«В призыве Толстого,- писала Цветаева,- важны уста. Звучи он не с такой головокружительной художественной высоты; призывай нас (другой)- мы бы и головы не обернули». Причину она указывает тоже - обольщение искусством. Именно обольщение.
О Толстом, как ни о ком другом, можно прочитать буквально взаимоисключающие оценки: и «зеркало русской революции», и выразитель сатанисткой масонской доктрины, и величайший правдолюб, богоискатель, и даже едва ли не святой. В православных изданиях писателя называют иногда протестантом. На первый взгляд- это действительно так. Толстой отвергал священство, культ Богоматери, святых, монашество. Убеждённый, что спасёт только личная вера, без посредников, он серьёзнейшим образом изучал Библию. Но не стоит спешить с выводами. В «Исповеди» Толстой писал: «дьявол искушает (христиан) тем, что еретиками считают всех неисповедывающих с ними одну веру. (Существует) презрительное, самоуверенное, непоколебимое отрицание православными католиков и протестантов, католиками православных и протестантов, протестантами католиков и православных… И враждебность усиливается по мере большего знания вероучения». «Следовательно,- размышлял Толстой,- вероучения разрушают единение в любви». Противопоставив себя христианским концессиям, Толстой дерзнул создать новую религию. «Ночью я слышал голос,- заметил Лев Николаевич в дневнике,- голос говорил: «Настало время». Оригинальность веры Толстого в том, что он соединил множество уже существующих идей. Например, непротивление злу насилием утверждала секта моравских братьев, буддийскую идею о переселении душ развил Шопенгауэр, безбрачие проповедовали во многих философских школах. То есть, как верно отметила Цветаева, если бы то же самое начал высказывать обычный человек, то и « головы бы не обернули», но это была речь гения. Речь, обладающая властью над умами, способная увлечь и обольстить.
Главное, что отличало его последователей «толстовцев»- ненависть к христианам. Они пытались создать рай на земле, отрицая спасение души и воскресение мёртвых. Роль Христа определялась Толстым коротко: «Христос просто сформулировал то, к чему и так шло человечество».
Из дневника писателя: « 9 марта 1890 года. Занимался разделыванием божественности».
Своей родственнице Александре Андреевне он заявил: «Я горжусь тем, что только я один приблизился к правде».
Не смотря на то, что Толстой призывал не противиться злу, сам он,
считая христианство заблуждением, активно боролся с ним. Свой роман «1805 год» Толстой переименовал, познакомившись с трудом Прудона «Война и мир», где ясно обозначено о какой войне речь. «Чем человек обязан Богу? Войной»,- вот главная мысль Прудона. Толстой был в восторге от его книги.
Постичь мировоззрение Толстого христианину сложно. Тем кого укрывает неизречённая любовь Христа, даже не предположить, что может испытывать человек, живущий только рассудком. По наблюдению Цвейга, тоже неверующего, Толстой узрел Ничто. «Не станет легче, если эту мрачную тоску назовёшь Богом, не станет легче, если заклеишь эту чёрную трещину листиками из Евангелия…тьма проникает…холод не отогреть».
Обезбоженное сознание приводит к бессмысленности жизни.
Цвейг покончил с собой. Пытался зарезать себя Фет- единомышленник и друг Толстого. Но на пороге самоубийства Фет вдруг с ужасом завопил: «Вижу». И умер от разрыва сердца.
Толстой сумел не только выдержать это созерцание Пустоты, но и описать своё состояние: «Тоска, тоска, такая душевная тоска, какая бывает перед рвотой…Ужас красный, белый, квадратный…Ни капли доброты…А только злоба на себя и на то, что меня сделало».
Бегство Толстого перед смертью в Оптину Пустынь останется загадкой. Нет, он не вошёл к старцам, хотя постоял у обители. Толстой отправился к сестре-монахине. Вечером он, растроганный встречей, решил остаться у неё навсегда. Но утром сестра застала Льва Николаевича готовым к отъезду, за ним приехала дочь. На вопрос: «Лёвушка, ты куда?» Несчастный старик коротко ответил: «Поздно». Это «поздно» стОит самой проникновенной проповеди о невозможности жизни без Христа. Леденящее «поздно», когда душа уже видит свой путь, а земные дела исчерпаны.
Об этой трагедии самообольщения умных, талантливых людей сказано в Писании: «Путь к познанию Бога и Его тайны ведёт не через образованный или гениальный ум, а через чистоту сердца». (Мф.5,8)
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Григорьева Лада,
С-Петербург Россия
Мне 37 лет.
Живу в С-Петербурге.
По образованию филолог.
Люблю деревню, землю.
Люблю ощаться с детьми. e-mail автора:ludabashko@gmail.com
Прочитано 10041 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Прочтите его сон, это интересно... Он всё понял - но поздно.
Лора Попова
2008-09-28 09:42:26
,, ...еретиками считают всех неисповедывающих с ними одну веру. (Существует) презрительное, самоуверенное, непоколебимое отрицание православными католиков и протестантов, католиками православных и протестантов, протестантами католиков и православных… И враждебность усиливается по мере большего знания вероучения». «Следовательно,- размышлял Толстой,- вероучения разрушают единение в любви».
Л. Толстой пытался найти Бога в религии, в религиозном учении сначала православия, как официальной ГОСУДАРСТВЕННОЙ религии, а когда разочаровался несовершенством того, что она дает, и несовершенством представляющих её, то попытался обрести Бога в религиозных концепциях других деноминаций.
,, ...Противопоставив себя христианским концессиям, Толстой дерзнул создать новую религию. ,,
Лев Толстой не ,,противопоставил себя христианским концессиям-конфессиям,,; но отверг религиозную мертвость их: эти учения не научили КАК соединиться с Богом, чтобы получить Божий мир (шолом) в сердце своем.
Л. Толстой получил откровение от Бога, что религия не открывает Бога человеку, не выводит на личный контакт с Небесным Отцом, который один несет освобождение от страстей и мир (шолом). Л. Толстой имел внутреннюю веру от Бога, что для человека возможен достойный уровень земного бытия, свободного от унижающих страстей и похотей. Он ощущал верою возможность для человека НА ЗЕМЛЕ победного, осмысленного высокой и достойной целью бытия.
Но по духовному младенчеству во Христе, поступил как и многие создатели новых конфессий: на личном откровении от Бога, разумея важность такого откровения для всех, попытался создать то, что заранее было обречено на провал - ,,новую конфессию толстовцев,,.
Разве мы такого не знаем? книги-учения отдельных авторов, почитаемых и изучаемых в конфессиях наряду с Библией.
Или например, откровение о водном крещении породило баптизм (Иоанн Креститель на языке Евангелия – Иоанн баптист, креститель); откровение о говорении иными языками – пятидесятничество. Потому что на иудейский праздник Пятидесятницы первая церковь заговорила на иных языках. А если это было благословением для духа апостола Павла и первой церкви, то почему лишне для духа нашего? Другое дело, что к этому дару необходимы и другие, чтобы дар этот стал эффективен6 дар РАЗЛИЧЕНИЯ духов и ИСТОЛКОВАНИЯ языков, которые есть не только человеческие, но и Ангельские и Архангельские – ВЕЛИЧАЮЩИЕ Бога. Кстати в православии есть знание, что аж до 6 века первая церковь сохранила дар говорения иными языками, а затем он был утрачен; об этом учат в семинарии, молодые батюшки знают это. Откровение о дарах Святого Духа (харизмах) породило харизматизм. Аналогично и многое прочее.
Да и сама Библия есть лишь лестница в Небо, путь достижения Дающего её; лестница, по которой нисходят Ангелы обетований Божиих, Ангелы Завета, чтобы совершать то доброе, что Отец обетовал нам. И нам ещё надо учиться сотрудничать с миром горним, а не почитать букву Закона выше Духа Закона.
СПАСИБО, Лада, дочь возлюбленная Божия.
Великолепная статья, побуждающая думать, размышлять; заставляющая пересмотреть штампы мира в соответствии с учением Христовым и свидетельством Духа Его, свидетельствующего духу нашему: не всё то, ЧЕМУ и КОМУ поклоняется человечество, достойно восхищения и поклонения.
Еще в советской школе не могла постичь, как можно восхищаться ,,великой страстью,, Анны Карениной, если эта страсть, называемая почему-то любовью, крушит всё и всех вокруг, включая и самого носителя страсти. Страсть мучающая и терзающая до саморазрушения, самоуничтожения, до предательства собственных детей, семьи (и первой, и второй)... что в ней восхитительного и великого?
И вот на таком ,,образце великой любви,, воспитывали неокрепшие души детские, заставляли писать сочинения-одобрения, вкладывая порочные стереотипы в формирующиеся юные души.
Что же удивительного, что семья и брак стали восприниматься как обуза, а дети, как препятствие к реализации вседозволенности для осуществления эгоистических стремлений души.
Но великие, гениальные тем и гениальны, что слышат духовный мир хорошо. Как от Бога свыше, так и снизу. Но то, что снизу вопит и кричит, а голос Божий – тихий спокойный голос. И беда многих гениев, что не зная Бога, не могут разделить добро и зло в своем вИдении мира, без Богопознания всё больше скатываясь во тьму. Отсюда и зависимости от тьмы многих русских, да и не только русских классиков: азартные игры, пьянство, блуд, нетрадиционная сексуальность, массонство и оккультизм и пр., и пр. ...и преждевременный уход из жизни.
Нам многое надо пересмотреть в школьных и ВУЗовских программах, если хотим иметь духовно и физически здоровые нации. Ведь книги, литература, живопись –искусство, соединяют с источником из духовного мира, соединяют с источником Дающим автору. Соединяющийся с Духом Библии при чтении её есть один дух с Господом.
А соединяющиеся с иными духами от них и мыслят, и поступают движимые ими.
О бездна Премудрости, Разума, Знания и Ведения от Бога! да вместят её наши духовные сердца.
Успехов Вам, Лада!
Успехов всем!
Лора Попова
2008-09-28 10:17:32
Прошу прощения у всех, чьи религиозные чувства задела. Когда-то тоже считала, что есть конфессии более и менее ,,правильные,,. Слава Богу, Который открыл мне очи победы Его любви!
Мы, конечно, можем посещать разные конфессии, но если не чувствуем себя ХРИСТИАНАМИ, а очередными ,,толстовцами,,; то стоит поговорить об этом ЛИЧНО с Богом.
А если ещё не умеем говорить с Богом, то значит пришло время начать, чтобы ходить в любви к братьям и сестрам верующим ВО ВСЕХ КОНФЕССИЯХ. Ибо Бог есть любовь; и тогда всё правильно в духовной жизни нашей, когда не восстает брат на брата, конфессия на конфессию; но видим Христа, живущего в нас, Который ВНЕконфессионален; когда в любви совершены воедино, и уже нет религиозной вражды и ненависти.
Мир вам! мир дому вашему, мир всему вашему - ШОЛОМ. Аминь.
Йордан Йорданов
2009-01-30 13:30:10
Вярата на Толстой е истинска и никой не е близо до Бога като него.Лицемерието на авторката е явно и тя няма истинска душа,която да е смазана от този материален и развратен свят в който участва и православната църква...Лицемерие и само лицемерие...