«Великая благочестия тайна: Бог явился
во плоти, оправдал Себя в Духе,
показал Себя Ангелам, проповедан в
народах, принят верою в мире, вознесся
во славе» 1Тим.3:16
Уильям Баркли, автор популярного комментария к Новому Завету, представляет данный библейский стих как отрывок церковного гимна раннего христианства. Своего рода воспеваемый символ веры. Считается, что Послания к Тимофею были написаны в смутный период возникновения различных религиозно-философских систем, оказывающих влияние на молодые христианские общины; так что, несмотря на свой частный характер, письма имеют общецерковное значение и получили название пасторских. Характерной чертой различного рода учений того времени являлась любовь к умственным спекуляциям - тяга к спорам и теоретическим рассуждениям вкупе с претенциозностью на исключительность. Позднее, в 19-м веке, это движение классифицировали как гностицизм: от греческого слова «гнозис», т.е. «знание».
Гностики считали, что мир совечен Богу, однако материальность сама по себе порочна, а потому Бог оградил себя от неё рядом эманаций, – излучений так называемых эонов.
По их утверждению, чтобы прийти к Богу, человек должен был подняться по этой лестнице эманаций посредством получения определенных знаний об устройстве высших миров. Таким образом, достижение Небес становилось делом немногих интеллектуалов. К гностицизму тесно примыкал и иудаизм с его обязательным исполнением определенных обрядов, якобы необходимых для спасения душ.
В настоящее время достаточно популярным представителем гностицизма является каббала (в переводе с иврита «получение, принятие, предание»). Это - мистично-философское учение, источником которого считаются книги Сефер Йецира («Книга творения»), Книга Зогар («Книга Сияния») и писания Ари (Рабби Ицхак Лурия Ашкенази), иудейского богослова, создавшего новое направление в мистическом учении. Каббала также учит о нисхождении человеческих душ: искр божественного света, которые материализуются при прохождении сфирот, - системы миров, посредством которых Бог воздействует на человека, определяя его судьбу. В свою очередь, для полного слияния с Творцом душа человека обязана была подняться по той же системе миров, прилагая к этому все свои усилия. На каббале основаны многие еврейские движения последних столетий: в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм. Произвольно интерпретированная каббала применяется и в оккультной практике.
Проникая в Церковь, гностицизм принижает значение искупительной жертвы Христа в Божественном плане спасения всего человечества.
Как и символ веры принятый позже на Никейском соборе (325г.), вышеприведенный библейский стих формулирует основные вероучительные моменты, призванные противостать мистично-рационалистическому натиску модных философских систем.
Попробуем же разобраться в том, что пытается донести до адресата автор данного Послания?
«Великая благочестия тайна».
Библейский словарь Вихлянцева раскрывает понятие «благочестие» как «истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей».
И уже первый постулат в ряду категорий, относящихся к благочестию, - «Бог явился во плоти» - призван опровергнуть основное утверждение гностиков о греховной природе материи, а значит, и самой физической сущности человека. Воплощение Бога - то есть приобщение Его к человеческому естеству - один из пунктов предвечного Божьего плана, и, сам по себе, этот факт уже опровергает гностическую доктрину порочности материи. Разумеется, святой Бог никак не может быть сообщником нечистоты.
Призванная исправить последствия самоволия первых людей тайна великого благочестия раскроется гораздо позже - в эпоху обильной благодати, когда апостол Павел напишет в Послании к Римлянам: «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19)
А пока, Моисей, единственный из пророков, с которым Господь беседовал «лицом к лицу» (Исх.33:11), запишет в книгу Берейшит (Бытие): «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её» (Быт 3:15).
Известный толкователь Пятикнижия Раши так комментирует этот текст: «Ты заговорил раньше с Хавой, потому что женщины легко поддаются соблазну и умеют соблазнять своих мужей. Поэтому "и вражду положу... "
Непорочная дева - как символ враждебного противостояния соблазнам змеиного искуса - примет драгоценную ношу от Духа и станет сосудом Божьего наполнения, проводником для явления Логоса в мир человеческой плоти (Ин.1:14).
Архимандрит Киприан в своей докторской диссертации «Антропология св. Григория Паламы» пишет: «Исключительность и высота христианской религии не столько в тех новых вероучительных истинах, которые раскрываются в Новом Завете, и вовсе не в тех заповедях, которые принес миру Господь Спаситель, а в самом явлении Спасителя Богочеловека на земле. Самый факт Боговоплощения, самое Богочеловечество есть основное и главное в христианстве. Приятие Богом на Себя всей полноты человеческого естества кроме греха дало человечеству то, что тщетно искалось веками вне христианства».
«Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», - такова квинтэссенция богомыслия христианских подвижников.
«Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св.Афанасий Великий).
«Слово Божие вследствие безмерной Своей любви стало тем, что мы есмы, чтобы нас сделать тем, что Оно Само есть» (св.Ириней).
«Во Христе человек восстанавливает для себя то, что потеряно им в Адаме, то есть быть по образу и подобию Божию», - пишет арх. Киприан, ссылаясь на св.Иринея.
И в этом, безусловно, кроется еще один аспект Божественного плана сотворения людей.
Обожествление человечества изначально было целью Божественного решения «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1:26).
Любопытно, что буквально в следующем библейском стихе (Синодальный перевод), где замысел уже осуществлен, о подобии не упоминается: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1:27).
Вероятно, основываясь на этом стихе, иудейские мыслители, да и некоторые христианские тоже, предполагают, что Бог изначально создал человека таким образом, чтобы тот достигал Богоподобия посредством собственных усилий. При этом весьма расплывчатая формулировка понятий «образ» и «подобие» часто никак не поясняла эту мысль. Впрочем, если под образом Божьим понимать разумность человека, а под подобием - приобщение к Божескому естеству, то Боговоплощение становится очевидным средством обожения человеческой природы, придания человеку Божьего подобия. При этом всегда следует помнить, что человек приобщается к Божественному естеству не благодаря собственным усилиям, но по благодати, через веру в Иисуса Христа.
«Оправдал Себя в Духе».
Второй постулат благочестия дает простор для толкований. Однако смысловая нагрузка этой фразы - «правда в Духе». И здесь немаловажны: Иисусово крещение, сошествие на Него Духа и провозглашение Сыновства (Мф.3:15-17); потому что сразу после этого Иисус приводится в пустыню для искушения от дьявола (Мф.4:1), где искуситель приступает к Нему не иначе как со словами «Если Ты Сын Божий…».
Иисус, оправдывая происхождение свыше, с честью выдерживает испытания в пустыне, а затем, и на кресте, когда снова звучит: «Если Ты Сын Божий…» (Мф.27:42)
«Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:8), - позднее запишет апостол Павел.
В яростной борьбе Духа и плоти Иисус являет себя Господином и Властителем тела, оправдав слова Отца, обращенные когда-то к Каину, но в такой же мере относящиеся ко всему человечеству: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).
Дух в человеке должен господствовать над плотью - такова установка самого Создателя. Грех, однажды проникнув в мир через лукавство дьявола и легкомыслие первых людей, поставил все с ног на голову; но для того-то и явился Сын Божий, чтобы, разрушив дела дьявола, делающих грех обратить в сынов Божьих (1Ин.3:8-10).
«Показал Себя Ангелам».
Этот постулат, также включенный в тайну благочестия, или, по-другому, Домостроительства, утверждает Первородство Иисуса Христа на Небесах, Его возвышение и главенство (Евр.1:3-4). Совершилось то, о чем апостол Павел напишет в Послании к Ефесянам как «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10).
Пришло время, когда тайна, скрываемая в веках даже от ангелов, делается известной: Первородный Сын входит во Вселенную, которую Отец даёт Ему во владение, а вместе с Ним и все искупленные кровью Агнца, получившие статус сынов Божьих. И всё мироздание наконец-то освобождается от заклятия «в свободу славы детей Божьих» (Рим 8:19-21).
И ставится Сын главою Церкви, которая есть «Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф.1:22-23). И всё покоряется Сыну волей Отца (Ин.6:44, Флп.2:10) - «Который хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим.2:4) - и всё покоренное Сын приводит к Отцу (Рим.14:11, Ис.45:23, Ин.14:6), упраздняя небесную иерархию начальств и властей (1Кор.15:24).
И становится - во всём Бог, и всё - в Боге (1Кор 15:28). И нет ничего, что не являет полноты Божьей, и нет ничего вне этой полноты.
Такова картина оригеновского апокатастасиса (всеобщего восстановления), совершающегося в мирах. Но в полноте Сущего (IHVH) над временем ЭТО уже есть прежде, чем началось. Прежде, чем пошел отсчёт: «Да будет свет…» (Быт.1:3).
«Прежде нежели был Авраам, Я есмь (IHVH)» (Ин.8:58). Полнота Бога-Отца всегда содержится в Боге – Сыне, но только теперь, - когда Бог-Дух Святой возрождает мироздание, благодаря искупительной жертве Агнца, «закланного от создания мира» (Откр.13:8), - является она Ангелам на Небесах в телесном образе Богочеловека Иисуса Христа, в Котором материальная человеческая природа, соединенная с божественной духовной сущностью, получает обожествление.
Правда, здесь следует оговориться, что, по выражению апостола Павла, «ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр.2:8). В мировом процессе восстановления мы пока еще переживаем то, что в надвременном мире является свершившимся фактом (Еф.2:6).
«Проповедан в народах»
Благочестие данного постулата выражается в послушании учеников уже самому Христу, повелевшему им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Мф.28:19-20)
Выражение «все народы» противостоит иудейскому сектантству и интеллектуальной направленности гностицизма так же, как и повеление идти «по всему миру» и проповедовать «всей твари» (Мк.16:15)
Евангелие Христа в апостольские времена распространялось достаточно быстро; чему немало способствовали гонения христиан со стороны властей, так что к моменту написания данного послания, пожалуй, не было страны или народа, представители которых, в той или иной мере, не были бы знакомы с Благой Вестью. Благовестие Иисус напрямую связывал со сроком Своего второго пришествия, или, как еще говорят, конца света.
В свое время Иисус предупредил, что кончина века придет не ранее, чем о голгофской жертве узнают все живущие на земле (Мф.24:14). Если взять во внимание быстрый рост населения планеты и наличие труднодоступных мест, то становится понятным, почему непосредственно перед этим событием провозглашение Евангелия будет произведено во всеуслышание. (Откр.14:6-7)
«Принят верою в мире»
«Философский словарь» даёт следующее определение: «Вера — состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности».
Это вполне соотвествует библейскому определению: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Однако само «ожидаемое» не берется из области отвлеченных фантазий, а скорее продукт откровения свыше, да и «осуществление ожидаемого» вовсе не процесс животворения мыслеформ в астрале, как пытаются представить то современные гностики эзотеристы. Реальность Божьего мира проста и сложна одновременно. Она проста, потому что Бог прост. Он - Един, а потому - прост. Сложна, потому что Он - мыслящая личность: постичь Его мысль, значит - постичь Его мир. Постичь же безграничное ограниченным тварным умом нельзя. Единственное условие приобщения к реальности Божьего мира – принять на веру Высшее откровение, соотнесенное с возможностями человеческого восприятия.
«Вера с объективной стороны есть откровение, в своем содержании столь же мало зависящее от субъективного настроения, как и знание, и, подобно последнему, лишь искажается субъективизмом, - утверждает С.Н. Булгаков (Свет Невечерний). - Это - тайна, безусловно, недоступная человеку, ему трансцендентная, а потому необходимо предполагающая откровение».
«Вера дает нам место для встречи с непостижимыми реальностями, - пишет раввин Адин Штейнзальц в своей книге «Творящее слово», - …дарование Торы подобно тому, как если бы Бог подарил Себя человеку».
«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3),- сообщает апостол Павел, нисколько не сомневаясь в откровениях, изложенных Моисеем в книге Бытие; и только с прошествием тысячелетий, с ростом технического прогресса появились научные теории, подтверждающие библейские записи.
Позволю себе привести некоторые примеры, которые могут послужить вспомогательным средством для укрепления в вере. Вспомогательным, потому что вера, хотя и может возрастать посредством знаний, однако, как предмет тайны и откровения, является даром Божьим. Как пишет Жан Кальвин: «Сначала просвещается человеческий разум, благодаря чему он становится способен понять Божию истину; затем в ней укрепляется сердце» («Наставление в христианской вере»). Так что познание истин невозможно без содействия Святого Духа, Который дается всем верующим в Иисуса Христа (Еф.1:13). Одни и те же факты для имеющего Духа служат предметом познания высшей Божественной реальности, а для неимеющего – предметом научных изысканий и удовлетворения природной любознательности.
К примеру, для физиков атеистов исследование элементарных частиц - всего лишь изучение материальной структуры вещества и не более того. А потому, даже обнаружив, что кварки, входящие в состав протонов (протоны – элементарные частицы ядра атома), находятся в некоем силовом поле способном материализовываться (это поле получило условное наименование «глюоновое облако»), они вовсе не думают о силе Божьей, творящей «видимое» из «невидимого» (Евр.11:3).
Только духовный способен к познанию истины (1Кор.2:14). Только духовный видит Бога в явлениях материального мира. Только для него произведение Стивена Вайнберга «Три минуты. Современный взгляд на сотворение мира» предстанет красочной иллюстрацией книги «Бытие», а, вызвавшая бум в научной среде, теория суперструн, популярно изложенная Брайаном Грином в Элегантной Вселенной, - подробным комментарием к тому, как Словом Господа творятся Небеса (Пс.32:6). Для «душевного» научные достижения - лишь предмет анализа вещественных метаморфоз.
Так что для одних обнаружение невидимой так называемой темной материи и темной энергии (по некоторым оценкам наша Вселенная состоит из них на 95%) является очередной загадкой, а для других - подтверждением библейских высказываний (Пс. 17:12; 1Тим.6:16).
Таким образом, знание лишь оттеняет веру, освещая сокровенное, однако само по себе не является инструментом спасения. Вот почему данный постулат благочестия крайне важен для мира (Рим.3:21-26)
«Вознесся во славе
Словарь Ожегова определяет славу как почетную известность, свидетельство всеобщего уважения и признания заслуг. И хотя Христос принял смерть, считавшуюся позорной по тем временам (подобно тому как по современным понятиям позорной считается смерть через повешение), воскресение Его стало свидетельством славы: славы – быть Сыном Божьим (2Пет.1:17), над Которым смерть не имеет власти. Ошибочно думать, что Христа убили. Он Сам отдал жизнь и Сам принял ее вновь (Ин.10:18), Сам подверг позору тех, кто хотел опозорить Его, «воссторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15), обратив их ненависть в Свою славу (Пс.75:11).
«Воистину Он был Сын Божий», - восклицали распявшие Его (Мф.27:54). Но Христос - не был. Он - есть. Он - Сущий. Это Он имеет власть над жизнью и смертью (Откр.1:17-18), принимая в славу Свою всех тех, кому Отец предопределил стать сынами Божьими, а значит, и братьями Ему (Рим.8:29).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Более двух тысяч лет тому назад открылась миру великая тайна благочестия: тайна, берущая свое начало от создания мира, тайна, впервые явленная через рождение Младенца в яслях и завершенная Им на Голгофском кресте.
Сегодня «в сынах противления» действует другая тайна - тайна беззакония (2Фес.2:7).
Дух Святой пока не дает ей открыться. Когда же откроется в явлении Антихриста - начнется заключительный период осуществления Божьего плана спасения «ожидающих» Его (Евр.9:28;Откр.1:7). Но это уже другая история.
Прочитано 7136 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4.6
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Хорошая, грамотная статья.
Познавательная :)
Спасибо. Комментарий автора: Спасибо за ободрение! Насчет грамотности особенно, а то у меня всегда полно лишних запятых, да и вообще с подозрением отношусь к своей пунктуации :))
Т.П.
2008-04-14 06:01:06
Спасибо вам! Успехов в дальнейших изысканиях! Комментарий автора: Слава Богу! Вам спасибо за отклик! Буду рад и критическим замечаниям. Во всяком случае, как я заметил, они немало способствуют таким вот изысканиям :)
Дневник по книге Числа - Николай Погребняк Записывать мысли, возникавшие при чтении Библии или во время молитвы, а также наставления, затронувшие сердце, я начал сразу же, как стал ходить в церковь. Делал это для более глубокого осмысления (пока формулируешь мысль и записываешь её, думаешь над этим откровением или назиданием). За четверть века накопился материал для цикла: "Изучаем Библию". Хотя эта книга – не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика. Советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.