Гегель не отпускает Россию. Сначала семьдесят лет она находилась в плену у гегельянца Карла Маркса. Теперь она находится в плену у гегельянца Ивана Ильина.
Конечно, в Советском Союзе не все читали Маркса. Сейчас еще меньше людей знакомы с философией Ильина. Однако никто не может жить и действовать без определенного мироотношения. И такое мироотношение, зреющее в глубинах «коллективного бессознательного», определяющее характер общества и протекающих в нем процессов, и может быть выявлено и высказано через ту или иную философию. Философия, несоответствующая господствующему глубинному мироотношению, прижиться в обществе не может – ведь не могла, скажем, философия Канта, настаивающая на абсолютной человеческой свободе, прижиться в Советском Союзе, как и теперь никому не нужна философия того же Бердяева, постулирующая абсолютную самоценность человеческой личности. Нужна философия Ильина. Она наиболее адекватно отражает мироотношение, притязания, интересы и желания тех, у кого сейчас находится власть, а также тех миллионов, которые ее поддерживают. Поэтому она и столь активно «раскручивается»…
Основная характеристика философии Ильина – тотальность. Тотальность – это провозглашение некой единой цели, к которой должны стремится все, единого принципа, который все обязаны реализовывать во всех сферах жизни. Всё должно стремится соответствовать этому принципу, то есть быть совершенным. Таким принципом не может стать христианский личностный Бог. Личность вообще по определению не может стать каким-то общеобязательным принципом и законом. И в Евангелии поэтому провозглашены принципы нетождественности Божьего и кесарева, неотмирность Царства Божьего. То есть Царство Божье надо реализовывать в своих душах. Жизнь же государства нельзя подчинять целям достижения «Царства Божьего», оно должно оставаться принципиально светским. И потому любое обращение к религиозной фразеологии тогда, когда решаются государственные вопросы, недопустимо.
Ильин же не может к ней не обращаться. Вся его философия – не христианская, несмотря на обилие религиозной терминологии. Его Бог – не живой личностный Бог христианства, Который есть «Путь, истина и жизнь», а отвлеченное совершенство и общеобязательное добро. Добро, совершенство, Бог – для Ильина все эти понятие синонимичны. «В сущности И. Ильин хотел бы, чтобы человек перестал существовать и осталось одно чистое совершенство и добро, один абсолютный дух. И. Ильин не любит человека и отрицает любовь к человеку. Под любовью к человеку он понимает принудительное осуществление в человеке совершенства и добра. Не знаю, любит ли он Бога, боюсь, что он не любит и Бога, который есть Существо, Личность, а любит лишь отвлеченное совершенство, добро, отвлеченный дух». (Н. Бердяев). Бог Ильина всепожирающ, он хочет все – и в человеке, и в обществе, и в государстве свести к себе самому, всё вытеснить собой. Отсюда – имманетизм философии Ильина, абсолютно несовместимый с христианством, о чем писал прот. В. Зеньковский.
Идолы.
Иван Ильин пишет: «Русский человек должен перестать поклоняться чужим идолам и дьяволам». И начать поклоняться своим. Ильин провозглашает целый ряд идолов и дьяволов, которые прижились в российском сознании.
1. Державность. Державные, имперские амбиции охватили сейчас не только политиков, но и массы. Мы готовы яростно настаивать на своей суверенности. Но вот признать подлинную суверенность (то есть полную свободу в своем политическом курсе) других государств, раньше входивших в состав Советского союза, мы не можем. Нас неимоверно раздражает самостоятельная Украина и самостоятельная Грузия.
Ильин, в полном соответствии со своей тотальной установкой, привлекает сюда и Бога. Мол, «национально-державные задачи возложены на нас Богом». Мы служим Богу через укрепление «державности России», то есть через удовлетворение ее имперских и угнетательских – по отношению к независимым государствам – инстинктов. Это и есть самое настоящее идолопоклонство – совершенно не относящиеся к Божьим заветам условные и абсолютно спорные политические программы вдруг начинают восприниматься как вид служения Богу. «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…» (Рим. 1:23)
Все части биологического организма, от клеточки до органа, скоординированы и подчинены единой биологической цели. Человеческий организм – тоталитарное государство в миниатюре.
И Ильин настаивает на том, что «Россия есть единый живой организм». Одно дело говорить о суверенитете, о международном праве, признающим территориальную неделимость каждого государства. Другое дело – уподоблять его организму. Мол, какие там международные соглашения? России «естественно» (ну она ведь организм!) требуются Украина, Грузия и другие независимые государства – и она должна их получить. И все граждане России – клеточки организма, которые должны быть подчинены единой цели – а именно сохранению этого организма. И потому государство может потребовать от них всего, чего угодно: смерти, отречения от всего самого дорогого. И ради чего? Ради удовлетворения тех самых державных амбиций. Не дай Бог, если начнется вооруженный конфликт с Грузией, но если он начнется, то это будет общероссийский позор, общегосударственное кровавое человеческое жертвоприношение: каждый погибший солдат будет положен на алтарь отвратительного идола «державности». *
2. Вера в царя.
Согласно Ильину, «русское национальное правосознание держится на двух основах – на Православии и на вере в царя». И то, и другое непосредственно вытекает из его тотальности. Правосознание, оказывается, держится на религии! А на чем оно еще, по Ильину, может держаться, ведь и государство и право должны служить единой цели: достижению совершенства на земле. Служа государству, мы служим Богу… И потому правосознание не может не основываться на религии.
Но почему уже правосознание основывается еще на вере в царя, а не на вере, скажем, в демократию? Очень просто. Монархизм лучше всего соответствует тотальному сознанию. Ведь кто такой царь? Он не просто управленец (ни один монархист не видит в царе только хозяйственника), но и «помазанник Божий». То есть в лице царя выражается тождество божественного и государственного, Божьего и кесарева, тотальность.
Сейчас, слава Богу, ни православие, ни вера в царя еще не стали доминирующими общеобязательными установками. Так что же, у нас нет правосознания?
Православие из глубоко личного решения каждого хотят сделать обязательным общегосударственным делом. Хотят в храме Божьем поставить идолов, то есть личное пространство, в котором только и может существовать вера в Бога («вы – храм Божий»), смешать с пространством общегосударственным, освятив его Богом. Отсюда особенно активное в регионах желание чиновников «оправославиться», то есть связать государство с Православной религией как какой-то его основой… Мол, тот, кто не за нынешнюю власть, тот и против православия. Тот, кто не в Церкви, тот и против государства.
Монархическую идею пока еще не провозглашают открыто, но уже сейчас в сознании большинства сформировалась вполне монархистская установка: только какой-то один человек может управлять государством, и только от него одного все зависит. Мол, уйдет Путин, и всё порушится, останется Путин – и всё будет хорошо. Сформировалась вполне монархистская процедура передачи власти: через преемников. Сейчас все активно обсуждают: кто же будет новым преемником, так, будто эта процедура абсолютно нормальна. Кому перепоручит власть Путин – за того мы и будем голосовать. То есть преемственность власти основана не на политическом курсе (например, этот президент – республиканец, и мы будем голосовать за следующего президента-республиканца), а сугубо на личности президента. Кто бы он там ни был по своим взглядам – главное, ему власть перепоручил Путин. Точно такой же механизм существует и в монархистских странах: новый царь может проводить политику, противоречащую политике старого, но это не важно, важно то, что он легитимен, то есть получил власть от предшественника. И важна не его политика, а исключительно его особа.
* - статья написана осенью 2006 года, в период наибольшего обострения грузино-российских отношений, так что такой возможности нельзя было исключать.
Прочитано 7309 раз. Голосов 10. Средняя оценка: 3.2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
"Так что же, у нас нет правосознания?" - есть. Басманное.
В остальном согласен с автором. Сознание определяет бытие. Пока мы остаемся с тоталитарным мышлением, никакая спущенная сверху "демократия" не поможет.
Людмила Башко
2007-03-07 19:29:59
А вы, обличающий Ильина, вы уверены, что приблизились к истине? Судя по стилю статьи в себе вы не сомневаетесь, а это состояние тоже далеко нехристианское.
Смешивая духовные и политические аспекты, довольно поверхностно- вы высказываете лишь своё мнение, а оно не может вмещать полноту правды. Как впрочем и мнение любого человека. Просто некоторые это понимают, а иные кричат и шумят, не ведая, что сами являются марионетками в чьей-то большой игре. Поэтому такие статьи не знают компромисса- они не ищут правду, а отрабатывают заказ( возможно неосознанно).))) Комментарий автора: В данном случае уверен, что мое мнение об Ильине довольно-таки близко к истине, тем более, что это мнение не только мое, но и Николая Бердяева, например. А "духовные и политические аспекты" я не смешиваю - наоборот, выступаю против их смешения, что имеет место у Ильина.
Но можете быть уверенны, что ничей заказя не выполняю. А высказываю лишь свое мнение. Кстати, существует и более подробный и менее публицистический вариант этой статьи. Можете с ним ознакомится, если хотите, конечно. http://www.baznica.info/modules.php?name=News&file=article&sid=3599
Aлесь
2007-12-03 00:32:37
Здравствуйте, Александр. Интересно, что и здесь мы встретились. Если помните креатуры первородного греха. Комментарий автора: Гм, если честно - то не помню. Не уточните, что Вы имете в виду? :)