Данное изложение является моим посильным дополнением к проповедям Станислава Вершинина: «Евангелистам процветания» и «Детская болезнь "левизны" в христианстве». Я благодарен Господу за ту проникновенную мудрость и несокрушимую истину, которыми проникнуты означенные труды. Со своей стороны приведу и постараюсь обосновать еще несколько доводов в пользу справедливости всего сказанного в проповедях пастора Станислава. Искренне надеюсь, что это еще основательнее укрепит оборонительную стену, воздвигнутую им на пути неоязыческой ереси. Иначе доктрину о котором идет речь назвать нельзя, т. к. тайная миссия «евангелия процветания»: поставить во главу угла не Иисуса Христа, а золотого тельца, олицетворяющего культ поклонения плоти. Как выразился один брат, Иисус которого данное учение представляет есть — лжехристос адаптированный к системе ценностей этого мира.
Итак, приверженцы концепции ЗАКОНОМЕРНОСТИ материального процветания в лоне веры, согласно которой всем детям Божьим гарантирован и безоговорочно принадлежит всесторонний успех, постоянное финансовое изобилие, абсолютное благополучие в бытовых сферах, исключительно положительные ощущения и эмоции, безупречное здоровье и т. д., с особым воодушевлением любят ссылаться на следующее место Библии: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоан.14:13) подразумевая под словами «чего не попросите» ВСЕ, что сочтете нужным попросить. Нет нужды говорить, что Св. Писание само себе противоречить не может; однако в другом месте мы читаем: «просите и не получаете потому, что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». (Иак.4:3). Из этого можно сделать только один вывод, а именно: от Господа исходит лишь то, что согласуется с волей Его и является ответом на наши чистые мотивы, а не на зависть, похоть и тщеславие (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская). Следующий стих рассеивает всякие сомнения в этом отношении и все ставит на свои места: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего ПО ВОЛЕ ЕГО, Он слушает нас». (1Иоан.5:14)
Кроме того, стабильность подобных взаимоотношений требует добросовестного исполнения определенных обязательств, возложенных на нас явлением благодати (что, кстати говоря, в некоторых христианских кругах напрочь отрицается и клеймится законничеством): «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы ШЛИ И ПРИНОСИЛИ ПЛОД, и чтобы плод ваш ПРЕБЫВАЛ, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».(Иоан.15:16). Иными словами, прежде всего мы должны пребывать в воле Творца, которая есть — освящение наше (1Фесс.4:3), а все остальное обетовано как второстепенное приложение (причем, не однозначно обязательное).
К тому же, понятие «чего не попросите» весьма относительно и, будь это не так, в мире, по нашим молитвам, давно бы уже был упразднен второй закон термодинамики, который и лежит у истоков всех наших материальных нужд.
С неменьшим трепетом евангелисты процветания любят ссылаться и на то, что во время скитаний в пустыне общество Израилево не знало болезней и одежда их не ветшала. Надо сказать, что лично мне довольно трудно согласиться с тем, что дни скитания в пустыне относятся к периоду благоденствия израильского народа. Самоочевидно, что означенный этап знаменует времена лишений, жертв и определенных скорбей в истории израильтян, за счет которых в них формировалось и созидалось новое отношение к Богу. В равной степени подобный принцип распространяется и на нас, ибо нам, как написано, надлежит войти в землю обетованную, т. е. в Царство Господа нашего Иисуса Христа, также посредством определенных лишений и жертв. «...МНОГИМИ СКОРБЯМИ надлежит нам войти в Царствие Божие». (Деян.14:22). «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши В ЖЕРТВУ живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим.12:1), «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас». (Иак.4:10). Те же, кто сосредотачивается не на воле Божьей, а на египетском мясе и чесноке, ропщут и возводят златого тельца (символ поклонения плоти и земным благам), имеют все шансы остаться за бортом. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Матф.6:33). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». (Матф.10:38). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Лук.9:23). Где под словами «отвергнись себя» Иисус подразумевает трудоемкий процес и скрупулезную работу над сокрушением твердынь нашего самолюбивого и своекорыстного эго, т. е. ветхого естества, ибо только в том случае, если мы взвешиваем себя и находимся в постоянном противостоянии греху (которое не исключает многочисленные падения), мы имеем возможность пребывать в лоне абсолютного оправдания и спасения, дарованного нам благодатью, в противном случае последняя может быть обращена в тщету. «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». (2Кор.6:1) «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Бог отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». (Иоан.15:2) «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». (2Пет.1:10,11).
Кроме того, любой прообраз несет в себе прежде всего духовный смысл и отсутствие болезней во время странствий в пустыне иносказательно подразумевает то, что с приходом благодати, раскрывшейся в нашем выходе из Египта (мира) и рождении свыше — смерть лишилась своего жала, а грех безраздельной власти над верными Господу детьми (грех может себя проявлять, но мы уже не являемся его полноправными рабами, ибо дана нам сила побеждать, т. е. духом подавлять дела плоти и все основательней утверждаться в образе Христа).
К сказанному можно добавить еще и то, что четкой и безоговорочной закономерности в отношении отсутствия болезней в период скитаний тоже не просматривается, ибо сестра Аарона Мариам была-таки на несколько дней поражена проказой, да и устав Моисея о прокаженных не имел бы смысла, если бы таковые время от времени не появлялись.
Сами причины возникновения болезней и суть, заключенная в них — это тема отдельная и весьма обширная, посему скажем об этом лишь то, что, как и во всем остальном, шаблонная закономерность в этом явлении отсутствует. Болезни бывают на законном основании и на незаконном, бывают в виде испытания (Иов) и допущенными в нашу жизнь с целью вразумления (Мариам, Иезавель (Откр.2:22), (Иов.33:16-21)), в виде сдерживающего фактора (жало во плоти у ап. Павла), или переданными по наследству за грехи родителей («кто согрешил он или родители его...»), а так же они могут сопутствовать жизни верующих с целью явить славу Творца через наше долготерпение, способность подняться над болезнью ради духовного обогащения и через чудесное исцеление, венчающее нас в итоге (слепорожденный).
Кроме того необходимо учитывать и естественные факторы сопутствующие нашей жизни, которые далеко не всегда имеют прямую связь с духовными нюансами и аспектами. Вышел легко одетым на мороз — простудился. Неправильно питаешься — может открыться язва желудка. Перегрузил организм не в меру тяжелым физическим трудом — посадил опорно двигательный апорат и т. п. Если мы искренни в своих отношениях с Господом Он, рано или поздно, обязательно дает откровение о причине той или иной немощи, а далее мы должны действовать по обстоятельствам. Иногда для избавления от недуга бывает достаточно просто здравого отношения к труду, питанию, образу жизни или просто одежде — и совсем не обязательно облекать все и вся в глобально-духовный смысл. «Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить». (Еккл.10:9,10)
Следует отметить, что точно такой же принцип (принцип отсутствия стереотипов и закономерности) распространяется и на сам уклад жизни верующих. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, НАЗНАЧИВ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВРЕМЕНА И ПРЕДЕЛЫ их обитанию» (Деян.17:26) Так одних Господь морит голодом в пустыне, дабы смирить их ПО ИХ ЖЕ МОЛИТВЕННЫМ ПРОСЬБАМ, а других наделяет достатком Соломона и работает с ними как-то иначе. «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, ТОМИЛ ТЕБЯ ГОЛОДОМ и ПИТАЛ ТЕБЯ МАННОЮ, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек». (Втор.8:2,3). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим». (Пс.118:71). «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню». (Пс.118:67). Как известно Бог вчера и сегодня и во веки тот же, ибо согласно (Иак.1:17), нет у Него изменения и ни тени перемен.
Само собой разумеется, что слепо и покорно мириться с болезнями нельзя, ибо многие из них приходят в нашу жизнь на незаконном основании и являются сугубо кознями врага. Необходимо по возможности противостоять им твердой верою (молитвы, посты, обращение за помощью к тем, кто обладает даром исцеления и т д). Именно так в свое время поступал ап. Павел: «ТРИЖДЫ МОЛИЛ я Господа о том, чтобы удалил его (жало немощи) от меня Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». (2Кор.12:8,9). Посему паниковать в том случае, если исцеление в нашу жизнь не приходит, не стоит, ибо в этом осуществляется определенный промысел Божьий. В свое время, т. е. в тот момент, когда мы созреем для принятия исцеления, Господь явит милость и избавит от немощи, или, В ВИДУ ТОЙ ЖЕ МИЛОСТИ И ДЛЯ НАШЕЙ ЖЕ ПОЛЬЗЫ, оставит ее пожизненно, как это было в случае с ап. Павлом. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». (2Пет.2:9). Повторюсь еще раз — стереотипного к нам подхода у Бога не существует. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: ТО И ДРУГОЕ СОДЕЛАЛ БОГ...». (Еккл.7:14). Нет ни толики сомнения в том, что все допущенное Господом определено нам во благо. Слава Вседержителю, «через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение». (Рим.5:2,3). «Посему я БЛАГОДУШЕСТВУЮ в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». (2Кор.12:10).
Равно и уровень веры, требующийся для исцеления одной и той же болезни, в каждом частном случае различен. Одному достаточно минимального (младенческого) уровня, посредством которого он может получить исцеление даже в момент обращения, а другому, чтобы избавиться от точно такой же немощи, необходимо одолеть нелегкий путь к купальне Силоам, т. е., возрасти в зрелого мужа. (К слову отметим, что основным критерием силы и меры веры является уровень нашей освященности, т. е., степень внутреннего преобразования в образ Христа. Объем знаний и глубина убежденности в истинности всего, что заключает Слово Божье — это сила и мера веры разума; сила же и мера веры сердечной выражаются в определенных духовных плодах, т. е., в наличии и степени тождественности наших внутренних черт с чертами характера Иисуса Христа. Данные величины [вера разума и вера сердца] дают положительный результат исключительно вкупе, ибо первое без второго надмевает, второе без первого вообще невозможно. Между тем, основная наша цель пребывания во плоти состоит в том, чтобы взращивать и утверждать веру сердца [совершать течение]. Все остальное является лишь вспомогательными средствами).
Еще один аргумент-оплот, который выдвигают в свою защиту сторонники безоговорочного процветания и несокрушимого здоровья в Боге: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: РАНАМИ ЕГО ВЫ ИСЦЕЛИЛИСЬ». (1Пет.2:24). Однако, как правило, приводятся исключительно эти строки, а следующий стих, который как раз-таки и расставляет все точки над «i», опускается. «Ибо вы были, как овцы блуждающие не имея пастыря (вот тот диагноз немощи и болезни которая имеется здесь ввиду), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (а это то, в чем выразило себя явленное исцеление)». (1Пет.2:25). Как мы видим, здесь Слово Божье разумеет прежде всего духовное возрождение и исцеление, каковое не исключает избавление от физических недугов, но приоритет оставляет за собой, ибо, когда речь идет о благополучии духовном, Господь не считается с плотью, равно как и с нашим комфортом, что видно из всех вышеприведенных мест Писания. Впрочем, закрепим эту истину еще несколькими весьма недвусмысленными отрывками из Библии: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией». (1Пет.4:1,2). «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». (1Пет.4:19). «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». (1Пет.5:10).
Вот еще одно и, по-видимому, самое излюбленное место апологетов процветания: «Если ты будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов [и] служить им». (Втор.28:1-14). Осмысливая данный отрывок, нам надлежит четко понимать, что небесного Отца заботят прежде всего наши духовные плоды. В этом виде плодоношения мы будем успешны в том случае, если будем стремиться хранить верность Творцу, стараться пребывать в Его воле, слушаться гласа Его и т. д. Мы не станем вдаваться в детальный разбор прообразов, которые приводятся в этом отрывке, а подчеркнем лишь то, что здесь, как и в остальных местах Св. Писания, акцент ставится в первую очередь на духовных успехах, победах и благополучии, которое, подчас, достигается в ущерб материальному, т. е., за счет определенных жертв, лишений и скорбей, неизбежных в процессе болезненной операции по обрезанию сердца (сокрушение власти и твердынь ветхого естества).
Из всего этого не явствует то, что Господь совершенно не печется о нашем материальном благосостоянии — отнюдь нет, но для многих из нас это попечение будет выраженно не в буквальном финансовом изобилии, а в определенном внутреннем состоянии, т. е. в ощущении удовлетворенности тем, что мы имеем - независимо от количества нашего имения. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным (т. е. удовлетворенным тем, что имеешь). Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]». (1Тим.6:6,7). Данное состояние и отражает истинное субботство, к которому мы призваны, т. е., покой Божий, несущий в себе умиротворение и отсутствие всевозможных оттенков угнетающей суеты. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». (Фил.4:6,7). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы». (Матф.6:33,34). И здесь мы видим не призыв к праздности и беспечной пассивности, ибо «кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс.3:10) — это призыв к противостоянию всепоглощающей и затмевающей суете, которая неизбежна в случае неверной шкалы ценностей и приоритетов. Любая форма суеты привносит диссонанс в наше духовное благополучие, ибо неизменно истощает силы духа и питает энергетический потенциал ветхого естества. Суета - это грех, с которым надо бороться.
Итак, умиротворенность и удовлетворенность тем что имеешь — это великое приобретение. Именно подобное мировосприятие и отношение к порядку вещей, выражает основную форму благоденствия, которая действительно обетована всем нам в Боге (при условии, что воля Его будет всегда иметь первостепенное для нас значение). Не зря народная мудрость гласит, что богат не тот, кто много имеет, а тот, кто ни в чем не нуждается. Кто-то зарабатывает в день столько, сколько другой за год; но первому этого недостаточно, а второй не только удовлетворяет все свои потребности, но и уделяет малоимущим.
Однако данное состояние не так-то просто достижимо, ибо путь к нему пролегает через дебри зависти, похоти, отказа от излишеств и другие духовные победы. Посему Писание и называет его истинно ценным и великим ПРИОБРЕТЕНИЕМ. Догма же о закономерности процветания как раз-таки и является основным препятствием на этом пути, ибо вместо нашей адаптации к предопределенному Богом укладу жизни, ориентирует верующих на то, чтобы продираться напролом и подстраивать жизнь под себя.
Согласно Писанию Богу угодно чтобы мы преуспевали, но преуспевание это должно проявляться прежде всего в следующем: «Ты же, человек Божий... преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». (1Тим.6:11)
К вышеприведенному будет целесообразно добавить, что, по большому счету, основным критерием благословения и проклятия является не временные обстоятельства и наше текущее положение жизни, а конечный результат, т. е., если человек наследует вечность — вся его жизнь была сплошным благословением (Лазарь) и наоборот, если человек попадает в ад - вся его жизнь была сплошным проклятием, невзирая на весь ее внешний лоск и насыщенность благами (богач из той же притчи).
В качестве контраргумента в адрес анализируемой нами доктрины можно отметить еще и то, что на фоне концепции закономерности процветания, многие мужи веры, на которых мы призваны ориентироваться, выглядят безнадежными маловерами. Все мы знаем, что большинство Апостолов (кроме Иоанна, который завершил свой жизненный путь в ссылке на острове Патмос) провели большую часть жизни в условиях нужды, скитаний и гонений, а в итоге погибли мученической смертью. Получается, что они были столь немощны в вере, что не сумели воспользоваться обетованными благословениями, дабы провести жизнь тихую и безмятежную, а старость встретить в идиллическом уюте, при полной насыщенности годами.
В (Евр.11:32-38) мы читаем: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Все изложено предельно ясно и не требуется особых способностей, чтобы понять, что никакой закономерности здесь не просматривается. С целью соблюсти нас на путях Своей истины, каждому из нас Господь предопределяет свою уникальную и неповторимую судьбу, применяя индивидуальный подход и широчайший спектр средств воздействия, направленных во все сферы нашего бытия. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения...». (2Пет.2:9).
Итак, главная опасность догмата закономерности процветания в Боге состоит в том, что он не соответствует Слову Божьему и несет в себе разрушительный для веры многих христиан элемент. Данная концепция прививает многим христианам чувство неполноценности, ибо, согласно ее подспудному контексту, если с процветанием у них дела обстоят не совсем так, как им хотелось бы, следовательно, что-то не в порядке с их верой (хотя подчас в них говорит не адекватное восприятие текущего положения, которое вполне стабильно, а сугубо зависть, возникающая при сопоставлении себя с другими). Да и другие приверженцы данной доктрины смотрят на них как на маловерных изгоев, или как на тех, кого обуревает тайное нечестие, мешающее проявиться благословениям и попутно компрометирующее теорию обетованного им всеобъемлющего благоденствия. Все это подливает масло в огонь, ввергая «неполноценных» либо в отчаяние, либо в омут крайностей, уводящих в беспросветную суету.
Нет ничего зазорного и предосудительного в том, что кто-то из детей Божьих является крупным предпринимателем, финансистом, сановником и т. п. — да благословит Господь пути таковых и да не истощатся их житницы успеха и изобилия! Но возводить это положение в степень обязательной для всех христиан нормы и призывать остальных стремиться к тому же - это, мягко выражаясь, безрассудство. Проповедники процветания пытаются навязать всем и вся один и тот же образ мысли и универсальный рецепт следования за Христом, не понимая того, что для некоторых из нас путь обогащения ведет к упадку и духовной деградации. Именно поэтому многим из нас Господь предопределил умеренный уклад жизни, но евангелие процветания отрицает этот факт и внушает мысль о том, что детям Божьим принадлежит только самое лучшее и что любой из нас безоговорочно достоин благополучия, помноженного на изобилие всех земных благ. Поверив этому, многие христиане лезут из кожи вон, чтобы востребовать и воплотить «обещанное», однако все их бесплодные поползновения чаще всего приводят к кораблекрушению в вере — к полному скептицизму и недоверию Богу, либо к смертельно опасному отравлению токсинами суеты. «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (здесь имеется ввиду обогащение как аспект смысла жизни, т. е. самоцель, возведенная в степень идола)». (1Тим.6:9). Неисключено, что те, о ком в данном стихе идет речь, добьются значительных и даже баснословных результатов на уровне бытового благоустройства, но это произойдет в ущерб духовному благосостоянию, ибо сопутствующий им «успех» будет обеспечен не Господом, а тем, кто ищет как украсть, убить и погубить, прельстив, если можно, и избранных.
Материальное изобилие - это большая ответственность и бремя, которое далеко не каждому дано нести. Именно поэтому написано: «...трудно богатому войти в Царство Небесное; ...удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Матф.19:23,24). Здесь не имеется ввиду то, что это однозначно невозможно, так как выражение «игольные уши» относится не к буквальной игле, а к виду узких ворот в крепостной стене, куда верблюду было протиснуться почти невозможно, однако некоторым из них это удавалось за счет их умения передвигаться на коленях (что, кстати говоря, тоже несет в себе определенный иносказательный смысл). К слову отметим, что данный стих заключает в себе несколько прообразных значений и наряду с приведенным толкованием подразумевает то, что для христиан БОГАТЫХ СОБОЙ, т. е. самодостаточных, самодовольных, самоуверенных, самонадеянных или, обобщенно говоря, самоправедных, вход в царствие Христа весьма проблематичен. Сложно тучной овце подвизаться входить тесными вратами, как того требует Слово Божье, а данное состояние чаще всего и является следствием ослепления успехами в материальных сферах, которые многими из нас ошибочно принимаются за КРИТЕРИЙ ДУХОВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ.
Именно поэтому для многих из нас более безопасен и целесообразен иной путь — путь умеренности, в основе которого лежит принцип урезания своих запросов, потребностей и притязаниях к жизни. Такой подход позволяет нам сгруппироваться, мобилизовать духовные силы и более пристально сосредоточиться на созидании своей внутренности, что является гораздо более ценным как для нас, так и в очах Господа. Золотая середина всегда будет оставаться золотой, и именно поэтому Писание весьма недвусмысленно призывает нас к скромности в своих чаяниях и видах на будущие, так как в этом залог нашего счастья, безмятежности, умиротворенности и способности удовлетворяться тем, чего нам для удовлетворения вполне достаточно. Погоня же за излишеством подчас и является основной причиной нашей неспособности черпать удовлетворение в тех источниках, которые вполне способны нас удовлетворять. «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». (Прит.30:7-9). «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с томлением духа». (Еккл.4:6)
В заключении еще раз подчеркну то, что я не являюсь христианским аскетом, отвергающим достаток и процветание в любом его виде и отождествляющим материальное изобилие с великим злом. Речь идет о приоритетах и о том, что у Господа нет шаблонов и трафаретов для детей Своих. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Матф.6:33). «О горнем помышляйте, а не о земном». (Кол.3:2) «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». (Гал.6:8). «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». (Матф.7:24). Кроме того мы должны быть готовы к любым поворотам событий, посредством которых Господь нередко вразумляет нас и возвращает на пути благоразумия. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него (т. е. не смог предъявить претензии в том, что Господь его не вразумлял)». (Еккл.7:14). «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (Фил.4:12,13).
Кому-то Бог предопределил один уклад жизни, кому-то иной, но абсолютно все христиане никогда не будут всесторонне преуспевающими, высокообразованными и обладающими цветущим здоровьем. Ап. Павел носил жало во плоти (обладал весьма слабым зрением), Моисей был косноязычным, Исаак на склоне лет полностью ослеп, Яков был хромым, а кто-то удостоился судьбы Соломона и провел свои дни в неописуемой роскоши. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». (Прит.19:21) В самих благах нет ничего плохого, но лихорадочная погоня за ними может привести к плачевным результатам. Доктрина же о закономерности процветания исподволь ведет именно к этому.
Во имя истины и во благо духовного процветания Церкви всем искренним последователям учения Иисуса Христа необходимо объединить усилия и поставить как можно более мощный заслон этой растлевающей и уводящей во мрак концепции! Думаю не ошибусь, если скажу, что следующие стихи адресованы исключительно ее приверженцам: «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном». (Фил.3:19). Ибо «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, КОТОРЫЕ ДУМАЮТ, БУДТО БЛАГОЧЕСТИЕ СЛУЖИТ ДЛЯ ПРИБЫТКА». (1Тим.6:3-5) .
Само собой разумеется, что бороться с означенной ересью необходимо избегая всякой вражды и насаждая истину в духе любви и кротости. Да благословит нас Господь мудростью, снисхождением и долготерпением на ниве утверждения правды Его.
Александр С. Н.,
Вильнюс Литва
Родился в Литве в городе Вильнюсе, где живу и по сей день. Обращение к Господу произошло в 1995 году, в момент тяжелейшего жизненного кризиса и краха всех моих надежд. В Иисусе я обрел свободу и новую жизнь. Женат, имею дочку. Писать стал пробовать сравнительно недавно, по большей части псалмы и музыку к ним.
Мой канал на YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UC3osqINgvPg2lK8xG_E-J2g/videos?sort=dd&view=0&shelf_id=0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности