СМЫСЛ, идеальное содержание,идея,сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.)
"Большой Энциклопедический Словарь"
Тема данной работы вытекает из её названия: «Смысл человека». Несомненно, что в рамках эссе, рассмотреть такую объемную тему не представляется возможным. Поэтому данную работу следует понимать как введение в размышление о смысле человека. Поскольку любой человек независимо от рода своей деятельности, профессии, рано или поздно осознает тот факт, что профессиональная или другая практическая деятельность – это всего лишь одна из сторон проявления себя, лишь один из аспектов проявления себя. И обнаружение этого факта приводит к новому пониманию своей глубинной сути. Так любой профессионал прежде всего просто человек. И до того как он стал кем-то, он был прежде всего человеком. А все остальное – лишь способ выражения себя, поиск и реализации себя, в худшем случае - способ существования.
Еще не став кем-то, каким-то, человек уже осознает себя, задается вопросом о себе, о своем существовании. Происходит процесс поиска смысла себя, своего я, своего места во всеобщей картине мира, в мировом бытии. Каким образом человек ищет смысл, профессионально или нет, в искусном ли мышлении или по дилетантски, это второстепенно. Главное что любой человек рано или поздно предпринимает такую попытку. И это свойственно человеку. Поэтому я тоже предпринимаю попытку в этой работе поразмышлять о смысле человека. И в определение понятия «смысл», я вкладываю, прежде всего, основное из приведенного в эпитете определения слова «смысл», а именно – идея, сущность и предназначение. И понимая всю необъятность вопроса для рассмотрения в данной работе, сузил область рассмотрения до одного лишь аспекта человека – предназначения, полагая, что «предназначение» является достаточным выражением определения смысла, по крайней мере, в пределах поставленной мною здесь задачи.
Изложение материала будет построено следующим образом: В 1-й главе я приведу телеологические и онтологические аргументы в пользу существования Абсолюта, т.е., Бога. Во 2-й главе, которая на мой взгляд должна стать ключевой, важность духовного начала мира и себя, необходимость богопознания, как неотъемлемой части человеческого бытия. 3-я глава - продолжение темы целесообразности богопознания, как важнейшего аспекта становления личности и обретения целостности человека. В заключении – резюме всего вышесказанного.
Итак, предназначение человека, как одного из аспектов «смысла» человека. В рассуждениях я планирую опираться, прежде всего, на собственное понимание темы предназначения человека и на высказывания следующих авторов, исследующих данный вопрос, а именно: А.Ф. Лосев «Самое Само», Фома Аквинский «О сущем и сущности», Джованни Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека», С.Л. Франк «Смысл жизни» и «Онтологическое доказательство бытия Бога», Ю.А. Данилов «Гармония и астрология в трудах Кеплера», Хосе Ортега-и-Гассет «Что такое философия», К.Г. Юнг «Душа и миф: шесть архетипов», «Избранные проповеди. Августин Блаженный. Перевод с латинского протоиерея Дмитрия Садовского, 1913, Н.А. Бердяев «Проблема человека (К построению христианской антропологии )», Д. Мильтон «Потерянный рай», Горан В.П. «Древнегреческая мифологема судьбы» , а также цитаты из экранизации (1981г.) Н.С. Михалковым повести И.А. Гончарова «Обломов» и книги Библии в Синодальном переводе от 1816-1876г. Таковы основные источники, служащие в подкрепление моих соображений, которые в силу значительного возраста человечества, увы – не новы. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».(1).
Я считаю, что человек становится личностью, лишь преодолевая собственное невежество через вопрошание к своему сознанию о себе самом. Отправной точкой моих рассуждений является личность. Именно понимание человека не как биологической или социальной единицы общества, а как личности, с учетом неповторимой индивидуальности каждого представителя человеческого общества, человека, как образа и подобия бесконечной индивидуальности Творца. Поскольку Творец человечества, обладает атрибутом бесконечности в её актуальном выражении, то и мы - Его творения, потенциально бесконечно индивидуальны. То есть мы, каждый из нас бесконечно личностен. К такому выводу я пришел, изучая Библию, где вопрос снисхождения и любви Бога к человеку, не дает покоя последнему. «Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его»(2) Именно отражение Подобия, делающего нас ценными в глазах Творца и в своих собственных, дает повод к размышлениям о предназначении человека в бесконечности, олицетворенной Личностью Творца.
Глава 1.
Esse actu.
«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
Из послания апостола Павла Римлянам 1гл.19-21ст.
Осознание себя личностью, приводит к вопросу о своем предназначении в этом мире. Чем оправданно мое существование, и какая его конечная цель? Наблюдая за окружающим нас миром, можно усмотреть упорядоченность всего существующего в природе. Но, кроме того, налицо и конечность всего существующего. Все живое рано или поздно прекращает свое физическое существование, со временем от него не остается и следа, за исключением потомства, которое ожидает та же судьба, что и породившего его. Вся вселенная, физическая природа и существующее в ней, свидетельствует о неизбежной её энтропии, что подтверждает и второй закон термодинамики, подтверждающий существование определенного момента возникновения вселенной. И этот «пророческий закон, известный как второе начало термодинамики, который составляет сегодня стержень классической физики, незыблемый на протяжении всего развития науки, провозглашает, что фундаментальные природные процессы необратимы. Природа движется в одном направлении».(3) История имеет начало, она линейноразвиваема. Как с самого начала вселенная оказалась в состоянии с уменьшенной энтропией, если все известные нам процессы протекают с увеличением энтропии? Напрашивается неизбежный вывод, что все имело начало. Это подкрепляет мою убежденность в существовании Творца, Которому известен ответ относительно будущей судьбы человечества и вселенной, для Которого все совершено.
Естественно возникает вопрос: раз все, что имеет существование или бытие, начально, то и бытие самого Творца по логике должно иметь начало. Но дело в том, что всё, и «бытие и небытие, как инобытие» (4), заключены в Самом Творце.
Но поскольку, начало всего нам представляемого бытия происходит из инобытия Творца, то вполне возможно заключить, что сам Творец безначален так же, как и бесконечен, а значит вечен, то есть актуально вечен. Я здесь разделяю вечное на безначальное и бесконечное для того, что бы подчеркнуть актуальность вечности актуальной, поскольку именно она присуща Богу, заключающему в Себе все и являющегося абсолютной полнотой всех понятий и определений бытия и небытия, как инобытия. Это необходимо в связи с тем, что может возникнуть соблазн назвать вечным то, что имело некогда начало и является лишь потенциально бесконечным, а это было бы уже искажением полноты Божьей. Так человек, по замыслу Творца и в отличии от Него, является существом потенциально бесконечным. Определение будет таково: человек в отличии от актуально бесконечного Бога – потенциально бесконечен.
И это определение, вернее частичное интуитивное осознание этого определения, является той, тревожащей меня причиной, по которой невозможно смириться со своей конечностью. Осознание и восприятие бесконечного во мне, более первично, чем осознание и восприятие конечного. И в бесконечности содержание бытия, безусловно, больше и положительней, чем в конечном. Значит, восприятие Бога во мне более первично, нежели меня самого. Откуда во мне это влечение к Универсуму? Откуда это спонтанная способность нашего разума, это стремление к окружающему нас миру, полноту которого мы предчувствуем. «… Человек в силу психологической необходимости практически не может не стремиться обладать полным представлением о мире, целостной идеей Универсума. Этот выходящий за пределы науки облик мира – груб он или утончен, осознан или нет – проникает в душу каждого человека и начинает управлять нашим существованием гораздо успешнее научных истин»(5) То же утверждение мы встречаем и у К.Г. Юнга: «Если нами овладевает некая пришедшая извне великая идея, мы должны понимать, что она овладевает нами только потому, что нечто в нас самих соответствует ей и идет ей навстречу».(6) Обнаруживается некое тождество Богу, подтверждение того, что человек есть образ и подобие Бога. Более подобие, чем образ (в аллегорическом понимании иудейских терминов “tselem”-образ и “demut”-подобие). Так как образ - это выражение скорее внешнего (природного или физического), в нашем (общечеловеческом) понимании, то есть "сущность" выраженная в составных субстанциях. Это то, что составлено из материи и формы (compositum est ex) . А подобие-это более содержимое внутреннего, то есть духовного, то есть бесконечного.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что идея Бога абсолютно естественна для нашего разума, она является присутствием и наличием Самого Бога в нашем сознании, Его самообнаружение. И в настоящее время явленная нам в Его откровении. И мы не можем иметь никакой, отдельной от Него самого, идеи или никакого понятия, как чего-то , что противостоит самой реальности Бога. Если вернуться к определениям образа и подобия “tselem” и “demut”, то “tselem”- это постижение реальности внешним взором, а “demut”- это раскрытие и присутствие реальности в нас, которая говорит о себе своим присутствием. Любое видение Бога-это Его присутствие в нас. Трансцендируя свое сознание, выходя за пределы своей ограниченности, мы способны встретить Бога, как источник и основу личной жизни или жизни личности. Значит для этого необходимо индивидуальное, единичное сознание, незаурядное. Становление личности через преодоление себя в себе, приводит к встрече с Тем, подобием Которого являешься. Обнаружение в себе духовного начала, зерна, сверхприродного элемента, духовной жизни, соединяет нас с Богом. Не противопоставляя себя душе и телу и не умаляя их, торжествуя, дух овладевает природным существом – душой и телом. Таким образом, достигается целостность человеческого существования, реализуется личность в человеке, реализуется его целостный образ. Если тело принадлежит личности, образу Божьему, то духовное начало одухотворяет и тело, и душу человека. Личность, это цельное духовно-душевно-телесное творение, где изначально душа и тело подчинены духу, одухотворенны им и соединены с высшим, сверхчеловеческим бытием. И прав был псалмопевец сказавший: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»(7). Бездумное отношение к себе, приводит к безумию отрицания Сотворившего тебя и Живущего в тебе, являющегося твоей Жизнью и Дающего тебе жизнь. Отрицание бытия чего-либо или кого-либо исключает это из состава бытия, одновременно опирается на понятие бытия и предполагает его, значит все-таки есть первичное бытие, являющееся условием осмысленности отрицания и недостижимое для последнего. Мир - это совокупность сотворенного - существующее, а Бог – это первичное самоутвержденное бытие, которое предполагается условием всего не только существующего, но и не существующего. Это бытие не отрицаемо, оно основа всего, что есть или каким-то образом может быть. Следовательно, отрицая Бога, мы отрицаем себя. Но даже если после смерти, мы переходим в небытие, то это не означает небытия, как такового, а всего лишь инобытие, которое, как я сказал уже выше, есть суть бытие Бога. То есть, находиться в небытии, значит находиться в инобытии, так как и то и другое есть бытие Бога. Даже своим небытием невозможно отрицать бытие Бога. Бытие Абсолютного есть сразу и факт, и первичная истина нашей мысли. А раз познание себя, трансендирование своего сознания приводит к однозначным выводам об актуальной вечности бытия Бога то, следовательно, и мы, являясь Его творением и нося в себе образ Его, становимся причастными к вечности, точнее сказать к собственной бесконечности. Тогда смысл нашего существования приобретает космический аспект. И размышляя таким образом, я понимаю , что хотя грех и разделил нас с Богом, в Его бытии, как высшее из творений, но эта связь восстанавливается в здешнем мире через Богопознание, которое и становится смыслом человека.
Я имею в виду человека, осознающего себя личностью, и становящегося таковым через размышления над собой, над своим смыслом. Богопознание – это вершина созерцания, это узрение истины в чистом тождестве противоположностей. Отсутствие богопознания в человеке, делает невозможным причастность к Божественной сакральности, неочищенного человеческого разума.
Глава 2
COGITO ERGO SUM
«Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».
Из1-го послания апостола Павла Коринфянам 2гл.11-15ст.
Итак, используя один из атрибутов моего подобия Творцу – свободу, и выполняя акт волевого напряжения, поворачивая взгляд внутрь себя, я обнаруживаю в себе присутствие некоей нравственной природы. И эта природа, обнаруживаемая во мне, свидетельствует о существовании духовной реальности. Тем самым я отрешаюсь от гипнотического воздействия предметной действительности, и избавляюсь от убеждения, что единственная настоящая реальность – это реальность внешнего мира.
Но очень часто, в силу своего невежества, и полнокровия молодых лет, человек отвыкает от осознания своей смертности, тем самым, закрывая глаза на этот неотвратимый акт. Очень важно понять необходимость своего определения перед смертью, жить, зная, что мы умрем. Смерть есть основной элемент человеческого бытия, и невозможно полноценного, достойного существования без определения своего отношения к смерти. «Против твоего желания придет то, чего ты боишься. Случится то, что ты избегаешь. Много трудишься ты, чтобы отсрочить смерть. Но неужели хочешь совсем избежать ее? Итак, если привязанные к этой жизни так много заботятся о том, чтобы только отсрочить смерть, то, как много следует заботиться о том, чтобы избегнуть смерти? Вот, не хочется умереть тебе?! Измени свои привязанности и увидишь, что есть смерть, не та, которая будет, хочешь ты или не хочешь ее, но та, которой избегнуть от твоей воли зависит.»(8)
Если строить свою жизнь не думая о смерти, то жизнь проиграна, даже если и выглядит удачной. Жизнь полноценна через победу над смертью. В современном мире бесстрашием зачастую почитается недумание о смерти. И в этом даже усматривается некий героизм. Жить сегодняшним днем, быть успешным во всем. Это сегодня приобретает форму девиза. Жить ради материального благополучия, благополучия потомков и т.д. Процветание будущего, через умирание собственное. Жизнь ради продолжения жизни, это лишь тиканье часов.
«Увы! На жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут…» (9)
На самом деле, забвение о смерти, это не бесстрашие, а поверхностность, недалекость. Смерть является величайшим злом, источник всех зол, как результат грехопадения. Цель прихода Христа - победить смерть, вырвать её «жало». Такой приоритет смерти, указывает на её противобожие. Но с другой стороны, смерть отрицательным путем свидетельствует и о существовании высшего смысла. То есть, бесконечная жизнь в этом мире лишена смысла, так как полнота её не реализуется во времени, как в конечном, так и в бесконечном. Полная жизнь реализуется только в вечности, за пределами времени, во времени жизнь бессмысленна, если не получила смысла от вечности. Шаг через бездну, разделяющую время и вечность, в нашем мире именуется смертью. Другой путь, ведущий в вечность – это миг, не составляющий дробной части времени, не подчиненного категории числа.
Но для того, чтобы осознать духовную реальность и истинное, первичное бытие, необходимо моральное напряжение воли, для того чтобы перейти от поверхности бытия к его глубине. И это уже зависит от нас самих, куда направить свое внимание: на внешний, чувственный мир, приковывающий нас соблазнами привычности и ясности или же внутрь себя, соотнося себя же духовному миру. И опять же, необходимо условие осознания себя личностью, так как отсутствие этого условия, удаляет необходимость вопрошания к себе, к причине и истоку своего я. Следовательно: необходимо быть мыслящим существом. Ибо, исключая мыслительный процесс (я имею в виду субъективное измышление), мы теряем присутствие главнейшего атрибута личности.
Поэтому я считаю, что вопрос о смысле, о своём предназначении для человека, осознающего себя личностью, должен являться не итоговым вопросом, но вопросом определяющим. Именно постановка такого вопроса подводит нас к пограничному моменту перехода из временного в вечное. Сам этот вопрос к себе, уже является началом личности, началом мышления, которое в свою очередь есть формирующее и определяющее меня, моего я, способов моего существования во внешнем, предметном мире и взаимоотношений с ним. Без этого акта человек остается всего лишь materia non signata, причем временно существующая. Фома Аквинский характеризует человека так: «200…человек есть разумное живое существо и не говорим, что он состоит из живого и разумного, подобно тому, как говорим, что он состоит из души и тела. В самом деле, о человеке говорят, что он есть нечто, состоящее из души и тела, как некоторая третья вещь 205, образованная из двух других, но не тождественная ни одной из них, ибо человек не есть ни душа, ни тело. Но, если бы мы, как-нибудь, сказали, что человек состоит из одушевленного и разумного, то это не означало бы, что человек подобен некоторой третьей вещи, образованной из двух других, - но образованному из двух понятий некоторому третьему понятию».(10) Вот такое соответствие человека третьему понятию и есть, на мой взгляд то, что, определяет меня как личность, выделяет меня из рода, а раз из рода, то и из природы, а раз из природы, то и из предметного, а значит из внешнего мира. Именно в разуме человеческая природа обретает бытие, или можно сказать и так: человеческая природа обретает бытие через разум. «Человек состоит из того, что у него есть, и того, "чего ему не хватает". Он долго и отчаянно пытается воспользоваться своими умственными способностями непросто потому, что они у него есть, а потому, что испытывает потребность в том, чего у него нет, и, преследуя эту цель, конечно, использует имеющиеся в его распоряжении средства. Коренная ошибка всех теорий познания заключалась в игнорировании изначального несоответствия между потребностью человека в познании и теми "способностями", которые у него имеются. Один Платон догадывался, что корень познания, так сказать сама его субстанция, лежит как раз в недостаточности полученных человеком дарований, которую подтверждает тот страшный факт, что– человек "не знает". Ни Богу, ни животному это не свойственно. Бог знает все, и потому не познает. Животное не знает ничего, и потому тоже не познает. Но человек – это живая недостаточность, человек нуждается в знании, приходит в отчаяние от незнания»(11)
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что направляя усилия разума внутрь себя, мы в состоянии распознать духовную реальность отличную от предметного мира , окружающего нас, и являющегося частью нас. И действительным открытием может служить соотнесение вселенской гармонии и эмпирически познаваемой бесконечности с гармонией и бесконечностью простирающейся внутрь себя. То есть, то тождество противоположностей, о которых я говорил в первой главе. Но уже сам акт созерцания внутрь себя, и обнаружение духовного в себе, а также его сопоставление с
внешним, есть акт присущий человеку, определенного как личность. И способность пропускать через свое сознание и познавая, таким образом мир, основы бытия и себя самого, ставит человека в ряд разумных существ, мыслящих.
Апостол Павел, например праздность ума и утверждающиеся на ней выводы о мире называет безумием: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, …то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь»(1). Нежелание и, как следствие его, неспособность вникать в себя, лишает человека «третьего понятия», то есть происходит примитивизация личности через оскудение нравственности, поскольку истинная нравственность имеет в нас божественное, вдохновенное происхождение. Раз по внутреннему своему человеку мы являемся подобием Творца, соответственно и нравственность изначально подобна Его нравственности. Мы знаем также, что искажение образа и подобия в нас, является следствием греха, то есть добровольного акта непослушания, несоответствия Творцу. Поэтому, абсолютно нелогично созерцая гармоничный космос, утверждать свою поверхностную нравственность, мораль и понимание бытия человека, как ограниченного временностью существа. Происходит несоответствие внешнего мира и внутреннего мира человека, лишенного желания и способности вследствие этого нежелания, обнаружить в себе тождественность космическому порядку и потому выпадая из него. Здесь я имею в виду «философии» и идеологии самодостаточности человека.
Мышление, созерцание внутрь себя, способно одарить человека невероятными открытиями относительно своей природы. Обнаружение в себе самом божьей сущности является величайшей драгоценностью, в буквальном смысле бесконечной и неизмеримой ценностью, поднимающей нас над природным и социальным миром. Вот как сказал об этом Н.А. Бердяев: «Недостаточность и дефективность гуманистической антропологии была совсем не в том, что она слишком утверждала человека, а в том, что она недостаточно и не до конца его утверждала. Гуманизм имел христианские истоки, и в начале нового времени существовал христианский гуманизм. Но в дальнейшем своем развитии гуманизм принял формы утверждения самодостаточности человека. Как только провозглашают, что нет ничего выше человека, что ему некуда подыматься и что он довлеет себе, человек начинает понижаться и подчиняться низшей природе. В дальнейшем своем развитии, в ХVIII и ХIХ вв.,
гуманизм принужден был признать человека продуктом природной и социальной среды. Как существо исключительно природное и социальное, как создание общества человек лишен внутренней свободы и независимости, он определяется исключительно извне, в нем нет духовного начала, которое было бы источником творчества. Признание самодовления и самодостаточности человека есть источник унижения человека, и ведет неотвратимо к внутренней пассивности человека. Возвышает человека лишь сознание, что человек есть образ и подобие Божие, то есть духовное существо, возвышающееся над природным и социальным миром и призванное его преображать и над ним господствовать. Самоутверждение человека приводит к самоистреблению человека. Такова роковая диалектика гуманизма» (13) Я соглашаюсь с рассуждениями Бердяева в том плане, что возвышением человека является осознание себя образом и подобием Бога, через самообнаружение Его в себе. И соответственно храня в себе это подобие, мы сохраняем себя, как личность. Мы способны к творчеству, к осмысливанию своего естества, отождествляя себя с божьим естеством, становимся причастными и к Его бытию. И в таком знании структура отношений между нами и Богом, между объектом и субъектом совершено иная, чем в знании предметном. Наша духовная жизнь совпадает с реальностью Того, Кто составляет объект познания, и это есть откровение или самораскрытие самой реальности объекта. Таким образом, самообнаружение Бога в душе человека, есть чисто субъективный процесс по отношению к Объекту, и является верою. Следовательно, мысля, прикладывая усилие к своему сознанию, вопрошая к нему, мы опознаем реальность духовного основания себя, подобия Божьего. И хотя Бог является трансцендентным по отношению к чувственному миру, к предметному миру и «тварному» существу человека, Он не трансцендентен духовной жизни, поскольку она сама является Его самообнаружением в нас. Бог не только трансцендентен, но и имманентен. Понимание этого является настоящим, живым знанием в результате самопознания, и приводит к связи с Ним, следовательно, есть первичная основа религиозной веры. Таким образом, живая идея Бога, его самообнаружение о котором я говорил в первой главе, совпадает с реальностью Бога и неотделима от неё. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего»(14).
Мысля, вопрошая к своему сознанию, человек преодолевает ограниченность плотской природы, обнаруживая реальную духовность, вечную, духовную природу Бога, и сознает сопричастность ей. Более того, приобретая знание о сопричастности Божьей природе, мы обретаем и возможность преодоления своей плотской ограниченности, конечности. И человек не ограниченный плотью, обретает новое звучание, новый смысл. Через мышление мы приходим к осмысленности своего бытия, которое заключено в бытии Божьем которое, по сути, и определению есть истинное существование. Но познание бытия для нас возможно лишь в человеческом существовании и через человеческое сознание. «Есть истина более глубокая. Бытие сообразно целостной человечности, бытие - человечно, Бог - человечен. Потому только и возможно познание бытия, познание Бога. Без сообразности с человеком познание самой глубины бытия было бы невозможно. Это есть обратная сторона той истины, что человек сотворен по образу и подобию Божью. Человекообразность бытия и Божества есть снизу увиденная истина, которая сверху открывается как создание Богом человека по Своему образу и подобию. Человек - микрокосм и микротеос. Бог есть микроантропос.»(15) Именно человечность Бога, является специфическим откровением христианства, которое отличает его от всех других религий. Богосообразность человека – это другая сторона божественности. Это одна и та же Богочеловеческая истина. Трансцендируя себя, возвышаясь над собой и выходя за свои собственные пределы, человек совершает творческий акт. Творчество же есть акт экстатичный, в котором, преодолевая себя, человек самоопределяется. В нем дух господствует над природой. Для творчества, посылаются человеку дары, гений и талант. И это благодать посланная человеку для спасения. Не реализуя себя, человек может производить впечатление активности, производить шум вокруг себя, но на самом деле находиться во власти овладевших им сил и страстей, не имея свободы сопутствующей творчеству. В самопознании творчества мы перестаем быть поглощенными собой, перестаем терзать себя. Важно определение себя не только по отношению к окружающему нас миру, но определение себя по отношению к бытию, превышающему нас, по отношению к Богу. Только так мы можем возвыситься над окружающим миром, над его обыденностью, чтобы не быть его рабом. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнется под нас»(16) И в обращении к Богу, найти свой образ возвышающий нас над природным миром. Неудовлетворенность собой преодолевается в творческом акте самоопределения, в реализации личности. В личности - единственное и неповторимое призвание каждого. Личность способна быть послушной внутреннему голосу, зовущему к осуществлению своей жизненной задачи, и не поддаваться внешним влияниям мира. Призвание индивидуально. Личность, призванная к творчеству – индивидуальна, поскольку творчество всегда индивидуально. Творческим началом в человеке является дух. Дух же не является природой, отличный от душевной и телесной природы. Но дух – это имманентно действующая благодать, дыхание. Это высшая качественность человека.
Из вышесказанного вытекает следующая идея: через размышление, совершая творческий акт самопознания, мы обнаруживаем и обретаем свою высшую качественность - соответствие образу и подобию Личности, обретая, таким образом, собственную личность.
Глава 3
"Я поставил Тебя посреди мира, чтобы мог Ты свободно обозревать все стороны света и смотрел туда, куда Тебе угодно. Я не создал Тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным. Ибо Ты Сам сообразно воле Своей и чести можешь быть Своим собственным Творцом и Созидателем и из подходящего Тебе материала формировать Себя. Итак, Ты свободен в том, чтобы нисходить на самые нижние ступени животного мира, но Ты также можешь поднять Себя в высочайшие сферы Божества".
Джованни Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»
Печальный опыт человеческой истории показывает, насколько искажен образ и подобие Творца в нас, нашей свободой, свободой упивающейся своеволием, уводящей нас все дальше и дальше от Истины, заменяя её ложью и обнажая греховную наготу.
Прежде чем пойти дальше, хочу остановиться на одном эпизоде из Библии, а именно на 2-й и 3-й главах книги «Бытие» Ветхого Завета, где описывается грехопадение человека вследствие ослушания Бога. До того как это произошло, Адам и Ева были наги и не стыдились. Но после согрешения Адам отказался предстать пред Богом т.к., испугался наготы своей. То есть пока человек нравственно был подобен Богу, был послушен Его установлениям, он спокойно мог вступать в общение с Ним. Осознавая, что его нравственность подобная Божьей, служит ему одеждой в присутствии Нравственности, не находящей несоответствия Себе в человеке. Но как только в свободе своей, ослушавшись Бога, человек установил свою меру нравственности, он тут же перестал соответствовать этому Абсолюту, обнаруживая наготу в виде непристойности собственной нравственности. Потеряв, таким образом, право нахождения в Его присутствии. За что и был лишен общения с Ним. Иначе говоря, престав быть отражением Бога, мы лишились общения с Ним.
Множество людей лишенных Бога, положили на алтарь гуманизма в жертву самих себя, убитые идеологией отрицания Творца еще при жизни, умирая, смиряясь со своей участью животного, прямоходящего и говорящего. Венец эволюции своим концом не отличался от животного мира. Но несмотря на это, «венец» продолжал стремиться к всеобщему благополучию, подразумевая под всеобщим, прежде всего самого себя, не замечая как в этом стремлении проходит, собственно, сама жизнь и умирая сожалели о том, как многое ещё могли бы сделать. Но что именно, для кого, для чего? И какая польза собственно им самим от желаемого, но не достигнутого. Ложная духовность и образованность, не дающие надежного якоря душе. Я могу удовлетвориться идеей своей полезности будущим поколениям людей. Но при всем этом, мне еще необходимо заботиться о своём духовном развитии. Под духовностью подразумевается высота идеалов, стремлений души, наличие которой ставится под сомнение. Но не объясняется цель моего «духовного роста». У Августина (Марка Аврелия) 4 в., есть чудесное произведение: «Исповедь»(«Письмо к Богу»), в котором он пишет: «Я неразумный рассуждал и плакал о судьбе какого-то Энея, в то время когда я сам погибал без Тебя, сжигаемый в своих похотях, и не было, кому обо мне сожалеть.» Духовность нельзя отождествлять с осмысленностью существования. Жизнь вообще может быть осмысленной, но бездуховной. То же самое можно сказать и об образованности, она не всегда свидетельство духовности. Сущность человека нельзя отождествлять с его мышлением. «Я мыслю», столь же относится к сущности человека, сколь и «я страдаю», «я люблю», «я действую» и так далее. Люди далеко не всегда живут согласно своему разуму, убеждениям, идеалам. Взять, к примеру, героев романа Гончарова «Обломов». В диалоге со Штольцем, своим другом, рассуждающем о необходимости саморазвития телесного и духовного, то есть о заведении полезных связей, укреплении материального достатка, стремлении к прогрессивным идеалам гуманизма, Обломов отвечает: «А для чего? Вчера глядя из окна на старое дерево, которому лет пятьсот, я задумался. Вот каждую весну на нем появляются новые листья, и каждую осень опадают. А следующим летом на нем опять растут новые листья. И каждый листочек нуждается в дереве, как и оно в каждом листочке. Значит, в существовании каждого листочка есть смысл. И если я живу вот так, вот такой, значит, в моем существовании есть смысл.»(17) Мировосприятие каждого из них ограничено подчиненностью законам определенного общества в одном случае, и законам природного круговорота в другом. И каждый находит оправдание своему образу существования, исходя из известного и доступного их сознанию окружающего мира. Я бы сказал так: один природно-духовен, другой общественно-духовен. У каждого своя правда, поверхностно-бытовая. Но каждому из них не хватает той полноты ощущения жизни, её глубинного смысла, который привносит идея Бога, стремление к самообнаружению Его в себе, стремления богопознания и стремления соответствия Ему.
Исключая из своего мышления идею Бога, Универсума, Творца, и ощущая себя лишь частью общества или природы, человек подчиняется им, растворяясь в них, исчезает как личность. Но личность не подчиняется природе или обществу, поскольку личность, это категория духа, я бы сказал - действительная духовная категория.
Личность есть целое и немыслимое, как часть по отношению к чему-либо целому, но лишь в соотношении и общении с другими личностями, миром и Богом. Личность не природна, но выделяется над ней и коренится в духовном мире, в духовности Божьего мира как неотделимая часть его, не вмещаясь в природу. И опять же осознание этого факта, подтверждает потенцию человека, как духовного существа, в бесконечности.
Мы сотворены по образу и подобию высшей духовной Личности, находящейся за пределами нашего понимания. Отрицание вышестоящего бытия приводит к отрицанию и человеческого бытия, к отрицанию личности. Человек не рождается как личность от родителей, но он творится Богом и самотворится. Личность – это Божья идея о человеке, для Него человеческая личность является целью, а не средством. Мы созданы для общения с Богом.
Если мы воспринимаем себя лишь как часть природы, мы становимся ниже её. Задача человека - стать личностью. И к сожалению, задача эта весьма трудновыполнима, но все-таки выполнима. Реализация себя личностью болезненна, поэтому трудна. Личность творит себя на протяжении всей жизни, осуществляя в себе образ и подобие Божье, вмещая в себя всю полноту в индивидуальной форме. В обществе зачастую требуют отказа от личности, от свободы, подчинения детерминации общества, предлагая взамен репутацию и облегчение жизни. Поэтому творение личности, это весь жизненный путь, путь тернистый, путь нелегкий, требующий приложения всех духовных сил, заложенных в человеке, использования всех талантов, дарованных Создателем. Становление личности подобно тяжкому бремени, поскольку общественные реалии зачастую противостоят этому.
Реализация полноты жизни личности, предполагает духовную борьбу, осуществление которой приводит к бессмертию. Бессмертие – следствие духовного начала в человеке, его связи с Богом. Бессмертна именно личность, а не душа, как естественная субстанция. Ценность христианства заключается в том, что оно учит о воскресении не какой-то части человека, а о воскресении человека целостного, телесного и духовного, то есть о воскресении личности, личности вне времени, личности вечной. Это величайшая радость и утешение для ищущих. «..Ищущий находит…»(18)
Человеку обнаруживающему в себе духовное начало, осознающего себя причастным к Божьему естеству, реализующему себя как личность, многое открывается в ответ на его усилия. Например, Леонардо да Винчи, совершивший открытия намного веков опережающие его время, причем это не было основной целью, а как самопроисходящее действие в ответ на полную реализацию всего заложенного в него Творцом. Или Никола Тесла, как и Леонардо, опередивший время своими открытиями, которые до сих пор недоступны полному пониманию современными учеными. Тесла не отрицал, что все его знания он получает в результате откровений духовного мира, в котором все открытия состоявшиеся, поскольку Бытие включает в себя все существующее, и является причиной и основой всего. Осознавая и обнаруживая полноту божественной жизни в себе, совершая творческий акт самопознания,и как следствие, реализуя себя в самотворении личности, мы встаем вне времени, обретаем бессмертие. Бессмертие означает проникновение божественного начала в человека и овладение им. Бессмертие – богочеловечно, экзистенциально. Можно сказать, что бессмертие, это завоевание духовного творчества, результат усилий человека независимо от успехов или поражений. Христианское учение о воскресении целостного человека, личности, размышление о учении Иисуса Христа, заложенный в нем позитивизм, благоприятствуют такому духовному творчеству.
Заключение:
Прежде чем подвести итог всему вышесказанному, хочу привлечь внимание к одному эпизоду, описанному в Библии. Это мое истолкование данного фрагмента не является догматическим, но является интерпретацией по теме данной работы.
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа».(19) В этом фрагменте идет речь о создании помощника человеку, о создании личности, способной помогать другой личности. На еврейском языке слово ребро, употребленное здесь, означает грань. То есть, Бог для создания полноценного человека, женщины, личности, взял одно из свойств человека, одну лишь грань его сути. И эта грань имеет сама в себе столько индивидуальности, что вполне правомерна, называться человеком вне того человека, от которого взята. А раз так, то насколько же много вложено в нас Творцом, сколь еще многогранен человек и какие бесконечные просторы открываются в нас самих! Кроме этого эпизода из Ветхого Завета, в Новом Завете есть притча о талантах, рассказанная Господом: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»(20)
Человек-это множество талантов подаренных нам Создателем. И хочу обратить внимание на один очень важный момент: таланты Бог распределяет между людьми по силе каждого. И поэтому нет никаких веских причин не использовать тот потенциал, который заложен в нас Богом.
В наших силах реализовать весь вложенный в нас нашим Создателем потенциал. Через творчество самопознания, обнаруживая божественное в себе, начала нравственности, начала подобия Творцу, обрести веру в Бога и доверие Ему, обрести веру в себя через Богопознание, открытое нам Иисусом Христом.
Смысл, предназначение человека, заключается именно в формировании полноценной личности, становление целостного человека по образу и подобию Божьему. Именно так можно обрести истинное удовлетворение от жизни и счастье. То, что останется с нами даже тогда, когда придет время оставить все земное.
Ссылки:
1 Библия. Екклесиаст 1:9ст.
2 Библия. Псалтирь 8:4-6ст.
3 Г.Ван Вайлен, Термодинамика.New York: John Wylie & Sons, 1959. стр.567
4 А.Ф.Лосев, СÁМОЕ САМÓ/ Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994, с.300-526
5 Хосе Ортега-и-Гассет «Что такое философия» 2-я лекция
6 К.Г. Юнг «Душа и миф: шесть архетипов»
7 Библия. Псалтирь. Пс.52:2
8 «Проповеди Блаженного Августина». Сергиев Посад.1913г.
9 А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 2гл. 38ст.
10 Фома Аквинский. О сущем и сущности. Библиотека Института философии Российской Академии Наук http://www.philosophy.ru
11 Хосе Ортега-и-Гассет «Что такое философия» 4-я лекц.
12 Библия. Послание к Римлянам 1гл.18-25ст.
13 Н.А. Бердяев «Проблема человека (К построению христианской антропологии ).
14 (Библия. Первое послание Иоанна 4гл.13ст.)
15 Н.А. Бердяев «Проблема человека (К построению христианской антропологии ).
16 Андрей Макаревич. Поэт, рок-музыкант.
17 Экранизация Н.С. Михалкова 1980г.
18 Библия. Евангелие от Матфея 7гл., 8ст.
19 Библия .Бытие 2гл.,21-23ст.
20 Библия. Евангелие от Матфея 25гл.13-30ст.
Список использованной литературы:
1. Библия. Синодальный перевод. 1876г.
2.Древнегреческая мифологема судьбы. Горан В.П. Наука. Новосибирск 1990г.
3. Евгений Онегин. А.С. Пушкин.
4. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции 7-5 вв., до н.э. Л., 1985
5. О семантических параллелях судьбы// Понятие судьбы в контексте разных культур. М.1994г. Яворская Г.М
6.Обо все видавшем// Поэзия и проза древнего Востока М., 1973 с.200-203
7. Потерянный рай. Джон Мильтон БВЛ т.45 М.,Худ., лит. 1976г.
8. Рожанский И.Д. Античная наука М.,1980
9. Философские науки №3 1985г.//Этика мира и человеческой жизни» стр.116 авт. Профессор Говард Л. Парсонс ; №2 1985г.// К проблеме смысла жизни. стр.35 авт. Кандидат философских наук, доцент В.А.Шилов; №2 1985г. //Смысл жизни как филосовско-этическая проблема. авт. Доктор философских наук, профессор В.Н.Шердаков.
10. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. К., ГБУЮ 1996
Список использованной литературы из электронной библиотеки http://www.aclib.spb.ru/ru.htm.Ассоциация христианских библиотек:
1.Публичная лекция «Смысл жизни», прочитанная 7-го апреля 1896 г. в С-Петербургских высших женских курсах известным философом-неокантианцем Александром Ивановичем Введенским (1856-1925). http://www.philosophy.ru/library
2.Н.А. Бердяев. Проблема человека (К построению христианской антропологии )Опубликовано в журнале "Путь", 1936, ј50, с. 3-26. http://www.philosophy.ru/library
3.Избранные проповеди Августин Блаженный Перевод с латинского протоиерея Дмитрия Садовского, 1913 Публикуется по изданию: Проповеди блаженного Августина. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1913. Составление Голодецкого Л.А. http://www.philosophy.ru/library
4.С.Л. Франк. Онтологическое доказательство бытия Бога. Изд: Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Paris: YMCA-Press, (c)1972.
5. А.Ф.Лосев. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994, с.300-526
6.Хосе Ортега-и-Гассет. Что такое философия. http://www.philosophy.ru/library
7.В.В. Зеньковский. Основы христианской философии. http://www.philosophy.ru/library
8. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1. с. 506-514
9.Фома Аквинский. О сущем и сущности. Библиотека Института философии Российской Академии Наук http://www.philosophy.ru/library/catalog.html
12.М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., Школа «Языки русской культуры», 1997. http://www.lib.ru
Содержание:
Введение……………………………………....стр.1
Глава 1. Esse actu……………………………...стр.3
Глава 2. Cogito ergo sum………………………стр.7
Глава 3…………………………………………стр.13
Заключение……………………………………стр.17
Список использованной литературы………...стр.19
Комментарий автора: Данная работа отнесена мною к разряду эссе, то есть размышление на заданную тему. Начальный формат WORD-A4.
Буду рад отзывам.
Всего доброго.
Дзембо,
Павел
В основном моя писанина ориентированна на людей неверующих или условно верующих. Открыт для общения на любые темы, и вне христианства тоже.Ответственность перед Создателем и Его любовью к нам, считаю основным тезисом жизни. e-mail автора:secktant@yandex.ru
Прочитано 4530 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 3
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
И в определение понятия «смысл», я вкладываю, прежде всего, основное из приведенного в эпитете (в ЭПИГРАФЕ?) определения слова «смысл», а именно – идея, сущность и предназначение.
Воронова Галка
2008-05-14 08:22:39
Привет, Паш!
Прочитала все твое "с толком, смыслом, расстановкой":)
Подробно обо всем на свете мы еще поговорим, я надеюсь. Но не могу хотя бы вкратце не поделиться своими впечатлениями прям сейчас.
И так:
Во-первых, я потрясена тем путем, который ты прошел. И очень рада, видеть, что ты продолжаешь двигаться. Это здорово! Никакие слова не убеждают так, как личный пример и реальный опыт. Именно поэтому я уверена, что преподаватель из тебя получится преотменный. И по-хорошему завидую твоим будущим студентам! Думаю, при твоей открытой, живой натуре, обмен может стать обоюдным. Так что и тебя, на выбранном тобою пути, ждет жизнь полная открытий. И, дай Бог!
Во-вторых, я, конечно же, не так глубоко погружена в темы, которым посвящены твои эссе, не так начитана и образована в этой области, что бы давать какую-либо научную оценку твоим размышлениям. Но чувствами и ощущениями(которым привыкла доверять)) я с тем, что читала соглашалась. Причем с душевной радостью по большей части.
В-третьих, коротенькие ассоциации с прочитанным(пока я их не забыла)) в тему они или нет, тебе решать.
О Любви.
Из Пелевина (совсем недавно Толик Иванов дал послушать – вот совпадение)) Из повести о Шестипалом.
На вопрос, что такое Любовь, герой отвечает(не дословно, т.к. память у меня "девичья".. а может уже просто склероз.. Но мы не об этом!)):
"Любовь - это что-то вроде Любви. Но ты всегда знаешь, когда она приходит. Она открывает то главное и лучшее, что есть в тебе. Если главное в тебе грусть, ты грустишь, радость - радуешься. Я же всегда чувствую покой" Так примерно. То есть Любовь - это самый короткий(не мудрствуя лукаво) путь к себе.. и к Богу в себе соответственно..
Об отклонениях.
Изречение(не помню откуда в голову пришло, но кажется что-то из Тибетской медицины)
"Болезнь дается человеку, что бы он остановился и подумал, правильно ли он живет.." И от туда же:" Все есть вред и все есть польза - главное, знать меру"
О зависимости.
Ты дал структуру, свойство недуга. А хотелось бы еще и рекомендаций (близким людям, имеющим в семьях эту беду), как помочь человеку, если это вообще возможно, справиться, ну или хотя бы осознать(как первую ступеньку к возрождению) свой недуг?
О смысле.
Эта твоя статья особенно понравилась и отозвалась (помимо, той, что о Любви))
"Пейте воду из себя"(из Писания?)
Сколько себя помню, с этим ощущением живу. Мне повезло, я росла вне города и поселений - родители биологи вечно по командировкам, и я при них в лесах и полях. Так что воздействие "предметного" социального мира было сведено к минимуму в моем раннем детстве, и после интуитивно я избегала воздействия массового сознания - воспринимая его, как насилие над личной природой. Если человеку скучно наедине с собой - это тревожный знак. Значит, там, где должна быть полнота, образовались пустоты.. Почему? и Чем они заполняются? – это отдельный вопрос.
И последнее(на сегодня)). Вот сейчас я смотрела в окно и чувствовала, как весь огромный мир зеркально, преломляясь через то, что видели мои глаза, что за пределами горизонта пыталось объять сознание, отразился в душе(думаю, что в душе)) целым Космосом! Я знаю, что в этом и есть ответ. Помнишь тот знак, что на восьмерку похож? Человек, словно точка пересечения линий знака «бесконечность», граница между двумя бесконечностями - той, что во вне - и той, что внутри. Они зеркальны, и мы есть то, что отражаем.
В каждом из нас заключен источник знания, и понимания, и радости жизни.
И ты тому яркий пример, Пашка!
Спасибо тебе)) От души рада возобновлению знакомства:)
Галка.
Комментарий автора: Спасибо за внимательное отношение.
Doverie Bogu
2014-02-13 08:30:40
Мой отзыв может более полно звучал бы в 2,3 и 4-ой моих публикациях из цикла "Доверие vs Наука", но место мало и скажу лишь, что работа отличная, хотя не перечитал её полностью, но это в смысле науки. Когда-то и моим любимым произведением было - Фома Аквинский «О сущем и сущности», и "Метафизику Аристотеля исколесил когда-то. Но Истина поставила вопрос, как некогда Аристотелю, "или-или". Если "или" Аристотеля лежало в более совершенной философии, то моё "или" легло вне её, вне всякой науки, да так, что науку и её методологию, её мышление пришлось признать как искусственный интеллект (не свойственный человеку). Хотя мои проповеди не ориентированы на философов, но смысл, надеюсь, можно будет понять. А если лень читать, то предложу по-философски сформировать то, за что философия, насколько мне известно, ещё не бралась: создать концепцию познания в смысле того познания каковым оно задумано, как естественную функцию. А в звучании религиозном - концепцию познания в первозданном виде. Есть ли точная и совершенная функция, что называется познанием, а не безграничная, как понимает философия? Конечно, совершенное, соответствующее своей истинной природе (но не безграничное) познание нельзя разделить с понятием счастья, как критерием правильности познания (опять же по критерию целостности человека). Попроще история из Библии в виде вопроса по ней: много ли нужно было знать совершенным умом Адаму и Еве (до греха), чтобы быть счастливыми? Это формирует критерий возврата к естественному познанию. Действительно философия приблизительно декларирует такое направление, но только в самоопределении, а по факту и она и все науки отдаляются в "развитии" от него.