26 ноября английская «Телеграф» сообщила об интервью, которое архиепископ Кентерберийский, Роуэн Уильямс, глава Английской церкви дал британскому мусульманскому журналу. В нем он обильно распространился об империалистической политике США, которые, по его мнению, потеряли моральный авторитет в мире после 11 сентября 2001 года.
Как отметил обозреватель газеты, умеренным мусульманам, которые читают этот журнал, хорошо было бы услышать из уст главы церкви кое что о судьбе христиан в Индонезии, Африке и на Ближнем Востоке, которых подвергают избиениям, пыткам, бросают в тюрьмы и убивают во имя Аллаха. Увы, любовь к своим по вере и защита угнетаемых, не входит в число приоритетов архиепископа Уильямса. Его можно понять: если вступаться за преследуемых верующих, не хватит времени на пламенные обличения американских империалистов.
Эта история в очередной раз высветила одну важную особенность религиозно-общественной палитры. Почему глава Англиканской церкви не защищает христиан, не возвышает свой авторитетный голос за свободу совести? Ведь у него, в целом, правильное богословие. Не будем придираться к деталям, но вера в Троицу, Христа, Церковь объединяет его с миллионами христиан по всему свету. Однако почему-то это единство веры не побуждает Уильямса к настоящему единству с ними. Архиепископ скорее объединяется с левыми и мусульманами. Дело в том, что на жизнь человека гораздо больше влияют не его богословские или философские взгляды, а система ценностей, усвоенная сердцем. И далеко не всегда убеждения ума совпадают с настроем сердца.
Люди отличаются не богословием, а ценностями
Поэтому так и получается, что водораздел между людьми проходит не по отношению к Никейскому символу веры, а по отношению к ценностям. Существуют, например, так называемые иудео-христианские ценности, а есть ценности лево-либеральные или коммуно-патриотические. В соответствии с первой системой ценностей, человек от рождения имеет неотъемлемые права, которые получает от Бога. Левые и «патриоты» считают, что права человеку дает общество или государство. Соответственно, государство может их и отнять. Например, право на жизнь у ребенка, который пока еще не появился на свет. День спустя его уже нельзя было бы убить, потому что он вышел из матки женщины. В уровне развития ребенка, его жизнеспособности практически ничего не изменилось за это время. Он, каким был вчера, таким же и появился на свет сегодня. Но общество решило, что оно имеет право убить этого ребенка, если мать посчитает, что тот ей не нужен. Характерно, что есть христиане, которые считают, что аборт это грех убийства, а есть христиане, которые соглашаются с левыми либералами и не видят в умерщвлении плода ничего безбожного.
В соответствии с иудео-христианской традицией, свобода человека является такой ценностью, что Бог не стал лишать людей свободы выбора, даже зная наперед, что эта свобода приведет к распространению зла. Есть христиане, которые придерживаются такого взгляда и неодобрительно относятся к вмешательству государства в жизнь человека. Им не нравится, если государство предписывает, по каким учебникам должны учиться их дети. Они не одобряют, если государство начинает ограничивать свободу совести, поддерживая одну религию в ущерб другой. А есть христиане, которые считают, что нельзя отдавать важные вопросы жизни человека и общества на усмотрение самого человека и общества. Этими вопросами должна заниматься элита или государство. А поскольку государство – это группа чиновников, считающих себя элитой общества, то фактически, это одно и то же.
Отсюда вытекает еще один важный вывод. Одни христиане считают, что государство существует для того, чтобы, образно говоря, жизнь на земле не превратилась в ад. Соответственно, они убеждены, что чиновники должны иметь очень ограниченную власть, потому что, будучи сами обычными грешными существами, могут запросто начать злоупотреблять ею. Другие же христиане, возлагают надежды на государство, уповая на то, что оно обеспечит им счастливую жизнь, исправит дурные наклонности невеж, воспитает добродетели в их детях, наполнит жизнь народа миром и благополучием. Русские христиане традиционно возлагают свои надежды на царя-батюшку или президента. Вослед за древнерусским книжником, Даниилом Заточником, они взывают к своему государю, как тот к Ярославу Владимировичу: «Возри на птица небесныа, яко тии не орють, ни сеють, но уповають на милость Божию; тако и мы, господине, желаем милости твоея». Только сегодня они умоляют Владимира Владимировича Путина, сравнивая его с другим князем Владимиром Красно Солнышко. А ведь тоже веруют в Троицу. Да и сам президент почитает себя христианином. То есть богословские расхождения между нами невелики. Но Путин гордится советским прошлым, особенно службой в госбезопасности, возвеличивает Советский Союз, а евангельские христиане благодарят Бога за избавление от этого безбожного идолища. Одни христиане, как Путин, считают выборы, на которых он пользуется своим служебным положением, агитируя за свою партию, свободными, а другие – считают их нечестными. И как эти позиции можно сблизить? Они различаются не богословием, а ценностями. Как отличается подход цыгана к добру и злу: «Зло – это когда у меня украли лошадь, а добро – это когда я украл лошадь». А ведь и крестится он также размашисто, крест на груди носит еще позолотее, чем у иного христианина, и к церковному богословию относится положительно. Да вот беда – в жизни богословие часто играет вторичную роль.
Или вот еще. Семья, как добровольный союз одного мужчины и одной женщины, тоже одна из библейских ценностей. Для многих христиан семья – важнейший общественный институт, установленный Богом. Но есть другие христиане, которые так же, как и те, веруют и в Троицу и в церковь, а все же снисходительно относятся к супружеским изменам, беспорядочным сексуальным связям, или поддерживают гомосексуализм, как например, тот же архиепископ Кентерберийский.
А с другой стороны, многие христиане находили немало общего с таким человеком как Андрей Дмитриевич Сахаров. Хотя последний не особенно верил в Бога, или, по крайней мере, взгляды его сильно отличались от Никео-Цареградских. Но уважение к свободе личности, неотъемлемым правам человека делало его другом христиан гораздо большим, чем многих архиереев, сливавшихся в единстве со своими покровителями из КГБ. Мне даже кажется, что одна из причин, почему иерархи РПЦ так враждебно относились к папе Иоанну Павлу II, заключается в их диаметрально противоположном отношении к коммунистическим спецслужбам. Одни были послушными орудиями в их руках, а этот – непреклонным борцом, которого по праву считают одним из могильщиков советской империи зла. Хотя и Алексий и Иоанн Павел – оба христиане, основы их богословия общие, а вот ценности были противоположными. Заметили, как потеплели отношения между РПЦ и католической церковью после смерти папы?
Поэтому, когда я задумываюсь над тем, за кого стоило бы отдать свой голос на выборах, меня меньше всего убеждают прекраснодушные речи о вере и нравственности кандидатов или свидетельства об их христианских убеждениях. А вот ценности, которые они и их партии исповедуют своей жизнью, порядки, какие они поддерживают – это совсем другое дело. По мне – лучше ты будь атеистом, защищающим свободу, чем правоверным евангелистом, поддерживающим рабство. Для того чтобы брать взятки, не нужно исповедовать Символ веры коррупционера. Рука сама тянется «по велению сердца». А слова можно подобрать нужные, правильные. Законы понапринимать такие совершенные, что сам Моисей устыдится. Но ценности – они проявляются в повседневной жизни на подсознательном уровне, в обыденных делах. Даже если их усиленно мочить в разных помещениях и отрезать так, чтоб ничего не выросло, они все равно будут шакалить, выползая наружу и подводя кандидата в самый неподходящий момент.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
1 цар.гл.8 ст.7 И сказал Господь Самуилу:послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними. Не когда не голосовал и сейчас когда верю в Бога, тем более не пойду. Но при Путине я жил спокойно, это не Ельцин, хотя неизвесно что будет в следующем году даже если В.П. выберут.
Станислав
2007-11-30 12:47:52
Уважаю мнение и позицию Геннадия, но всегда голосовал и буду. Считаю, что обязанность христиан сегодня - быть активными гражданами. К этому нас призывает Слово. Христиане делятся у нас на тех, кто главным делает разногласия, и тех, кто уважает исповедание других.
Петр поднимает важные темы, однако с каждым разом все виднее, что его мнение - это как раз мнение мыслящей христианской элиты, представителей которой очень немного. Они не делают погоды, хотя призваны к этому Богом. Это именно потому, что...(см. ссылку, приведенную Геннадием). Поэтому, несмотря на то, что многие называются верующими, продолжают надеяться на человеков, а не на Бога. Всё ждут доброго царя, как правильно замечает Петр. Портрет основной массы электората рисуют те, кто пишет Путинские речи, определяют политику партии власти. Это обращение к глупости, к тупому стаду, которое "все схавает". А успех этой политики означает, что таковых в стране большинство. Это и определяет выбор направления и будущего страны, как бесовский выбор. Хотя многие "выбирающие" - верующие. Видимо, их пасторы не проповедовали им на тему выборов. Никто не рассказал им о пустых декларативных обещаниях, отсутствии идеологии, стратегии и планов (кроме всеобщего "обогощайся!). О вопиющем отношении к "социально бесперспективным" - пенсионерам, детям, старикам, инвалидам, БОМЖам, зекам. О лживых цифрах "увеличения пенсий", о внедрении психологии войны против всех, о глупых надеждах на деньги и военную силу. О декларации неприкосновенности нахапанного, недопустимости "передела". О басманном правосудии, создании коррупционной среды, продолжающемся "мочилове в сортирах" и многом, многом другом. Поэтому я пойду участвовать в этом фарсе, где все уже определено - чтобы проголосовать против.
Голос вопиющего в пустыне все-таки нужен.
Ольга
2008-08-25 14:11:59
Совершенно согласна с мыслью, что надо смотреть не на заявления, а ценности.
Сама об этом размышляла по отношению к выбору спутника жизни. Многие, желая сочетаться браком с верующим, смотрят только на то, чтобы человек принадлежал церкви и исповедовал Иисуса своим Господом, а как он живет, какие у него ценности - дело десятое, вроде сомнению не поддающееся - христианин ведь. По опыту жизни пришла к тому что смтореть надо на то, как человек живет - если у него ценности семейные - ответственность, честность, верность, трудолюбие - к вере он когда-нибудь придет.
брат Сева
2011-01-03 23:21:27
Мир вам.
Интересное изложение.
Началось с Кентерберийского священника, подпёрли башни в США, прошлись по Путину, напомнили о связях РПц и кгб, что осталось только спросить - а хот-дог когда дадут ?