Древние предания и письменные источники говорят о том, что в библейские времена, славные многочисленными военными походами, войнами, истреблением народов и фантастическими разрушениями, существовало лишь одно государство, на которое никто не нападал. Это Египет. Истории неизвестны случаи оккупации и разрушений этой великой страны.
Один из таких отрядов возглавлял Моисей. Он вел за собой шестьсот тысяч вооруженных сынов Израилевых (больше, чем орда Чингисхана). Книга Исхода сообщает о том, что за сорок лет блуждания в пустыне эта армия покорила тридцать одно царство и завоевала Палестину. Эта славная военная экспедиция состоялась против воли фараона, и согласился он на нее только после того, как на страну обрушились многочисленные стихийные бедствия, получившие названия «десяти египетских казней». Учитывая географическое положение Египта, можно было бы ожидать в качестве стихийных бедствий морское землетрясение, погубившее флот и затопившие плодородные равнины, нашествие огромных крокодилов или явление глубоководного ящера… Но «десять египетских казней» таковы, что заставляют исследователей Библии сомневаться, что дело вообще происходило в Египте.
Например, бедствие первое. Вода превратилась в кровь. Это несчастье трактуется так, что в пору разлива Нила воды приобретает бурый оттенок из-за наносного ила. Но какое это бедствие, если оно повторяется из года в год. И предвещает хороший урожай? Причем, вода стала похожей на кровь не только по цвету, но и по вкусу и качеству. Но все это - только для египтян, для евреев же вода оставалась неизменно прозрачной. Еще более запутывает картину сообщение Книги Исхода о том, что воду в кровь превращали волхвы своими чарами. Так казнь или происки волхвов? Но таинство превращения вина и воды в кровь – это христианский обряд причастия. Как он мог существовать в Египте тринадцатого века до нашей эры?
А вот и вторая «египетская казнь» - нашествие полчища жаб, ими поражены земли и кишат воды, они повсюду – в домах, печах, квашнях… Вот цитата из Книги Исхода: «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату своему, простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера, и на дебри, и выведи жаб на землю Египетскую». Из библейского текста видно, что описываемая страна очень богата водными источниками, реками, озерами, потоками. Но единственная река Египта – это Нил, и на протяжении около полутора тысяч километров он не имеет ни одного притока. Вблизи него жабы, конечно, могут водиться. Но чуть в сторону – в раскаленном сухом песке? Что касается озер, то это весьма условные обозначения для нескольких водоемов вдоль Средиземного моря – они отделены от него лишь песчаными косами. А где, интересно знать, находятся египетские «дебри»? И почему ни словом не упоминается то, чего нельзя не заметить – море? Итак, Египет – лесистая страна с множеством водных артерий? Неужели она было такой во времена Моисея?
В качестве третьего и четвертого бедствий, обрушившихся на египтян, названы мошки на людях и на скоте, и песьи мухи. В них нет ничего специфически египетского, они досаждают людям почти во всем мире. То же можно сказать и о пятой «египетской казни» - о моровой язве, крупном падеже скота. Шестое бедствие – «на людях и на скоте воспаление с нарывами», - тяжелое заразное заболевание, эпидемия неизвестного происхождения. Тоже явление, характерное не только для Египта.
Особое недоумение исследователей Библии вызывает седьмая «египетская казнь». Вот как она изображается в Книге Исхода: «И Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле. И был град, и огонь между градом. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал…». Подобного этому граду в Египте не было. Значит, Библия имела материал для сравнения. Но есть ли сведения о том, что на севере Африканского континента такое явление, как частое выпадание града, было нередким? Кажется, и ныне в Египте не так часто гремят грозы, сверкают молнии и выпадает сильнейший град. Град, ломающий деревья. Гораздо чаще стоит жара, на небе ни облачка. Более того, в Египте иногда по пять лет не бывает дождя… Как все это соотнести с библейским текстом? Еще одна загадка седьмой «казни» - перечень уничтоженных градом посевов. В тексте Библии указаны ячмень, лен, полбо (жито), пшеница. Исследователи недоумевают: ведь в Египте всегда выращивали рис и хлопчатник! И восьмое бедствие – нашествие саранчи – кажется бедствием лишь европейцам, да и то не всем. Что же касается народов ближневосточных земель и Месопотамии, то у многих из них саранча вообще почиталась за лакомство. Но в Библии описан Египет, и в нем могло быть и не так. Саранча покрыла «лицо земли», погубила уцелевшее от града, наполнила, покрыла все дома… Такого, подчеркивает Библия, никто никогда не видел. Саранчу принес восточный ветер, а унес западный. Но чем же она питалась, если до нее все уничтожил град? А может быть, саранча – лишь метафора? Например, для невиданного снегопада, который вполне логично появляется следом за градом. По крайней мере, исследователи считают именно так. Смущает толкователей Священного писания и девятая «казнь». «И будет тьма на земле Египетской… осязаемая тьма… три дня они не видели друг друга». Иосиф Флавий, автор «Иудейских древностей» и «Иудейской войны», поясняет: «Египтяне были окутаны плотной непроницаемой мглою, так что они перестали что-либо видеть… вследствие густоты воздуха… Задохнуться можно было от такого густого тумана». Плотный трехдневный туман в Египте – явление невозможное. Климат не позволяет. А вот в других странах, например, европейских, он в порядке вещей. Самой страшной «казнью» - десятой – была гибель первенцев, которую Иосиф Флавий трактует как эпидемию чумы. Известно, что эта болезнь поражает в первую очередь молодых, первенцев, наследников. Так было и в Европе, так было и на Руси.
Итак, из текста Книги Исхода следует, что «десять египетских казней», десять стихийных бедствий, произошли в стране, где священники превращали воду в кровь (совершали таинство причастия), где было полным-полно рек, протоков, озер, кишащих жабами, где можно было встретить в дебрях полчища мошкары, где выращивали ячмень, лен, пшеницу, где гремели грозы с градом, и по три дня стояли плотные туманы, из-за которых люди не могли передвигаться по дорогам… Очень странная страна и очень не похожа на тот Египет, который всем известен. Между прочим, Моисей со своим воинством, добивающийся от фараона разрешения уйти из Египта, вовсе никак не пострадал ни от града, ни от чумы, хотя находился там же, на берегах Нила. Не пострадал и его скот… Так, может быть, библейский Египет, описание которого подходит скорее для европейской (христианской) страны, находился вовсе не в Северной Африке? Этот вопрос все настойчивее повторяют исследователи, считающие, что под названием «Египет» (кстати, происхождение названия точно не установлено) и под именами его фараонов скрываются иные времена, иные земли, иные персоны.
Правоверные библеисты и профессиональные историки гневаются обычно на такие вопросы и осыпают профанов язвительными насмешками. Но профаны, какими бы они ни были, не могут не замечать в Библии диковинных строк – например, строк 147-го псалма. Ими я и завершу размышления о «казнях египетских».
«Хвали Иерусалим, Господа, хвали Сион, Бога твоего, ибо он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов своих среди тебя, утверждает в пределах твоих мир, туком пшеницы насыщает тебя, посылает слово свое на землю, быстро течет слово Его, ДАЕТ СНЕГ, как волну, СЫПЛЕТ ИНЕЙ, как пепел, бросает град свой кусками, перед МОРОЗОМ его никто не устоит. Пошлет слово Свое и все растает, подует ветром Своим, и потекут воды.
Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуйя».
Прочитано 10239 раз. Голосов 15. Средняя оценка: 3.2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
У меня почему-то не весь текст на экране.Такое впечатление,словно после первого абзаца /т.е. после 4-го предложения / не хватает какого-то кусочка. А вообще, что автор хотел этим сказать7 Новый взгляд на Библию - в чем же конкретно? Подставить под сомнение перевод или достоверность исторической информации? На законченное исследование эта статья конечно не похожа. Но даже если и предположить, что что-то не так,и не то и не там с исторической точки зрения. Ну, переводчик напутал, не так понял и пр. Вы, уважаемый автор, как считаете, является ли Библия Богодухновенной книгой во всем остальном? Считаете ли лично Вы ее просто исторической книгой или словом Бога Живого?
Станислав
2007-01-24 15:56:19
Попытки свести все чудеса и непонятные места Библии к научным объяснениям бесполезны. Это книга для верующих - она не научна. Ученые могут читать ее, как роман. В 19 (или начале 20 века?) наука находила около 80 противоречи
Станислав
2007-01-24 16:00:35
Опа. Как-то само отправилось.
Итак, находили около 80 мест, где Библия противоречила науке. Немного времени спустя наука признала, что ошибалась она, а не Библия. Но попытки написать Библию без чудес, отвечающую всем требованиям науки, пока безуспешны: наука опровергает себя каждый день. Эволюционную теорию признаете? Серьезные ученые - уже нет. Тогда что остается? Только Библия с ее "сказками". Пользуйтесь!
Вера
2008-01-08 12:27:58
Автор абсолютно не принимает во внимание, что до нашей эры климат в Египте был совершенно иным и раз уж он говорит, что действия пророка Моисея были направлены против Фараона египетского, почему египетские казни, которые были призваны покарать именно Фараона, должны были обрушиться на другую страну, полагаю это весьма противоречиво. В Библии много противоречий, и многие чудеса объяснить не удаётся, но по моему скромному мнению эта книга не научна, не стоит пытаться объяснить её с такой точки зрения.
Александр Манасов
2009-07-09 20:05:02
Спасибо за статью очень интересно было почитать. Ну что касается научной точки зрения на этот вопрос, то объективно приходится верить не в то что библия глупа (в любом, даже самом скептическом случае, эта книга должна убеждать широкие массы и по-этому писать её столь глупо нет смысла), а в то что Египет тех времён находился на другой широте, а такую научную теорию я слышал (о сдвиге земной оси).