БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
Тим Собакин
Минералы ищет геолог.
Языки изучает филолог.
Раскопки ведёт археолог.
Это понятно, но
Кто же такой кинолог —
Тот, кто смотрит кино?
Я кинологом стать хочу —
Кино-логия мне по плечу!
Но папа сказал:
— А ну-ка, откроем словарь...
Итак: «Кинология — это наука,
Изучающая собак».
Решено:
Буду кинологом —
От собак не оттащите волоком!
Нравятся очень
Бульдоги мне
И другие четвероногие!..
— Вы кто: Археолог? Филолог? Геолог?
Спросят меня и услышат в ответ:
Я по профессии просто кинолог...
— Другими словами, собаковед!
Всё, что известно и неизвестно о собаках изучает наука кинология. Кинолог — специалист по собакам («кинос» — это собака, а «логос» — это наука).
Кинология многогранна: дрессировка, разведение, зоотехния, ветеринария, экспертиза собак на выставке, умение вести документацию… Если человек всё это знает, то его вполне можно назвать учёным по собакам, то есть кинологом.
Раньше выучиться на кинолога можно было лишь на курсах при клубах служебного собаководства и ветеринарных ВУЗах. Или стать курсантом пограничного училища (разве бывает пограничник без собаки?). Возможность получить высшее кинологическое образование впервые появилось только в 1995 году, на кафедре кинологии в Российском государственном аграрном заочном университете (г. Балашиха Московской области). Учиться надо целых 6 лет! Вот такая это серьёзная профессия. Однако кинолог не занимается всеми теми вопросами, что я вам перечислила.
В основном, люди работают по какой-нибудь одной специальности, например, занимаются дрессировкой. Тогда их называют инструкторами по дрессировке, если они работают на дрессировочных площадках; если они посвятили себя цирку — дрессировщиками. Судья (или эксперт) — это человек, который оценивает экстерьер собак на выставках. Ветеринар — лечит, зоотехники разрабатывают корма для собак, селекционеры выводят новые породы собак и улучшаю уже существующие, зоофелологи — люди, которые изучают язык, мимику, жесты, позы наших собак и т.п. Однако, всех людей, кто работает с собаками можно назвать кинологом. Вот сравните: есть водитель легковых машин, есть водитель грузовых машин, есть трактористы, комбайнеры и т.п., но все они, несмотря на такое деление — шофёры, водители.
Большинство собак принадлежит собаководам-любителям. Разве одни только питомники могли бы справиться с таким большим количеством четвероногих? Конечно же, нет!
Но рассказать я вам хочу об одной такой узкой специальности в кинологии — это...
КТО КОГО ВОСПИТЫВАЕТ
Вадим Дробиз
«Дружок, апорт!» — Дружку кричу,
Собачьей грамоте учу.
За палкой он летит стремглав,
Ворон пугая звонким «Р-р-ргав!»
«Дружок, барьер!» — забор Дружок
Перемахнёт в один прыжок!
«Ко мне! Лежать! Сидеть! Апорт!»
И я воспитанником горд.
Хозяин крикнет мне: «Апорт!»
Бегу! И нам полезен спорт!
Потом я прыгну в высоту,
Люблю прыжки за красоту!
Он даст мне с мясом пирожок,
Похвалит: «Молодец, Дружок!»
Он под моим присмотром рос!
Его лизну я прямо в нос...
Вы догадались о ком идёт речь? Конечно, о дрессировщике.
Все, кто держит животных, любых, от канарейки до коровы, в определённой степени дрессировщики. Но, именно в определённой степени. Настоящий дрессировщик — это довольно редкая и очень трудная профессия. Её передают из рук в руки, часто по наследству, от родителей — детям. Специальных учебных заведений, готовящих, например, цирковых дрессировщиков (а поговорим мы именно об этих людях) — нет.
В седую старину уходят корни этого искусства. Бродячие артисты всех времён и народов водили с собой обученных разным трюкам медведей, ослов, обезьян и другую живность. Слово же «дрессировщик» произошло от французского «дрессёр» и в переводе на русский означает «обучать». Сегодня для многих из нас дрессировщик или иными словами, человек, обучающий животных — это артист, выступающий с животными. Но, справедливости ради, надо отметить, что методикой дрессировки владеют люди и других профессий: спортсмены-конники, животноводы всех профилей, проводники служебных собак (от розыскных до рудознатцев и горноспасателей), охотники и другие.
Итак, дрессировка — это обучение животных. Но не обязательно только цирковым трюкам, веселящим публику. В первую очередь — это подготовка животных к жизни рядом с человеком и выполнению определённой, нужной человеку работы: приучение лошади к седлу и упряжке, коровы — к дойке, верблюдов — к вьюкам и следованию в караванах, охотничьей собаки — к поиску и подноске дичи, кошки — к туалету, попугая — к повторению нужных вам слов... Всё это дрессировка.
Начало всех начал в дрессировке — это приучение животного к человеку. Дрессировщик должен подружиться со своими подопечными. Кормить его, чистить, выводить гулять, ласкать: голосом и поглаживанием... Обучать животное навыкам «хорошего» поведения нужно как можно раньше.
Со щенками начинают заниматься в 1—1,5 месяца, а в 4—6 уже можно постепенно дрессировать, т.е. отрабатывать команды. При этом чрезвычайно важно, чтобы человек искренне любил своего питомца. Животные не терпят фальши. Ответная привязанность возникает как абсолютное доверие к человеку. Полный контакт с животным — залог успеха в будущей современной работе.
Существует множество методов дрессировки, но самый хороший, который разработали и довели до совершенства русские дрессировщики братья Дуровы: Анатолий Леонидович и Владимир Леонидович — это метод вкусопоощрения.
Братья Дуровы стали основателями династии цирковых дрессировщиков. Возникла Дуровская школа дрессуры. Суть её в гуманном подходе к работе с животными, который оказался и более эффективным. Именно метод вкусопоощрения позволил значительно расширить видовой состав дрессируемых животных. Среди них есть такие, от которых болью (как до этого метода в основном дрессировали животных) просто ничего не добьёшься. В аттракционах Дурова впервые стали выступать свиньи, журавли, муравьеды, зайцы.
С собаками всегда во все времена работать было намного легче, ведь эти животные рады что-то сделать для нас даже без всяких лакомств, если они сильно привязаны к своему хозяину или дрессировщику! Просто за ласку, за одно слово «Хорошо!».
И всё-таки труд этих мастеров на репетициях и в зверинце по уходу за своими питомцами, их кормлению, лечению очень схож с работой животноводов и учёных-зоологов. С одной стороны, нелёгкий физический труд, с другой — постоянное изучение животного, наблюдение, записи, копание в литературе (ведь чтобы что-то уметь, надо ещё и знать!), стремление как можно больше узнать о своих подчинённых. Каждый дрессировщик немного зоотехник, ветеринар и... исследователь.
А вы знаете, как достигается какая-нибудь команда, например, умение собаки «считать»? Это совсем не потому, что собаки знают математику. Биологи решили экспериментом проверить способности собаки по математике и показали такую хитрую карточку, на которой со стороны обращённой к дрессировщику, было отпечатано, скажем, 15 палочек, а с другой, на которую смотрела собака — математик на просвет было видно всего 5 палочек... Когда такую диверсию с «математиком» (а точнее, с его дрессировщиком) совершили, то пёс отлаял 15 раз. Столько, сколько палочек видел дрессировщик, потому что собаки, даже самые умные, не умеют считать, а тем более читать. По едва заметному, по едва уловимому сигналу собаки перестают «считать» — лаять или стучать лапой, именно тогда, когда нужный ответ уже дан.
Но всё это только лишний раз доказывает и подтверждает неимоверно тесную связь собаки и человека. Попробуйте, понаблюдать за хозяйкой и её собакой, и уловите тот «тайный» знак, по которому собака перестаёт лаять, остановившись на нужном числе? Боюсь, что это невозможно, у настоящих артистов цирка это очень четко проработано, а иначе... разве было бы интересно? Возможно и было, но не на столько!
А вы бывали на «Сказочном острове»? Нет?
Встреча со «Сказочным островом» всегда радость, учёба, знание. И тяга: вновь и вновь посетить его. Адрес запоминается сразу — Москва, ул. Дурова, 4.
Главные гости здесь — дети. Но им разрешается брать с собой пап и мам. Надо сказать, что взрослые с удовольствием используют такую возможность. Словом, возраст его посетителей в полном смысле от двух до ста.
Почти в центре города среди громад каменных домов, шумных площадей, потоков машин чудесный остров непостижим, как тридевятое царство. Огромный добрый слон здесь звонит в колокол, а потом измеряет себе температуру большим деревянным градусником, мыши садятся в поезд и отправляются в путешествие, чёрный ворон утробным басом отвечает на вопросы.
Желающих посмотреть необычайные представления всегда гораздо больше, чем может сейчас вместить единственный в мире Театр зверей.
Зато здесь в небольшом саду можно вдоволь налюбоваться удивительными учёными зверями. И даже побеседовать с дрессировщиками.
«Уголок тепла и радости», — так назвал свой удивительный остров замечательный русский цирковой клоун и дрессировщик Владимир Леонидович Дуров (1863—1934).
В начале века он приобрёл в Москве, на тихой улочке старинный особняк с садом и конюшней. А в 1912 году после переоборудования помещений для содержания животных и представлений открыл здесь научно-просветительское учреждение, которое до сих пор называют «уголком дедушки Дурова».
Владимир Леонидович был разносторонне одарённым человеком: артист, учёный-зоопсихолог, художник, скульптор, музыкант, писатель. Своё творчество он посвятил единой цели: изучить и дрессировать животных, неся людям радость и знания.
Дуров применял принципиально новый метод без болевой дрессировки — вкусопоощрение, позволившее добиться от животных невиданных до той поры результатов. У него кошки дружили с мышами, собаки с кошками, лисицы с зайцами, петухами, гусями. Обезьяна ездила на свинье. У Дурова впервые стали работать животные, ранее не поддававшиеся дрессуре: дикобраз, ёж, нутрия, гиена, журавли, аисты и множество других диких и домашних животных.
Болевая дрессировка, бытовавшая исстари в цирках, была основана на страхе зверя или птицы перед человеком. Дурова пытались обвинить в том, что он, якобы, заменил страх голодом. Но это не совсем так. Дуров не работал с голодными животными. Практика показала, что это невозможно. А вот звери, не лишённые аппетита, отлично работают за лакомство. Доверяя хозяину, отвечая на его ласку, они охотно выполняют довольно сложные трюки. В этом и состоит суть метода вкусопоощрения, наиболее гуманного и эффективного способа дрессировки, когда человек и животные — друзья. Именно поэтому Дурову удавалось дрессировка животных, с которыми не могли работать мастера старой цирковой школы.
Владимир Леонидович — один из основателей известной династии цирковых артистов — дрессировщиков, которые продолжают его дело, развития выдвинутый им ещё в начале века лозунг: Забавляя — поучай». Этот лозунг стал незыблемым правилом в работе мастеров дуровской школы и одним из главных принципов в деятельности уникального Театра зверей.
Внучка прославленного дрессировщика народная артистка и детская писательница Наталья Юрьевна Дурова часто подчеркивает, что дрессировщиками не рождаются, ими становятся, но не все. Должны быть особые задатки. Дрессировщик театра должен быть артистом. Тем не менее не каждый артист может стать дрессировщиком. Необходимо быть ещё и педагогом. Ведь дрессура — это воспитание животного. А животные даже одного и того же вида очень разные. У каждого свои наклонности. Один зверь агрессивный, другой — добрый. Один — подвижный, другой — нет. Есть животные с музыкальными способностями. Например, волк Данила долгое время был в театре певцом. Есть медведи — танцоры, а есть — акробаты.
Важно выявить способности каждого животного, будь то голубь или кошка, настойчиво развивать их, укладывая в программу представления. А значит надо знать хорошо биологию и другое.
Но самое главное — дрессировщик дуровской школы должен искренне любить животных. Этому научить нельзя. Это Божий дар, лишь усиленный воспитанием.
Литература:
1. Рогожкина и др. Домашние животные / Малая энциклопедия. Т.2, стр. 172
2. Акимушкин И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные.
Вера Новая,
Eesti, Valga
Говоря словами Яна Амоса Коменского:
"Господи Боже наш! Всё, что мы совершаем в честь имени Твоего, всё это от Твоих рук!" e-mail автора:novaya@rambler.ru сайт автора:литературный альманах
Прочитано 17523 раза. Голосов 9. Средняя оценка: 4.11
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности