"Женщина у колодца под палящим солнцем"
(проповедь по Иоанна 4:4-26)
Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
Что имеем – не храним, потерявши плачем. Так говорит русская пословица. Это правда, мы часто пренебрегаем именно тем, что на самом беле нам наиболее дорого. Я имею в виду не денежный эквивалент наших ценностей. Есть ведь ценности по-дороже. Просто в суете бытовой мы часто пренебрегаем этим. А потом наступают времена проблем, горя, упреков себя и других. А прошлое не вернуть.
Все это так запутанно, скажите вы. Правда, одно и тоже можно выразить разными словами. Можно говорить долго, а все равно будет не понятно, о чем шла речь. Так говорил М. С. Горбачев. Помните, в середине 80-х вся страна сидела у экрана, когда он произносил свои 4-х часовые речи. Так никто ничего и не понял. А можно сказать буквально два слова, и все становится на свои места.
Одна плоть… Одна жизнь… Одна судьба…
Это я о браке. Адам в Эдемском саду исповедовал нерасторжимость брачных уз. Тех уз любви, которые накладывает на нас Сам Бог, когда перед алтарем, т.е. божественным присутствием, и свидетелями, т.е. нашими братьями и сестрами, мы говорим друг другу «да». Такое простое слово, но как ко многому оно обязывает.
Брак, супружество, союз двух сердец. Об этом можно говорить много и красиво. Знаете, иудеи считают, что когда Бог затворил после грехопадения двери рая за Адамом и Евой, то Он их закрыл не плотно. Эта маленькая щель, в символическом смысле, конечно, выражается в хорошем браке. Если наш брак благословен, то мы живем как к раю. Если – нет, то и райские кущи нам показались бы адом.
Евангелие от Иоанна 4 глава. Здесь описана известная встреча Иисуса с самарянкой. При чем тут брак, скажете вы. Действительно, причем…
Давайте посмотрим, о чем они говорят. Они: усталый мужчина и женщина, которая не побоялась полуденного солнца, и в это время вышла за водой.
Они говорят о воде. О духовном смысле воды и том, как это проявляется в нашей жизни, мы говорили с вами в прошлый раз, когда я рассказывал про крещение.
О чем еще они говорят. О поклонении на горе. О поклонении в духе и истине.
Они говорят о пророческих свойствах нашего Господа.
В итоге своего разговора Иисус открывает ей Свое предназначение. Он говорит, что Он и есть тот самый Мессия, который все расскажет, все растолкует и всех спасет.
Вот вроде бы и все. Ах, да можно еще упомянуть про то, что она же была самарянка. А Он был из иудеев. Они не должны были разговаривать, но Он отверг все моральные установки общества того времени и пошел и открыто проповедовал ей Евангелие. И тут она приняла Иисуса как личного спасителя. Аллилуйя.
Шикарная могла бы быть проповедь о социальных нормах того времени, но я хотел сказать не об этом.
Посмотрите внимательно на стихи с 14 по 18. Речь Иисуса звучит как-то странно. Он вроде бы подвел ее к пониманию духовных приоритетов. И тут, вдруг, он спрашивает ее про мужа. Зачем? Чтобы показать, что Он знает про нее все? Это можно было бы сделать как-то иначе. Еще на подходе к колодцу Он мог спросить ее о том, что побудило ее выйти в полуденную жару за водой. А потом съязвить о ее пропащей жизни. О том, что она не состоялась как жена или еще что-то вреде этого. Иногда пламя, которое разжигают наши слова и насмешки, не идут ни в какое сравнение с полуденным зноем. И тогда люди предпочитают палящее солнце нашему присутствию.
Но Иисус ждет ее у колодца. Зачем? Потому что она ему дорога. Это та картина, которую рисует нам Бог с самого начала. С того момента, когда Адам отказался защищать свою жену, несмотря на то, что совсем недавно он говорил, что они – одна плоть. Он просто бросил ее на растерзание искусителя.
Именно поэтому Иисус и назван вторым Адамом. Он пришел, чтобы исправить то, что в свое время не сделал Адам первый. Он разыскивает, проводит домой, защищает, утешает и питает Свою невесту. Ведь вся эта история именно об этом. Это просто Эдем, только наоборот. Все происходит в обратном порядке.
Разрозненные люди. Он и она. Их многое разделяет: национальность, обычаи, культура, пол, мнение общества… И все опять начинается с воды. Помните, что наш вход в Царствие небесное лежит через воды крещения. То же самое происходит и здесь. Он просит воды и на ее усмешку говорит, что Его вода намного лучше. Это ее интересует, и они становятся немного ближе.
И вот, когда она говорит: дай мне этой воды, Он просит ее позвать мужа. Опять этот муж. При чем тут муж. При том, что жене глава – муж, так сказал апостол Павел. Он хочет говорить с тем, кто перед Богом отвечает за нее. Он хочет поделиться с этой женщиной самым главным в ее жизни и, естественно, хотел сделать при супруге.
А его, оказывается, нет. Мы не знаем, по каким причинам его нет. Мы знаем только, что она пять раз была замужем. Может, ее мужья умерли. Кто знает? Не будем придумывать того, чего нет в Библии. Мы также знаем, что тот, кого она имела тогда, не был ей мужем. Т.е. сексуальная связь совсем не свидетельствует о наличии супружеских отношений. Почему она не зарегистрировала свой брак, мы тоже не знаем. Библия учит нас не фантазировать, а читать конкретные истории конкретных людей.
А теперь посмотрите, что делает Иисус. Он не кидает ей оскорбительный упрек. Он не молчит глубокомысленно, с таким выражением на лице, как будто ему известны все тайны мира (конечно, они Ему известны – Он же Бог, но зачем пугать людей своим всезнанием). Он говорит, что она сказала правду. Она сказала истину.
Помните, я вам сказал, что все происходит как в Эдемском саду, только наоборот. Как будто смотришь пленку кинофильма в обратном направлении.
В саду было так: близость отношений, искушение, неправильный ответ Евы, отпадение.
Здесь пока все идет так: они далеки друг от друга, они начинают сходиться, она говорит правду…
И тут она опять чуть не попадает в старую ловушку сатаны. Она пытается перевести разговор в плоскость философских размышлений. Она начинает говорить о поклонении на горе. Ловушка и заключается в том, чтобы при видимости духовности в разговоре, речь все-таки шла не о чем. О горе, о Иерусалиме, о воде. О чем-то абстрактном…
Только Он пришел не для того, чтобы вести абстрактные разговоры. Он пришел конкретно спасать конкретных грешников. Поэтому вместо нее Сам Бог преодолевает это искушение. Он говорит о том, что Сам и является Мессией. Он возвращает ей близость отношений. Он отрывает ей путь к Древу Жизни.
Слава Богу, что там, рядом не оказалось ни одного голливудского режиссера. Иначе, они сняли бы мелодраму, где в финале Иисус женился бы на самарянке, и была бы надпись, что они жили долго и счастливо. У этих ребят в Голливуде просто все мозги вывернуты наизнанку.
Поймите меня правильно. Их отношения восстановились не в плоскости отношений мужчины и женщины. Просто совершенный Мужчина открыл путь спасения для совсем не совершенной женщины. Обычной, самой обыкновенной с неустроенной семейной судьбой. Он просто выполнил то, что должен был сделать Адам в саду. Он нашел ее, утешил ее и показал ей путь в небесную отчизну.
Чем же важна для нас эта женщина у колодца под палящим солнцем. Она нам важна тем, что в нем отразились все мы. Это мы идем за тридевять земель, чтобы искать воды напиться. Это нас обжигает стыд за свои грехи и промахи. Это мы избегаем открытого взгляда наших знакомых, потому что они знают про нас то, что мы предпочли бы спрятать. Мы ничем не отличаемся от нее, этой женщины у колодца под палящим солнцем.
Но также как и ее, нас встретил Иисус. Также как и ее, Он предложил нам испробовать его живой воды крещения. Он также как и ей говорит, что все знает про наши тяготы и падения. Он также как и ее подводит нас к Древу Жизни, к Самому Себе и питает нас Собою дарами Евхаристии.
Что произошло с ней после этой встречи. Она бросила свой водонос и пошла в город, чтобы поделиться с теми, из-за которых она должна была подставлять себя под раскаленные лучи палящего солнца, великой новостью: она встретила Мессию. Она, эта женщина у колодца под палящим солнцем показала нам великий пример не только в том, как она оставила прошлое позади, не только в том, как она приняла дар Христа, но и в том, как она им распорядилась.
Мы не знаем, как к ней относились после этой встречи, может, она опять должна была ходить под палящими лучами за водой, а может, и нет. Мы не знаем, вышла она после этого замуж или нет. Нашла ли она того, кого Библия называет господином над женой. Но ее отношений с Господином господ, с Начальником мужей были восстановлены.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Я думаю, что всякий мужчина должен вести своих жен так, как это сделал и делает Глава-Муж Церкви. Но, увы, наши мужья сегодня слабы, они сами нуждаются в руководстве и в живой воде... Господи, сделай наших мужчин сильними руководителями и защитниками своих жен. Да даст Бог женам во Христе быть послушными своим мужьям!!!
сестра Татьяна
2007-05-11 08:27:45
Мир вам! очень по-доброму,с любовью написано.Спасибо.Но эта история еще важна тем.что услышав правду о себе,женщина в смирении сердца приняла ее. Но очень часто и мужья и жены ,даже понимая,что слышат правду о себе,воспринимают ее далено не так как эта саморянка.Нежелание смириться жене .услышавшей призыв:покаяться -ведет к тому,что и мужнее сердце упорствует и борется с Богом.И муж,услышавший о том,что нужно со многим ,неугодным Господу,расстаться в покаянии - стоит преградой между Богом и женой,Богом и детьми.Очень жаль.Потому,что Бог даже через одну душу в семье мог бы многое изменить.Многое мог бы изменить и наших церквах.