«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24)
Для большинства христиан всё нижеследующее является прописными истинами, поэтому я излагаю данный материал не в виде проповеди, а в виде своеобразной сводки, которая, быть может, кому-нибудь пригодится.
Подобно реальному кресту, на котором производилась казнь, прообразное понятие «вверенный нам крест» напрямую связано с неким орудием смерти и символически обозначает все то, что служит к умерщвлению дел плоти, т. е., к подавлению власти ветхого естества, претендующего на бразды правления и перехват инициативы. «Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». (Гал.5:17) Иными словами, понятие «наш крест» олицетворяет некий жертвенник, на котором мы должны каждодневно приносить себя в жертву — в жертву: живую, святую, благоугодную Богу — покоряясь святой воле Творца и утверждаясь в новом человеке. «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим.12:1,2)
Более развернуто данное понятие можно сформулировать так: «наш крест» — это все те факторы, обстоятельства и ситуации посредством которых Господь, при нашем добровольном сотрудничестве, производит обрезание сердец и осуществляя процесс нашего духовного становления. Адекватная реакция на всё вышеозначенное определяет присутствие креста в жизни христианина и свидетельствует о согласии проходить предлежащее всем нам поприще. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24) «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1)
Только при наличии креста мы имеем возможность находиться на узком пути освящения и неуклонно продвигаться по намеченному Богом маршруту. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф.7:13,14)
Именно крест позволяет нам познавать волю Божью и пребывать в ней, что в свою очередь дает возможность, хранить себя в Завете благодати, т. е., под сенью абсолютного оправдания и спасения. «И кто не берет креста СВОЕГО и следует за Мною, тот не достоин Меня». (Матф.10:38) «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса (за счет сораспятия на личном кресте), чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (реализация силы воскресения). Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2Кор.4:10,11) «ПРЕБУДЬТЕ во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне». (Иоан.15:4)
В приведенных местах отражены условия пребывания в благодати и механизмы раскрытия потенциала священной жизни дарованной во Христе (реализация Царствия Божьего внутри нас). Также из этих строк явствует и то, что именно вверенный человеку крест обуславливает его духовное плодоношение и позволяет блюсти себя в том, что дарованная благодать олицетворяет (абсолютное искупление, оправдание и спасение).
Особо подчеркнем, что наш крест не является средством приобретения, или поэтапного вхождения в оправдание и спасение — наличие креста лишь позволяет человеку стоять, держаться, находиться в том, что уже дано в полноценном виде, на основе заместительной Жертвы Христа, которая абсолютно самодостаточна, т е, не предполагает каких-либо завершающих штрихов, дополнительных действий, или вложений со стороны. Только при таком подходе вся слава достается Богу - только так благодать расценивается как неоценимый дар, а не как стартовый капитал (некий кредит), придающий Крови Христа второстепенное значение, а нашим духовным достижениям первоочередное. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1Кор.3:11) «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас (не от ваших достоинств, достижений, результатов, как текущих, так и тех что проявятся в будущем), Божий дар: чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8)
Итак, только при наличии креста наша вера может быть живой и полноценной. Только благодаря ему мы способны хранить верность, доверие и послушание Богу, поскольку именно эти качества являются прямым следствием личного креста.
Крест это та составляющая без которой наша вера никогда не перейдет от теоретических знаний к практическим результатам.
В (Рим.10:17) написано: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Однако только слышания, т. е., осведомленности и интеллектуальной убежденности, для полноценной веры недостаточно. На основе углубления в истину (слышание) необходимо совлекаться с ветхого и облекаться в нового человека, ибо: «вера без дел мертва», «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13), «...всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Матф.7:24) и лишь тот «кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушате-лем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии». (Иак.1:25) и т. д.
Вряд ли кто-то из христиан станет оспаривать тот факт, что сугубо теоретических знаний и веры в достоверность Библии — мало. Как сказал кто-то мудрый: знать путь и пройти его далеко не одно и то же. Мы должны стремиться пропитаться истиной в такой мере, чтобы она стала нашей органической частью — превратились из воды в вино (как в сосудах на свадьбе в Кане Галилейской) и отобразилась новыми законами на скрижалях сердца. Именно в этом и состоит основная функция креста, посредством которого мы распинаем ветхого человека и утверждаем власть нового. «Обновитесь духом ума вашего (шаг первый — вера интеллектуальная) и облекитесь в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (шаг второй — вера духовная, сердечная)». (Еф.4:23,24)
Далее необходимо отметить, что, являясь орудием смерти, наш крест несет в себе малоприятные - зачастую очень болезненные ощущения. Это вполне естественно, поскольку работа его сопряжена с выхолащиванием всего того, что до боли дорого нашей ветхой природе. Крест призван формировать в человеке духовные качества необходимые для правильного отношения к жизни на всех ее уровнях, а это, наряду с терпением и стойкостью, требует серьезных жертв.
Вопреки мнению некоторых христиан, довольно часто определенные сложные ситуации помогают нам отрезвиться и увидеть реальность в свете истинных ценностей, а не сквозь марево стереотипов этого мира. Жесткие условия, в которые Бог время от времени нас поставляет, помогают отмежеваться от ложных жизненных содержаний и сосредоточиться на правильных ориентирах.
Возьмем к примеру телесные немощи и болезни, которые Бог нередко допускает в жизни верующих людей (как бы не противились этому утверждению некоторые христиане). Они способны поднять человека над гордыней, эгоизмом и самодостаточностью, однако здесь, как и во всем остальном, существует свои подводные камни.
Народная мудрость гласит: на одного надавишь и он становится крепче, надавишь на другого — и он зачах. Человек который неправильно наставлен в подобного рода вопросах, может воспринимать аспекты креста как нечто чуждое благодати, как явление противоречащее всем принципам и устоям Нового Завета. Такой человек будет взирать на гвозди в своих запястьях, как на аномалию, или козни дьявола, которым он, по каким-то неведомым причинам, не может противостоять силой и властью веры. Все это, рано или поздно, выливается в смятение, ропот, отчаяние и наконец — ожесточение. "...Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне" (Евр.3:8)
Враг душ не дремлет и постепенно образ мысли страждущего окрашивается в смутные тона... «Господи, за что мне все это? Ведь я молюсь, пощусь, постоянно пребываю в Слове. Я многократно отрекался от наследственных проклятий и всем сердцем верю в то, что Ты можешь исцелить любую немощь в одночасье, причем тысячу раз подряд... Чего же еще Тебе нужно? Чем я хуже других? и т. д. и т. п.» Все это может привести к разрушительным результатам, в виду чего, каждому из нас архиважно иметь четкое понимание о том, что несет в себе личный крест и в чем его аспекты могут выражаться.
Нести свой крест безропотно — задача не из легких, но как говорил Апостол: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» и «посему я благодушествую в немощах..., ибо, когда я немощен, тогда силен». (2Кор.12:10)
Богу отнюдь не доставляют удовольствия наши страдания, но порой, как уже говорилось, лишь они являются тем единственным средством, которое способно отрезвить, увести с кривых дорог и направить нас на путь истинный. «...страданиями навык послушанию» (Евр.5:8) «Итак СТРАЖДУЩИЕ ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». (1Пет.4:19) «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, ПО КРАТКОВРЕМЕННОМ СТРАДАНИИ ВАШЕМ, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непо-колебимыми». (1Пет.5:10)
В (Иак.1:2-4) мы читаем: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение (стойкость); терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны ) во всей полноте, без всякого недостатка». (Под совершенством Библия подразумевает духовную зрелость, которую нельзя путать с абсолютной непогрешимостью, т. е. с богоподобной святостью доступной нам лишь во вмененном виде)
Анализируя приведенный стих необходимо учитывать, что природа искушений довольно многолика. Значение слова искушение (греч. пейрадзо) имеет несколько вариантов: «подвергать испытанию», «определять ценность чего-либо» и «вводить в соблазн». Это говорит о том, что существуют разные виды и источники искушений. Разберем основные два.
Источником (или основой) одного рода искушений согласно (Иак.1:14) является наша похоть, которая насквозь пронизывает ветхое естество и порой очень тщательно маскируется «...все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...» (1Иоан.2:15,16). «...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;». (Иак.1:14) Здесь следствием падения человека является его неправильный выбор в виду недостатка зрелости, опытности и стойкости, но возможность одолеть искушение всегда остается.
Источником иного рода искушений является промысел Божий выражающий себя в различных аспектах вверенного человеку креста. Чаще всего, как уже отмечалось, это определенные жизненные ситуации в которые Господь нас поставляет с целью отвратить от ложного пути, испытать нашу верность, закалить, вывести из застоя и т. п.. Вот библейские примеры искушений-испытаний, которые приходили в жизнь людей непосредственно от Господа: «И было, после сих происшествий Бог ИСКУШАЛ Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». (Быт.22:1,2) «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] ИСКУШАЕТ вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1-3) «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди ИСКУШЕНИЙ, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев» (Деян.20:17-19)
Первую форму искушений можно определить как искушение-обольщение (или искушение вводящее в соблазн), а искушения посылаемые непосредственно Господом - как искушение-испытание (или искушение с целью вразумления) Хотя, в известном смысле, испытанием является любой вид искушений, поэтому и сказано: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12)
С искушениями-обольщениями необходимо бороться, а искушения-испытания безропотно переносить, духовно обогащаясь и закаляясь при этом. Именно так и никак иначе, поскольку о первом виде искушений сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». (Иак.1:13-15) «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». (Мар.14:38) О втором же виде искушений написано следующее: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1Пет.4:12) «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытан-ная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:6,7)
В том, что искушения приходящие от Бога несут нам только пользу подтверждают и следующие стихи: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в ИСКУШЕНИИ; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют». (Дан.12:10) «Прежде страдания моего (вид искушения) я заблуждался; а ныне слово Твое храню». (Пс.118:67)
Из вышеприведенного видно, что цель искушений-испытаний приходящих от Бога: воспитывать в нас стойкость к искушениям исходящим от плоти (или дьявола воздействующего через плоть), именно по этому данный вид искушений можно отождествить с понятием «наш крест».
Еще раз подчеркнем, что природа искушений не одинакова и что Бог никогда не искушает злом, т. е., никогда не бывает непосредственным инициатором беззакония. «...нет в Нем никакой тьмы». (1Иоан.1:5) Господь, в своей безграничной премудрости, создает условия и ситуации призванные закалять нас в противостоянии греху и, как уже отмечалось, тяжесть этих испытаний никогда не выходит за пределы наших возможностей - не превышает той меры, которую мы способны выдержать. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». (1Кор.10:13)
Господь со Своей стороны делает все, чтобы мы не впали в соблазн, а случающиеся с нами согрешения — это результат неверного выбора, т. е., нашего малодушного отклика на желания и притязания ветхого естества, которые мы своевременно не подавили властью заложенной в новом человеке.
Все сказанное об искушениях приведено лишь для того, чтобы опровергнуть бытующее у некоторых верующих мнение, что Бог (особенно эпохи Нового Завета) никого и никогда не искушает, т. е., не подвергает тяжелым испытанием, не воздействует через наказание, не воспитывает жесткими методами, не смиряет в обжигающем пламени Суда и т. п.. Такие христиане наивно полагаю будто промысел Божий сводится лишь к тому, чтобы обеспечивать нам всесторонний успех и осыпать всевозможными благами. Тот кто так считает не понимает, что наш Бог добрый (благой), но не добренький, что Его любовь не слепая, а святая и, что благость Божья неотделима от Его неподкупной справедливости и непримиримой ненависти ко греху. У Бога нет компромисса с грехом и наше понимание добра, по большей части, для Него неприемлемо, поскольку в основе своей оно замешанного на ложных идеалах человеческого гуманизма (добро плода от запретного древа, столь же смертоносного как и зло) «Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен». (Рим.11:22) (Все мы понимаем, что этот стих адресован исключительно верующим людям, ибо с буквальными отступниками и без того все ясно)
Промысел Божий преследует исключительно возвышенные цели (в самом строгом понимание этого слова), поэтому, когда речь идет об исцелении духа Он не считается ни с душой, ни с плотью. Любое Его действие, как и Его Слово необходимо воспринимать только в свете далеко идущих перспектив «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17).
Но повторим еще и еще раз: Бог не дает испытаний сверх сил... Он, как любящий Отец, очищает нашу ветвь бережно и терпеливо. «ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют». (Иов.5:18). «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». (1Кор.10:13)
Истинность того, что присутствие креста требует от нас: терпения, стойкости, существенных жертв, и, что все это сопряжено с определенным дискомфортом можно подтвердить следующими местами. «Царство Небесное СИЛОЮ БЕРЕТСЯ, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12) “Сберегший душу свою потеряет ее; а ПОТЕРЯВШИЙ ДУШУ свою ради Меня сбережет ее”. (Матф.10:38,39) «ибо если живете по плоти, то умрете, а если ДУХОМ УМЕРЩВЛЯЕТЕ ДЕЛА ПЛОТСКИЕ, то живы будете» (Рим.8:13-15) «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, ПО КРАТКОВРЕМЕННОМ СТРАДАНИИ ВАШЕМ, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». (1Пет.5:10) «МНОГИМИ СКОРБЯМИ надлежит нам войти в Царствие Божие». (Деян.14:22) «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо СТРАДАЮЩИЙ ПЛОТИЮ ПЕРЕСТАЕТ ГРЕШИТЬ, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией». (1Пет.4:1,2) «...страданиями навык послушанию» (Евр.5:8) и т. д.
Некоторые христиане полагают, что скорби о которых говорит Писание относятся исключительно к гонениям выпадающим на долю детей Божьих за веру и почитание Евангельских принципов — однако это не совсем так. Как видно из Библии и реалий повседневности, такого рода закономерностей, на общем фоне христианских судеб, повсеместно не наблюдается. Жизнь многих из нас отнюдь не сопряжена с какими-либо открытыми притеснениями на почве веры. Если определенные столкновения (чаще с другими христианами чем с мирянами) и случаются, то они достаточно безобидны по сравнению с гонениями эпохи первоапостольских церквей. Те или иные конфликтные ситуации если и доставляют нам дискомфорт, то только в виде уязвленного самолюбия, на почве наших же амбиций и раздутого самомнения. Мы любим примерять корону мученика, вооружаются местами Писания на подобие "душевный всегда гонит духовного" и воображать будто подверглись гонениям, но Бог взирает на подобные ситуации как на обычную склоку, где нет пострадавших, поскольку виноваты обе стороны.
Можно ли отнести к серьезным скорбям язвительную реплику прохожего обозвавшего вас сектантом?.. Можно ли относить к таковым последствия междоусобных баталий разгорающиеся на почве доктринальных разногласий (внутри общины или за пределами ее)?.. Если это считать крестом, то нести его воистину не тяжко.
Многие дети Божьи не испытывают никакого давления извне, в их жизни царит порядок и устройство, они пользуются уважением и почтением в глазах окружающих (как верующих, так и неверующих), однако это совсем не говорит о том, что в их жизни отсутствует крест — скорее наоборот: именно благодаря кресту этим людям удается питать к себе уважение и хранить мир со всеми. Именно крест помогает им воплощать заповедь: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». (Рим.12:18)
Бывают и обратные ситуации когда чересчур ревностные "поборники истины" подвергают критике всех, кто попадает в их поле зрения, не признают никаких авторитетов, видят окружающих исключительно погрязшими в лжеучении, ну и разумеется, в ответ на свои камни, расплачиваются взаимностью со стороны. Они называют это гонениями свидетельствующими о наличии креста, но это скорее паранойя, или, по меньшей мере, замкнутость на собственной исключительности, никому не делающая чести.
Скорби о которых говорится в (Деян.14:22) не исключают гонений (ибо и через них Господь способен освещать), но в основе своей предполагают совершенно иное.
Главным признаком скорбей сопряженных с работой креста является внутренний дискомфорт, возникающий в процессе искоренения тех, или иных порочных качеств, намертво укоренившихся в нашей ветхой натуре. Похоть, зависть и тщеславие замешанные на эгоизме — вот те болезненные точки воздействие на которые вызывает у нашего Адама неимоверные корчи. Избавление от пут эгоцентризма выраженного во все греховной палитре — вот что причиняет нам истинную боль и свидетельствует о кресте присутствующем в жизни. (Эгоцентризм, как стержень нашей сущности пришел на смену Богоцентризму в момент грехопадения.)
Итак крест это не только гонения, но и все остальные жизненные факторы и обстоятельства, посредством которых Господь вразумляет, смиряет и освещает преданных Ему людей.
Наряду с этим, необходимо понимать, что крест не имеет ничего общего с теми скорбями, которые переполняют этот лежащий во зле мир. Между проклятием тяготеющим над падшим человечеством и той работой, которую Господь производит с нами существует несоизмеримая разница. В Библии эта истина раскрыта вполне исчерпывающе: «ИБО ПЕЧАЛЬ РАДИ БОГА ПРОИЗВОДИТ НЕИЗМЕННОЕ ПОКАЯНИЕ КО СПАСЕНИЮ, А ПЕЧАЛЬ МИРСКАЯ ПРОИЗВОДИТ СМЕРТЬ. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле». (2Кор.7:10,11) Из всего этих видно, что скорби приходящие в нашу жизнь от Господа (санкционированные и контролируемые Им) не угнетают нас в строгом смысле слова - не выливаются в чувство безысходности и не доводят человека до полного отчаяния. Они относятся к факторам временного порядка, неизменным следствием которых, является: чувство удовлетворенности, мир, внутреннее согласие и духовная гармония.
Если уныние, апатия, всевозможные страхи и депрессионное настроение проследуют нас постоянно, то это признак атаки врага (дьявола и его приспешников), которому мы должны противостоять твердой верой, призывая на помощь Господа.
Отчаяние и устойчивое ощущение безысходности это последствия воспринятой нами лжи, клеветы или других ухищрений дьявола, а не освещающее действие креста. Господь вразумляет нас в любви и любое бремя, которое Он налагает — это благо. Пускай смутно, но мы всегда будем это осознавать (при наличии верных ориентиров и должного отношения ко кресту, разумеется). «Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит». (Прит.10:22) «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (страха душевного порядка), потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1-Иоана 4:18) «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказы-ваемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:1-11) А вот то в чем выражается следствие подобного рода наказания: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим». (Пс.118:71) и далее «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню». (Пс.118:67).
Таким образом, «наш крест» неотделим от скорбей посредством которых в нас формируются необходимые качества — однако он никогда не доводит до полного отчаяния и не погружает человека во мрак депрессивного, или близкого к тому состояния. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». (Евр.4:15,16)
Как уже отмечалось, наказание с целью вразумления не исключают определенные недуги и телесные немощи «страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1) Многие христиане не принимают эту истину пологая, что Бог Нового Завета не способен действовать столь жестоким образом и что воля Его направлена исключительно на всестороннее благополучие верующих. Однако, ни Сам Бог, ни Его воля по отношению к людям, ни Его методы воздействия никогда не менялись и не изменятся, поскольку, в Нем нет изменения и ни тени перемены, ибо Он вчера и сегодня и во веки Тот же. (Иак.1:17) (Евр.13:8)
Поэтому, как уже многократно говорилось, когда речь идет об исцелении сердца, Господь не считается с плотью. Все это можно подтвердить многими местами Библии как из ветхого, так и из нового Завета. Проказа Мариам в пустыне. Безумство возгордившегося царя Навуходоносора (Дан.4:30). Множество фактов содержит сама история сорокалетнего скитания израильского народа по пустыне «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; ОН СМИРЯЛ ТЕБЯ, ТОМИЛ ТЕБЯ ГОЛОДОМ и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:2,3). А вот стих где данная истина подчеркнута со всей определенностью и не оставляет места для сомнения. «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. ИЛИ ОН ВРАЗУМЛЯЕТСЯ БОЛЕЗНЬЮ на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, - и жизнь его отвращается от хлеба и ДУША его от любимой ПИЩИ (все мы прекрасно знаем что является пищей нашей души)» (Иов.33:14-21). Последняя фраза созвучна новозаветнему стиху где говорится о том, что страдающий плотью перестает грешить. В Новом Завете этот метод воздействия олицетворяет одр скорбей (одр предполагает телесную немощь) на который Господь поверг христианку Иезавель за непослушание и отклонение от истины (Откр.2:22) А также смысл библейского отрывка (1Кор.11:27-32) к которому мы еще вернемся. Про Ананию и Сапфиру вообще умолчим.
Да, Новый Завет привнес в наши отношения с Господом существенные изменения — мы рождены свыше и являемся новыми творениями во Христе Иисусе, но борьба с ветхой сущность, тьмой века сего и ордами злобы поднебесной, не может быть безболезненной. Это кровопролитная война - и будет ли она победоносной во многом зависит от нас. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4) «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф.16:25) «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что БОГ НАШ ЕСТЬ ОГНЬ ПОЯДАЮЩИЙ». (Евр.12:28,29) «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, (в более удачном переводе словосочетание «не рассуждая о Теле Господнем» переведено как «не предавая должного значения тому к чему нас обязывает пребывание в Церкви», что подразумевает ответственное отношение к вверенному кресту и пути освящения). От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, НАКАЗЫВАЕМСЯ ОТ ГОСПОДА, чтобы не быть осужденными с миром». (1Кор.11:27-32)
Прежде чем продолжать, отметим еще и еще раз, что при всем этом Господь наказывает нас не с целью покарать, или ввергнуть в омут парализующего волю страха — нет — наказания Господа это не столько бич, сколько свет, т. е., то, что помогает человеку отслеживать и вовремя пресекать всевозможные, пагубно сказывающиеся на нас явления (суета, грех, непотребства и т п). Субъективно мы воспринимаем работу креста как наказание, но объективно — это благо и безграничная милость со стороны небесного Отца. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу». (Рим.8:28) Мы должны быть заинтересованы в подобного рода вмешательстве и бояться того момента когда Бог, по причине нашей жестоковыйности, прекращает Свое воспитательное воздействие и предоставляет человеку полную свободу действий.
Все это не означает, что мы должны умышлено призывать в свою жизнь всевозможные трудности и страдания. Здесь важна адекватная реакция на то, через что Господь нас проводит, а не сознательный призыв скорбей или приобщение к ним через те, или иные формы аскетизма, самоистязания, самоуничижения и т п. (как не странно, в жизни некоторых христиан подобное встречается, причем в самой извращенной форме).
Позволю себе небольшое отступление: я искренне верю, что НЕ САМ БОГ насылает на нас всевозможные скорби, Он лишь допускает их, преследуя известные цели. Сами же скорби являются следствием нашего отступления, или уклонения от истины, а не волей Бога непосредственно. Иными словами, мы наказываемся не за грехи, а самими грехами, но даже это премудрый Бог заставляет работать во благо нам. Однако это уже тема отдельная...
Итак, личный крест в жизни христианина призван способствовать всему тому, что ведет к фактическому освящению нашей внутренности. Помогая нам двигаться в этом направлении, Господь, зачастую, погружает нас в ситуации, которые никак не вызывают приятных воспоминаний. Из этого следует, что Божья воля на наше всестороннее благополучие есть, но понимание самого благополучия у Бога с нами несколько разнится.
Вне всяких сомнений Господь может исцелять физические немощи, благословлять материально и т. д., но не обязательно в тот момент жизни, который нам кажется самым подходящим - необязательно в том виде и в той мере, которые мы себе вообразили. «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют». (Иов.5:17,18)
Что касается конкретных методов, т. е., аспектов и факторов связанных с работой креста, то здесь, как и в других духовных сферах, никаких закономерностей, шаблонов и стереотипов,— нет. В силу нашего индивидуального различия, (темперамента, эмоциональной восприимчивости, психологических особенностей и т. п.) Господь работает со всеми по-разному. Именно по этому в случае одних христиан для чудесного избавления от болезни достаточно младенческой веры (многие получают исцеление даже в момент обращения), а в случае других это может произойти только после преодоления определенного участка пути, на котором формируется и укореняется наша вера. При этом необходимо быть готовым к тому, что для нашего же блага, исцеление вообще может не произойти, как в случае с А Павлом, носящего жало во плоти. Готовым к такому повороту событий необходимо быть для того, чтобы не разочароваться в Боге и не потерпеть крушение в вере.
Таким образом необходимо запостись терпением и, безропотно следуя за Христом, предоставить Ему решать когда, как и в каком виде будет явлено то или иное чудо. Путь слепорожденного к купальне Силоам символизирует именно это. «И сказал ему: ПОЙДИ, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Иоан.9:7) Только после того, как вера (признание, доверие и верность) слепорожденного достигла определенной цели (высоты) свершилось долгожданное чудо. Причем речь здесь идет не обязательно о физически ощутимом исцелении - это может быть победа над какой-либо зависимостью, похотью, неприглядной чертой характера и т. п..
Тот же принцип просматривается и в истории с десятью прокаженными, которые были исцелены не моментально, а только на определенном этапе прохождения указанного Иисусом пути. Им надлежало пойти в Иерусалим, чтобы показаться священникам, невзирая на опасность быть побитыми камнями при входе в город и они продемонстрировали свою веру (верность Господу), хотя и не все выдержали испытание до конца.
Тоже самое мы видим в истории с Нееманом, которому было необходимо перешагнуть через амбиции и семь раз окунуться в Иордане для победы над проказой. Все это является определенными прообразами из которых нам необходимо делать должные выводы.
По каким-то причинам Моисей был косноязычным (тяжелая форма заикания), Исаак не закате лет был слепым, Иаков хромым, Павел носил жало во плоти (очень слабое зрение), благочестивый Тимофей согласно (1Тим.5:23) страдал желудком и многими другими немощами. Все они прекрасно понимали (имели откровение) почему это происходило в их жизни.
Цветущее здоровье и полный достаток не показатель духовного благополучия и притча о богаче и Лазаре как нельзя ярче это иллюстрирует.
Скажем больше: нередко все происходит наоборот и тот, кто подвержен определенной немощи, более успешен в духовном плане чем тот, кто поглощен суетой и движим духом потребительств, ибо принцип: «страдающий плотью перестает грешить» так или иначе — действует. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями». (1Тим.6:9-12) Этот принцип тоже неизменно действует и любой серьезный бизнесмен вряд ли вспомнит сколько раз ему приходилось обходить закон, хитрить, лукавить, изощряться, идти на компромиссы с совестью и т. д.
Именно по этому Библия призывает нас к умеренности и рекомендует снизить свои притязания к жизни до разумных приделов. Стремление же к излишествам, как раз и мешает нам быть счастливыми и удовлетворяться теми условиями, которых для счастья вполне достаточно. Нам, подобно А. Павлу, необходимо научиться довольствоваться тем, что имеем (тем что определил для нас Богом) и не озираться по сторонам, ибо зависть является главной причиной нашей неспособности жить благополучной и счастливой жизнью, при наличии всего, что для этого требуется. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным (довольным тем что имеешь). Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». (1Тим.6:6-8) «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». (Прит.30:7-9)
Однако, повторимся еще и еще раз, что четкой закономерности во всем этом нет и быть не может. Одни по воле Господа процветают как Соломон, другие живут в умеренном достатке, а третьи всю жизнь пребывают в стесненных обстоятельствах, как Лазарь, но опять же, по воле Господа и во славу Его. Основным критерием благословения является не внешнее, а внутреннее благополучие (необремененная совесть, душевный мир и согласие с самим собой), а так же конечное местопребывание в вечности.
Одни проводят жизнь тихую и безмятежную, другие находятся в постоянных гонениях и кончают мученической смертью, как Апостолы Библейской эпохи, или многие современные верующие вынужденные пребывать в эпицентре агрессивно настроенных к христианству религий. Между тем, каждому ясно что ни тех, ни других нельзя назвать младенцами в вере, неспособными воплотить принадлежащее им обетование и прожить остаток лет в идеальных условиях. При всех очевидных сложностях, те же Апостолы, ощущали себя самыми счастливыми и обеспеченными людьми. "...Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем". (2Кор.6:10)
У каждого свой путь и судьба от Бога, но одно на этом пути общее — скорби связанные с вверенным нам крестом (не обязательно физические). Только они способны вразумлять, отрезвлять, закалять, воспитывать и взращивать необходимые качества. Только на кресте возможно свести смысл жизни к самоотверженному служению идеалам небесного порядка, т е, к тому без чего Царство Божье недостижимо.
Как сказал всем известный проповедник Дерек Принс: «любой путь с указателем «Небо», который обходит скорби, является обольщением, он не доведет до указанной цели» Посему, мы не должны отчаиваться если в нашу жизнь приходит определенное испытание и задаваться вопросом не «почему?», а «для чего?».
Нередко мы просим в пламенных молитвах о том, чтобы Господь даровал победу над теми, или иными грехами, при этом никто не диктует условий и не указывает Господу какими именно методами действовать. Все мы доверяем Божьей мудрости и понимаем, что «…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу…» (Римл.8:28). «Надежда на Бога не постыжает» ибо Он знает какой подход к кому применить. «...ЗНАЕТ ГОСПОДЬ, КАК ИЗБАВЛЯТЬ БЛАГОЧЕСТИВЫХ ОТ ИСКУШЕНИЯ, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Пет.2:9).
Теперь попытаемся определиться с тем, какие именно действия требуется от детей Божьих, чтобы личный крест присутствовал в их жизни, обеспечивая тем самым благополучное и беспрепятственное пребывание в лоне благодати.
Прежде всего отметим, что сам процесс преображения посредством креста состоит из многочисленных циклических, т. е., периодически повторяющихся на каждом этапе моментов, которые опираются на три основы: беспристрастный САМОАНАЛИЗ, САМОДИСЦИПЛИНУ (сюда же входит самоконтроль и здравое самоограничение) и, САМООТВЕРЖЕНИЕ (т. е. стремление к добровольному подчинению своей воли воле Творца).
Нет нужды говорить, что все это зиждется на пребывании в Слове, молитвах, постах и водительстве Господа, что, в свою очередь, требует высшей степени доверия и послушания Ему.
Беспристрастный самоанализ, производится на основе веры в суждение Бога о нас (доверие Божьему видению) и представляет собой углубленное исследование своего поведения на предмет наличия в обуславливающих его помыслах и мотивах оттенков корысти, зависти, похоти и прочих производных нечестия. К Божьему видению (оценке и суждению) мы имеем возможность приобщаться посредством молитвенного изучения Библии, через проповеди помазанных учителей, через личное откровение и т. п.
Поле того как грех выявлен следует этап очищения, который сопряжен с самодисциплиной и самоограничением. Иными словами этот этап предполагает покаяние и умерщвление дел плоти силой возрожденного духа.
Что касается открытого греха непосредственно — здесь все ясно. Необходимо стараться искоренять его полностью и ни о каких компромиссах речи быть не может. Однако существуют вещи которые в известной мере позволительны, но не несут в себе пользы. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает». (1Кор.10:23) (само собой, словосочетание «все мне позволительно» не распространяются на сферы явного греха) Это нечто отвлекающее нас от главной цели, мешающее духовному развитию, отнимающее драгоценное время и требующее от нас лишней затраты сил. Это то, что постепенно начинает обглодать и делать нас теплыми, что в свою очередь, чревато духовным бесплодием, со всеми вытекающими последствиями. «...о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Откр.3:15,16) Посему во всем что является «позволительным», но «неполезным» необходимо проявлять бдительность и крайнюю осторожность.
Заметим, что лейтмотивом ограничения себя во всем, что мешает духовному развитию (например насилие и агрессия насаждаемые современным кинематографом), должно выступать не сухое намерение поставить себя под закон, а стремление содействовать Божьей работе в плане успешного созидания в нас черт характера Иисуса Христа.
Чем скуднее пищевой рацион нашей ветхой натуры, тем легче Господу питать и взращивать наш дух т. е. утверждать его власть и могущество. Именно по этому мы должны стараться ограничивать себя в определенных «неполезных» сферах и отказываться от того, что тайно питает нашу алчность, зависть, агрессию и т. п..
Однако, отметим еще раз, эта практика не должна перерастать в стремление сковать себя цепью уставов и постановлений — сухой морализм тяготеет к формализму и претит свободе которую мы имеем во Христе. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». (Гал.5:1) "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу." (Гал.5:13)
Каждый, консультируясь с Господом, сам должен решать в каких сферах ему необходимо воздержание, чтобы переедание неполезной пищи не вызвало духовного несварения и не принесло серьезный урон.
Как известно, малая закваска квасит все тесто, именно поэтому необходимо бодрствовать и быть всегда начеку. Парой, казалось бы безобидные, но бесполезные вещи, способны ослеплять и даже подводить к пропасти, в тот момент, когда употребление незаметно перерастает в злоупотребление, а увлеченность в зависимость (что почти неизбежно если прекратить себя контролировать). Этот мир напичкан "безобидными" приманками и лишь тот, кто не разменивается на пустые интересы остается на пути к успеху. Лишь верный в малом, как написано в Евангелии, достигает многого.
Все вышесказанное можно отнести и к третьей составляющей креста - к самоотвержению. Как уже отмечалось, данное качество заключается в наработанной способности безоговорочно доверять Богу, ставить Его интересы выше своих, в стремлении приписывать славу за любые достижения исключительно Духу Святому и т. п. Иными словами, самоотвержение это сокрушительный удар по самолюбию, ради приобретения любви к Господу и ближним. Нет нужды повторять, что все это достигается не в одночасье, путем многочисленных ошибок и максимального напряжения сил.
Обоснуем три приведенных аспекта текстом Писания.
Самоанализ — «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно». (1Тим.4:16) «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте». (2Кор.13:5) «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына». (2Иоан.1:8,9)
Очищение и самодисциплина — «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11) «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые». (Рим.6:19) «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим.12:1,2) «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол.3:5) «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души». (Иак.1:21) «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». (Иак.1:26) и т. д.
Самоотвержение — «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Лук.9:23) «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои». (Прит.3:5,6) «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8)
Подводя итог, еще раз коротко сформулируем основные положения.
Крест это все то, что ставит нас перед определенным выбором и заставляет решать на чью сторону встать — отстаивать позиции нового человека, или действовать в угоду интересов ветхого естества. Наш крест помогает избрать верную линию поведения и укорениться в благочесии, постепенно приближаясь к полной мере возраста Христа (духовная зрелость).
Вера без креста — это вера без жертв и достижений, т е, форма лишенная содержания.
Для большей ясности прибегнем к конкретным примерам. С нами поступили несправедливо — мы проглотили наживку и вместо борьбе с обидой отвечаем злом на зло. Нам безразличны чужие нужды и чуждо желание бескорыстно служить ближнему (проявление эгоизма, который в свою меру присущ всем), но мы и не думаем работать над проблемой. Мы всякий раз находим себе оправдание и отказываемся приобретать способность хоть изредка жертвовать своими интересами в пользу других. Нам нравится какое-либо пустое занятие и мы всецело ему отдаемся, отгоняя мысль о том, что идем на поводу у своих похотей и суетных желаний. Порой нам не выгодно блюсти себя в рамках благочестия и мы не долго думая идем на компромисс с совестью, угождая плоти в ущерб духу. И т. д. и т. п.
Разумеется все это необходимо рассматривать в свете здравомыслия т. е. не впадая в крайности и не пытаться прыгнуть выше головы. Необходимо учиться избегать категоричности в суждениях (особенно когда речь идет о других), помня, что духовные достижения даются с большим трудом и далеко не сразу.
Дополнительные материалы и отрывки из других статей пересекающиеся с данной:
Контекст в котором следует рассматривать понятия "личный крест" в данном изложении:
Под этим термином я подразумеваю, в первую очередь, нашу личную ответственность, т е, все те усилия, жертвы и устремления, в которых учувствует наша воля, побуждаемая, вдохновляемая и направляемая волей Божьей. Само собой, Воля Божья кооперирует с волей нашей лишь при наличии правильного представления о личном кресте и правильного к нему отношения. Наш крест не должен затмевать Крест Христов иначе это будет расценено как самовольное смиреномудрие, но к этому мы еще вернемся. Разумеется, по большому счету наш крест неотделим от Креста Христова - это смежные понятия, так как, наша ветвь неспособна на самостоятельное плодоношение без Лозы к которой она привита. Сам Иисус назвал возложенную на человека ответственность "нашим крестом (личным крестом)", поэтому и я счел подобный термин вполне уместным и, для большей наглядности, позволил себе употреблять его в этой статьи в качестве отдельного понятие. "Кто не берет КРЕСТА СВОЕГО и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". (Матф.10:38,39) Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми КРЕСТ СВОЙ, и следуй за Мною, (Матф.16:24) Процесс сораспятия сопряжен с нашей личной ответственностью, или иначе говоря: сораспятие возможно только при наличии нашего (личного) креста.
Если строить свои отношения с Богом на страхе перед адом, то путь спасения превращается в самоцель, т е, в идола затмевающего Самого Господа. Страх превращает нас в рабов и насилует волю, в то время как Бог заинтересован только в нашей доброхотности. Его цель построить с нами родственные отношения, т е, отношения на основе любви, а заставить любить силой - невозможно. На первых этапах христианского становления страх перед адом - допустимый стимул, но стремиться мы должны к осознанию своей праведности (твердая вера в то что мы оправданы и спасены), чтобы посвятить себя Богу не как послушные рабы боящиеся наказания, а из чувства благодарности, ответственности и любви. Мы никогда не сможем полюбить того, кого боимся (боимся в строгом смысле слова), равно как и бояться того, кого любим - это чувства антиподы. Почитать, уважать, преклоняться, но не любить. В любви нет страха, гласит Писание и в страхе нет любви. Никакая любовь невозможна если ребенок опасается смертной казни от руки отца в случае непослушания. Подобный акт может быть воспринят нами как заслуженное возмездия, но только в свете справедливости, а не любви... Между тем, наша главная задача полюбить Бога всем естеством и это возможно только на почве осознания Его благости, а не на почве страха перед вечными муками, которые постигнут всех непокорных.
Александр С. Н.,
Вильнюс Литва
Родился в Литве в городе Вильнюсе, где живу и по сей день. Обращение к Господу произошло в 1995 году, в момент тяжелейшего жизненного кризиса и краха всех моих надежд. В Иисусе я обрел свободу и новую жизнь. Женат, имею дочку. Писать стал пробовать сравнительно недавно, по большей части псалмы и музыку к ним.
Мой канал на YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UC3osqINgvPg2lK8xG_E-J2g/videos?sort=dd&view=0&shelf_id=0
Прочитано 5257 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4.2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Очень объективная оценка сущности креста, спасибо! Это не для младенцев. Комментарий автора: Спасибо за поддержку. Будьте благословенны.
Петр
2007-07-31 04:56:44
Мир вам!На мой взгдяд,материал глубокий,серьезный и легко читается теми,кто в муках все это открывал,т.е. мысленно приводит конкретные примеры,как это у него было.А для ищущих,думаю,вам надо приводить примеры живого общения с Иисусом,не теоретизированного.Бывают проповеди короткие,но ты ясно увидел цель:над чем тебе надо поработать.
Есть такое изречение:где просто-там ангелов сто,а где мудрено-там ни одного.
Хорошие проповеди,но недоведенные для ясного понимания верующих,вызывают подремывание на собраниях грешников!
И часто не грешники виноваты,а мы что-то не доработали в Господе.
А говорить,что вот вы еще не доросли....
Так время лукаво, и не все так и успевают дорастать. Комментарий автора: Спасибо. Мудрый совет, обязательно приму к сведению. Благословений Вам и мира Божьего.