Прошу прощения у брата во Христе Алексея Храмова за такое вот название статьи. Тем самым я не преследую цель переключить внимание читателей с его статьи «Фильм Остров» на эту. Но хочу просто обратить внимание, что «Остров-2» – продолжение разговора на ту же тему. Трудно вынести однозначную оценку фильму. В чем-то (даже во многом) я согласен с автором статьи «Фильм «Остров». В чем-то совершенно иного мнения. И все, что будет сказано ниже, прошу рассматривать не как опровержение, а как рассуждение, если угодно, как версию о некоторых событиях и явлениях. Буду благодарен читателям за критику, за вопросы, за личное мнение.
В православии действительно полно всяких «чудес». Хочу предложить читателю следующую мысль о «юродствующих» и «старцах». Со времен возникновения на Руси православия и вплоть до 1917 г. институт церкви был практически всегда тесно переплетен с государством. (то, что было после 17-го – несколько иная тема). Интересы церковных властителей решались с помощью мирских правителей и наоборот. Живая вера и живые отношения с Богом уступили место мертвой религии и мертвому исполнению обрядов. Все, что стояло на пути у церковно-государствееного аппарата, рассматривалось как ересь, крамола, бунт. И, соответственно, уничтожалось любыми доступными средствами. Вот такой религиозно-политический фон и послужил (на мой взгляд) причиной выхода на сцену всевозможных юродивых и старцев. Что взять с дурачка?! Болтает себе…
У меня нет на данный момент конкретных историко-биографических данных о юродивых, проживающих во все времена на бескрайних просторах Руси-матушки. О тех, кто под маской (или же на самом деле) юродства говорил к народу и правителям от имени Бога. Взывал, наставлял, вразумлял. Но могу привести несколько примеров из Библии.
Книга пророка Иезекииля,3-4-5 гл. Бог дает пророку детальную инструкцию проповеди-пантомимы. Представьте себя хотя бы в качестве зрителя того, что Бог повелевал сделать Иезекиилю! Вначале кто-то копошится под ногами снующей взад и вперед толпы. Этот взрослый, обросший волосами дядька строит из камешков город и играет в «войнушку» на глазах всего честного народа! «Осаждает» «город», брызгает слюной как маленький! Потом 390 дней лежит на одном боку, потом 40 дней на другом, затем встает и начинает готовить себе еду. Берет зерно, замешивает его на коровьем навозе и ест. Нормально?! Потом после этого обривает волосы на голове и бороде (позор для мужчин того времени), сожигает их на огне. И делает сие безобразие не в пустыне, не в сарае, не в чаще лесной. Все это происходит на глазах у насмехающейся, крутящей у виска пальцем публике! На глазах у тех людей, про которых Бог сказал Иезекиилю: «когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: "так говорит Господь Бог!" кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они МЯТЕЖНЫЙ ДОМ»…
Далее – Ветхий Завет, 4-ая книга Царств, 5 гл. Елисей. Классический пример старца-пустынника. Живет далековато от царского двора, в Самарии к тому же. Но, по всей вероятности знаменит, как и многие исторические личности-«старцы». Если уж какая-то маленькая израильская девочка уловила во взрослых разговорах что-то такое, что ее «зацепило». Что может поразить воображение ребенка? Разговоры о политике, жизнеустройстве? О том, как Елисей направо и налево раздавал мудрые житейские советы «от Бога»? Думаю, что ее поразило нечто такое, что выходило за границы представления взрослых людей. О чем они говорили с удивлением. Что было сказкой для слуха ребенка. И во что она, естественно, искренне поверила. А полководец Нееман, болеющий проказой, мало чем отличается от множества других ходоков к таким вот старцам. Исцеление от проказы скрывалось не в мутных водах Иордана, а в сердце Неемана! Смирение принесло исцеление! Но представьте, как бы это выглядело, если бы Елисей просто вышел и сказал Неемии: «Ты заболел проказой потому, что стал слишком гордым, заносчивым, непокорным Богу. Тебе нужно смириться перед Богом Израилевым, изменить свое сердце». Ну что может сделать нищий, живущий в пустыне «юродивый» с великим сирийским полководцем? Может только разозлить его и лишиться своей головы. Но Елисей выполнил человеческий «минимум» - исполнил повеление Бога, передав Его «рецепт» Нееману. А Бог выполнил Свой максимум – помог Нееману изменить сердце, предложив уникальный инструмент – принять решение совершить неординарный поступок. После колебаний и сомнений Нееман принял решение, перешагнув при этом через свои погоны, звания. Послушался уговоров и увещеваний слуг! Полез таки во всех орденах и регалиях в грязную воду чужой реки (свои реки Авана и Фарфар намного чище и лучше всех вод Израильских!) Какая же работа в тот момент происходила в душе Неемана! И Бог победил!
Что происходит в фильме «Остров»? Вспомните эпизод, когда священник-погорелец приходит к о.Анатолию и остается у него ночевать. Какое «представление» устраивает Анатолий на глазах изумленного и испуганного брата во Христе! И кульминацией является сожжение сапог и отправление в «кругосветку» одеяла! Но имеено благодаря этому «представлению» умирающий духовно священник начинает понимать, что происходит на самом деле. И впоследствии благодарит Анатолия за то, что тот помог ему избавится от всего мертвого, наносного. Представьте, как бы выглядел поступок Анатолия в «реале»? Выкинул в печь сапоги, одеяло в море, ткнул пальцем священнику в грудь: «Покайся в грехах – ты осуетившийся в плотских похотях грешник!» Но опять та же схема – Бог оставляет «юродивого» на втором плане. Просто как Свой инструмент, выполнивший свою работу. На первом же плане ГОЛОС: «Где ты, Адам?», «Где ты, Неемия?», «Где ты, …?». И «Адам» должен самому себе ответить на этот вопрос.
Второй же священник – праобраз не рожденого свыше человека. Для него отношения с Богом – просто выполнение церковных установлений и правил. Самое главное, правильно встать во время молитвы, в нужном направлении. Анатолия он терпеть не может! Не понимает его. Тот его просто «достал»! Что называется «плоть противится духу». Но что-то не дает этому священнику спокойно жить. Он пытается приблизиться, понять. Нутром чуял – что-то не так, не простой это юродивый! Разум говорил: «Безумствует, придуряется, гордыню свою прикрывает!» А сердце шептало: «Это для тебя спасение. Это ключ Божий для твоего сердца» Из лучших побуждений полусгнивший ящик лаком покрыл…крестик прибил… Все как положено, по уставу! Опять не угодил! Чем-то напоминает духовные метания и поиски Варравы (книга и одноименный фильм).
Отношение же мирских людей к юродивым – это действительно (на мой взгляд) полный маразм, невежество, язычество и суеверие. Я имею в виду именно то, о чем писал и Алексей в случае с московским юродивым Иваном Корейшей. Все эти целования непонятно чего, поклонение артефактам…
Далее, в финале – встреча Анатолия с «воскресшим» Тихоном. Освобождение от груза вины, бремени греха. Конечно, спасает, прощает и освобождает Христос. «…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». (Иоан.8:36) Но как Он это делает, какими путями и средствами?! Кто-то привык к тому, что это происходит на сцене «Дома культуры» его родного городка. Люди выстраиваются в одну шеренгу. Перед ними проходит молящийся «языками» служитель и возлагает по очереди на всех руку. Кто-то при этом падает навзничь. Его сзади подхватывают бережно парни в пиджаках с бейджиками и осторожно укладывают на пол…
Для кого-то «отчитка» в храме является авторитетом, а все остальное – «от лукавого».
Что касается продолжения истории этих падающих на спину людей… А также КПД тех, кто возлагает на них руки… Я видел и настоящие освобождения от болезней, от бесов, от проклятий. Видел также и тех, кто по многу раз выходил в эти шеренги, падал, на следующем собрании вновь выходил… Человек выходил, а бесы нет… То же самое и в православии. Мы, как протестанты, многого не знаем, что варится на их «кухне». Есть те, кто реально получил от Бога освобождение, и есть те, кто годами стоят в первых рядах и остаются так далеки от Бога.
Но всегда и всюду были и есть люди, живущие на «острове».
«…и, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии».
У слепого от рождения человека был свой «остров» у дверей храма, у Иосифа в Египте, у Моисея в пустыне Мадиамской, у Вартимея под ногами прохожих, у Матфея под презрительными взглядами соплеменников…
Очень впечатлила сцена изгнания беса из дочери Тихона. Когда Анатолий читал молитву и совершал крестные знамения, то я видел в этом не выполнение каких-то мертвых обрядов и соблюдение форм. Я видел действие человека, абсолютно уверенного в своих действиях, отдающего отчет в том, что происходит. Физическое действие как бы отошло на второй план. Было такое чувство, словно ты сам в этом участвуешь. Словно подключаешься к этой духовной войне. И, в общем-то, не важно, что ты говоришь или делаешь. Важно то, что Бог при этом действует через тебя! Сегодня это какая-то заученная (но ожившая в твоих устах православная молитва), а завтра это «вон во имя Иисуса!» в шумном харизматическом собрании в кинотеатре.
Если Бог использует тебя, значит твои слова и действия однозначно правильны! Проблема в том, что мы часто прежде времени начинаем оценивать и анализировать свои слова и поступки. Не даем места Богу. Это место занимают наши конфессиональные учения, религиозные традиции и плотские сомнения.
Да, можно рассматривать премьеру фильма «Остров» как некий пиар православных традиций и устоев. Возможно, что так это и выглядит на самом деле. Но попытайтесь дать волю фантазии. Измените несколько сюжет и декорации. Отмойте главных героев, оденьте их в малиновые пиджаки. Поставьте их на сцену кинотеатра и дайте в руки Библию в кожаном чехле и с золоченым срезом. Получится фильм по книге Ф.Перетти (который «пиарит» протестантизм). Но проблемы останутся те же. Там - юродивый, отбившаяся от стада овца, которой поп – не указ. Которая, видите ли, слышит Бога в отличие от других, более «приближенных» к Нему! Здесь же – бунтарь, который совершает те же «ошибки». Редко посещает «домашки», имеет откровения, которые пастор еще не получил, говорит, когда нужно молчать. Отдает десятину не в корзину пожертвований, а «по откровению» и т.д. и т.п.
В конце 80-х начале 90-х вместе с крушением «железного занавеса» в Россию пришло не только духовное обновление с Запада, но пришли также и те проблемы западной протестантской церкви, какие были ярко показаны в фильме «Остров» и озвучены как проблемы православные, исконно русские. Просто наше-то застарелое, слежавшееся, не так в глаза бросается! А новое, западное, поначалу все красивым кажется на этом фоне. Мне, лично, больше по сердцу здравость и рационализм христиантства «от протестантов». Что написано в Библии – о том и говорят. Не многомудрствуют, не усложняют. Не уклоняются от простоты Христовой.
Не пытаюсь сейчас этими строками перечеркнуть православие и всех искренних, ищущих и любящих Бога людей в нем. Господь знает Своих. И я больше озабочен сейчас не тем, чтобы отделять «зерна от плевел» на стороне. Очень хотелось бы себя видеть все больше и больше среди «Своих».
Ошибки и отклонения есть всюду. Но фильм «Остров» показывает – есть нечто общее и «там» и «там». Есть люди, которых Бог ведет одному Ему известными путями, и есть те, кто пытается быть регулировщиками на этих путях. Есть проблемы в отношениях между братьями и сестрами во Христе.
«…И людям нравятся "старцы". Можно целый год предаваться светскому разврату, а потом придти к старцу, получить от него "откровение" - и снова гулять. Никакой длительной работы над собой не нужно. Вопрос решается "одномоментно". Что очень удобно» (А.Храмов)
Можно дополнить, не боясь погрешить на истину: «И людям нравятся пастора и лидеры. Целый год можно посещать церковное собрание (домашнюю группу, библейские курсы, семинары). Читать Библию, разукрашивать ее карандашами во все цвета радуги. Получать пасторские откровения и снова… разукрашивать Библию. Никакой длительной работы над собой не нужно. Вопрос решается автоматически - «ходи в церковь», слушай пастора, отдавай десятину. Что очень удобно.
Есть также проблемы (они и должны быть) в отношения между рожденными свыше и духовно мертвыми людьми (Каин гонит Авеля). Это можно наблюдать и в православии и у протестантов.
Есть, в конце концов мир, нуждающийся в Божьей любви. И должны быть где-то люди, кто согласится нести Его любовь в этот мир.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Очень метко написано. Полностью с Вами согласен. Сам я тоже протистант и проблему которую вы затронули считаю чрезвычайно актуальной. Многим из нас только бы соломенки отискивать в глазу котоликов и православных, а беспристрастный самоанализ, здравая самокритика и работа над собой - это, зачастую, только в красноречивой теории. Комментарий автора: Из своего личного опыта могу добавить: дар, способность ВИДЕТЬ, что на самом деле происходит в окружающем нас христианстве, требует дополнения в виде таких духовных даров как (ДОЛГО)ТЕРПЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ. Не то, чтобы я уже получил эти дары в совершенстве. Просто пришел к пониманию, что мало ВИДЕТЬ. С этим как-то нужно еще и жить. А без умения терпеть и прощать начинается самый настоящий ад в душе. Мир Вам, Aleks, и Божьих благословений!
Александр Храмов
2007-01-12 09:45:19
Спасибо за отзыв. Только не Алексей, а Александр. Но это мелочи :)
Любопытно было узнать про рараллелизм данных проблем в православии и практике харизматов. Они действительно схожи.
В основном же отклики посвященные этой заметке, были направлены в защиту юродивых. Вы - протестант и потому приводите библейские примеры. Православные приводили в пример православных святых. Но объяснюсь, чем вызвано довольно критическое к ним отношение в моей заметке.
Вопрос здесь очень сложный. Со одной стороны, сам институт юродства никто не отменял. С другой стороны, как отличить юродивого "истинного" от той массы юродствующих, которые по целому ряду причин стали таковыми (гордыня ли, обычное ли клиническое сумашествие)? Ведь юродивый как раз и предполагает принципиальную неверифицируемость, нерационализируемость своей позиции. Он говорит знаками. Пророчествами. И как узнать - этот человек шизофреник или юродиввый? Это может ему был знак о его богоизбранности. Но мне-то никакого знака по этому поводу от Бога не было. И что делать? Ведь поговорить с ним нельзя. Что остается? Ждать исполнения его пророчеств, которые, может быть, никогда и не исполнятся? Или искать глубокий смысл в его словах, которого, может быть, там и нет? Короче, вопросов много - ответов мало. И мне представляется сомнительной польза этого института в современной России. Каждому времени - своя форма духовной жизни. Если при Иване Грозном юродивые пришлись очень кстати, то это не значит, что они будут таковыми и сейчас, а не расшатают Церковь и жизнь прихожан. Комментарий автора: Здравствуйте, Александр. Как Вы правильно заметили: «Вопрос здесь очень сложный». И то что я написал относительно юродства от религии – не оправдание оного и не 100 % -ое объяснение его сути. Просто размышления на фоне фильма «Остров». Я лично не могу принять это явление как что-то близкое мне по духу. Могу попытаться понять некоторые отдельные случаи. Но в целом согласен с Вами, что во времена, к примеру, Ивана Грозного, такое явление как юродство было, возможно, и оправдано. Но сейчас как-то больше импонирует здравость в христианстве. Без брызгания слюной, без туманных «пророчеств» и пр. Но… Его пути – не наши. Думаю, не стоит задавать Творцу программу, по которой Он будет общаться со Своим творением. Ну а как отличить юродивого «истинного»…? Как найти скрытый смысл в его «посланиях»…? Мне кажется, нужно просто жить и искать Господа. Учиться распознавать Его голос. Если появится какой-то вопрос или сомнение – нужно просто спросить у Него. Ответ обязательно придет. Проблема может быть в нашей неспособности его услышать, принять, истолковать. Встав же на путь познания Его, будешь испытывать порой к себе отношение как и к остальным юродивым. Кто-то будет у виска пальцем крутить, кто-то в рот глядеть. И что самое печальное, свои же братья-сестры во Христе могут оказаться в этих рядах :-) Ну а Церковь никто не расшатает. Врата ада не одолеют ее!!!
Станислав
2007-01-15 16:04:17
Сперва написал Александру, потом прочел "Остров-2" и увидел, что уже ответили. Полностью согласен с братом Виктором. Во Христе всё - по большому счету; не будем мелочиться. Наша проблема не в том, кто такой юродивый, а кто такие мы на его фоне. Этот фильм не к эмоциям о крови, как у Гибсона, и не к плоти, как "Последнее искушение Христа", а прямо к духу, и это радует. Духа "православия", как боится Александр, нет, а есть Дух Христов, который, в том числе, и православный, когда православный - во Христе.
Олег
2007-01-15 19:38:23
Поскольку фильм "написан" провославными вряд ли следует ожидать, что протестантов в нем может удовлетворить все. Но идея фильма указывает на кое-какие подвижки в сторону нормального христианства в среде приверженцев "родной веры". Плохо ли, если некто причисляющий себя к "традиционной для России церкви" берется показать соотечественникам, что в вере главное не формализм.
P.S. Виктор, может черкнешь пару слов на адрес blessing@avtograd.ru для знакомства?
Я тоже из Тольятти. Комментарий автора: Ангелы на небесах радуются, когда приходит к Иисусу еще одна заблудшая душа... а на земле христиане радуются, когда находят в других деноминациях и конфессиях близких по духу...И еще вопрос - чья радость больше!!!))))))))))))
zoriana
2007-01-29 12:49:40
Живу не в Росії, фільма ще не бачила, але сама розмова дуже тішить.
Я знаю обидві церкви з середини, адже п'ять років була членом баптистської громади, а потім (абсолютно несподівано для себе) перейшла до Православної Церкви, про що ані трохи не жалкую.
Хоча в україні релігійні проблеми трохи інші, ніж у Росії, але в наш час скрізь є "спільні біди" в усіх християнських спільнотах. А найбільше нам усім не вистачає взаємної любові, терпіння, довіри до Господа, готовності почути Іншого... Як же хороше (приємно та солодко) бути певним, що "істина в тебе в кишені", а той хто, не такий як ти, ворог, єретик і т.д. :(:(:(
Мене дуже радує сама розмова, що розгорнулася на цьому сайті, що проблема взаємної довіри та любові християн різних деномінацій актуальна для багатьох братів і сестер.
Нина
2007-04-20 14:22:33
Во многом с вами согласна.
Наталия
2008-01-18 20:00:59
а Иисус молился о единстве во Христе, в БОге. Значит ОН дал нам пример - искать общее, а не разногласия.
Наталия
2008-01-18 20:04:22
все же добавлю - общее - это любовь к Богу и неважно в чем ты одет и держишь ли в руке свечу, и как ты поклоняешься. важно только любовь к Богу. Это должно объединять и стирать границы непонимания. когда идет поклонение в духе, неважно какое учение в церкви. никого не знаю во плоти..... Комментарий автора: Все правильно - да и аминь! Но только на практике все не так радужно получается. Одним словом - малое стадо:(
Сергей
2008-04-22 05:07:41
Мне довелось, как и Зоряне, семь лет блуждать по полям "протеста", хотя и протестантами их назовешь ли? По крайне мере ни в одной общине я не увидел вразумительной доктрины веры. Американцы же (баптисты), так и вовсе открещивались от протестантизма. Но у всех у них был "общий знаменатель" - истина ТОЛЬКО у нас! А кто не с НАМИ, - ату его!!!
Зоряна пишет: "Як же хороше (приємно та солодко) бути певним, що "істина в тебе в кишені", а той хто, не такий як ти, ворог, єретик і т.д.... Да, действительно, это так и есть; все они уверены, что "истина у нах в кармане". И вот десь на сайте, каких только собак не навешали на православие!!! Только никто не удосужился хотя бы прикоснуться к тому, что осуждается. Не удосужился почитать о тех детях божьих, которые жили и живут не для себя, а молятся и постятся за своих родных, за город, за весь мир. Как та вдова, что описана в Евангелии, - "вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лук.2:37). Она не сражалась за "чистоту веры", она ее имела. И служила Богу день и ночь. Как служат в Афонском монастыре! Им дела нет до ваших споров и наветов на них - они служат Богу! Так же служат в Валаамском монастыре. Так же служат в тысячах Российских городов - постом и молитвой! А вы все чего-то для себя выгадываете... "Протестанты", "баптисты", "харизматы"..., кто там еще по Православию не прошелся в сапогах? Только вот, Библия нигде ни о ком из вышеперечисленных не говорит. А вот, о необходимости правого поклонения, - Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Иоан.4:23), - об этом Библия говорит. Ошибается кто-то из православных? Так наставьте, если у вы готовы за "брата душу положить"?! Что-то увидели несоответствующее Библии в служениях? Так сначала разберитесь, а потом попытайтесь обратиться в соответствующую епархию. И вы поймете, насколько невежественны. Откуда столько апломба, Господи? Вот уж, где коммунисты отдыхают..., у них был за правило, - не читал, не знаю, но не одобряю... Мне есть с чем сравнивать, достаточно общин пришлось посетить. Так вот, все они стали больше походить на пленумы комсомола, нежели на богослужения. Кто был в комсомоле, тот меня поймет. Те же розовощекие докладчики, те же эмоции, та же "конструктивная" критика в адрес тех, кого нет. И из-за ула поругать Православие. А как же, - "религия - опиум".
Да остановитесь вы, в конце-то концов! Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего (Матф.7:5).
Кому вы служите? Как имя вашего бога?