Виноградная лоза – одно из самых ценных даров Творца человеку. Это самое необычное дерево в Божьем саду. Неприглядное с виду, оно несет чудодейственную силу в своих гроздьях-плодах.
Ягоды винограда богаты сахаром, особенно в наиболее ценной для человеческого организма и легкоусвояемой форме – глюкозе (виноградном сахаре). В зрелом винограде присутствуют и другие сахара – фруктоза и очень немного сахарозы. На вкус глюкоза менее сладкая, чем фруктоза, содержащаяся преимущественно в плодах и меде, и чем сахароза сахарной свеклы и сахарного тростника, но это не снижает высокой питательной и лечебной ценности глюкозы.
Кроме сахара в винограде содержатся кислоты. Без них или при малом их количестве виноград был бы сладким, но невкусным, не оставлял бы при еде приятного ощущения. Соотношение между сахарами и кислотами сильно влияют на вкус винограда.
Виноградная ягода содержит и минеральные вещества. Количество их в соке винограда в среднем равно 3-5 граммам на литр. Это – калий, натрий, кальций, железо, медь, марганец, цинк, бор, фтор, йод, рубидий, молибден, фосфор и ряд других веществ.
Виноград и сок из винограда обладает удивительными лечебными свойствами, исцеляя в сочетании с глинотерапией и водотерапией даже такие тяжелые недуги как рак (читайте Уокера «Лечение сырыми соками»; Д. Лаза «Профилактический и терапевтический справочник природной медицины»).
Однако человек изобрел и другой напиток, изготовляемый из сока виноградной лозы, называемый вином.
Что же такое вино?
Первое в России определение виноградного вина находим в книге «Известие учительное…», напечатанной во времена Петра Первого в Москве в 1696 году. Вот что там было написано: «…вино от плода лозного, си есть из гроздов винныя лозы источеное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное, и чистое быти, не смешанное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия. Вином – же не суть и быти не могут всяко и от различных овощей и ягод источены, си есть яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иные, вин подобные».
Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка», изданному в четырех томах в 1861-1867 гг. Автор его В. И. Даль, русский ученый, языковед, этнограф и писатель, дает вину такое определение: «Вино виноградное… белое и красное – сок, выжатый из плода винограда, приведенный в винное брожение, отстоянный и нередко еще приправленный разными снадобьями».
24 апреля 1914 года в России впервые были опубликованы и вступили в силу официальные «Правила о выделке, хранении и продаже виноградного вина». Они вошли в историю отечественного виноделия как «Закон о вине». Начинались эти правила так: «Под названием виноградного вина допускаются в продажу напитки, полученные спиртовым брожением сока свежего либо завяленного на кустах или иными способами винограда, но не из изюма, с мезгой или без нее, но без всяких других примесей, кроме указанных в статье 5». А в этой статье были перечислены вещества, обычно применяемые в виноделии, как для осветления вина, так и для повышения его крепости, – спирт, сахар, сернистая кислота и др.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем: «Вино – алкогольный напиток, обычно приготовленный из сока виноградных ягод».
И, наконец, определение, приведенное в книге М. А. Герасимова «Технология вина» (изд. 3-е, М., 1964): «Виноградным вином называют напиток, получаемый в результате спиртового брожения сока винограда с мезгой или без нее».
Во всех последних определениях мы находим главное требование к виноградному вину – оно может быть получено только в результате спиртового брожения раздавленного винограда (вместе с мезгой или же отделенного от мезги сока). Если нет брожения, то нет и вина. Брожение – это сложный химический процесс, вызываемый микроорганизмами – дрожжами, обладающими поразительной способностью разлагать сахар на спирт и углекислый газ с выделением теплоты. Именно спиртовое (алкогольное) брожение является основой основ виноделия. Вместо сладкого виноградного сока получается жидкость, лишенная сахара, но обогащенная спиртом, – вино.
В зависимости от содержания сахара в винограде получают при брожении вина разной крепости, исчисляемой в градусах или (что сейчас принято) в объемных процентах. Один процент сахара в отжатом сусле (соке) дает при сбраживании 0,6% об. спирта. Таким образом, виноград, поступивший на переработку с так называемой базисной сахаристостью 18%, после полного выбраживания дает вино крепостью 10,8% об., т. е. именно то, что принято называть натуральным столовым вином. Один грамм сахара при брожении образует 0,25 литра углекислого газа.
Виноградное вино далеко не единственный алкогольный напиток. Даже такие, казалось бы, совершенно «невинные» напитки, как русский квас или киргизский кумыс, тоже содержат спирт, хотя и в небольших количествах. Есть много напитков крепче виноградных вин, но это уже продукты перегонки – дистилляции.
Изобретение спирта и крепленных вин
Есть вина, приготовленные с добавлением спирта, так называемые крепленые, или спиртованные. Спиртование вин – прием сравнительно новый. Он был разработан и многократно испытан виноделом-химиком А. Е. Соломоном в 1888 году.
Изобретение спирта – одна из «заслуг» алхимиков средневековья (XI-XII вв.), которые в поисках «философского камня» сделали ряд важных открытий и создали начатки современной химии. В виноградных винах алхимики пытались обнаружить и выделить «дух» вина, т. е. свойство опьянять человека. Им удалось отогнать путем дистилляции (от латинского слова «distillare» – стекание по капле) спирт – неизвестную до этого летучую, легко воспламеняющуюся жидкость жгучего вкуса, со своеобразным запахом и сильно выраженными опьяняющими свойствами. Эта жидкость была названа латинским словом «spiritus», т. е. дух.
Разбавленный спирт получил сначала применение в медицине и был известен под названием «вода жизни». Водка, т. е. водный раствор спирта, вошла в быт только в XVI веке, а при Иване Грозном (1530-1584 гг.) уже стала на Руси предметом строгого учета и казенного налогового обложения.
Первое упоминание о вине в истории человечества
Читая Библию, мы находим, что Ной после потопа «начал возделывать землю и насадил виноградник» (Бытие 9:20). Далее Слово Божье, не рассказывая нам о способе приготовления вина и не объясняя причин, констатирует факт: «И выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Бытие 9:21). Возможно, после потопа виноградный сок потерял способность храниться из-за появившихся в воздухе новых микроорганизмов – дрожжей; возможно, Ной похоронил жену (сказано, что «жил Ной после потопа триста пятьдесят лет», но кроме троих сынов, спасшихся вместе с ним в ковчеге, не имел больше потомков), быть может, он вспомнил обо всех тех, кто погиб при потопе, не пожелав прислушаться к его предупреждениям, и занемог душой. Мы этого не знаем и не вправе ни судить его, ни оправдывать. Однако разница в поведении его сынов, оказавшихся в данной ситуации вынужденными свидетелями, и их отношение к своему отцу привели к тому, что один из потомков Ноя был проклят своим отцом. «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие 9:25).
Далее говорится о том, что «Ной проспался от вина своего» (Бытие 9:24). То есть вино, которое приготовил Ной, в Библии названо его вином. Почему так важно для нас понять это? Потому что Библия рассказывает нам и о вине Божьем. Этот напиток совсем другого качества. Пророк Исаия пишет: «И сделает Господь Саваоф на горе этой для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из… самых чистых вин» (Исаии 25:6). Мы можем рассматривать и буквальное, и духовное значение этих слов, так как слово «вино» в Библии означает также и «учение».
Но в данном случае нас интересует буквальное значение, и думается, что никто из нас не станет утверждать, что чистое Божье вино способно вызывать в человеке опьянение, влекущее за собой нежелательные мысли и поступки. Когда Иисус сотворил Свое первое чудо в Кане, превратив воду в вино, то это был Божественный напиток, который придавал людям силу, бодрость и действовал на человека отрезвляюще и даже исцеляюще! Такое же вино Он подал в чаше на Вечере Господней Своим ученикам: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо это – Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26:27-29). Человеку невозможно изготовить такой напиток, поэтому самое лучшее для нас – использовать то, что создал Сам Господь: натуральный сок виноградной лозы.
Однако люди не только изготавливают свое собственное вино, но также и всячески стараются увеличить его опьяняющие свойства. Так, кроме простого вина, в Библии упоминается также и «вино приправленное»: в русском переводе используется слово «сикера», в украинском – «п’янкий напій», т. е. пьянящий напиток, а в английском – «strong drink», т. е. крепкий напиток.
О вине, приготовленном грешным человеком, сказано: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притчи 20:1). У грузин есть такая легенда. «Дикий виноград рос в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, а на третий – сто.
Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что смог – выпил, остальное слил в кувшины. Месяца через два открыл кувшин, попробовал – напиток ему понравился. Созвал он друзей, затеял пир.
Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал:
– Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!
Прилетел петушок, осушил чашу и сказал:
– Кто еще выпьет, распетушится, как я!
Третьим явился жирный кабан и, осушив чашу, сказал:
– Кто еще выпьет – вываляется в грязи, как я!
Наконец пришла лиса, осушила чашу и сказала:
– А кто еще выпьет – вкрадется в него вино воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть».
Так действует вино на людей: немного выпьют – веселятся и поют; еще немного – петушатся да дерутся; еще выпьют – уж на ногах не стоят, в грязь валятся; а если еще выпьют – то становятся рабами этого зелья – пьяницами.
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином… Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток…» (Исаии 5:11, 22).
Так какой же напиток в Библии назван вином, а какой сикерой – пьянящим, крепким напитком? Как мы уже знаем, спирта, а значит и водки, в то время еще не было и в помине. В то время люди употребляли либо чистый виноградный сок, либо переброженный и сохраняющийся в мехах сок, называемый вином (натуральный слабоалкогольный напиток), либо переброженный и приправленный (видимо, сахаром и травами) сок, вызывающий опьянение и названный крепким напитком, сикерой. О последних двух напитках в Библии сказано ярко, образно и предельно кратко, но по существу: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змий, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притчи 23:29-35). Здесь уже речь идет о пьянстве. Слово Божье наставляет: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притчи 23:20, 21).
Мы имеем страшный пример из жизни Лота, к чему приводит неумеренное употребление вина: его потомство не имело благословений Божьих. Многочисленное колено Ефрема также было лишено Божьих благословений, и одной из причин было их пьянство. «Привязался к идолам Ефрем, оставь его! Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное»; «Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином!.. Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян» (Осии 4:17, 18; Исаии 28:1, 3).
Можно ли доверять пьющему священнику или пьющему пророку? – «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» (Исаии 28:7, 8).
Апостол Павел, который всю свою жизнь отдал на служение Господу, чтобы донести благую весть о спасении всем язычникам, в своих посланиях к галатам, коринфянам и ефесянам также упоминает о грехе пьянства: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Галатам 5:19-21). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Коринфянам 6:9, 10). «Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божья. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Ефесянам 5:17, 18).
Не замечали ли вы в своей жизни, что спиваются, как правило, хорошие, честные, добрые, трудолюбивые, но, к сожалению, разочарованные в чем-либо или в ком-либо люди (редко бывает, чтобы скряга и хапуга спился) или люди, понесшие тяжелую утрату. Но пагубная привычка совершенно меняет характер таких людей! Здесь яркий пример работы сатаны: отвернуть взгляд от Бога, довести до состояния животного того человека, кто ближе всех других по своему характеру соответствует требованиям Неба! Причем другие люди считают своей личной заслугой умеренное употребление алкогольных напитков. Презирая пьяницу и алкоголика, но любя пиво, вино, водку и коньяк, они не замечают в себе еще более отвратительных в очах Бога грехов, таких как: гордость, сребролюбие, самодовольство, зависть и поклонение идолам во всевозможных формах. Мы склонны любить грех, но ненавидеть грешника, а наш Господь Иисус Христос учит обратному.
Где искать спасение?
Сам человек не в состоянии справиться с грехом алкоголизма и пьянства, так как его мозг отравлен этим ядом. Такому человеку нужна помощь свыше! Однако люди, понимая свою беспомощность, не обращаются к Богу, но доверяют свою волю, свой мозг другим людям, которые владеют приемами гипноза. Бог не приветствует этого! «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа… Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь» (Иеремии 17:5, 7). Такому человеку необходимо очищение всего организма, очищение крови и самое главное – необходимы новые приоритеты в жизни. Такому человеку необходимо заново учиться мыслить. Ему нужны любовь и понимание Иисуса Христа! Господь силен исцелить любого из нас от любых недугов, если у нас есть желание, есть доверчивость ребенка к своему Отцу и сознание своей полной беспомощности! Бог совершит! Он обещал это в Своем Слове: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28), и еще «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоанна 6:37). «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откровение 3:19). Один врач-психотерапевт имел огромный опыт исцеления людей, применяя не лекарства и гипноз, но читая людям Библию и разъясняя прочитанное. Вера рождается в сердце от слышания Слова Божьего!
Почему церковь Божья проповедует в наше время о полном воздержании от употребления каких бы то ни было алкогольных напитков? Потому что она несет торжественное предупреждение всему миру о том, что, согласно пророчеств Библии, мы живем в великий День суда, начавшийся на Небе в 1844 году. (Читайте пророческие книги: Даниила и Откровение, а также книгу Э. Уайт «Великая борьба».) В прообразный Судный день никто из израильтян не употреблял вина. Для того чтобы понять эти истины, человеку необходим ясный ум, способный отличить святое от несвятого. Апостол Петр говорит о народе Божьем: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). В книге Притчей записаны слова царя Лемуила: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Притчи 31:4, 5). И Сам Господь говорит нам через апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8).
Да поможет нам Господь исцелиться от нас самих!
Комментарий автора: Алкогольная зависимость - широко распространенная болезнь нашего времени. Излечить ее может только Бог!
Прочитано 8436 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Замечательная статья! Все четко, ясно и по существу. Спасибо вам за нее! Комментарий автора: Благодарю Вас за отзыв. Да благословит Вас Господь!
Игорь Криницын
2008-12-25 08:36:19
Если человек ищет Господа и вникает в Его учение, то он сам поймёт (на разных этапах духовного роста) от чего ему нужно освободится и будет молить об этом Господа, что бы Господь помог ему в этом.Господь сказал; Ин 8.36 кого Сын освободит, тот истинно свободным будет. А запугивать людей своими знаниями - что хорошо,а что плохо, это не от того дерева.
Игорь Криницын
2008-12-25 08:49:52
И еще немного. Слово Божие- это едемский сад в котором много разных деревьев. А посреди этого рая есть два дерева от которых и питаются люди входящие в этот сад. От какого дерева питаетесь вы.
Игорь Криницын
2008-12-25 08:58:20
Еще немного. Слово Божие- как едемский сад в котором много дерев с разными плодами, а по среди этого рая два дерева. От которого вы питаетесь?