«Ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя» (Пс. 56:11).
Мы живем в интересное время. Говорят, китайцы мрачно шутили, когда хотели кому-то худого: «Чтоб ты жил в интересное время». Однако мы время не выбираем, мы в нем живем и должны быть ВСЕГДА готовы к выполнению той задачи, какую на нас, христиан, возложил Христос. В том числе и в интересное время тоже.
Интересно оно не только разными политическими и экономическими событиями, но и существенными сдвигами в сознании наших граждан. Современная молодежь уже думает далеко не так, как думала молодежь лет 10-15 назад. Тогда, при коммунистическом режиме, была официальная идеология, которая говорила: «Учение Маркса истинно, потому что верно». Мир был понимаем людьми нашей страны полярным: есть плохие и есть хорошие идеи, люди, страны, партии и т.д.
И молодежь в основном мыслила также. Среди неверующих росло подпольное искусство, рок-сопротивление, андеграунд, разные хиппи, панки. Интеллигентная часть признавала, что есть зло и есть добро. Есть тоталитарная власть - это зло, а быть против нее - добро. И в соответствии с этим строила свою диссидентскую жизнь. Расточить себя, умереть за правду было очень почетно и высшим благом для молодежи.
Точно также мыслили и верующие в церквях ЕХБ. Атеизм - зло, вера - добро, и вместе им не сойтись. «Стеною стальною полки боевые Неверье ведет к нам на лютую брань, Сомкните ж теснее ряды молодые, В решительной битве никто не отстань!» (П. В. 718). На стороне атеистического режима - сатана, на стороне церкви - Бог и идет война не на жизнь, а на смерть. И это было всем понятно и не оспаривалось. При благовестии неверующим в нашей стране вопрос стоял обычно очень конкретно: истинно или учение Христа, или атеизма, третьего не дано. Сделай свой выбор в пользу Христа, иначе погибнешь.
Для доперестроечной эпохи было характерно четкое деление на правду и ложь. Как бы сказали сегодня, везде исповедовалась категоричность. Коммунисты были категоричны, христиане были категоричны, хотя каждый стоял на своей стороне, и борьба велась просто за то, на какой стороне быть порядочному человеку.
Библия тоже вся насквозь категорична. Когда она попала в руки еще неверующей части нашего народа в начале 90-х годов, она взорвалась подобно бомбе, уничтожая в душах людей всякие остатки неверия своей категоричностью и утверждением, что Бог не только есть, но что Он любит нас и умер за нас!
«Все заповеди Твои — истина», - утверждают Псалмы (Пс. 118:86). Да и какая может быть в словах Бога неистинность, если Он Сам есть истина? «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» (Иер. 10:10). И, конечно: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). Истина тут объявляется категорично и безапелляционно.
После односторонней коммунистической категоричности, последовавшая христианская категоричность воспринималась как глобальный ответный и сокрушительный удар, вызывающий искренний восторг и поддержку. Категоричные слова Иисуса Христа «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф. 12:30) убеждали часто больше всяких логических доводов и наукоподобных доказательств. «С кем ты?» - так по-военному стоял вопрос.
Определенность требует от человека решения, воли, смелого шага. От этого зависит будущее человека, оно изменяется быстро и революционно. Шаг порывания с прошлым резок и категоричен. Вдруг, часто в одно мгновенье человек встал пред Богом на колени, покаялся, признал себя неправым во всем, зачеркнул всё свое прежнее! Категорично! И стал новым человеком, спасенным и с другой системой координат, с полностью противоположными взглядами почти на всё в этом мире. Таково христианство.
Многие неверующие не верят, что человек может «перестроиться», если всю жизнь был атеистом, коммунистом, бандитом, вором, развратником и т.д. Потому что в мире сем этого не происходит. Если вдруг человек изменился, то, считается, что у него точно или «крыша съехала» или он прикидывается в каких-то корыстных целях. Мир не верит, что человек-негодяй может стать человеком-праведником совершенно бескорыстно и в мгновение ока. Но в христианстве это происходит сплошь и рядом, а мир почему-то не замечает и не признает...
Христианство в своей основе и мировоззрении категорично и конкретно. Оно делит все на греховное и святое. На этих убеждениях построены все европейские цивилизации, русская государственность, конституция США. На основе этой убежденности развивалась философская и социальная мысль, религиозное богословие и юридическое право. Есть грех, есть зло, есть преступления, есть враги, с ними мириться нельзя. И есть истина, есть добро, святыни, идеалы, общее благо, заповеди Божьи, их ни в коем случае нельзя преступать и нарушать.
Так же строились и другие цивилизации и идеологии - например, ислам, где борьбу с грехом вписали в само законодательство теократического мусульманского государства. По этому пути пошли и коммунисты, придя к власти в России. В своей идеологии коммунисты взяли многое из Евангелия (самое большое зло в мире, как известно, всегда рядится под добро, даже сатана). Слова Христа о верности Ему (Матф. 12:30) они нагло присвоили себе, и пошли дальше, уничтожая физически всех тех, кто был «против».
Стоит заметить, что тут они были не оригинальны. Так действовали и до них. Например, католики-инквизиторы, крестоносцы, а позже - национал-социалисты Германии и т.д.
Но сами слова Христа тут не при чем, как ни при чем и сам принцип. Христос, во-первых, не говорил, что тех, кто «против», надо уничтожать. Тут налицо явное извращение Слова Божьего. И, главное, Христос говорил конкретно о самом важном в этом мире - об отношении к СЕБЕ, которое одно и решает ВСЁ. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). Истина - Христос, а не католическая церковь или коммунистическая партия.
И вот пришла «перестройка». Нашим людям стали внушать, что истины нет, она у каждого своя, что плюрализм - хорошо, а принципиальное держание за истину (любое убеждение) - плохо. Буквально за пару лет в сознании народа произошел переворот. Вчера еще все считали, что есть добро и зло, а сегодня - что «все относительно», «надо быть терпимее», «принимать все точки зрения», «никто не обладает истиной» и т.д. Хоть и не сразу, но это народу нашему понравилось, все стали яростными сторонниками этой странной идеи, пришедшей к нам откуда-то извне. «И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти» (Ис. 59:14).
На первый взгляд эта идея выглядит доброй, гуманной, очень разумной, позволяющей людям не спорить между собой вообще ни о чем, не ссориться и, тем более, не воевать. Ну зачем вообще какой-то спор, дискуссия, если не важно кто из нас прав? Однако за этим принципом стоит совсем небиблейская и нехристианская идеология. Спору нет, убивать несогласных с истиной нельзя. И Библия, в общем-то, не призывает силой навязывать любовь Божью (а один из 7 принципов баптизма прямо говорит, что каждый человек на земле имеет право верить так, как он считает нужным). Однако Бог говорит ясно, что есть грех, есть зло, есть сатана. К ним не может быть никакой терпимости, никакого компромисса с тем, что расходится со Словом Божьим. «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина», - говорит Христос ( Иоан. 17:17). Где начинается этот компромисс, там исчезает истина, она растворяется между сотен и тысяч других мелких и чужих «истин», перемешивается с ними и становится такой же ничего не значущей и ни к чему не обязывающей каплей в море идей, мыслей и религий, что и все.
Сегодня молодежь, да и современное общество, исповедует именно это антибиблейское убеждение. Многие, если не все, готовы риторически восклицать как Пилат: «Что есть истина?», считая, что ее нет, хотя она есть, она рядом, она конкретна, ощутима, реальна, любяща, она не исчезает от того, считают ее существующей люди или нет. Она просто есть. Больше того, ее можно ПОЗНАТЬ! Так и написано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32).
Современное поверие, что истины нет, ни на чем не основано, кроме как на обмане. Это интеллектуальная ловушка, философская абракадабра для современного человека. Если всё на свете истинно (или неистинно), то нельзя и выбирать между плохим и хорошим, ибо всё относительно. Если нет истины, то нельзя рассуждать, что хорошо, а что плохо. Можно делать всё, что взбредет в голову, ни с кем не считаться, можно грешить, можно убивать. «Если Бога нет, то всё можно». Но это и есть сатанизм! Это и есть заблуждение восточных оккультных религий, которые в результате такого мышления напрочь выведены из реальной жизни в иллюзорный мир не имеющей добра и зла «нирваны», заброшены в бессмысленной и жестокой «игре богов», где человек не больше чем игрушка, переходная форма в цепи реинкарнаций без конца и края. Воистину, плюрализм, доведенный до своего логического конца - интеллектуальное самоубийство человека.
Библия же утверждает совсем другое понимание: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17), - и нигде и ниоткуда больше! Более чем неплюралистичное высказывание!
Создается впечатление, что наше общество вдруг превратилось в общество поголовных Незнаек. «Мы не знаем, есть ли Бог, не знаем что есть истина, не знаем кто прав». В конце концов, агностик - это и есть, в переводе на русский язык, незнайка. Современный незнайка кичится своим незнанием, возвел это незнание в особое «знание» и уже его пропагандирует как истину в последней инстанции: «Всё относительно, ничего нельзя утверждать наверняка, есть ли Бог - не знаем». В результате же выглядит он не менее комично, чем литературный персонаж писателя Носова. Ведь если ты что-то не знаешь, научись, спроси у того, кто знает. Но гордиться незнанием, да еще и говорить, что это - единственно правильное и возможное состояние человека - глупо. Вообще, есть подозрения, что агностицизм - это просто либеральный атеизм. С одной стороны он вежливо заявляет, что не отрицает существование Бога, но тут же проводит мысль, что не только он один этого не знает, но что это вообще никто не может знать наверняка... И по сути получается, что агностик просто вежливо, но так же как атеист, сеет вокруг себя всё то же сомнение в истине Божьей. Но так делал и сатана в виде змеи в Эдемском саду.
Да, некоторые неплюралисты прошлого (инквизиторы, коммунисты) делали много зла и это так. Но их виной было вовсе не то, что они считали истину существующей и единственной, а в том, что держались истины не той, не Божьей истины, а своей собственной, выдуманной, бесовской, держались лжи. То, КОМУ ты служишь - является определяющим всё. Всё, что не служит Богу, противно Его воле, выраженной в Библии - зло. Так устроен этот мир. Потому никак нельзя принять попытки некоторых идеологов плюрализма (всеядности) навязать церкви свои агностические убеждения.
Сказать, что все, «кто не со Мною, тот против Меня» может только один Бог и никто больше. Он Творец, Он единственен в мире, Он один возможен для поклонения и абсолютного послушания Себе. «Не сотвори себе кумира» - это Его требования к нам, как и «Я Господь Бог твой и нет иного». Поэтому-то всякое, даже малейшее, непослушание Богу есть уже наглый бунт, грех и преступление. И как только люди (папа римский, иеговисты, мусульмане, иудаисты, коммунисты и т.д.) заявляют, что «кто не с нами, тот против нас», они ставят себя на место самого Бога, что уже есть страшный грех.
Если кто-то верил, что у него истина, но показал себя с плохой стороны, это не значит, что истины нет вообще ни у кого. Как говорится, «чтобы погубить неугодное дело, надо его возглавить». Глядя на деяние безбожных неплюралистов создается впечатление, что силы зла управляли ими в том числе и для дискредитации самой возможности принятия существования абсолютной истины. Но истина-то есть, она никуда не может деваться, если кто-то даже ее подделывал.
То, что у современных плюралистов нет твердых убеждений, за которые они были бы готовы нести поругания, были готовы умереть (ведь не стоит умирать за относительную истину), как готовы христиане, - это их величайшая беда и трагедия, обделяющая и обкрадывающая их жизнь.
Определение что хорошо, а что плохо - одна из отличительных особенностей человеческого интеллекта. И если человек не может отличать друг от друга эти категории, его можно считать не совсем полноценным. У Маяковского «крошка-сын пришел к отцу и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Это естественные вопросы для ребенка. В Ветхом Завете те, кто не умели отличать правую руку от левой считались младенцами, не способными принимать взрослые решения. Забавно, но выходит, что современные люди-плюралисты опустили себя на уровень младенцев и более того, людей не совсем здоровых умом.
Впрочем, когда смотришь, как относятся эти плюралисты к христианам, держащимся Божьей истины, берут большие сомнения в том, что эти «терпимые» ко всем религиям и мыслям люди не превратятся в новых инквизиторов, уничтожающих всех мешающих строить «новый мировой порядок», где есть место всем, «всякому нечистому духу, всякой нечистой и отвратительной птице» (Откр. 18:2), но НЕТ места христианам, именно реально думающим ИНАЧЕ чем они. Ведь запрещать христианам проповедовать истину как истину, а не как «свое частное мнение» - что как не самый настоящий тоталитаризм и нетерпимость? А это происходит уже сейчас и только ленивый не присоединяется к дружной злобствующей толпе желающих пнуть «несговорчивых» и «нетерпимых» христиан, «только себя и своего Бога - Христа - считающих истинным».
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). А потому христианам нет нужды принимать современную веру в «относительность всех истин». Да, категоричность сегодня не популярна. Очень не популярна. Вызывает злобу, насмешки, непонимание. Однако это не значит, что мы должны тоже быть как все, чтобы угодить миру. Ведь у мира вчера были совсем другие убеждения, сегодня - такие, они меняются, виляют, лишь бы не признать Бога и Его правду, лишь бы не подчиняться Истине и лишь бы не быть свободными от греха. Единственным правильным поведением христиан в наше интересное время может быть терпеливое и спокойное разъяснение и объяснение нашей позиции по этому вопросу. Мол, у вас, в миру, своя мировоззренческая система, что истины нет, а у нас вообще другая система в целом, мы вашу систему не принимаем потому-то и потому-то.
Когда же христианин начинает проповедовать и спорить по правилам этого нового мышления (кстати, так и называемого), он неизбежно попадает на заведомо чужую территорию, где, как в компьютерной игре, разработчиками заботливо убраны именно те ходы-возможности, которые и могут-то привести человека к Богу. Нельзя убеждать в правильности мировоззренческой системы (в данном случае - христианства) по правилам другой системы, заведомо построенной так, чтобы уничтожить твою систему.
Христианство - полностью самодостаточная система, принимать которую надо полностью как истину в последней инстанции. Иначе она не действует и не раскрывается во всей полноте. Это категорично, да, но в этом-то ее красота и привлекательность. От плюрализма и постоянной размазанности истины человек очень устает, даже современный, и ему очень нужна та определенность, четкость, что содержится в Библии, что дает только Бог христиан. Можно с этим спорить, сопротивляться, но каждый человек на земле подспудно это чувствует, знает это на «подсознательном» интуитивном уровне, потому восточные учения могут, конечно, затмевать от человека это знание, но оно все равно прорывается, отчаянно пытаясь сообщить человеку, что истина есть, она тут, она единственная, она абсолютная, она во Христе, она есть Бог, только прими ее, только откажись от своей, откажись от ложной! И если человек это сможет сделать, он станет по настоящему свободным! Он познает истину! А это самое главное.
|