Каждый
год в
четвертый
четверг
ноября Америка
отмечает
этот
праздник.
Я
часто читала
об этом
празднике в
художественной
литературе,
но никогда не
знала его
значения,
полагая, что
это что-то
вроде нашего Прощенного
воскресенья. Только
сейчас,
оказавшись в
христианской
среде в
Америке, я
поняла,
насколько большое
значение
придают люди
здесь этому
дню.
В
светский кругах
День
благодарения
ассоциируется
с индейкой и
огромными
распродажами,
особенно в такой
год как этот,
потому что экономика
недобирает
свободных
средств, а
это значит,
что все
пойдет за
бесценок и за
выходные вся
Америка
сходит в
магазин не один
раз. В этом,
собственно,
нет ничего
плохого.
Однако
остановимся
и на истории
этого дня.
В сентябре
1620 года так
называемые
Пилигримы,
одна из групп
нон-конформистов,
не желавших
мириться с единоцерковием
и, как здесь
пишут,
стремящихся
поклоняться Богу
так, как они
считали
нужным,
взошли на борт
корабля Мэйфлауер,
то есть
майский
цветок, и
навсегда
покинули
Англию, чтобы
начать новую
жизнь в Новом
свете. Само
слово
Пилигримы, название
этого
корабля, а
также имя его
капитала
Мастер Джон –
все это
символы дня
Благодарения,
но далеко не
единственные.
Путешествие
было трудным:
шторм,
морская болезнь,
недостаток
пищи – все это
не слишком
скрашивало
дорогу,
длившуюся 66
дней. Но у
этих людей в
буквальном
смысле не было
выбора: эмиграция была их
единственным
спасением и
надеждой. Их
обычно
называют
пуританами,
но именно эти
сто человек
были
сепаратистами. Сначала
они
пробовали
укрыться от
преследований
в Голландии,
но там им не
нравились
условия
жизни и
оторванность
от земли, и
еще то, что их
дети
забывают
английский
язык. Они
решили
попробовать
Америку.
Жизнь
первых
поселенцев
была очень
тяжелой: они
высадились в
новом
Плимуте осенью,
а, значит, у
них не было
возможности
что-то посеять.
Земля была
незнакомая,
сплошь лес,
который хоть
и давал
материал для
строительства
и пищу летом,
но таил и
множество
опасностей. Половина
из них не
пережили эту
зиму.
Однако
весной они
отпраздновали
первую
свадьбу.
Кстати, женщины
в
колониальное
время всегда
были в
дефиците, так
что Новый
свет был
местом
«женихов»:
женщина, приезжавшая
из Старого,
легко могла
выйти замуж,
если только
она готова
была
разделить уклад
жизни:
работать
день и ночь,
все нуля, все
своими
руками. Труд
до сих пор
остался
отличительной
чертой
Америки,
русские
эмигранты
называют эту
страну в
шутку «трудовым
лагерем с
усиленным
питанием».
Здесь
развеиваются
многие
мифы, которые
были вбиты в
нашу голову:
о пьянстве в
«салунах» и
охотой за
золотом, и
главное – об
отношениях с
индейцами. Не
то, чтобы это
было совсем
неправдой,
так тоже не
скажешь, все
это было. Но Америка
ведь
начиналась
не только и
не столько
искателями
приключений
и ссыльными. А
именно нон-конформистами,
гугенотами и
другими
искателями
«благочестия».
К пилигримам
мы еще
вернемся, но
прежде стоит
упомянуть и о
других пуританах,
своими
руками создавших
целые штаты,
и о квакерах,
лидеру
которых,
лорду Пену,
король
подарил
землю,
сегодня
называемую
Пенсильванией.
Они строили
новую жизнь общиной,
которая
отличалась
редким
благочестием, но в
которой существовали
и строгие
законы. Это
сейчас сытое
общество может
позволить
себе
толерантность,
в основном
благодаря
тому, что и им
есть, чем кормить
пенсионеров
и чем платить
адвокатам. И,
слава Богу,
что есть
толерантность
и никого
теперь не
сжигают на
кострах и не
заставляют
ходить в
церковь. Я и
сама за
добровольный
выбор. Но
тогда нон-конформисты,
которых всю
их жизнь
пытались
подравнять под
остальных, не
знали
другого
способа, кроме
как
выстроить
свою планку и
ровнять всех
по ней. Сама идея
отделения
церкви от
государства
еще не
оформилась в
те времена. Многоконфессиональность
и
религиозная
свобода были
огромным,
поистине
революционным
политическим
достижением
этих людей. Но
они ни в коем
случае не
были
инквизиторами,
это
доказывает
хотя бы их
отношения с
индейцами.
То,
что у
переселенцев-христиан
отношения с
индейцами
начинались
очень хорошо
– это факт. Имя
индейца Скуанто
всегда
произносят
на День
благодарения,
но мало кто
говорит, что
он был
христианином.
У него
драматическая
история: его
попросту
украли и
насильно
увезли в Англию,
вероятно
именно там он
и обратился.
Вернувшись
на родину он
не нашел
никого из своего
племени, все
они погибли
от инфекции,
занесенной
белыми
людьми.
Видимо
именно ему принадлежала
инициатива
заключить
союз и переселенцами,
и индейцы его
послушали. Вождь
индейского
племени Вампонагов
и губернатор
колонии
Бредфорд
договорились
и заключили
военный и
экономический
союз, а Скуанто
навсегда
остался в
Плимуте.
Именно он
помог
европейцам
выжить,
потому что
научил их жить
на новой
земле:
показал, как
сажать кукурузу,
где и как
ловить рыбу,
охотиться. Он
был не
единственным
христианином
из индейцев в
колониальной
истории: были
целые деревни
обращенных
местных, они
предпочитали
селиться
недалеко от
белых-христиан
и называли
свои селения
«молитвенными
городками». О
том, что
отношения с
индейцами
складывались
поначалу
хорошо
говорит и тот
факт, что Пакахонтес,
которую
мы знаем по
диснеевскому
мультфильму,
позаимствовала
свое имя у дочери
индейского
вождя,
вышедшей
замуж за
белого
человека.
В
октябре,
когда урожай был собран
и стало
ясно, что эту
зиму колония
сможет
пережить,
Бредфорд
объявил
трехдневный
праздник. Саму
идею пуритане-сепаратисты
заимствовали
из Ветхого
Завета, от
еврейского
праздника
урожая. Но
для
переселенцев
это был не
просто
формальный
праздник, это
была их
благодарность
Богу за то,
что у них
появилось
будущее на
Новой Земле.
Меню
того
праздника
было
обширным:
индейка,
кукурузных
хлеб,
перетертые
ягоды, салаты,
дичь
(принесенная
индейцами,
тоже принимавшими
участие в
празднике) и поп-корн. Так
что эта
заморская фаст-фуд имеет
христианскую
историю
происхождения,
хотя, скорее
всего, это
был подарок Скуанто. Спиртного
пуритане не
употребляли,
и это было
еще одним
положительным
моментом для индейцев,
организмы
которых не
умели
сопротивляться
влиянию
алкоголя. Все
это и сегодня
есть на
праздничном
столе
американцев.
Хозяйки
используют
аутентичные
рецепты, так
что все
по-настоящему.
Часто столы
украшают
бумажные
индейки огромных
размеров,
сделанные
обычно
своими
руками, а
особо
отличившиеся
экземпляры передаются
из
поколение в
поколение,
как иногда у
нас
бывает с
елочными игрушками.
Когда
через сто лет
по приказу
Вашингтона этот
праздник
стал
официальным,
а еще через
сто Линкольн
объявил его
общенациональным, его
значение не
изменилось.
Будь то первый
урожай,
конституция
или победа в
войне – все
это были
поводы для
благодарности
Богу за то,
что людям
удалось
сделать. И
для современных
христиан он
таковым и
остается. Когда
вся семья
собирается
за праздничным
столом,
вместо
тостов, все
говорят о
том, за что
они могут
поблагодарить
Бога в этот
год. Хороший
праздник, она
напомнил мне,
вечно ворчащей
по поводу
того, чего
еще нет, о том,
как много у
меня есть.
|