Иеромонах Анатолий (Берестов) (доктор медицинских наук, профессор, руководитель душепопечительского центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского)
Владимир Решетов (кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ)
«Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть». (К Еф. 5, 10-13)
Надобно вам знать, что воздействие воли – немалая статья во врачевании.
Парацельс
Есть много в мире, друг Гораций, такого, что и не снилось вашим мудрецам.
Шекспир
Чей он, дух лекарства?
Гомеопатические препараты, в том числе и по мнению основных специалистов по части лечения подобного подобным, не содержат какого бы-то ни было количества лечебного вещества и лечит дух лекарства, т.е. по сути информация о лекарстве. И если бы дело сводилось только к психотерапевтическому воздействию, то можно было бы и не обсуждать суть гомеопатии, но дело в том, что адепты немедикаментозного лечения категорически настаивают на том, что гомеопатия и психотерапия - это совершенно разные вещи. А если дело действительно обстоит так, и как они утверждают, гомеопатические лекарства действуют на бессловесных животных и грудных младенцев, то возникает законный вопро: каким способом то, чего вроде бы и нет, может действовать на тех, кто о том, что оно должно действовать, как бы и не знает. Разговоры о том, что вода и этиловый спирт обладают памятью, а сладкие шарики из фруктового сахара можно превратить в сильнодействующие гомеопатические лекарства с помощью специальной гомеопатической кассеты и репринтера, излучающего некие электромагнитные поля, думаем, не стоит принимать во внимание, поскольку это, безусловно, чисто психологические приемы, создающие специальную обстановку, способствующую более высокому доверию со стороны пациента врачевателю.
Если же, как настаивают гомеопаты, есть некий “дух лекарства”, причем чем выше разведение т.е. чем меньше молекул лечащей компоненты в шариках или каплях, тем он (“дух”) сильнее, то возникает законный вопрос о том, что или кто может быть лечебным агентом (напомним, что слово как лекарство официально отвергается традиционной гомеопатией) в ситуации, когда диагноз ставится по телефону или фотографии, а лекарство покупается в соседней гомеопатической аптеке и, о чудо! – помогает, и не только в хроническом и запущенном случае, но и при остром приступе и резком ухудшении состояния.
С точки зрения естественных наук, традиционной медицины, да и просто здравого смысла, такого быть не может. И здесь гомеопатия однозначно стыкуется с экстрасенсорикой и смотреть на такие явлениям можно двумя способами: если вы материалист и атеист то гомеопатия однозначно чушь собачья инаглый обман, если вы человек верующий, то ответ тоже однозначный - без вмешательства сил бестелесных гомеопатам не справиться с теми болезнями, которые они, если им верить, лечат.
По вере вашей будет вам
Ганеман, основоположник гомеопатии, был человеком не только широко образованным, но и, безусловно, верующим. Исповедовал он в принципе христианство, хотя в своем труде “Органон” он предстает скорее как пантеист, обожествляя всю и в том числе лекарственную природу. Основная задача лекарства состоит в пробуждении собственных сил организма, а дальше человек уж сам с болезнью разберется. И современные гомеопаты полностью солидарны с основоположником: человек - это хорошо настроенная и самосогласованная система, а болезнь - это нарушение нормального функционирования, и задача гомеопата обнаружить это рассогласование и с помощью индивидуально подобранного препарата вернуть человека к нормальному существованию. Причем признаки, по которым подбираются “лекарства”, весьма своеобразны и носят, мягко говоря, крайне субъективный характер и выбор “лекарства” происходит скорее по наитию, чем в соответствии со строгой, гарантирующей результат процедурой. И если это нас в принципе и не должно смущать, как никак, человек система довольно сложная и как говорят, “одно лечим - другое калечим”, то поразительная настойчивость гомеопатов в том, что их лекарства не могут быть вредны, а бывают либо полезны, либо при неправильном подборе бесполезны - не может не вызвать удивления. Как так получаеться, что болеющий организм берет только полезную информацию и выздоравливает, а неверную информацию, не приводящую к самоорганизации, игнорирует, причем происходит это в условиях полной растроенности системы саморегуляции и неспособности организма справиться с заразой.
По сути, гомеопатия - это духоведение в чистом виде и специалист в данном виде магии должен не только хорошо разбираться в различных духах, но и повелевать ими... Ситуация, что называется, презабавнейшая, если вы атеист, и настораживающая, если вы верующий человек. Любая религия различает духов злых и добрых, духов помогающих и мешающих человеку, духов, ведущих к погибели души, и духов, помогающих соединению с Богом.
Гомеопатии сегодня так же, как и изначально, отнюдь не чуждо признание духовной, а не чисто материальной причины болезней и выздоровления. А конкретные врачи-гомеопаты немалое внимание уделяют тому, как и с кем, где и чем живет их пациент, интересуются не только его вероисповеданием, но тем, что ему снится и какие мысли волнуют. Короче, прежде чем назначить лекарство надо сначала определить дух болезни и уже именно на него воздействовать и с ним договариваться. Интересный каламбур получился: гомеопат ищет беса, ответственного за недомогание, и именно такого же, но ручного, потенцированного, направляет на борьбу с первым – вот вам и лечение подобного подобным… Причем есть врачи-гомеопаты, называющие себя православными, которые на полном серьезе пишут о том, что “гомеопатическое лекарство облегчает выход бесов из человека” и настоятельно рекомендуют навещать последователей Ганемана накануне исповеди и причастия…
Последователи методики диагностики по «меридианам» Рихарда Фолля используют гомеопатические кассеты с набором базовых “лекарств”, от которых заряжают (репринтируют) пустые сладкие шарики, удивительно напоминающие мощевики с частицами мощей и одеяний святых угодников Божиих. Причем эти кассеты используют не только для приготовления лекарств, но и для диагностики т. е. подбора необходимого лекарства. Это вообще-то азы современной гомеопатии - организм должен еще только от одного вида лекарства или хотя бы его названия на экране электронного мини-органайзера как-то отреагировать и подать знак либо гомеопату, либо его подопечному о том, что это именно то “лекарство”, которое требуется. С точки зрения психо- и плацеботерапии - идеальная схема для лечения самовнушением: человек видит мгновенную положительную реакцию своего организма и далее, принимая шарики-пустышки, успешно выздоравливает.
Классический гомеопатический метод поиска одно единственного подобного препарата достаточно трудоемок и требует большой работы мысли не тоько от врача, но и от пациента. Более того без тщательного самоанализа и востановления пациентом всей истории болезни ни какой гомеопат не сможет опознать тот динамизированный дух болезни, который победит дух недуга, поселившийся в болящем.
Легионы в крупинке
В истории христианства было немало фанатиков (как и в истории любой религии, государства или нации), но никогда Церковь не становилась диктатором и полным хозяином дел и помыслов человека и не давала гарантий материального и душевного благополучия. Более того, порой люди, прошедшие длинный путь самоусовершенствования и поднявшиеся до самых высот земного благочестия и мудрости, впадали в гордость, а через нее низвергались в глубины ереси, отвергая Бога и Его благодать.
Мы не ставим в данном труде своею целью агитацию за православие, мы просто с православной точки зрения смотрим на проблему исцеления человека, с помощью каких-то оккультных ритуалов и приема ничего не содержащих лекарств. И оказывыается, что все эти лечебные процедуры совсем не бессмысленны и достаточно опасны для души. Более того, с христианской точки зрения вполне понятно, почему чудействующая сила гомеопатических лекарств увеличивается по мере их разведения, - поскольку лечит не химия с биологией, а дух лекарства, то чем больше над гомеопатическим препаратом колдовал последователь Ганемана, тем больше жертва идолу и, следовательно, эффект сильнее. Правда вот, как с христианской, так и с естественнонаучной точки зрения остается непонятным, как можно с помощью электронного органайзера, аккумулятора, микроамперметра, кучи проводов и электромагнитного поля не только измерять дух и характер болезни, но и загонять прорву неведомо каких духов в безобидные с виду крупинки фруктового сахара. Хотя с идоложертвенной точки зрения все понятно и чем дороже аппаратура, тем отрадней маммоне…
Ситуация с гомеопатией не так безобидна и в земной жизни. Дело в том, что сегодня стало модно не только так или иначе одеваться, но и лечиться у известных врачей и популярными методами, и гомеопатия вместе с народной и китайской медициной на волне общеэкологического бума находятся сейчас на подъеме, а в сочетании с теле- и радиорекламой, помноженной на любовь людей к самолечению, приводят к самым печальным последствиям при болезнях, которые уже больше века отлично лечаться традиционная медицина. Здравомыслящий врач-гомеопат (а сейчас все чаще и умелые экстрасенсы) в сложном и требующем медикаментозного или тем более хирургического вмешательства случае однозначно отправляет человека в обычную больницу, чем нередко спасает ему жизнь, правда, после операции или курса лечения он, естественно, приглашает его к себе на прием, чтобы впредь уже больше совсем не болеть…
Сейчас, как и две тысячи лет назад, люди твердо знают, что есть неизлечимы с точки зрения медицины болезни, которые чудесным образом отставли человека, - безнадежно больные выздоравливали, слепые прозревали, а глухие начинали слышать по милости Божией.
Похожесть многих новых практик на традиционные религии, по-видимому, неслучайна и дело здесь не в отсутствии изобретательности и фантазии у новоявленных пророков, а в некоей глубинной сущности человека. Сегодня несмотря на весь пиетет, питаемый к компьютерам и другой сложной технике, никто не будет всерьез рассматривать вопросы воздействия своих мыслей и слов на работу Windows, а если что не так, то просто перезагрузится или переустановит операционную систему. Компьютеры, к счастью, умеют забывать то, что с ними было на информационном уровне.
Человек не компьютер и его поведение несоизмеримо сложнее, а реакции непредсказуемей, но самое главное - люди не умеют забывать и им нельзя отформатировать винчестер, поэтому любое, даже такое совсем незаметное событие, наподобие рассасывания гомеопатических крупинок может иметь вполне катастрофические последствия.
Минздрав предупреждает
В нашей стране заниматься гомеопатической практикой может только человек, имеющий классическое медицинское образование, и он обязан четко знать, что можно, а что нельзя вылечить с помощью гомеопатии. Эта позиция Минздрава, правда, немного противоречит воззрениям отцов и учителей гомеопатии жестко настаивавших на том, что нет предела могуществу их метода врачевания. И сегодня действительно в соответствии с рекомендациями Минздрава гомеопаты интегрируют свой родной сервис с массажем и релаксацией, с микробиологическими и биохимическими исследованиями, методом Фолля и вегето-резонансной диагностикой. В итоге получается полный сервис, включающий тренажерный зал и библиотеку, и это все - в едином “Центре здоровья и реабилитации”.
Успехи гомеопатии в нашей стране за пять лет, прошедшие с выхода приказа № 335 “Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении”, впечатляют даже самих гомеопатов. На повестке дня стоят вопросы о включении данной дисциплины в список медицинских профессий, о составлении реестра лекарств, разработке системы сертификации и клинических испытаний и т.п., и т.п. И сегодня этот вопрос коснулся не только Минздрава, но и Русской Православной Церкви.
Ситуация более чем серьезная, поскольку гомеопаты категорически отрицают приравнивание их методов к чистой психотерапии и одновременно не принимают стандартную методику клинических испытаний для нормальных лекарств, так называемый двойной слепой метод. Тестирование нового препарата по данной методике предполагает выявление его статистически значимой эффективности в испытаниях, когда не только больной, но и лечащий врач не знают, кому из пациентов дают пустышку-плацебо, а кому испытуемое лекарство. Подход к гомеопатии по всей строгости закона тут же отбросит ее лет на двести назад, и гомеопатам придется все свои лекарства испытывать снова. Поэтому включение гомеопатии в перечень народных медицин и традиционных терапий рядом с мануальным массажем и траволечением гомеопатов сегодня должен вполне устраивать. Ведь даже в законе о лекарственных препаратах требуется только одно от данных фармацевтов: чтобы они на своих лекарствах просто писали “Гомеопатическое”, и тогда никаких клинических испытаний не надо. Получается, что пользоваться имиджем и названием лекарственного средства гомеопаты могут, а доказывать лечебную эффективность своих лекарств им как бы и не надо. Поэтому признание гомеопатии формой психотерапии – это, однозначно, если и не полная смерть, то уж точно жалкое существование на задворках психоанализа и нейролингвистического программирования.
Такой расклад, естественно, не устраивает гомеопатов и, не находя научного обоснования для своих методик они пытаются опереться на духовные принципы устройства человека. Следует заметить, что под обобщенное название “гомеопатии” попадает очень большое количество различных школ и течений, и порой общее у этих школ только то, что они используют один и тот же репертариум и купленные в одной гомеопатической аптеке препараты.
Часто приходится слышать, что Ганеман был чистым практиком и никаких мистических теорий не придумывал. Это не совсем так, в 5-м и в 6-м изданиях “Органона врачебного искусства” он изрядное внимание уделяет именно духовной сути болезней и гомеопатических лекарств, называя свою методику врачевания “Божественной гомеопатией”.
Ганеман относился достаточно враждебно к современной ему медицине и еще в 1808 г. Писал: “Необходимо наконец высказать громко и всенародно, что наше лекарствоведение требует полной перемены с головы до ног. Существует то, чего не должно быть, а необходимейшее совершенно упускается из вида. Зло до того укоренилось и назрело, что против него не поможет робкая уступчивость Иоганна Гусса, здесь нужны весь огонь и настойчивость непоколебимого Мартина Лютера”.
Ситуация с болезнями и сейчас устраивает далеко не всех и люди, как и в XVIII веке, болеют и умирают, несмотря на множество лекарств. Успехи научной медицины огромны, но, естественно, не безграничны. Люди во все времена чудесным способом выздоравливали, когда у врачей совсем опускались руки, и по столь же непонятным причинам к утру умирали те, кто еще вечером был совершенно здоров. Победить смерть в нашей земной жизни нам не удастся никогда, но бороться с болезнями человечество будет неустанно. И тот дух недовольства, который подвиг Ганемана на разработку альтернативной медицины и фармакологии, был достаточно умен и коварен. Он предложил такую систему безвредного врачевания подобного подобным, что и через 200 лет Минздрав, подойдя вплотную к клонированию человека, принимает “научное определение гомеопатии как способа лечения болезни, который заключается в применении малых доз тех лекарств, которые в больших дозах вызывают у здорового человека признаки данной болезни”.
Ну, что бы стоило Минздраву сказать: “Гомеопаты за долгие годы нашли немало веществ, полезных при лечении ряда болезней” и разрешить “к применению на территории РФ лекарства, изготовленные на основе этих веществ с оговоренным минимальным и максимальным процентным содержанием действующей компоненты”, всю прочую гомеопатическую практику отнести “к виду психотерапии”, запретив “применение термина “микродоза” к препаратам, содержащим в среднем менее одной молекулы исходного лечебного вещества на единичную порцию, называемого лекарством гомеопатического препарата”.
Такая позиция современной научной медицины была бы обоснована, понятна и говорила о том, что Минздрав знает не только о “безвредности гомеопатических лекарств”, но и о немалом вреде в виде “упущенного времени”, приносимом широким увлечением гомеопатией.
Философия гомеопатии
Непререкаемым авторитетом среди современных гомеопатов, наряду с Ганеманом и Герингом, является Джеймс Кент, и вот что он пишет в “Лекциях по философии гомеопатии”, вышедших в 1900 году.
“…Основа жизненного процесса - наличие воли и способности мыслить. Совокупность этих двух начал - воли и разума - и является внутренней жизненной силой, которая контролирует и регулирует все процессы в физическом теле. Гармонию между волей и разумом мы называем здоровьем, нарушение гармонии - болезнью.
…Все гомеопатические лекарственные препараты, в первую очередь, действуют на разум и волю (иногда на то и на другое одновременно), влияя на способность человека мыслить или выражать свою волю, и только затем на ткани, функции и ощущения.
…Аллопаты всерьез принимают следствие за причину, что находит свое отражение в теории бактерий как болезнетворного начала, которая является, несомненно, ложной.
…Любая материальная структура во Вселенной имеет свою ауру или атмосферу, в том числе и человек, и вообще все живые существа. Ауры одних веществ настолько сильны, что человек может обнаружить их с помощью органов чувств, а ауру других, наоборот, не в состоянии ощутить.
…Мы уже знаем, что причина болезни – нематериальная субстанция, и, следовательно, лекарство должно действовать на эту нематериальную субстанцию. Врач-гомеопат должен четко знать, какую потенцию ему выбрать, чтобы она действовала на причину болезни.
…Потенция должна соответствовать уровню, на котором в организме нарушилось управление. Определить этот уровень довольно сложно, и потому на практике врач поочередно назначает подобное лекарство в возрастающих потенциях, начиная с 300-й (10-300 ) вплоть до 50000 (10-50000).
…Все существующие на земле болезни, острые и хронические, - это отображение внутреннего состояния человечества. В болезни конкретного человека отображается его собственное внутреннее “я”.
…Хотя гомеопатия – наука истинная, истина ей известна лишь отчасти. Истина относится к сфере Божественного, человеку остается знание. Врачи-гомеопаты еще очень далеки от истины. … Когда гомеопатия просуществует сотни лет, наши потомки, постигая ее с младых ногтей, проникнут в знание, ныне нам недоступное. Многое прояснится, если сблизятся души и люди станут мыслить гармоничнее. Чем больше мы сближаемся, чем больше соединяемся мыслью – тем лучше. Горько, что несмотря на соединяющие нас великие истины, нас разделяет так много разногласий…”
В комментариях, на наш взгляд, данная подборка цитат сегодня, в 2006 год от Рождества Христова, уже не нуждается.
Ганеман в ответ на упреки в том, что в его шариках и каплях нет ни грана лечебного вещества неоднократно отвечал: “Разве может нечто превратится в ничто?” Интересное и очень лукавое утверждение, вполне достойное философа, но мало пригодное для врача-практика. Такого рода софизмы с бесконечностями были популярны во времена Аристотеля и в средние века, но ныне проблемы бесконечной делимости и умножения ушли в чистую математику и мало беспокоят практиков, технологов и фармацевтов. Сегодня точно известно, что все что угодно может обратится в полное ничто, как в экономическом, так и в физическом смысле, более того, противостоять этому процессу превращения чего-то в ничто очень трудно.
Магическое лукавство гомеопатов
С естественнонаучной точки зрения в гомеопатических потенцированных препаратах ничего нет, и лечение у врача-гомеопата - это просто психотерапия с достаточно изощренной системой обмана пациента, паразитирующая на авторитете научной медицины. И главная забота Минздрава - это чтобы гомеопаты не залечивали больных до смерти. А вот с богословской точки зрения этот тонкий обман болящего вреден не только для телесного, но и для душевного здоровья человека, поскольку, принимая гомеопатическое лечение, мы невольно соглашаемся с тем, что некие потенцированные духи лекарств гармонизируют нашу жизненную силу. А чисто магический подход к терапии, согласно которому болезнь не может не уйти, если лекарство и его потенция подобраны правильно, ведет скорее к примитивному язычеству, чем к христианству.
Не должно полагать, что в гомеопатических шариках и каплях запечатаны бесы; все гораздо проще, и прием потенциированных препаратов - это просто жертвоприношение одному из богов гомеопатии. Ведь в наркотиках и алкоголе, так же как и табаке в самих по себе, нет ничего бесовского, но через употребление сих продуктов очень просто надолго, если не навсегда, угодить в лапы диявола.
В качестве лечебной субстанции врачи-гомеопаты используют специально приготовленные воду, этиловый спирт или сахар, т.е. по сути “заговоренные продукты”… Гомеопатия поэтому является просто примитивной магией, где в качестве тайного имени призываемого духа лекарства служит латинское название соответствующего вещества. Неэффективность гомеопатического самолечения при этом также становится вполне понятной, поскольку не только для общения с духами, но и для простого жертвоприношения бездушным идолам надо иметь кой-какой опыт и пройти некое посвящение-обучение.
Утверждение многих гомеопатов о том, что уже одно название нужного гомеопатического препарата часто влияет на самочувствие больного, говорит очень о многом. Ибо, кроме чисто человеческой психотерапевтической реакции пациента на красивое непонятное название и радость врача, нашедшего нужное лекарство, в такой мгновенной реакции организма можно видеть и указание на колдовской характер гомеопатии, поскольку дух, коему будет принесена жертва, уже ждет ее и волнуется… О том, что гомеопатия есть не что иное, как волхвование, говорит и результативность этого лечения, когда только точно подобранный препарат и потенция приводят к выздоровлению, т.е. важно не только кому, но и какая жертва приносится. Если лекарство не помогает, то оно просто неправильно подобрано или надо искать нужную потенцию. Закон Геринга, согласно которому излечение должно происходить “изнутри наружу и сверху вниз”, то есть болезнь как бы выходит из человека, будто дух недуга вылезает, тоже достаточно показателен.
Лукавство гомеопатов проявляется и в употреблении наряду с гомеопатическими и вполне макроскопических доз и разведений. Таким образом, для многих, в том числе и врачей, гомеопатия становится вполне понятной терапевтической процедурой, и то утверждение, что низкие потенции лечат хуже, чем высокие, проскакивает как бы мимо ушей, и на факт отсутствия лечащей субстанции в гомеопатическом препарате уже никто не обращает внимания.
Тот факт, что гомеопатия помогает грудным детям и животным, не только не противоречит гипотезе об оккультном характере данной терапии, но, напротив, подтверждает универсально-магический характер данной практики.
Гомеопаты настаивают на том, что у них есть четкие законы и воспроизводимость результатов, это тоже не противоречит предположению о языческом характере данного культа. Как утверждают древние и новые мистики, существует закон кармы, а у магов все четко записано и при безошибочном воспроизведении заклинания безотказно работают, если Господь попускает…
Гомеопатия относит себя сегодня к так называемой холистической медицине, рассматривающей человека как единое целое и призывающей лечить не болезнь, а больного. Многие не считают медицину наукой, и по-крупному они, безусловно, правы. Человек - это очень сложная система, и даже для хорошо изученных болезней подобрать эффективное лечение именно для данного человека бывает совсем не просто.
Феномен гомеопатии достоин самого пристального внимания как со стороны научной медицины, так и православной Церкви. И если медики потенциально могут воспользоваться классификацией патогенезов и человеческих типов, то для богословов определенный интерес, возможно, представляет описание самочувствия, переживаний, снов и страстей, обуревающих людей. Поскольку если гомеопаты не ошибаются, то различных болезненных состояний у человека не так уж много, хотя врачебный и священнический опыт говорит скорее о невероятно широком спектре как телесных, так и душевных немощей, чем об ограниченном их числе.
Специальность врача - это очень массовая профессия, и, естественно, далеко не все врачи владеют полным арсеналом медицинских достижений, у многих нет должного опыта, кому-то не хватает просто любви и сострадания к больным. Врачи-гомеопаты во все времена отличались большим вниманием и любовью к пациентам и искренне хотели помочь страждущим, и за эту школу доброго отношения к больному медики должны им сказать большое спасибо. Данный подход не чужд и православной традиции врачевания, не отделяющей жестко тело от души и духа человека. Верующий врач молится за своего подопечного, советует ему не забывать о Боге и поменьше грешить, призывает Церковь к себе на помощь во исцеление души и тела болящего человека.
Плагиат дело тонкое
Для сатаны нет большей радости, чем соблазнить христианина, и в этом, по-видимому, еще одна причина, по которой он столь настойчиво ищет признания этой практики православным народом. И тем определеннее должно быть церковное мнение о сути гомеопатического метода лечения. Ереси всегда поначалу одеваются в овечью шкуру и только потом, завладев достаточным количеством душ человеческих, демонстрируют свой волчий оскал, отрывая людей от источника истины и уводя в бездну заблуждений. Гомеопатия не нейтральная с религиозной точки зрения вещь, это не просто методика забивания гвоздей или стрижки ногтей – это законченная и внутренне вполне логичная философия со своим взглядом на мир, человека и его болезни. Она достаточно тонко паразитирует на христианском учении и является собственно формой ереси, высасывающей соки из живого учения Христа и погубляющей души практикой. Индивидуальный подход к каждому человеку, поиск причин болезни в предыдущей жизни, исправление именно самой жизни, определенная ритуальность всех процедур и скрытый (т.е. не явный) механизм лечебного воздействия делает гомеопатию очень похожей на религию, причем поскольку и отец гомеопатии Ганеман, и его последователи-ученики были в той или иной степени знакомы с христианской традицией и, безусловно, вполне осознавали ее значимость и серьезность для народного сознания, то именно ее они и взяли в качестве кальки для разработки новой системы врачебной помощи. И именно поэтому гомеопатия столь похожа на христианство, но обратное, естественно, ни в коей мере не верно, так же как и известное копирование и похожесть антихриста на Христа.
Естественные науки предпочитают не заниматься разнообразными духами, отдавая область духоведения религии и, следовательно, если в гомеопатических препаратах в соответствии с сегодняшним уровнем нашего научного знания нет и не может быть действующего материального или энергетического агента, способного влиять на иммунную систему и гормональный баланс, подавлять болезнетворные бактерии и стимулировать перистальтику, то надо попробовать найти или хотя бы предположить возможный и приемлемый с точки зрения здравого смысла механизм действия и эффективность гомеопатических лекарств. Любопытно, что родившись в христианской Европе, сейчас гомеопатия процветает в индусской Индии и политеистической Америке, т.е. христианский элемент в учении Ганемана не так уж и важен, главное - вера в жизненную силу и дух лекарства.
Амулеты, обереги, талисманы, биокорректоры и рассеиватели техногеннных излучений, гомеопатические шарики и капли, заряженные кремы и газеты - это все с точки зрения оккультистов аналоги святой воды и православного креста, соборования и причастия, молитвы и прикладывания к иконе. Более того, по их мнению, крещение и венчание - это не более чем обряды инициации и посвящения... Все вроде бы едино, но на самом деле нет и есть, по крайней мере, одна, но очень существенная разница - в свободе ... Магия предлагает гарантированный и простой вариант – заплатил, поколдовали и готово, а в христианстве все совсем по-другому и без личного участия, смирения, воздержания и молитвенного труда ничего не получишь.
Верующие люди пьют святую воду и окропляют ею свое жилище, освящают машину и дом, но делается это не для того, чтобы выздороветь или не болеть, а для того, чтобы злые слуги диавола не имели возможности войти в жилье и тело человека и вредить ему. Да, православные христиане соборуются и молятся в надежде на исцеление и успех в делах, но, во-первых, они понимают, что на все воля Божия и будет все, как угодно Ему, а не им, а во-вторых, почти всегда мы просто просим Бога не попустить князю мира сего творить беды на наши головы… Есть прекрасные слова в одной из известных молитв: “Господи, благодарю Тебя за то, что у меня есть, и трижды благодарю за то, чего нет”, т.е. не случилось со мной…
Все от Бога, но одно попускается, а другое благословляется
Христиане признают материальные причины конкретных болезней, но первопричину в абсолютном большинстве случаев видят в грехах человеческих. Бывают болезни, попускаемые для испытания святых, бывают и такие, через излечение которых проявляется слава Божия, но большинство страданий телесных нам посылается во исцеление немощей душевных. И когда в Писании говорится, что не должно бегать врачей и нужно, помолившись, призвать врача для врачевания немощей телесных, то Господь четко различает церковное врачевание телес и душ от врачебного облегчения телесных страданий. И не случайно во времена апостолов было жесткое запрещение лечиться у иудеев, и, видимо, запрет был сей дан не потому, что иудеи плохо лечили, а потому, что такое лечение было скорее душевредно, чем полезно…
Если, как утверждают гомеопаты, их лекарства воздействуют не на физиологию, а на психологию и дух человека, то и не пристало христианину вне Церкви искать врачевания своим духовным немощам. И если прием гомеопатических лекарств - это и не употребление в пищу идоложертвенного, то все равно ни к чему хорошему ежедневное напоминание о том, что у каждого лекарства есть его лечебный дух, врачующий наши душевные и телесные невзгоды, не приведет. От Бога нам дан один Ангел хранитель и один путь Причащения Тела и Крови Христовой, и гомеопатическая проповедь о том, что имя им, лечащим нас духам, - легион, не может не насторожить православного христианина.
Таким образом при оптимальном для гомеопатов раскладе главным исцеляющим фактором этой методики будет любовь к пациенту и его вера во всесилие гомеопатии, а при худшем – гомеопатическое лечение - это обычная магия с ритуальным жертвоприношением в виде регулярно принимаемых сладких шариков. Так что даже в лучшем из лучших вариантов, когда гомеопат говорит больному, что исцеляет Бог, а врач лишь средство или орудие в руках Божиих, то и тогда выздоровление человека зависит не от его раскаяния и смирения, а от опыта и умения врача-гомеопата, способного правильно подобрать нужное снадобье.
Гомеопатическая терапия очень редко бывает одинокой и обычно с ней соседствуют целый букет сомнительных нетрадиционных методов врачевания, включая мануальный массаж, рефлексотерапию, дыхательную гимнастику и прочие общеоздоровительные процедуры, поэтому идя к гомеопатам, можно элементарно попасть на прием к психоаналитику, экстрасенсу или астрологу.
Вера гомеопатов в свой метод лечения подобного подобным и причастность к восстановлению гармонии между разумом и волею человека не может не удивлять. Претензия на сакральный уровень терапии, сравнение себя со святыми, лечившими словом и молитвой, достаточно частое явление среди врачей-гомеопатов. Без возвышенной базы, без апелляции к духовным переживаниям пациента, без расстройства жизненной силы и потенцирования духа лекарства нет гомеопатии в том высоком смысле слова, который вкладывали в него Ганеман, Геринг и Кент. И та профанация гомеопатии в виде учебников по самолечению, свободной продажи в обычных аптеках комплексных препаратов от гриппа и мигрени, которую мы наблюдаем сегодня, должна в первую очередь пугать самих гомеопатов, поскольку их “высокое искусство врачевания” превращается в обычное ремесло и доходный бизнес.
По статистике современные гомеопаты наполовину верующие люди, а их пациенты охотно признают инопланетян и переселение душ, поэтому попытка некоторых врачей-гомеопатов объединится с Православной Церковью и пойти под крыло монастырской заботы о страждущих вполне понятна. Однако пытаясь таким образом отгородится от своих окультно-мистически настроенных коллег, православный врач-гомеопат просто прячет голову в песок и оказывает медвежью услугу Церкви. Имея благословение на лечение таким методом, врач-гомеопат не только невольно проповедует неправославный взгляд на болезни человеческие, но и фактически дискредитирует благословившего его священника, который почти наверняка ничего не знает о сути гомеопатии, кроме распространяемой последователями Ганемана сказки о безвредности, микродозах, травах и минералах.
Разумнее такому врачу, если он называет себя христианином, совсем отказаться от гомеопатической практики и перейти к занятиям православной медициной, сочетая применение фармакологических лекарств с психотерапией, заменив неведомые ему потенцированные духи лекарств освященными Православной Церковью водою и маслом. Православному врачу должно молится за больного и нужно говорить с ним о грехах и правильной жизни, но беседа пациента с доктором никогда не заменит исповедь у священника, а глотание сладких шариков - отпущение грехов и Причастие Тела и Крови Христовой.
Комментарий автора: Полный вариант по адресу:
http://www.fraudcatalog.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=4
Прочитано 10374 раза. Голосов 4. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Грех судить человека, если он не хочет брать на себя труд разобраться в принципах действия гомеопатии, тем более, что сами гомеопаты, за редким исключением, обходятся общими фразами. Но у верующего автора завидный материализм: чего не могу пощупать - то от лукавого! Смешно, право...
Интересно, что бы он сказал о природе нетварных и тварных божественных энергий, которыми зиждется домостроительство Божие? Св. Григорий Палама тоже с бесами связался?
И вообще, что за бред - чего не понимаю - то от лукаваго? Св. Иоанн Кронштадтский с бесами в горошинах забавлялся? Косность и безграмотность.