Сегодня, дорогие верующие, на сайте, в Христианской газете, читатели больше всего нуждаются в Слове, объясняющим, просветляющим, несущим Истину, понимание и радость. Именно поэтому, в сегодняшней проповеди, мы поговорим об основах Православной веры.
В своей жизни, до 35 лет я ходил путями ярых материалистов, веря только в себя, в свой разум и в свою силу. Увлекаясь авторской песней, писал стихи и песни, организовывал фестивали и смеялся над соседской группой людей, поющих христианские псалмы и песни. Однажды во Владимирском Соборе в Киеве, еще студентом, шутя, я поцеловал девушку. Молча посмотрела на меня служница и, как бы, про себя проронила: "ты еще к нам придешь!". Пророческими оказались ее слова… Увлекшись целительством, я изучил, наверно, почти все религиозные философии, и, дойдя до трансцендентальной медитации, так ничего и не понял... Кроме одного, - какое-то страшное чувство тоски и связанности охватило мою душу. Так началась моя первая физическая смерть.
Болезнь свалилась, как снег на голову. У каких только врачей я не побывал. Но ничего не помогало, я медленно угасал. Но Бог не бросает детей своих. Вроде, совсем случайной была встреча, но посмотрела на меня, как-то верующая и сказала: «читай Псалом 90, спасешься!». Больше месяца, в пять утра, каждое утро, читал я Псалом 90, и вдруг пришло освобождение от болезни. Я выздоровел, даже не ожидая этого… Это теперь я хорошо знаю, что такое – связанность.
Но не понял я, что это Бог меня прощает и спасает. И снова жизнь в грехе, снова – да здравствует материализм!
Из всех жителей города, как ни странно, я один заболел сальмонеллезом… Причем, именно тогда, когда ни одного близкого не было в этом городе, куда мы с семьей переехали. Я решал свои вопросы, семья уехала на месяц и вдруг, сальмонеллез. Три дня я умирал в гордом одиночестве. Врачи, которых вызывал по скорой, заявляли: грипп, сердце и так далее… А у меня при температуре 39,6 постоянное обезвоживание, такая себе – маленькая холера… В конце вторых суток, когда давление упало и начались судороги пальцев рук и ног, я сказал себе: ну что, целитель? Что же ты не поможешь себе? Исцели себя сам! И страшная жалость к себе охватило душу. Такая вот предсмертная тоска накатилась… В полузабытье от температуры, вдруг вспомнилось лицо маленькой дочурки, которой только исполнился годик. Чувство страха за них, моих близких женщин охватило душу, как они сами, в чужом городе, вырванные мною из обыденной, привычной жизни столицы? Как же малышка, кто же поднимет, поставит на ноги это беспомощное существо? Тело само сползло с дивана на пол, и я оказался на коленях. «Господи!»- шептал я, - «если Ты есть, спаси, помоги, не дай уйти из жизни, ради маленькой дочери, ради бабушки моей, истинной православной верующей, которую никакая война не сломала, ни режим, ни тяготы в жизни». Слова моей первой, не хитрой, искренней молитвы, смачиваемые слезами, катившимися ручьем, рождались сами собой. И вдруг я услышал Голос, прозвучавший, словно во мне: «успокойся! Все будет хорошо!» И я мгновенно уснул.
Да, потом была и больница, и много работы, и много встреч, и верующих людей, и много книг и многое – многое в жизни: так за очень короткое время, я начал третью жизнь. Но свое, спустя двадцать лет, возвращение в Киев я начал именно с Владимирского Собора, и с Киево – Печерской Лавры, и с мощей Святых праведников и Икон Пресвятой Богородицы и с полного вмещения Символа веры.
Именно поэтому, в этой проповеди, я привожу текст Основ Православной Веры Епископа Александра (Милеанта).
Что такое Символ веры?
Символ веры - это молитва, в которой изложены в кратких и точных словах основные истины православной веры. Человек без веры - все равно, что слепой. Вера дает человеку духовное зрение, помогающее человеку видеть и понимать суть того, что происходит вокруг: как и для чего все сотворено, какова цель жизни, что правильно, а что нет, к чему надо стремиться и так далее.
Историческая cправка
Издревле, с апостольских времен, христиане пользовались так называемыми "символами веры" для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
Символ веры, который мы будем здесь объяснять, составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
Символ веры состоит из 12-ти членов. 1-ый член говорит о Боге Отце, 2-ой по 7-ой члены говорят о Боге Сыне, 8-ой - о Боге Духе Святом, 9-ый - о Церкви, 10-ый - о крещении, 11-ый и 12-ый - о воскресении мертвых и о вечной жизни.
Текст Символа Веры
По-Церковно-Славянски
1
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
5
И воскресшаго в третий день, по писанием.
6
И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8
И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9
Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.
10
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11
Чаю воскресения мертвых,
12
И жизни будущаго века. Аминь
По-Русски
Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоvродного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3
Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4
Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,
5
И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
6
И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.
8
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном со-покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9
В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
10
Признаю одно крещение для прощения грехов.
11
Ожидаю воскресения мертвых,
12
и жизни будущего века. Аминь (истинно так).
Во что мы верим согласно Символу?
Мы начинаем Символ словом "верую" потому, что содержание наших религиозных убеждений зиждится не на внешнем опыте, но на принятии нами Бого-откровенной истины. Ведь предметы и явления духовного мира нельзя проверить лабораторным путем и логически доказать - они входят в сферу личного религиозного опыта человека. Однако, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, например: чем больше он молится, думает о Боге, делает добра, тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт и тем яснее и очевиднее делаются для него религиозные истины. Таким путем вера становится для верующего человека предметом его личного опыта.
Мы верим в то, что Бог есть полнота совершенства: Он есть Дух всесовершенный, безначальный, вечный, всемогущий и премудрый. Бог всюду находится, все видит и знает раньше, чем что-либо произойдет. Он бесконечно добрый, справедливый и всесвятой. Он ни в чем не нуждается и есть первопричина всего существующего.
Мы верим в то, что Бог - един по существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой есть Троица единосущная и нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын предвечно родился от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.
Мы верим в то, что все Лица или Ипостаси Бога равны между Собой по Божеским совершенствам, величию, власти и славе, а именно - мы верим, что Отец есть истинный всесовершенный Бог, и Сын есть истинный всесовершенный Бог, и Дух Святой есть истинный всесовершенный Бог. Поэтому в молитвах мы одновременно прославляем Отца, и Сына, и Святого Духа, как единого Бога.
Мы верим в то, что весь видимый и невидимый мир сотворен Богом. Сначала Бог сотворил невидимый, великий ангельский мир или так называемое в Библии "небо", потом - наш материальный или физический мир (в Библии - "землю"). Физический мир Бог сотворил из ничего, но не сразу, а постепенно в течение периодов, именуемых в Библии "днями". Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа наслаждались жизнью. Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым. Зло в мире происходит от злоупотребления свободной волей, которой Бог наделил ангелов и людей. Так, например, дьявол и бесы когда-то были добрыми ангелами, но восстали против Бога и добровольно стали злыми. Эти непокорные ангелы, ставшие бесами, были изгнаны из рая и образовали свое темное царство, именуемое адом. С тех пор они подстрекают людей на грех и являются врагами нашего спасения.
Мы верим в то, что Бог все содержит в Своей власти, то есть Он всем управляет и все ведет к благой цели. Бог любит нас и заботится о нас, как мать о своем ребенке. Поэтому ничего плохого не может произойти с человеком, надеющимся на Бога.
Мы верим в то, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, для нашего спасения, сошел с Небес на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии. Он, будучи Богом от вечности, во дни царя Ирода воспринял наше человеческое естество - душу и тело, и поэтому Он есть одновременно истинный Бог и истинный человек, или Богочеловек. Он в одном Божеском Лице соединяет два естества, Божеское и человеческое. Эти два естества навсегда пребудут в Нем без изменения, не сливаясь и не превращаясь одно в другое.
Мы верим в то, что Господь Иисус Христос, живя на земле, Своим учением, примером и чудесами просветил мир, то есть научил людей, во что они должны верить и как должны жить, чтобы наследовать жизнь вечную. Своими молитвами к Отцу, совершенным исполнением воли Его, страданиями и крестной смертью Он победил дьявола, искупил мир от греха и смерти. Своим воскресением из мертвых Он положил начало нашему воскресению. Вознесшись с плотью на Небо, что произошло на 40-й день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос сел "одесную (по правую сторону) Бога Отца", то есть принял как Бого-человек одну власть со Своим Отцом и с тех пор вместе с Ним управляет судьбами мира.
Мы верим в то, что Дух Святой, исходя от Бога Отца, от начала мира вместе с Отцом и Сыном дает тварям бытие, жизнь и всем управляет. Он есть источник духовной благодатной жизни как для ангелов, так и для людей, и Духу Святому подобает слава и поклонение наравне с Отцом и Сыном. Дух Святой в Ветхом Завете говорил через пророков, потом, в начале Нового Завета, говорил через апостолов, а ныне действует в Христовой Церкви, наставляя в истине ее пастырей и православных христиан.
Мы верим в то, что Иисус Христос для спасения всех верующих в Него создал на земле Церковь, ниспослав на апостолов Духа Святого в день Пятидесятницы. С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви, в этом благодатном обществе или союзе верующих христиан, и сохраняет ее в чистоте Христова учения. Кроме того, благодать Духа Святого, пребывающая в Церкви, очищает кающихся от грехов, помогает верующим преуспевать в добрых делах и освящает их.
Мы верим в то, что Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Она едина потому, что все православные христиане, хотя и принадлежат к разным национальным поместным церквям, но составляют одну семью вместе с ангелами и праведниками на Небе, Единство Церкви зиждится на единстве веры и благодати. Церковь свята потому, что верные чада ее освящаются словом Божиим, молитвою и священными таинствами. Церковь именуется соборной потому, что предназначена для людей всех времен и всех национальностей; Церковь именуется апостольской потому, что она хранит апостольское учение и апостольскую священническую преемственность, которая с апостольских времен непрерывно до нашего времени передается от епископа к епископу в таинстве рукоположения. Церковь, по обещанию Господа Спасителя, пребудет неодолимою от врагов ее до конца существования мира.
Мы верим в то, что в таинстве крещения прощаются верующему все грехи и что через это таинство верующий становится членом Церкви. Члену Церкви открыт доступ и к другим спасительным ее таинствам. Так, в таинстве миропомазания дается верующему благодать Святого Духа; в таинстве покаяния или исповеди прощаются грехи, сделанные в зрелом возрасте после крещения; в таинстве причащения, совершаемом во время Литургии, верующие причащаются истинного тела и крови Христовой; в таинстве бракосочетания устанавливается нерасторжимый союз между мужем и женой; в таинстве священства рукополагаются служители Церкви: дьяконы, священники и епископы; а в таинстве соборования подается исцеление от духовных и физических болезней.
Мы верим в то, что перед концом мира Иисус Христос, сопровождаемый ангелами, опять придет на землю в славе. Тогда все, по Его слову, воскреснут из мертвых, то есть произойдет чудо, в котором души умерших людей вернутся в их тела, которые они имели до смерти, и все умершие оживут. При всеобщем воскресении, тела праведников, как воскресших, так и живых, обновятся и станут одухотворенными по образу воскресшего тела Христова. После воскресения, все люди предстанут на суд Божий, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, когда жил в своем теле, доброе или худое. После суда пойдут нераскаявшиеся грешники в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную. Так начнется царство Христово, которому не будет конца.
Заключительным словом "Аминь" мы свидетельствуем о том, что мы всем сердцем принимаем и признаем истинным это исповедание православной веры.
Символ веры читается человеком, принимающим крещение ("оглашенным") во время совершения таинства крещения. При крещении младенца Символ читается восприемниками. Кроме того, Символ веры поется в церкви за литургией и следует читать его ежедневно во время утренних молитв. Внимательное чтение Символа имеет большое влияние на нашу веру. Это происходит потому, что Символ веры не есть просто вероисповедная формула, но есть молитва. Говоря с молитвенным настроением слово "верую" и другие слова Символа, мы оживляем и укрепляем нашу веру в Бога и во все те истины, которые содержатся в Символе. Вот почему так важно православным христианам ежедневно, или по крайне мере регулярно, читать Символ веры».
Надеюсь, многим поможет эта проповедь найти поддержку в жизни, вспомнить, где спотыкнулись, о каких корнях забыли, к Кому рано или поздно придем за прощением и помощью. И да не смущают вас ни обряды, ни помпезность, ни традиции древние – не забывайте – не все дано понять, ибо дивны дела Господа! Не бойтесь веры бабушек ваших. Ибо каждому будет дано по вере.
Благословений Господних!
Комментарий автора: Не бойтесь веры бабушек ваших. Ибо каждому будет дано по вере.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо за разъяснения. Давно пыталась выучить Символ Веры. Но все слова как-то не понятны и запутаны были. Прочитав статью, молитва, словно «ожила» и слова «заиграли». Теперь читаю и в душе радость и спокойствие, а разум светлый. Спасибо
валентина
2010-11-27 12:14:16
Все хорошее в человеке от Христа.Путь к Богу через Веру.А Бог-это любовь.А что такое Вера без любви?Вера-это признание чего-то истинным. Истина в Боге.Каждый день еще Серафим Саровский говорил нет времени,читай 3 раза "Отче наш",3 раза "Богородицу" и один раз Символ Веры.Не хватает в статье, по-моему, вот этой одной мысли,что надо молиться,о силе молитвы.Ведь люди даже,если и говорят о Боге-то Ему не молятся!Исчезает из жизни молитва. Комментарий автора: Молитва, Слово открывают Небеса благословений, Небеса общения и Радости, Небеса Любви и Вечности. И самой главной молитвой является наше признание, наша, если хотите, Присяга в вере. Если вы почитаете мои "Молитва" и "О Слове", тогда станет понятна сила молитвы. Но в этой маленькой проповеди - о самом главном Слове - о нашей Присяге Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Ибо эта Присяга начинается утверждением главного: ВЕРУЮ!!!! И отступает тьма, Верую!!! и разлетается всякое зло, ВЕРУЮ!!! и Любовью наполняется сердце, ибо Господь входит в него, после моего утверждения! ВЕРУЮ!!! И Вечность входит в мое сердце, и мы приобщаемся к ликам вечно живых! Нам с вами дано самое прекрасное и самое главное понимание Вечности и Любви, именно поэтому, мы - избранное священство, ибо нам дано Святое - ВЕРУЮ!!! Мы награждены благодатью Господа нашего, награждены Вечностью, награждены прощением грехов наших, приобщением к Святой Апостольской Церкви. Верую!!!
Дорогая Валентина, не исчезает из жизни молитва, и никогда не исчезнет... даже, если небеса свернутся и дни закончатся...Ибо молитва - это Слово, Слово к Господу и Слово Господа! А оно никогда не прекратит! Мы просто пока пьем духовное молочко, не все понимаем. Но даже простое Спаси-Бо - это тоже молитва, потому что - это обращение к Богу. Радуйтесь, Любите, вмещайте, молитесь, да будет в жизни вашей солнечная молитва и благодать Господа нашего Иисуса Христа! ВЕРУЙТЕ!!! Благословений!