Шестопсалмие –это напоминание о Страшном суде. В храме выключается свет, тушатся свечи, богомольцы с опущенными головами остаются один на один со своими грехами. Они стоят тише воды, ниже травы. Креститься во время шестопсалмия нельзя, поэтому складывается впечатление полной беспомощности, когда уже ничего нельзя поделать. Поздно замаливать грехи, Федя. Остается только уповать на милость Божью. Святые с икон начинают смотреть на богомольцев особенно строго. Их суровые взоры горят огнем справедливого суда.
От свечной лавки начинаются два шаркающих шага. Шварк-шварк. Шаги становятся громче и каждому из тех, на кого сейчас так строго смотрят святые с икон, кажется, что это начинается охота по его душу. Богомольцы втягивают шеи в воротники и ловят каждый звук, который раздается у них за спиной.
-Господи, помоги! –шепчут богомольцы. Когда шаги замирают в пространстве храма, у каждого вспыхивает лучик надежды: –А может это не за мной? Там сзади еще люди стоят.
Шаркающие шаги начинаются снова, люди вспоминают свою жизнь и понимают, что надежды нет никакой. Остается смириться, и считать шаги. Шварк-шварк. Шаги становятся все громче. Шварк-шварк-шварк. Они останавливаются где-то посередине между свечной лавкой и богомольцами. Шварк-шварк. Стоят у иконы святителя Митрофана. Интересно, зачем? Шварк-шварк-шварк. Подошли еще ближе. Ах, как хочется обернуться. Шаги уже совсем рядом. Богомолец зажмуривается и с каждым шагом его прошибает холодная волна пота. И страха. И ада.
-Ах ты ж, Боже мой, -кряхтит старческий голос одновременно со «шварк-шварк». Еле ковыляя, из-за спины богомольца, как подстреленный журавль, появляется баба Вера с выставленной ревматической рукой, в которой словно праздничный факел сияет свечной огарок. Шестопсалмие заканчивается, и ей надо успеть зажечь все светильники в храме. Баба Вера старенькая, и времени у нее совсем мало.
-Ах ты ж, Боже мой, -вздыхают богомольцы, расправляют плечи и сурово, как святые с икон, начинают смотреть на бабу Веру.
-…Дух твой благий наставит мя-я-я-я на землю пра-а-аву! –выкрикивает молодой чтец и убегает.
Баба Вера начинает долгое обхождение храма со свечей в ревматической руке. Так много подсвечников во всем храме. Баба Вера такая старенькая и неповоротливая. А свечей так много.
Шестопсалмие закончено. Все светильники в храме снова горят, освещая радостные лица богомольцев. Начинается легкий шепот, хруст пальцев, звук переминаемых ног. Богомольцы начинают усиленно креститься такими широкими знамениями, что не хватает размаха плеч. Ух! Певчие на клиросе поют почти ритм-энд-блюз. Святые с икон снова прощают и принимают дары. Женщины толпятся у свечной лавки, готовые потратить все деньги мира на десять оставшихся свечей. Страшный суд откладывается. До завтра.
Прочитано 6260 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 3.8
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
По-моему это шедевр! Что-то среднее между фильмом ужасов и сатирой. Вернее всё это вместе. Да простят меня православные! А вас, Алексей, пусть Господь не накажет. Но рассказ бесподобный!
Кобякова Лиза
2008-05-23 12:52:24
Здорово. Но вы язва.
Romanlviv
2008-05-23 15:55:19
Класс
Игорь
2008-06-02 13:33:28
Шестопсалмие - ощущение идущего к тебе Христа. Когда впервые попал на службу - был потрясен именно этой частью. Может, в этот момент Господь и позвал меня. Ощущение уверенности и покоя. Вот, протяни руку и дотронешься до Бога. Никакого страха. Господь твоя Защита. "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение" (Лк. 2; 14) – троекратно эти радостные слова предшествуют Шестопсалмию. И Сам Христос выходит в образе молящегося священника. За нас молящегося! В церковном Уставе об этом написано: “Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших”. Поэтому и не крестятся, чтоб не отвлекаться даже на это, лишь благоговейно и с особым вниманием слушают псалмы.
Певчие на клиросе поют почти ритм-энд-блюз. – Фраза совершенно не ложится в тему. Святые с икон снова прощают и принимают дары. – Брат, святые не прощают и не принимают даров. Ну разве только наши молитвы. А то прям какая-то менная лавка – прощения в обмен на дары. А дары ОНИ дают нам в виде исполнения просьб молящихся.
Вообще, ощущение от рассказа мрачное, как будто не про храм Божий, а про тюремную баню. Тягостно и уныло. Храм – это символ духовного поиска, а не принуждения. А после рассказа ощущение, как-будто кто по нужде в клозет облегчится сходил (прости Госпроди!) и после на свежий воздух вышел. Шестопсалмие –это напоминание о Страшном суде. – Вас, видимо, не верно информировали. Может неверная посылка дала общий негативный результат? Итог – страшилка для тех, кто «не в теме».
Мое мнение – борзо, в стиле современных журналюг. Описание какого-то события, выводы – в корне неверные, но чтоб огорошить «новизной взгляда». Для чего это? От желания показать – вот он я какой? Пишешь о Божьем – бойся (т.е. почитай) Бога.
Игорь
2008-06-02 13:55:30
Не утерпел, чтоб не добавить. Псевдо-религиозность нескольких церковных фраз – вот вроде бы человек знает, что пишет. А для знающего это напоминает старый исторический анекдот, когда составляли словарь с описанием рака – рыба, красного цвета, плавает задом на перед. Все правильно, сказал ученый, к которому обратились за консультацией составители, только рак – не рыба, не красного цвета и не плавает задом на перед. В сети полно инфо по Шестопсалмию, почитали бы, интересно ведь. А так классическое произведение на тему «Девочка в поле нашла пулемет…» - столько же ума и задора. Возраст автора ощущается его мелкостью мысли. Оценки соответствуют уровню развития. Творчество – это синоним созиданию. А созидание – это умение слышать Бога. А от таких «творцов» уже воротит – их много и сильно плохо пахнут.
Игорь
2008-06-03 08:46:08
Может, рассмотрим для сравнения вариант:
Шестопсалмие –это напоминание о явлении в мир Христа. В храме выключается свет, тушатся свечи, богомолец с опущенной головой остается один на один с молитвами. Он стоит тише воды, ниже травы. Креститься во время шестопсалмия нельзя, поэтому складывается впечатление особой, чуткой тишины, в которой звучит голос чтеца. Самое время уповать на милость Божью. Не видно ни ликов на иконах, ничего, что могло бы отвлечь.
От свечной лавки начинаются два шаркающих шага. Шварк-шварк. Шаги становятся громче. Только богомолец старается их не слышать. Он вытягивает шею и ловит слова Псалма, не обращая внимания на шум, который раздается у него за спиной.
- Господи, воззвах к Тебе, услыши мя... , изведи из темницы душу мою... – слышит богомолец. Душа его согревается надеждой: – щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Шаркающие шаги начинаются снова, но он вспоминают свою жизнь и молет вслед за чтецом: не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
Остается смириться и не замечать шаги. Шварк-шварк. Шаги становятся все громче. Шварк-шварк-шварк. Они останавливаются где-то посередине между свечной лавкой и богомольцами. Шварк-шварк. Стоят у иконы святителя Митрофана. Интересно, зачем? Шварк-шварк-шварк. Подошли еще ближе. Ах, как хочется обернуться. Шаги уже совсем рядом. Богомолец зажмуривается и повторяет про себя: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. А затем: Дух Твой благий наставит мя на землю праву! Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Оттаявшая скрытой слезой душа заливается счастьем.
-Ах ты ж, Боже мой, - кряхтит старческий голос одновременно со «шварк-шварк». Еле ковыляя, из-за спины богомольца, как подстреленный журавль, появляется баба Вера с выставленной ревматической рукой, в которой словно праздничный факел сияет свечной огарок. Шестопсалмие заканчивается, и ей надо успеть зажечь все светильники в храме. Баба Вера старенькая, и времени у нее совсем мало.
-Ах ты ж, Боже мой, - вздыхают богомольцы, расправляя плечи.
-…Дух Твой благий наставит мя-я-я-я на землю пра-а-аву! – и молодой чтец поспешно уходит.
Баба Вера начинает долгое обхождение храма со свечей в ревматической руке. Так много подсвечников во всем храме. Баба Вера такая старенькая и неповоротливая. А свечей так много.
Шестопсалмие закончено. Все светильники в храме снова горят, освещая радостные лица богомольцев. Начинается легкий шепот, хруст пальцев, звук переминаемых ног. Богомолец начинает усиленно креститься такими широкими знамениями, что не хватает размаха плеч. Ух! Певчие на клиросе поют... Святые с икон снова со вниманием смотрят на него. Страшный суд не откладывается. Только он уже не так страшен – с ним Христос!
Сева
2012-02-19 10:01:04
Автор прикололся ?
Воронцова Елена
2018-09-06 09:30:05
А у нас в храме прихожане сами гасят и зажигают свечи!, Это очень удобно, не надо дежурной толкаться между людей!
Воронцова Елена
2018-09-06 09:30:07
А у нас в храме прихожане сами гасят и зажигают свечи!, Это очень удобно, не надо дежурной толкаться между людей!