Переводится на английский безразличие как apathy. То есть, говоря русским, психологическим языком – апатия. В толковом словаре она определяется как состояние полного безразличия, равнодушия.
Этимология слова «БезРазЛичие» – Без Разных Лиц – нет лица.
Притча: «Жило на свете маленькое облачко. Оно было безоглядно и нежно влюблено в голубое небо. Но небу были безразличны чувства маленького облачка. Оно было лишь одно из множества таких же, парящих перед ним. Облака вызывали у неба лишь недовольство, так как мешали ему смотреть на землю. Маленькое облачко старалось быть самым белым, самым пушистым, самым лёгким, но небо оставалось безучастно. Облачко играло с ветерком, чтобы только развлечь небо, но оно становилось лишь холоднее. Тогда маленькое облачко разозлилось: оно так старалось, столько сил тратило, лишь бы угодить небу! Почернело облачко от горя, вспыхнуло яркими молниями от обиды. Но осталось равнодушно небо. Тогда облачко рассказало небу о своих чувствах гулким громом. Рассказало о том, какую боль причиняет небо своей холодностью. И расплакалось от отчаяния, пролившись на землю дождём. Когда дождь закончился, небо увидело на земле своё отражение в маленькой лужице — всё, что осталось от маленького облачка. И отражение показало небу всю его холодность и жестокость. Расстроилось небо, увидев себя со стороны. И с тех пор старалось быть внимательным и доброжелательным с каждой тучкой».
Безразличие ко всему, которое очень легко превращается в резигнацию, не может не осознаваться как гадость, поскольку гадким обычно считается то, что отрицает элементарные условия человеческого существования.
Безразличие – психологическое состояние, когда человек равнодушно относится к происходящему вокруг. Понимая всю необходимость выполнения своих обязанностей, человек не в состоянии заставить себя что-то предпринимать. У него отсутствует желание общаться, разговаривать, решать проблемы. В состоянии апатии и безразличия человек часто неохотно встает с постели, его самочувствие можно сравнить с отсутствием сил после физических нагрузок. Это своего рода «паралич эмоций», апатию. Апатичное состояние может перерасти в общий упадок психологической активности. В этом состоянии люди практически неподвижны, необщительны, не проявляют инициативу. Речевые и двигательные функции в состоянии упадка активности отличаются заторможенностью, в памяти случаются провалы, а в мышлении – сбои.
«На одинокого путника напали разбойники, которые, ограбив и избив, бросили его у дороги. Мимо проходил судья и, услышав стоны, подошёл к путнику и разузнал, что с ним случилось. Выслушав его рассказ, он сочувственно сказал, что поможет ему, обещая найти и наказать грабителей. С этими словами он развернулся и ушёл, торопясь исполнить свой человеческий долг.
Вскоре поблизости проходил почтальон, который тоже обещал помочь — передать его родным весть о нём и случившемся. Проезжал мимо и чиновник, заверивший пострадавшего, что поможет ему и позаботится о его жене и детях, если тот помрёт. Тут же проходил и священник, который также предложил человеку свою помощь — исповедать его, помолиться за него и, если будет нужно, отпеть его и проводить в мир иной. Шёл по этой дороге и репортёр, который не преминул во всех подробностях расспросить раненого о случившемся, а разузнав, поспешил в редакцию писать статью, пообещав, что его газета не оставит этот случай без своего внимания. Все они ушли с чувством выполненного долга, уверенные в том, что помогают бедняге.
Вскоре весь город знал о случившемся. Благодаря судье дело об ограблении приобрело большой резонанс. Священник, не переставая, молился и в своих проповедях осуждал насилие, бессердечность и равнодушие. Репортёры снабжали жителей города свежими новостями о судьбе потерпевшего, а почтальон разносил эти вести по домам. Все они ощущали свою причастность к «великому делу» любви и милосердия. И только один человек, услышав мольбу о помощи, оказал ту помощь, которая была действительно необходима. Он доставил раненого в больницу и оплатил услуги врача. Остальные даже не поняли, что он сделал. Новость о выздоровлении раненого была воспринята большинством горожан с оттенком грусти, ведь теперь они не смогут ему «помогать».
«Безразличие его настолько велико, что порой он сам не отдаёт себе отчёта в том, что происходит вокруг, в каком обществе он находится и с кем разговаривает. Он почти никогда не обращается к собеседнику по имени, и его биограф Цейтблом абсолютно прав, сравнивая его одиночество с бездной, безмолвно и бесследно поглощающей добрые чувства, которые испытывают к нему другие. В его характере, в его жизни слишком много от – «не тронь меня». Это бегство от всяческого общения с людьми – всего лишь завершение и внешнее проявление глубокой внутренней отчуждённости, духовного одиночества».
У.Бранхам пишет: «Безразличие. Мальчику уже три года. И примерно год назад он начал вести так, только сидит себе и смотрит безразлично, как бы в пустоту. Женщина отвела его к врачу, который назначил ему лечение. Сегодня врач сказал, что мальчик уже поправился, но, смотря, на него ему ничуть не стало, лучше. Перед ним вертишь игрушками, какие могли бы привлечь внимание ребёнка его возраста. Потрясая перед ним, но он смотрит на всё, оставшись в пустоту. Ему ничуть не стало лучше. Что-то подобное с церковью. Бог потрясает перед ними всякими дарами, какие только описаны в Библии, а они всё сидят, оставшись в пустоту, показывая этим, что что-то не в порядке. Друзья настало время пробудиться, потом будет поздно. Помните, Бог не потрясал бы этими дарами перед вами, если бы - не имел намерение обратить ваше внимание».
Вы правы в том, что существует в церквах такая проблема, как безразличие к дарам Духа Святого. Даже можно сказать, боязнь даров Духа Святого. Мы ведь находимся в сложнейшем положении, когда должны полностью придать себя в руки Божьи, умертвив земные члены, и в то же время сохранять свою способность к ответственному служению. «Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» - /Рим.12.1/.
Как ни странно, но в церкви, глава которой Христос, есть не мало жаждущих по царствовать. При этом остаётся в силе слово Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало»! Это проблема нашей цивилизации, или как сейчас модно говорить, менталитета. Страна, где «каждая кухарка может управлять государством», в подсознание вдолбила такое отношение к институту власти не только в светском обществе, но и церкви. И в церквях ЕХБ, можно сказать по секрету, «кухарки» нередко правят. Правят напрямую, правят через мужей. Горстка капризных, - которых у нас называют немощными, парализует любое искание воли Божьей. Существует уверенность, что если сорок лет назад у нас всё было хорошо, то нам нет никакой необходимости проверять своё состояние сегодня. Тем более что-то менять. Воля пастыря сломлена. Он не заметил, как вместо пастыря ведущего стадо, он покорно идёт за стадом. Кто-то убаюкал его. И приходит беда.
Известный библейский герой, Самсон, уж какой был герой, но встав однажды против Филистимлян, думая, что как и прежде поражу врагов, ничего не смог сделать. Он не знал, что Дух Божий отступил от него! Если посмотреть честно, не предвзято, то многие общины сегодня в состоянии сна, удовлетворённости. Лаодикийское самодовольство на лицах. Лаодикийская самоуверенность в сердцах. Думать о том, что мне чего-то недостаёт, когда я «богат, разбогател, ни в чём не имею нужды» - неразумное раскачивание лодки. Всё в покое, зачем будить зверя? В таких ситуациях, уверен, есть необходимость в церкви совершать молитвенное искание воли Божьей. Проверять призвание служителя, проверять наличие дара Духа Святого. Это нормальный процесс. Когда сами служители не ревнуют в том, чтобы каждый день искать волю Божью, слушать голос Духа Святого, беда приходит нежданно. «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, что сыновья его нечестивы, и не обуздывал их; и поэтому клянусь дому Илия, что вина дома Илия не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек» /1Цар.3.13,14. Кто бы мог подумать! Мальчик, несмышлёныш, и ему Господь открыл Свою волю.
С другой стороны, важно понимать сущность служения, ответственность и перед самим собой, и перед церковью, и перед Богом. Это ведь не игра. Человек имеет власть. Он имеет ответственность. Ответственность иногда пересиливает, нарушая баланс. Он принял власть как Божье призвание, он имеет к тому же дар Духа Святого. На него возложена ответственность, тем же Духом Святым за себя, и за церковь. Любые предложения, которые исходят от другого человека, он испытывает на предмет верности Слову Божьему. Он просчитывает возможные последствия. Ведь то, что мне кажется однозначно полезным, может на поверку оказаться причиной недоразумений, волнений, распрей и даже разделений. Пастырь обладает даром различения духов. Пастырь имеет дар Духа Святого - Слово мудрости и слово знания! Кроме того, он как человек Божий, знает своё призвание и Божье поручение для себя и для церкви. Легко предлагаю. И ничем не рискую. Но он поставлен быть стражем. Для него мир каждого члена церкви, духовное состояние каждого и всей церкви не пустой звук. Вот тут то и нужна чуткость к голосу Духа Святого. В теле, где много членов, не только ухо говорит глазу, ты мне не нужен, но и глаз говорит уху. Вот почему в столкновении уха и глаза решение принимает голова. Глава тела Христос!
Вы правы в том, что всех верующих беспокоит вопрос развития евангельских церквей. Самое желанное для христиан – поскорее сделать так, чтобы вся церковь был христианской. Самое очевидное свидетельство здоровья церкви, конечно же, в её количественном росте. Сказав сие, и помедлил чуть, и добавляю: А точно ли это так? Как вы думаете? Сделаем себе зарубку. Количество не свидетельствует о качестве. Истина не у большинства. Более того, есть тревожное утверждение Спасителя: «Сын человеческий, пришед, найдёт ли веру на земле»? - /Лук.18.8/. Веру Божью хранить и утверждать – вот наше призвание.
Ещё один вопрос усматриваем в рассуждении. Если правильно понять, то он выглядит так. Есть два пути обретения дара Духа Святого. Один путь, это когда человек совершает служение, то, которое ему предложили, или которое ему показалось подходящим и посильным. Совершая служение и совершенствуясь в нём, человек получает и дар Духа Святого, дабы ещё более эффективно служить.
Другой путь, это когда человек познаёт волю Божью. Познаёт Божье призвание, и получает Дар Духа Святого к исполнению определённого служения. Получив дар, получив ясный призыв, он совершает служение как Божье повеление.
И считать, что оба варианта равноценны. И в том и в другом случае Господь управляет сердцем и направляет его путь. Иногда человек уже совершая служение, со временем осознаёт, что это Божье призвание, и дар служить – это дар Святого духа. Иногда же человек слышит призыв, понимает, что это повеление Божье, и обретает дар Духа Святого, начинает и развивает служение.
Разве мыслима любовь, если мы не озабочены тем, каков наш образ в мыслях близких. Когда нам становится безразлично, каким нас видит тот, кого мы любим, это значит, мы его уже не любим.
Безразличие сушит как пустыня сахара все лучшие чувства,
даже в плодородном оазисе. Безразличие сушит как пустыня сахара все лучшие чувства, даже в плодородном оазисе. Безразличие страшнее ненависти! Не секрет, что слово вызывает колебательные изменения в среде.
Доводилось ли вам ощущать, что человек, дорогой вам, говорит с вами равнодушно и безразлично? Каким было ваше состояние в этот момент, наверное, не очень комфортным? Ужасным? Сравнивая вашу реакцию на равнодушно-безразличные слова дорогого человека (это может быть жена, мать, отец, ребёнок), и реакцию на гневные слова, заметим, что на равнодушные, безразличные слова реакция хуже, Так?
Если вдуматься глубоко в этот момент, что это значит? Какая ответственность лежит на нас за состояние, с которым мы говорим, какая великая ответственность!
Иногда становится страшно, когда видишь, как мать разговаривает грубо со своим ребёнком. Ещё страшнее становится, когда состояние говорящего человека настолько инфантильно, что вообще не понятно, что он говорит. Ребёнок идёт рядом, держит за руку такого человека, И через него проходят волны равнодушия, безразличия, отчуждения, слепоты. Не мудрено, что личностные деформации наступают у наших детей в раннем возрасте.
Безразличие – самый страшный недуг нашей речи. И самый страшный недуг – безразличие, отчуждение, холод. Мы становимся похожими на замороженную курицу, на замороженный продукт.
Внутренняя вибрация слова – идея, мысль, чувство. Безразличие лишает речь жизни. Помните, в чём дело? Нет идеи, нет мысли, нет чувства – нет желания, нет мотивации. А когда мы говорим с мощным желанием и мотивацией,– тихое слово воскрешает.
Точно такой же процесс, как в рисовых зёрнах, которым говорили: Люблю, начинается в каждой клетке нашего тела, без исключения. Всё начинает двигаться, в клетках начинается регенерация, прорастание. Это нужно знать. Именно поэтому ничто не может сравниться по целительной силе с общением людей, вдохновлёнными Мудростью и Любовью.
Именно поэтому материнское молоко, переданное младенцу с такой любовью, даёт столь быстрый рост его клеткам. Хотя, с точки зрения калорийной системы питания, там нет почти никаких калорий. Материнское молоко – один из самых не калорийных продуктов питания. Там содержится иммуноглобулин и другие вещества, но нет совершенно ничего, что могло бы дать рост костям и мышцам ребёнка. Не так много протеина, не так много белка, не так много жиров, и вместе с этим,– колоссальный набор веса младенцем. За счёт чего? Только за счёт праны и жизненной силы.
То же самое – со словом. Нет ничего полезнее для вашего тела, для души и для ума, Чем общение, наполненное любовью, мудростью, мотивацией. Именно поэтому говорят, что голоса многих певцов действуют лечебно. Это так. Но это – не столько особенности тембра, сколько особенность состояния. Часто мы слышим людей с замечательным тембром голоса, но которые поют бессодержательно. Технически точно поют, тембр очень хороший, голос богатый, а ощущения – крайне неприятные. «Не произноси слова без Света» - сказал Пифагор! Хочется добавить – без Света Любви!
Так не будьте, люди, безразличны друг к другу, иначе и вы можете загреметь в «колокола», как персонажи жизни.
Источники: Библия. Л.Толстой. Юрий Сипко – председатель ЕХБ.
|