О «Послании Максима исповедника Иоанну Кубикуларию»
Огромное удовольствие получил при прочтении данного послания. Очень напоминает отеческие увещания о любви к Богу и к ближнему апостола Иоанна и учения самого Христа. Эта схожесть вызвана, на мой взгляд, не стилевым или тематическим изложением, а внутренним светом Божественной любви, исполняющей автора данного послания, что делает его, вне всякого сомнения, учеником Господа и посланником Истины.
И если попытаться пересказать содержание этого послания, то боюсь, что это будет пересказом Евангелия. Настолько близко по духу своему это послание к идее Божественной любви, о которой повествует Евангелие. Ведь по сути своей Евангелие – это послание Божьей любви к человеку. И Максим рассуждая о свойствах любви, называет её Божественным даром, беспредельным, подобно беспредельности самого Бога. Ведь любовь – это не просто атрибут Бога, это способ Его бытия. И исполняясь Его любовью, уступая ей место в своем сердце, мы становимся причастниками Божественного бытия. И Логос, понимаемый здесь как действующая, производящая сила, исполнен этой Божественной любви. В любви Бог отдает нам Себя. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (От Иоанна 3:16-17)
Любовь, будучи исполнением закона и пророков, единственный путь приближающий нас к Богу. «Ибо подлинно нет ничего более богообразного, более таинственного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь. Она содержит в себе и собирает воедино все блага, о которых слово истины говорит как о [множестве] видов добродетели, и она никоим образом не связана всеми видами зла и удалена от них, будучи исполнением закона и пророков». Далее в описании свойств этого Божественного дара Максим буквально следует за апостолом Павлом в его послании Коринфской церкви (глава 13), где он рассуждает о том, что любовь есть главенствующая сила Бога. Являясь прямой противоположностью зла, гордыни, себялюбия, Любовь есть вера, надежда, смирение, кротость, душевное благородство, воздержание, долготерпение, радость. То есть все то, что прямопротивоположно человеческой натуре омраченной влиянием греха в невежественном неведении о спасительной любви Бога.
Мне очень нравится определение любви данное Максимом: «Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих благ, будучи верной, неукоснительной и всегда пребывающей, она ведет и приводит живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и Причине всякого блага». То есть тезис равен антитезису: Бог есть Любовь – Любовь есть Бог. Причем в моем понимании Бога следует понимать исходя из Ин.3:16 не как «Агапе»(гр.), а как «Эрос»(гр.), то есть вечное непреодолимое любовное влечение Божества к своему творению. И такой же любовью исполняется тот, кто впустил в себя эту превозмогающую всякое человеческое разумение силу, имя которой – Святой Дух. Так как каждая ипостась Троицы исполнена именно этой силой, превращающей Триединство в Единосущее. Это подтверждается в следующей цитате: «Поскольку в начале диавол, прельстивший человека, через себялюбие злонамеренно [заманил] его в искусно придуманную ловушку, обманув приражением наслаждения, то он отделил нашу волю от Бога и друг от друга. Отклонив с прямого пути [человека, лукавый] разделил образ бытия естества его, расчленив его на множество мнений и представлений…. Ибо из неведения Бога [рождается] себялюбие; из себялюбия — тирания над сродным (против этого нельзя возразить); зиждющим основанием их является приобретенный нами способ злоупотребления собственными силами, то есть разумом, желанием и яростным началом. А должно разумом, вместо неведения, через ведение устремляться в поиске к наиединственнейшему Богу; желанием, чистым от страсти себялюбия, возбуждаться в любовном томлении к одному только Бoгy; яростным же началом, отделенным от тирании, бороться за единого Бога. И из этих [устремлений души] возникает божественная и блаженная любовь (а они — через нее), сочетающая с Богом боголюбца и являющая его [самого] богом»
Преодолевать человеческую греховную природу учит и Господь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (От Матфея 5:44-48) О любви безусловной, без всяких односторонних условий говорит Иисус Христос. Отказ от себялюбия – это важный шаг на пути к Богу, о котором говорит и Максим. Смена основы своего бытия, вот что такое отказ от себялюбия, по словам Максима.
По общему впечатлению от послания прихожу к выводу, что стремление к любви – это стремление к единству естества и образа существования. Любовь возвращает человеку целостность, единение с Создателем, возвышаясь над творением причастием к естеству Божьему, обретая подобие Его, утерянное в Эдеме.
Не следует однако забывать, что любовь это не эмоциональный временный позыв, а волевой акт в смирении воли своей пред волей Бога, в полном доверии Ему, в вере. Поэтому любовь совершенная полна добродетели, как свидетельство живой веры, а не религиозности. Любовь не абстрактна и вполне ощутима через добродетель, основой которой является любовь. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною». (1-е Иоанна 3:16-18) С этой истиной перекликается и Максим в послании: «Бог, вследствие Своего великого Человеколюбия, уподобляется каждому, в зависимости от его деятельного осуществления добродетели, объединяющего [всех]. Ибо “рука всякого праведника” есть его добродетельное делание, в котором и через которое Бог воспринимает подобие человеческое…Итак, любовь есть великое благо, первое и исключительное из [всех] благ, она сочетает собою Бога и обладающих ею людей, позволяя Творцу человеков являться, как человеку, через полное подобие в благе, [которого достигает] обоженный, насколько то доступно человеку. Данное подобие осуществляется, я думаю, тогда, когда любят Господа Бога от всего сердца, души и силы, и когда [любят] ближнего, как самого себя. Это есть, если попытаться объять [любовь] определением, всецелая внутренняя связь с Первым Благом и с всеобщим Промыслом о естестве всего рода [человеческого]. Выше этого нельзя подняться боголюбцу, прошедшему через все образы благочестия. Эту связь мы знаем как любовь и именуем любовью, не считая любовь к Богу и любовь к ближнему за нечто раздельное, но признавая ее всю целиком за единую и ту же самую, ибо ею мы обязаны Богу и она сочетает людей друг с другом. Ибо осуществлением и ясным доказательством совершенной любви к Богу является искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через добровольное благоволение». Бог проявляется в человеке через добродетель. «Ибо благом и истиной являются человеколюбие и любовь к Богу по вере; они суть отличительные признаки любви, сочетающей людей с Богом и друг с другом, а поэтому и обладающей неукоснительным постоянством благ».
И в конце хочу привести замечательное руководство к деятельности, как образец чудесной философии перекликающееся со словами Господа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (От Матфея 7:12). Максим Исповедник: «Ведь, как то кажется мне, одно и то же — хвалить вас и добродетель, и воспевать Бога, даровавшего вам сияние этой добродетели, которая по благодати обоживает вас в Боге, изглаживая признаки, свойственные человекам, и очеловечивает, по снисхождению, Бога в вас, благодаря усвоению [вами], насколько это доступно человеку, божественных свойств».
Комментарий автора: Эта небольшая работка, является конспектом к выступлению на семинаре по патристике.
Начальный формат WORD-A4
Дзембо,
Павел
В основном моя писанина ориентированна на людей неверующих или условно верующих. Открыт для общения на любые темы, и вне христианства тоже.Ответственность перед Создателем и Его любовью к нам, считаю основным тезисом жизни. e-mail автора:secktant@yandex.ru
Прочитано 4634 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 4.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дорогой брат, во многом согласный с твоими тезисами, хочу все-таки говорить о том, с чем несогласен.
"любовь это не эмоциональный временный позыв, а волевой акт" - так любят повторять сегодня многие. Это болевая точка тысяч христиан. Как бы ни стрались они усилием воли любить - ничего не получается. Дело в том, что, уводя от одной крайности - ошибочного понимания любви, только как чувства - приводят к другой крайности - пониманию любви, как решения, волевого акта. Как бы ни упирались большинство людей - но Божью любовь никак принять и проявить не могут. При всей искренности усилий. Оттого много разочарований. Следует отнести это изречение в ту же область ошибок, что и евангелие процветания: решил - и полюбил. Любовь, ее приобретение - это нечто не до конца нами осознанное и описанное. Мало наших усилий, чтоб ее приобрести! Это больше похоже на некий дар свыше, который принять сможет далеко не всякий, как и веру! Это родственно тому, что исполнить призыв Христа стать, как дети. А КАК? Куда девать весь свой опыт и рациональность, и прочую муть сего века? Сейчас выскочит тысяча учителей, которые знают, как это сделать, но сами того не имеют и никого изменить не смогут. Продолжать дальше ("Что же, Иисус зря призывал?") - не место здесь в объеме коммента.
2. То, что тезис и антитезис равны ("Бог есть любовь" = "Любовь есть Бог") - тоже капитальная ошибка. Это пойдет для математики, но не для алгебры логики, не для области веры. Вложите в слово "Любовь" смыслы Эроса и Филео, а еще лучше - мирские смыслы типа "люби меня всю ночь", и вы поймете ошибку. Даже если речь идет о самой бескорыстной любви, она может быть всего лишь результатом хорошего воспитания, гуманизма, альтруизма и т.д. Т.е., далеко не Богом! Понять эту ошибку поможет и попытка перевернуть выражение "Любовь есть исполнение закона". Исполнение закона далеко не есть любовь! Закон можно пытаться исполнять из страха, конформизма и т.п. Напрасно говорят, что НИКТО не исполнил закон. Некоторые исполнили - хотя бы и Павел! Но и это он увидел тщетою в сравнении с Любовью! Есть еще такие же ошибочные "вывернутые" равенства.
3. Не согласен, что Божья любовь - скорее, Эрос, чем Агапе. Это вы постельное евангелие изобрели! Не хочу вдаваться в подробности, но при всей интимности наших отношений с Богом, там Эросом и не пахнет - иначе это уже клиника! Комментарий автора: каждый видит в тексте то, что Он видит...
Павел Дзембо
2008-02-05 13:07:53
Уважаемый Станислав, спасибо за отзыв. Думается мне, что категоричность в отношении понятия любовь, не совсем уместна. Не стоит ограничивать Любовь постельным пониманием Эроса. Думаю избавиться от современных стереотипов вам поможет прочтение хотя бы Христаса Янараса, современного греческого богослова,если не поможет, по крайней мере расширит представление о христианстве, и поможет избавиться от постельных ассоциаций.Всего доброго.Павел
Дзембо Павел
2008-02-15 14:49:20
P.S: Да, еще хочу порекомендовать очень интересные на тему любви книги: Н.Бердяев "Эрос и Личность", и В.Соловьев "Смысл любви", это русские религиозные философы 19-20в.в.
Авия Странник
2009-10-18 18:12:03
Прекрасный анализ, раскрыты глубины, строки человека который в Духе и богословии кк рыба в воде. Но если главная страница орентирована в первую очередь не на христиан, то... , ну вы знаете, Савлик.