – сказал Лешка и отвел взгляд в сторону.
- О-о, – протянул отец, – что-то мне подсказывает почему. Покажи-ка, что там у тебя в дневнике.
Алешка еще сильнее втянул голову в плечи. И как папа догадался?
Все вошли в дом: отец сел за стол, мама встала рядом. Алешка, тяжело вздохнув, поставил ранец на стул. Дрожащие руки достали дневник.
- Полюбуйся, мама, что наш сын сегодня заработал, – сказал отец и показал маме открытый дневник.
В нем большими красными буквами было написано: «К уроку не готов – 2».
- Как же так? – всплеснула руками мама.
- Ну, рассказывай, как так получилось? – строгим тоном спросил отец. – Я же у тебя вечером спрашивал: все ли уроки ты сделал. Ты сказал, что все…
- Это все Костик, – промямлил Алешка и опустил взгляд в пол. – Это он уговорил меня вчера подольше в футбол погонять. А когда я домой пришел, у меня на уроки уже сил не осталось. Я так устал…
- О-о, что-то мне это напоминает, – покачал головой отец. – Нечего друга винить, ты сам должен за себя отвечать.
- Получается, ты не сделал ни одно задание, а отцу наврал? – спросила мама, и ее тонкие брови взметнулись вверх.
Алешки кивнул.
- Ну, как же так? – мама нахмурилась. – Я же заглядывала к тебе в комнату и видела, что ты сидел за столом и занимался.
- Я рисовал, – честно признался Алешка.
- Выходит, тебе повезло, что учительница только по одному предмету спросила, иначе бы по всем двойки получил, – сказал отец.
От этой мысли мурашки пробежали по спине Лешки, и он сжался.
- Больше ничего нам сказать не хочешь? – спросила мама.
- Хочу! – выпалил Алешка. Он хотел сказать это сразу, как только увидел родителей: – Простите меня, пожалуйста. Я больше так не буду.
- Что не будешь? – переспросила мама. – Отцу врать или в футбол играть?
Алешка шмыгнул носом и почувствовал, как горячие слезки покатились по щеке.
- Ладно, иди переодевайся! – строго сказал отец. – После обеда решим, что дальше делать.
Алешка мигом скрылся у себя в комнате. За обедом он сидел тише воды, ниже травы. Съел весь суп, даже не стал вылавливать жареный лук. Отказавшись от компота, он опять спрятался в своей комнате. Ему было страшно. Во-первых, это была его первая двойка, во-вторых, он обманул отца и это тут же вскрылось. Права была мама...
Ему было стыдно. Он знал, что врать очень плохо, да он и не собирался. Просто время пролетело вчера так быстро: сначала футбол, потом он посмотрел любимый мультфильм, немного порисовал, а тут и папа с работы пришел. Обычно к этому времени Лешка всегда выполнял все домашние задания. А вчера… Ну кто бы мог предположить, что учительница вызовет его отвечать?
Ох, что же теперь будет?
Папа зашел в комнату и прервал Алешкины мысли. Он сел напротив сына и посмотрел ему в глаза.
- Помнишь, я говорил о том, что человек всегда пожинает то, что сеет?
Алешка кивнул. Отец, действительно, не раз говорил им с Юлькой об этом и приводил разные примеры.
- Ты посеял лень, – продолжал папа, – пожал двойку. Соврал и должен понести наказание. Согласен?
- Согласен, – тихо сказал Лешка.
- Я не разрешаю тебе гулять и смотреть телевизор до тех пор, пока ты не получишь пятерки по всем предметам, которые были вчера.
- Но я только одну двойку получил…
- Да, но это лишь потому, что тебя не спросили по остальным.
- Ну, пап, - начал канючить Алешка.
- Надеюсь, ты сделаешь из этого правильные выводы. Разговор окончен, – резко сказал отец и вышел из комнаты.
- Ну что, влетело? – Костик поджидал друга на перекрестке.
- Влетело, – выдохнул Лешка.
- Ремнем? – округлил глаза Костик, представляя самое страшное.
- Не-е.
- Уф, повезло!
- Повезло?! – Алешка аж поперхнулся. – Знаешь, что мне теперь надо будет сделать?
- Что? – шепотом спросил Костик.
- Мне теперь надо получить пятерки по всем вчерашним урокам! – прокричал Алешка. – А их вчера аж пять было!
Костик сглотнул слюну, не отрывая взгляда от взъерошенного друга.
- А пока пять пятерок не получу, дома буду сидеть, – сбавил тон Алешка. – Даже телевизор смотреть нельзя.
- Да-а, влип ты, – выдохнул Костик.
- Не без твоей, между прочим, помощи.
- Почему это? – Костик заморгал рыжими ресницами.
Алешка хотел припомнить ему, как тот уговаривал его остаться еще «на чуток» погонять мяч. Он уже открыл рот, но вспомнил слова отца о том, что каждый сам отвечает за свои поступки.
- Да, ладно, Косточка, проехали! – Алешка хлопнул товарища по плечу и переступил порог школы.
На перемене перед уроком литературы Алешка подошел к учительнице.
- Марина Валентиновна, можно я вам сегодня стих расскажу? – спросил он.
- Какой?
- Тот, по которому я вчера двойку получил, – тихо сказал Алешка и опустил взгляд. На щеках вспыхнул румянец: – Мне очень ее исправить надо.
- Ну что ж, если тебе «очень» надо, оставайся после уроков на дополнительные занятия. Там и пересдашь, – ответила Марина Валентиновна. – А на уроке сегодня у нас новая тема.
- Ну что, домой идем? – спросил Костик, когда прозвенел звонок с последнего урока.
- Не, я на дополнительные занятия остаюсь. Стих пересдавать буду.
Алешка очень переживал. Целый вечер он учил это стихотворение. Два раза рассказывал его маме и один раз Юльке.
- Слушай, Косточка, давай ты у меня стихотворение проверишь, – попросил Алешка. – Вдруг я его за день забыл? А мне пятерка обязательно нужна. Понимаешь?
- Вообще-то я домой спешу, мы же с пацанами договорились в футбол погонять, - ответил Костик, но, увидев тоску в глазах друга, добавил: – А-а, ладно, давай проверю!
Ребята отошли к окошку.
- Костя, ты тоже на дополнительные занятия остаешься? – спросила Марина Валентиновна.
- Не, я это… мне домой срочно надо, – засуетился Костик и выскочил в коридор.
Алешка и не надеялся его увидеть, когда вышел из кабинета.
- Ну что? – подскочил к нему Костик. – Сдал?
- Сдал!
- И на что?
Алешка гордо показал растопыренные пять пальцев.
Всю неделю Алешка зубрил и зубрил уроки. Но зато как приятно было показывать родителям дневник с очередной пятеркой. Осталось получить последнюю пятерку, по математике. Лешка нервничал. В тот злополучный день Марина Валентиновна объясняла новую тему. Она показывала на доске, как решать новые примеры, а Лешка с соседкой по парте тайком играли в крестики и нолики.
И вот теперь, чтобы получить пятерку по математике, Алешке надо будет решать эти самые примеры у доски. А он понятия не имеет, как это делается.
Алешка тяжело вздохнул. Домашнее задание не решалось. Он сидел над этими примерами уже час, но все напрасно. Похоже, завтра вместо пятерки он снова получит двойку.
- Ну, как дела, сынок? – спросила мама, заглянув к нему в комнату.
- Плохо, – тяжело вздохнул Алешка и рассказал ей обо всем.
Мама очень расстроилась.
- Представляю, как огорчится папа, когда узнает, что ты на уроке играешь, а не учительницу слушаешь.
- А давай ему это не расскажем? – Алешка умоляюще посмотрел на маму.
- Во-первых, я не собираюсь врать, – сказала она колючим голосом. – А во-вторых, ты же знаешь, что тайное…
- Всегда становится явным, – продолжил Алешка.
После серьезного разговора папа все-таки согласился помочь Алешке разобраться с решением примеров. Лешка и не знал, что папа может так хорошо объяснять математику. Через двадцать минут Алешка решил домашнее задание. Потом папа задал ему еще дополнительные примеры с другого номера. Алешка решил. А когда папа пошел на кухню, Лешка решил еще несколько примеров, на всякий случай. Теперь они не казались ему такими сложными, как раньше.
На следующий день, когда Марина Валентиновна спросила у класса: кто хочет выйти к доске решать примеры, Алешка первым поднял руку. Он высоко тянул ее и тихонько просил: можно я, можно я…
- Ну, ты сегодня выдал! – Костик еле поспевал за Алешкой. – Ну, удивил! Тебе же, вроде, математика раньше не нравилась? А сегодня примеры, как семечки щелкал.
Алешка смеялся и припрыжку бежал в сторону дома.
- Да подожди ты, я не успеваю! – крикнул Костик и обиженно топнул ногой.
- А что ты плетешься, как черепаха? – приподнял брови Алешка.
- Ничего себе «черепаха»? Аж спина вся мокрая под ранцем, – обиделся Костя. – А ты как будто и вовсе без портфеля.
- А он у меня легкий!
- Легкий? Ты что спортивную форму в школе оставил?
- Нет. Она у меня в рюкзаке! – сказал Алешка и прибавил шаг: – Давай быстрей, Косточка, не отставай!
Распрощались они как всегда на перекрестке, и Алешка со всех ног помчался домой. Он вихрем пролетел по двору и вбежал в дом.
- Я пришел!
Его звонкий голос прокатился по комнатам.
- Вижу и слышу, – сказала мама, выходя из кухни.
Она подошла к Алешке и поцеловала его в горячую щечку.
- Поздравляю с последней пятеркой и отменой наказания! – сказала она.
- А как? Как ты узнала? – Алешка вертел головой, пытаясь понять, кто ей мог рассказать о пятерке.
- Ну, ты знаешь, что тайное…
- Всегда становится явным, – быстро добавил Алешка. – А все же, как ты узнала?
- Я видела в окно, как ты бежал по двору. И это не смотря на портфель с учебниками и спортивной формой.
- А! он не тяжелый, – махнул рукой Алешка.
- Я заметила. Поэтому и догадалась. Скажу тебе по секрету: тяжелым портфель только от двоек бывает, а от пятерок становится легким.
Мама потрепала сына по волосам и заговорщицки поднесла палец к губам.
- Правда? – шепотом спросил Алешка.
- Правда, – кивнула мама. – Я это еще в детстве проверила.
Тихонова Марина,
Симферополь
Дай, Бог, мне тему для стиха,
Чтобы уверенной рукою
Ложилась за строкой строка,
Что мне подарена Тобою.
Слова, Господь, мне подбери,
Чтобы за сердце задевали,
Людей к Иисусу бы вели,
Глаза на Бога открывали.
Люблю Господа и стараюсь жить так, как Он учит.
Мой девиз: В главноем - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь!
Член Союза христианских писателей Украины
Любое копирование и распространение работ ТОЛЬКО с
письменного согласования с автором.
Сборник рассказов "Выход есть!" и "Алешкины истории" можно заказать по удобным вам адресам: http://www.bible.org.ru/page.php?id=9
Также вышел сборник рассказов "Открытыми глазами"
В 2014 г. вышли "Сказки старого пруда"
СЛАВА БОГУ!!!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Да, это мне повезло, что я набрел на ваши произведения!
Удивительно чутко! Комментарий автора: Да это мне повезло, что у меня появился такой чуткий и благодарный читатель:)
Рада знакомству!
Вы здесь гость или тоже что-то выставляете?
Игорь
2008-06-03 12:36:06
Этот простофиля как прокурор - че да как. Лучше по произведениям автора писал, а не в личную жизнь его вникал. Вот точно как батюшка один сказал одному ретивому коллеге: а в Бога она верит, заповеди выполняет? Ну так чего тебе еще надо! А тут не только выполняет, но и тонко учит детей, и напоминает о них нам, взрослым. Комментарий автора: Вот у меня и адвокат нашелся. Спасибо, Игорь.
Правда, приятно...:)