Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах
1Коринф.3:1-4
Люди часто ценят свой ум очень высоко. Некоторые гордятся своей образованностью, находчивостью, красноречием и остроумием. Таким людям кажется, что непременно окружающие должны заметить в них это. Нередко и споры возникают именно потому, что собеседники норовят друг перед другом продемонстрировать свой интеллект и осведомленность.
Но даже если у людей не возникает желания возвыситься перед ближним, то и тогда они не прочь воздать человеческому уму почести. Не замечая вокруг никого, кто был бы умнее человеческого существа мы чувствуем, что вправе восхищаться таким разумом, который имеем. И даже сознавая, что существует для нас еще много не раскрытого и тайного, мы тем не менее восхищаемся тем, как человеческие умственные способности достигают все больших успехов. Наша мысль проявляет себя не только в открытиях, она выражается и в философии и в творчестве. И все, что достигнуто человечеством с помощью интеллекта дает ему повод гордиться тем, как научилось оно мыслить и разрешать трудные вопросы.
Такая гордость, заставляет, порой, человека думать будто он стал рассуждать не хуже Бога. Но стоит ли в самом деле возвышать себя так высоко? Библия призвана помочь человеку понять это. Писание никогда не стояло в стороне от темы, касающейся человеческой гордости, и нам христианам полезно в соответствующие наставления Библии вникнуть. Предлагаю сейчас это сделать. И поскольку в первую очередь обращаюсь к христианам, то лучше всего, думаю, для этой цели подойдет такой фрагмент Писания, в котором относительно гордости содержится наставление именно христианам.
В качестве такого фрагмента хорошо подходит 1Коринф.3:1-4. Он написан был когда-то людям очень высоко ценившим свои умственные способности. Коринфяне любили спорить, им нравилось демонстрировать свою человеческую мудрость. Теперь же, когда они стали христианами им необходимо было знать, что обо всем этом думает Бог. Апостол Павел делает им необходимые наставления, вникнув в которые и мы можем научиться многому.
Итак, стоит ли людям гордиться своим умом?
Для ответа на этот вопрос Апостол напоминает Коринфянам дни их обращения ко Христу. Они должны были вспомнить, что тогда оказались буквально в положении младенцев, для которых все, что касалось Евангелия было таким новым и неожиданно удивительным. Павлу приходилось тогда объяснять самые азы богопознания, и новообращенным в голову не могло придти тогда, что они как-то особенно умны. Как можно было себя возвысить, если ты только что услышал нечто, что является таким простым и одновременно сложным настолько, что не один человек до этого не смог бы дойти умом, если б не открыто ему было Святым Духом.
Апостол Павел настойчиво убеждает вспомнить те времена, говоря: «… я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею…» (1,2 ст.). Принимая во внимание это они должны были понять, что человек не так уж умен как ему может показаться, если размышляя всю жизнь на религиозные темы он открыв для себя Евангелие вдруг снова оказался в положении новичка. И не в роли неопытного юноши даже, а младенца только что увидевшего свет.
Давайте и мы вспомним те дни, когда открыл и нам Господь истину о спасении через благодать Христа Иисуса. Разве мы чувствовали себя тогда какими-то уж очень мудрыми? Нам нечем было гордиться совершенно. Нам тогда было просто не до этого. Мы чувствовали что погибаем в грехах, и все до чего успели дойти умом казалось таким ничтожным! Мы жаждали тогда только того, чтобы нас как можно скорее научили как спастись от погибели, которая ожидала нас вместе с нашим человеческим интеллектом.
Мы были как первоклашки. Мы чувствовали то же, что паломники, пришедшие в Иерусалим для поклонения в день знаменитой пятидесятницы. Помните, что стало интересовать их в тот день, когда они наконец прозрели? Библия так передает их жажду: «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать…?» (Деяния 2:37). Все человеческие достоинства в тот миг оказались ничего не стоившими. Среди этих трех тысяч человек наверняка должны были оказаться люди уважаемые за свои опыт, мудрость и образованность, но теперь они взывали к апостолам, среди которых не было ни одного ученого, вопрошая: «что нам делать?» Эти люди, которых коснулось Евангелие провозглашенное Петром, годами учились закону Моисея и опыт относительно мировоззрения и Богопознания должны были иметь не малый, но теперь они готовы признать, что настолько слабы в своей образованности, что не прочь стать учениками простых неученых рыбаков, коими были некоторые Апостолы.
Как же можно возвышать человеческий ум, пережив однажды такое? Разве не научили нас дни нашего обращения, что у Бога всегда есть какие-то истины, которых нам без Его содействия никогда не постигнуть? В предыдущей главе послания Коринфянам Апостол увещевал: «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией» (1Коринф.1:21). Так чем же гордиться нам, если наш ум не способен познать Бога в премудрости Бога. А если все-таки вдруг мы познаем Его, с помощью Божьей, то обнаруживаем, что оказались в положении младенцев.
Когда новообращенные обнаруживают, что они младенцы, то стараются возрастать, не довольствуясь одними только начатками учения. Они правильно делают, что стремятся к зрелости. Они учатся приобретая новые знания и ждут что зрелость придет к ним со временем. Но для того, чтобы возрастать необходимы не только время и не только знания. Только тогда, когда мы на практике научимся применять то, чему научились нас можно будет считать зрелыми.
Многие христиане понимают это, и честно откладывают свою надменность на потом, думая будто если станут они наконец зрелыми, тогда и смогут блеснуть своим интеллектом. Да младенцы во Христе подчас думают, что смирение необходимо только в начале христианской жизни, надеясь, что придет их час, когда смогут они показать свою зрелость окружающим. Люди склонные к такому мышлению обожествляют других праведников, (хотя те никогда этого и не желали) и к себе ожидают такого же почтения, когда смогут возрасти в чем-то. Но и здесь резонно задать тот же вопрос: стоит ли людям гордиться своим умом? Правильно ли делать это тогда когда ты наконец понял, что стал духовно зрелым?
Обратимся снова к нашему фрагменту для ответа на этот вопрос. Павел говорит в нем далее следующее: «ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» (2,3 ст.). Говорит здесь Апостол верующим, что хотя и прошло уже какое-то время, но они остались такими же плотскими какими были и раньше. Как он определил это? По тому как они себя вели. Христиане тогда только могут считать себя зрелыми, когда применяют свои знания на практике. А такая практика выглядит так: они любят и уважают друг друга, они живут в мире и согласии, они не гордятся и не завидуют, не злословят друг друга и не враждуют… У Коринфян же многое выглядело наоборот. У них были споры, зависть и разногласия.
Все это сказано здесь для того, чтобы мы для себя уяснили, что до тех пор, пока мы желаем своим умом погордиться мы не можем считать себя зрелыми. По-настоящему зрелые во Христе люди никогда не гордятся. Их отличает кроткий и скромный характер. Помните как Иисус учил своих последователей кротости? он говорил: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29). Здесь Иисус призывает нас быть кроткими. А кротость никогда не позволит нам гордиться перед кем-то своим умом, какими бы умными мы не были.
Кротость упоминается также в числе плодов Духа в Послании Галатам в 5-й главе. И это место особенно для рассматриваемой нами темы ценно, потому что в этой главе послания перечисляются плоды зрелой духовной жизни. Имея такую жизнь христиане никогда не захотят гордиться друг перед другом. Вот еще одно место из Библии, которое говорит об этом особенно ярко: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иаков 3:13-17). По настоящему мудрые люди никогда не гордятся собой. Гордость приводит к ссорам и зависти. Мудрость же, как мы видим из этих слов Иакова чиста и скромна.
Поэтому и Коринфяне, высоко ставившие человеческую мудрость должны были понять, что христианам не следует гордиться собой, т.к. вовсе это не говорит о том, что мы действительно созрели. Тогда только мы будем зрелыми, когда в нас всякое желание гордиться собой будет отсутствовать. Павел ясно говорит об этом Коринфским христианам, указывая на свидетельства отсутствия у них настоящей мудрости: если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» - говорит он им.
Почему же верующие гордятся если знают, что это вовсе не одобряется Богом? Ведь было бы правильнее от этого навсегда отказаться, раз такая гордость говорит о младенчестве. Но конечно не всегда мы умеем отказаться от чего-то, что нам хотелось бы навсегда искоренить из своей натуры. Гордость и тщеславие – это такое же искушение как и многие прочие. С этим приходится бороться и иногда мы оказываемся проигравшими в такой борьбе. Но тот поступит не правильно, кто совсем запустит свое совершенствование в умении побороть в себе такие искушения, потому что тогда нас ожидает позор и стыд перед Господом, для Которого мы окажемся ни кем иначе как плотскими и не к какому служению не пригодными. Люди гордятся тогда, когда любят больше себя чем Бога. Бояться ли нам такого отношения к Творцу призывающего своих детей отвергнуть себя и следовать за Ним?
Наше желание стать по настоящему зрелыми никогда не должно угасать. Пусть оно умножается и ведет нас путем постоянного роста. И тогда среди этого надменного мира у Бога будет все больше людей, которые не гордятся своим ограниченным умом, и которые никогда не услышат от Бога обличения, что они плотские, незрелые, не способные к росту люди, остающиеся всегда духовными младенцами.
Комментарий автора: Приглашаю посетить сайт нашей газеты:
www.doposle.ru
Олег Шорсткин,
Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru). сайт автора:Газета
Прочитано 11527 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
спасибо автору за замечательную статью!!!
Дело в том, что она оказала на меня сильное воздействие, так как читая эти строки я узнавала себя, во мне оказывается столько гордости, и что я до сих пор духовный младенец! :(
Большое спасибо за статью, читая ее, я как будто разговаривала с Иисусом, который мудро и доброжелательно мне объяснил, что я делаю не так, и как можно исправиться!
Потрясающая статья, очень полезная, я думаю если мы будем честны перед Иисусом и самими собой- мы поймем, что еще не зрелы. я скопирую эту статью и вышлю своим друзьям, у которых такие проблемы, и они смогут сделать правильные выводы! Еще раз огромное спасибо!
Статья- ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!
Благослави Господь автора этой статьи! Комментарий автора: Спасибо за отзыв, Айгерим. Особенно за молитву о благословении.
Mansur
2004-05-26 03:57:48
5 Комментарий автора: ...
Roza Galiyeva
2004-06-29 19:33:14
Eta propoved ochen horoshaya! Комментарий автора: Надеюсь, что так оно и есть :)
брат Сева
2011-07-22 18:58:28
Гордость и тщеславие – это такое же искушение как и многие прочие. Комментарий автора: Да, это так.