«Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить
к сердиу ее... и обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде
и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности,
и ты познаешь Господа» (Ос.2:14,19-20)
Пустыня! Сколько противоречивых чувств вызывает это слово! Сколько печальных историй, потрясающих трагедий связано со словом «пустыня»! Сколько грустных песен сложено о пустыне!
Едва мы произносим это слово, как перед нашим взором встают сыпучие пески в раскаленных лучах солнца, караваны изнуренных верблюдов и их проводников, песчаные бури и тому подобное. А если ко всему этому добавить вой шакалов и гиен, множество ядовитых змей и скорпионов, жалобные крики птиц, а по ночам еще и треск раскаленных в дневное время на солнце камней, то можно действительно прийти в ужас. Скольких людей похоронила в своих песках необитаемая пустыня! Отсутствие воды — самое тяжелое для тех, кого судьба забросила в пустыню. Очень часто вместо оазисов с живительной влагой путники видят лишь обманчивые миражи.
И все-таки, несмотря на эту, казалось бы, безысходную картину, премудрый Бог пользуется пустыней, как местом, где Он проливает Свои благословения. Давайте хотя бы кратко вспомним некоторые события. Для этого я приглашаю вас в небольшое путешествие по страницам Библии. При этом постоянно будем держать в уме слова, поставленные в качестве эпиграфа. Этим я хочу сказать, что все примеры, которые мы будем рассматривать, не являются случайными, но помещены в Библии для нашего наставления (1Кор.10:6) и за каждым событием стоит Бог.
Агарь
Историю Агари вы найдете в 21-й главе книги Бытие. Большинство из нас знают ее до мельчайших подробностей. А для тех, кто еще не читал или не помнит, — вот ее краткое содержание. Сарра — жена Авраама -побуждает мужа изгнать свою служанку Агарь с ее сыном Измаилом. Опечаленный Авраам не хотел этого делать. Но Бог сказал Аврааму: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» (Быт.21:12). А ап.Павел в послании Галатам, гл.4 раскрывает тайну этой истории.
Итак, Агарь с сыном ушла из стана Авраама и заблудилась в пустыне Вирсавия. Небольшой запас воды в ее мехе кончился и смерть глядела в глаза ей и ее сыну. Она подняла вопль, плакал и Измаил. «И услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, ц сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится. Встань, подними отрока и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою..,» (Быт.21:17-19).
Как тут не вспомнить слова: «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники» (Пс.83:7).
Не Сарра и Авраам изгнали Агарь с сыном, но это Бог увлек ее в пустыню и там говорил к сердцу ее. Он возвестил ей, что сын ее будет родоначальником великого народа. Теперь мы знаем, что это арабы...
Моисей
Теперь я предлагаю перевернуть страницы Библии и остановиться на книге Исход: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву» (Исх.З:1). Так начинается эта глава. Мы знаем, что последовало за этим. А кто еще не успел познакомиться с этой историей, пусть прочитает ее. Перед Моисеем открылось нечто необычное — он увидел горящий, и в то же время не сгорающий, терновый куст. И когда он подошел поближе посмотреть на это удивительное зрелище, к нему заговорил Господь... Так начался новый период в жизни Моисея. Он был призван Богом быть избавителем народа Израильского из Египетского рабства. Воспитанный в Египте, Моисей был научен всей мудрости египетской, но потом, прежде чем поставить его на служение, Бог смирял и сокрушал его в пустыне Мадиамской, пока он не стал кротчайшим человеком на земле. Это продолжалось сорок-лет! В эти годы Господь глубоко говорил к сердцу Моисея.
Народ Израильский
Продолжение этой истории касается уже не одного Моисея, но всего народа Израильского, когда Господь «рукою сильною и мышцею простертою» вывел его из Египта и привел в пустыню. И снова сорок лет Бог говорил в пустыне к сердцу этого народа. Мы расскажем лишь об одном событии, которое произошло у горы Синай, где Бог говорил к Израилю с горящей до небес и содрогающейся горы, где Он дал народу заповеди и заключил с ним Свой Завет. Почему же Господь не повел Свой народ прямой дорогой из Египта в Ханаанскую землю? Остановитесь на мгновение и прочитайте 8-ю главу Второзакония. Мы видим, что в пустыне Бог открыл «школу» для Своего народа, учил их, принимал от них экзамены (испытывал) и тем самым готовил к вступлению в обетованную Землю.
Примеры из Нового Завета
Теперь я хочу привести некоторые примеры из Нового Завета, чтобы показать, что принцип пустыни действует во все времена.
1.Об Иоанне Крестителе сказано, что он был в пустыне до дня явления своего Израилю (Лук. 1:8). В пустыне он несомненно пребывал в общении с Господом, подобно ветхозаветному пророку Илии.
2. Господь увлек вельможу Эфиопской царицы на пустынную дорогу, чтобы там заговорить с ним устами Своего ученика Филиппа (Деян.8:27-39).
3.Гонителя Савла Господь Иисус Христос остановил на пустынной дороге, ведущей в Дамаск, где открылся ему в великой силе и заговорил с ним, а после повел его в Аравийскую пустыню для подготовки к особому служению. (Деян.9:3-6;Гал. 1:13-17).
4.Господь привел Своего любимого ученика Иоанна, которого мы называем Богословом, на пустынный скалистый остров Патмос, чтобы показать ему Свой план «чему надлежит быть вскоре» (Откр.1:1). Не будь он на пустынном острове, может быть, не было бы у нас теперь его благословенной книги «Откровение». Не римский император, но именно Сам Господь увлек его и привел его в пустыню, чтобы говорить к его сердцу.
Но можно ли перечислить имена всех подвижников веры Ветхого и Нового заветов, которых весь мир не был достоин, которые скитались по пустыням, ища небесного града, считая себя странниками и пришельцами на этой земле, подобно праотцу Аврааму! Об этом рассказано в 11-й главе послания к Евреям.
Дорогие мои, и мы в этом смысле не исключение. Каждого из нас Бог время от времени ведет в пустыню - для каждого свою, — а особенно тех, кто желает безраздельно посвятить себя служению Господу.
Но мы при этом должны хорошо понимать, что пустыня — суровая школа, из которой одни выходят хорошо подготовленными для дальнейшей жизненной борьбы и служения Господу, а другие так и не выходят из пустыни или же выходят неподготовленными.(неполноценными).
Слово нам говорит: «Непокорные остаются в знойной пустыне» (Пс.б7:7). Поэтому нам важно не ожесточиться и твердо знать, что это Бог допускает испытания, и что мы их можем перенести, потому что Он дает нам в этих обстоятельствах силу и защиту.
Наша реакция на такие действия Божий должна быть такой, как советует ап.Иаков: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» и «Блажен человек, который переносит искушение» (Иак. (1:2,12). Об этом же говорит ап.Петр: «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1 Пет. 1:6). И еще он говорит, чтобы мы «не чуждались» различных искушений и не считали их за приключения странные (1Пет.4:12). Вспомним апостолов: когда их били, они радовались, что за имя Христово удостоились принять бесчестие (Деян.5:40-41). Будем также всегда помнить слова ап.Павла в послании к Римлянам 8:28: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».
Серьезная защита - это всегда помнить слова Христа: «Се Я с вами во все дни». Вспомним троих мужей, брошенных в печь, как описано в книге пророка Даниила. В результате оказалось, что вместо троих в огне было четверо. И кто же был этот четвертый? Ведь даже языческий царь Навуходоносор узнал в Нем Сына Божия! (Дан.3:25).
Пустыню не надо искать в Аравии, ее можно встретить в своем доме — от полного непонимания до яростного преследования со стороны самых близких и родных. Когда я писал эти строки, вошла в наш дом сгорбленная старушка-христианка, которой лет под 90 и начала жаловаться, что ей нет места для жительства у своих дочерей. Я спросил ее, с каких пор все это началось? И она ответила: «С тех пор, как я уверовала и привела к Иисусу невестку».
Вот видите, сразу попала в пустыню. О, сколько подобных примеров знает христианская история...
А сколько детей Божиих прошло в прошлом через суровую пустыню по причине преследований со стороны господствующих религий, а также безбожных режимов. Каторги, концлагеря, психбольницы и другие карательные меры использовали враги Христовы, чтобы сломить дух Героев веры. Пишущий эти строки в известной мере сам испытал горечь угроз, предательств и преследований.
Испытанием может быть отсутствие семьи. Сколько преданных Богу наших сестричек по Своему изволению провел Господь одинокой дорогой по жизни. Может быть, неверующие над ними и смеялись, что не смогли, мол, устроить себе жизнь. Но эти люди могли и не знать слов ап.Павла: «Каждый имеет свое дарование» (1Кор.7:7). Да укрепятся руки ваши, милые сестры! Особая награда ждет вас в небесах, если, не вздыхая, не ропща, но благодаря Бога, примете Его волю о себе.
Итак, тюрьмы — еще один вид пустыни. И христиан, и преступников Бог посылает туда. Своих детей — для свидетельства о Нем, а преступников, чтобы услышали о Его любви к ним. Вспомним Онисима, которого апостол Павел «родил в узах» (Филим.10).
В Слове Божием написано: «И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами лицом к лицу... и проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета» (Иез.20:35, 37). Скольких людей привлек Господь таким путем и еще привлечет к Себе! Только в вечности мы узнаем это.
Посему, дорогие мои братья и сестры в Господе, которых спас Господь в лагерях и тюрьмах, благодарите Бога за эту пустыню и увещевайте других, находящихся рядом с вами, но еще не познавших пути спасения.
Писатель Ф.И.Достоевский, которого осудили за вольнодумство и участие в заговоре покушения на царя, на каторге глубоко задумался о человеке, его назначении в жизни и пришел к глубокой вере в Бога, стал христианским писателем.
До сих пор я говорил о различных испытаниях или, как говорит ап.Павел, искушениях человеческих. (1Кор. 10:13). Но есть и иной род пустыни – так сказать "печь раскаленная в семь раз сильнее", а именно искушение от диавола. В этой пустыне, ведомый Духом Святым, оказался Сам Иисус Христос сразу же после того, как был крещен в Иордане и на Него сошел Дух Божий. Но это особая тема...
Лично я верю, что перед взятием церкви на небо Господь испытает ее, введет в такую пустыню, где очистит от привязанности ко всему земному. В этих испытаниях Он особым образом приблизит к себе Свою Невесту, будет утешать ее Духом Святым, говорить к ее сердцу. «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19--20).
Господь обильным потоком изольет на церковь Дух Свой и украсит всеми Своими дарами, и в небесном величии и славе возьмет ее к Себе. «Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» (П.Пес.З:6). «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» (П.Пес.8:5).
В. Навлинский,
Эстония
17.июня 2020 года автор перешел в Небесные Обители, куда он так стремился, прожив на земле 85 лет. Много прошел, много пережил, оставил много духовного наследия. Да благословит Господь всех читающих строки, написанные его рукой.
P.S. Виктор Навлинский- Виктор Лукутин - это одна личность. Витей Навлинским его звали друзья с его родины - Навли, Брянской области. Лукутин - фамилия его мамы.
Прочитано 11908 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Как легко нам быть святыми . - Николай Зимин Как легко нам быть святыми
Рядом с падшими , блатными
За церковными дверями ,
Когда пастырь рядом с нами .
А когда закрылись двери ,
Мы в Маммону свято верим
И забыв о небе , Боге ,
Гоним сотню по дороге .
Но что , правда , нелегко нам -
Божьим следовать законам ,
Когда Богу в подтвержденье -
Веры нашей поведенье ...