"Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти,
если бы не было дано тебе свыше" (Иоан.19:11)
Вступление:
В 1927 году в Швейцарском городе Лозанне состоялась 1-я Всемирная Конференция, посвященная вопросам мира и порядка. 400 делегатов представляли 108 Церквей - протестантских, ортодоксальных, и старокатолических (отколовшихся от римского католичества после провозглашения догмата о непогрешимости папы). На конференции было принято решение НЕ стремиться достичь единодушия с помощью общих и потому бессмысленных заявлений или вероучительных определений, которые неизбежно привели бы к исключению чьих-то мнений. Вместо этого проводились откровенные и открытые дискуссии с последующим принятием документа, начинающегося с перечисления пунктов, по которым был достигнуто согласие, а затем излагавшего вопросы по которым сохранились разногласия.
(«История Христианства»; Хусто Л.Гонсалес; «Библия для всех» - 2006; т.2-й, стр.352),
Учение «О свободе выбора» к спасению давно и прочно занимает «почетное» место во второй группе вопросов, – «по которым сохранились разногласия». Начиная от св. Августина, богословы всех наций и вероисповеданий высказывались за или против этого учения. Что же, попробуем и мы еще раз погрузиться в дискуссионную тему. Историческая справка, приведенная во вступлении, предложена как образец терпимого отношения к различным мнениям и верный путь к достижению истины.
1. Пробежимся по истории вопроса
Итак, – факты, логика, предположения.
Что же есть истинная свобода? Избегая длительных экскурсов, предлагается рассмотреть постулат о том, что говорить о свободе возможно лишь по отношению к Богу. Основание тому – слово Бога – Библия. Вот что говорит Апостол Павел: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему»? Это – есть СВОБОДА, поскольку лишь Его желание, мысли и действия первичны и ничем (никем) не обусловлены! Об этом же говорит Пророк Исаия: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?» Об этом же говорит Пророк Иеремия: «Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал»? Помнится, мы рассматривали эту трактовку. Но, как известно, повторенье – мать учения.
Все, что последовало далее, – вторично. А значит – обусловлено, а значит – НЕ свободно. Адам и Ева, которых сотворил Бог «по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», – были подобны, но не равны Богу. Этот вопрос мы также рассматривали ранее. Бог НЕ творил второго Бога! Бог сотворил ЧЕЛОВЕКА! И в действиях своих перво-люди не были предоставлены самим себе, но имели совершенно ясные указания, а вернее сказать, – повеления от Бога: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Знания и умения, необходимые для выполнения их миссии, в людей были вложены Богом, а потому – обусловлены – «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Как видим, о свободе разговор не идет, но скорее до человека доведено то, что Бог от него ожидает. Мало того, люди имели так же весьма серьезное ограничение: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Вот и вся «свобода». Под страхом смерти!
Следуя логике, что Бог дал человеку свободу выбора, мы видим, что человек тут же проявил свою неспособность сделать этот выбор правильно. Он моментально выбрал смерть. И это – Адам, – человек, находящийся в первозданной чистоте. Адам, не зашлакованый «отходами цивилизации».
Поскольку сегодня мы уже знаем окончание истории (см. Откровение…), то справедливо будет сделать заключение, что Бог лишь допустил возможность человеку сделать выбор.… И вот, что из этого получилось. Бог предоставил человеку не свободу, Он предоставил человеку право на ошибку. А для того, чтобы избежать ошибки, Бог дал человеку разум и волю.
Здесь, нам необходимо произвести некоторые корректировки в понятиях. Возможно, что многие не вдруг и не сразу воспримут сказанное; что же, мы никуда не спешим – у нас впереди вечность и есть время поразмыслить. Так вот, – воля НЕ может быть свободной. Воля – это инструмент, который приводится в действие, ПОСЛЕ того, как принято то или иное решение. Воля – по сути своей – РАБА. Она подчинена разуму. Человек помыслил, принял решение и уже потом (следом) включается его воля, которая преодолевает все, что составляет сущность человека (лень, незнание, неумение, страх). Уже потом воля изыскивает средства для преодоления всего, что мешает в достижении поставленной цели. (Или не изыскивает – оставаясь рабой той же лени, того же страха, незнания). Подтверждение тому слова Библии, описывающие произошедшие события: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Вот и все, – увидела жена, что дерево… вожделенно, – и лишь тут включилась ее воля, – и взяла плодов его и ела. Так же поступил и Адам – «и он ел». Их воля проявила себя во всей своей рабской красе – подчинилась вожделению. А вожделение было преподнесено сатаной, – И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Вожделенное – «будете, как боги», сломило голос совести, призывавший к смирению, и включило волю мятежа.
Воля, призванная противостоять искушению, сдалась без боя. А потому немедленно прозвучал приговор: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей».
Святой Бог явил Свою святую волю!
2. Но от Бога родились
Внимательно погружаясь в Библию, мы видим некую последовательность:
– Сотворение – «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».
– Оправдание – «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева».
– Рождение свыше – «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».
– Принятие как детей Божьих – «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Причем, здесь приводится весьма значительное уточнение – «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Понятно, чья воля исполнена.
– Вечное пребывание с Богом – «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».
Все это предвечный план Бога. И во всем, и над всем – Его непреклонная воля.
Дьявол в безумии своей гордыни попытался вмешаться в Божий план, но потерпел неудачу. У дьявола тоже был план. И в нем присутствует его, сатанинская логика:
– Самовольно уподобиться Богу – «…взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
– Совратить человека (тем же вожделением) – «…откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
– Смутить и искусить Христа (снова тем же) – «…и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».
В реализации своего плана дьявол одержал некоторую тактическую победу – ему удалось увлечь человека. И дьявол готов был торжествовать, если бы не одно НО…!!! Предполагая, что он погубил величайшее творение Господа – человека, совратив его на грех, а мы помним, что «… возмездие за грех – смерть». Сатана не учел один момент. Справедливо считая, что в святости Своей Бог не пойдет на нарушение Им же установленного закона, «… ибо Себя отречься не может», сатана не предусмотрел того качества Бога, которым не обладал он сам, а именно – жертвенности и любви. Дьявол никак не мог предусмотреть, что Бог, который «есть любовь», Сам Собой заплатит Себе за грешного человека, применив Свое же правило – «… милость превозносится над судом». Справедливость Господа восторжествовала, – «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». И этой жертвой Им была принесена людям как бесценный «… дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Аминь!
3. Если бы не было дано тебе свыше
В заключение главы рассмотрим ситуацию, как нельзя лучше описывающую крах кажущейся свободы человека.
В Иоанна 19:10 Пилат заявляет: «… мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя»? Как верно! Не властен ли прокуратор Иудеи, по своему разумению, распорядиться судьбой несчастного еврея? Кто может ему помешать? И что же? Крах Свято-Тройственному плану? Как «велик» Пилат!?! Но мы помним ответ Христа: «... Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше…». Казалось бы, какое самодовольное заявление! И прокуратор Пилат, понимая ли почему, ставит перед собой цель и проявляет всю свою волю – «С этого [времени] Пилат искал отпустить Его». И … – не имеет на это власти. Все, что он смог (ему было дано свыше) это «… взя[ть] воды и умы[ть] руки перед народом, и сказа[ть]: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы».
«… спаси Себя Самого и сойди со креста» – отчаянный вопль сатаны потонул в раскатах славящего хора Ангелов – Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!
Комментарий автора: Учение «О свободе выбора» к спасению давно и прочно занимает «почетное» место во второй группе вопросов, – «по которым сохранились разногласия». Начиная от св. Августина, богословы всех наций и вероисповеданий высказывались за или против этого учения. Что же, попробуем и мы еще раз погрузиться в дискуссионную тему. Историческая справка, приведенная во вступлении, предложена как образец терпимого отношения к различным мнениям и верный путь к достижению истины.
Сергей Сгибнев,
Новосибирск, Новосибирской обл.
Верующий. Люблю хорошую христианскую и классическую музыку. Люблю говорить о Боге. Люблю жить! сайт автора:Персональный дневник
Прочитано 4549 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
1. Вступление
Довольно многообещающе...
2. Пробежимся по истории вопроса
Чем так бегать лучше ходить пешком...
3. Не от Бога родились.
Довольно самокрититчно...
4. Ссылки
Единственная правда в проповеди
Заключение: Все свободны!!! Аминь. Комментарий автора: Без комментариев
Санек
2011-02-09 05:43:22
С большим удовольствием читаю серию о воле и укрепляюсь в Его живительном слове Слове! Спасибо, брат! Комментарий автора: Нужно иметь смелость, чтобы признать, что воля Бога может не согласовываться с нашими желаниями, и что мы, зачастую, противимся Его воле, а потом удивляемся, - почему у нас все не так...? У меня так, очень плохо получается... Может потому и удалось нечто изложить письменно. Свой опыт что ли...
С Богом!
.антивина нина
2012-08-06 09:59:47
Нужна ли свобода новорожденному? Если мы рождены от Духа,рождение свыше,то мы тоже младенцы,но духовные.И как написано в Писании,что является нашей пищей и какие мы.Нам надо научится говорить,потом мыслить,потом рассуждать и это духовный возраст,и занимается нами Дух Святой.Такое мне было дано понимание,когда я молилась.Мир Вам Божий.