«Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?- /В.Маяковский/
Если совсем чуть-чуть, то-это хорошо, отношениям только на пользу. Ну а если ее много, то это конечно плохо, причем для обоих в церкви, нормальной жизни у них не будет.
Ревность прикрывается жаждой справедливости, сводит с ума, отравляет жизнь и меняет её к лучшему лишь в том случае, когда соперника удаётся в прямом и переносном смысле убрать.
Ревность — это очень сильное и коварное чувство, которое может стать источником неприятностей для самого ревнивца и его окружения. Ревность интерпретируют как чувство собственничества, когда человек настолько ассоциирует себя со своей второй половиной, что начинает считать её обезличенной частью себя. Такие люди превращают свою жизнь и жизнь объекта своей ревности в настоящий кошмар, так как повод для ревности может быть явным и неявным.
«…люта, как преисподняя, ревность» -/Песн.8.6/ «всепоглощающая и всепожирающая. Кто истинно любит Христа, тот будет ревностно относиться ко всему, что может увести его от Возлюбленного, особенно к самому себе — чтобы не совершить поступка, который заставит Христа удалиться от него, но, дабы избежать сего».
Ложная ревность выдает себя своей обращенностью к внешнему и страстным характером. Одержимый плотской ревностью выполняет длительные молитвенные правила с многочисленными поклонами, держит строгие посты. Но всё это делается из тщеславия: в поисках похвалы и особых даров.
В философии можно выделить два основных подхода к ревности - одни мыслители характеризуют это чувство как однозначно отрицательное, другие же находят положительный смысл в ревности. В этимологическом отношении слово «ревность» связано с такими словами, как «рвение», «рваться». В ряде текстов Священного Писания аналогом русского слова «ревность» выступает греческое «зелья». Буквенно, – рвение, стремление, соревнование. Предмет соревнования, слава, счастье; зависть, ревность; гнев, негодование. Ревность прикрыта различными рационализациями и нагромождениями из конструкций ума. А что же это такое на самом деле? «Любовь, полная ненависти к любимому человеку и зависти к другому, пользующемуся любовью первого, есть, – по Спинозе, – ревность». Ревность — это обманчивое чувство. Ты не ревнуешь, ты боишься потерять. Но ты не бойся, это бессмысленно. Потому что если повода для ревности нет, то ревновать глупо, а когда повод уже есть, то поздно.
От ревности невозможно так просто взять и избавиться, как и от других тяжелых состояний. Так как причина ревности, обиды, тревоги, страха находится не снаружи, хотя именно так мы ее ощущаем. Она скрыта в нашем бессознательном - глубоко внутри. Вовне - в отношениях с другими людьми как в зеркале отражается лишь следствие, а для того чтобы нечто изменить, нужно прорабатывать причину.
Кто хоть раз испытывал чувство ревности, подозрительности, знает, как оно, подобно кислоте, разъедает душу и убивает любовь. Многие хотят от него избавиться, но не знают, как это сделать.
Ревность, безусловно, не христианское чувство, В основе ревности лежит обида, гнев, страх. Страх потерять любимого человека, но это не тот страх, когда мы переживаем за него и боимся потерять, например, во время тяжёлой болезни. Здесь другое. Чувство собственного, обладания, а это уже не хорошо. Никто не может принадлежать никому безраздельно, человек только тогда будет с нами, и будет любить нас, когда сам этого захочет. Ведь даже Бог не удерживает нас в церкви насильно. Не хочешь верить в Него – можешь уйти, у тебя есть свободная воля, но Господь не перестанет тебя от этого любить. Поэтому, если мы действительно любим близкого человека, то должны уважать его свободную волю, и, конечно, прилагать все усилия, чтобы и его любовь к нам не угасла, ведь в том, что он хочет уйти (если хочет), есть и наша большая вина.
Ревность - одна из самых древних эмоций. Есть даже гипотеза, что ревность - естественный и важный для эволюции человека психологический механизм, который снижает потенциальную угрозу взаимоотношениям. На заре человечества, когда нами руководили животные инстинкты, ревность помогала устанавливать и сохранять новый тип отношений - моногамную семью.
Певчие ревнуют и друг к другу. Особенно это касается системы отношений «певчий-регент». Некто был приближенным регента, все его ревнуют, завидуют. Потом система отношений меняется, и регент приближает кого-то другого. И все начинают ревновать уже к этому человеку. Кажется бредом, но в церкви, где вся идеологическая система построена на любви и дружбе, очень эту самую дружбу начинаешь ценить и бурно реагировать на ее исчезновение.
Ревность — (ст.славянского) – эмоциональное состояние сомнения в верности близкого человека – любимого, друга, коллеги по работе. Ревность – это зависть, что любовь, дружба, помощь достаются кому то другому, что кто-то другой превосходит в чем-то тебя. Борьба за внимание и любовь единственного мужчины это понятно всем. Ревность и интриги будут неизбежно.
Великий Шекспир однажды назвал «ревность чудовищем с зелеными глазами. Поселившись в сердце, она начинает разделять и властвовать, диктуя свои правила болезненной, мучительной и изнуряющей игры. Да и игра ли это, когда в финале – разбитые отношения, драмы и даже преступления?». Часто среди людей мы слышим такие высказывания: «Ревнует к каждому столбу», «Замучил своей ревностью», «Ревнует, как больной, не дает проходу», «Драма на почве ревности», «Ревнует – значит любит». «Ревность – мучительное сомнение в чьей-нибудь верности и любви». Так что же все-таки такое ревность – враг или друг? Причина в том, что значение еврейского и греческого слов, переведённых в Библии как «ревность», довольно широкое.
Ревность – близкая родственница гордости. Ревнивый человек опасается и повсюду видит соперников. Моисей был, подвергнут этому искушению вследствие рьяной верности своих сотрудников. «И прибежал отрок и донёс Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане». Иисус Навин вскинулся: «Господин мой Моисей! Запрети им» - /Чис.11.27-28/. Эти оба мужа, которых Моисей назначил помогать ему, впали в экстаз, и его верные приближённые возревновали за него, что те присвоили себе это пророческое право и таким образом бросили вызов его авторитету. Но зависть и ревность не находили никакой благоприятной почвы в великодушной натуре человека, привыкшего лицом к лицу беседовать с Богом. Такие случаи можно спокойно представлять воле Бога, призвавшего его. Иисус сделал это из хороших побуждений, а не из-за неприязни к Елдаду и Модаду; им двигала искренняя ревность по единству Церкви и забота о славе Бога и Моисея. Моисей отказался последовать его предложению и упрекнул его: «Не ревнуешь ли ты за меня? Ты не знаешь, какого ты духа» - /Чис.11.29/. Правильно поняв его чувства, Моисей, однако, упрекнул Навина в чрезмерной ревности: лично он хотел бы, чтобы Дух Божий почил на всем Божием народе.
Руководитель, охваченный ревностью в честь Божию, может не заботиться о своём собственном почёте и праве. Они в безопасности в Его руках.
«Ревность - самый чудовищно непредумышленный из наших грехов. К тому же один из самых мерзких и самых простительных.
«Один француз сказал, что ревность родится вместе с любовью, но не всегда умирает с ней. В этом я не уверен. Я скорее склонен думать, что там, где ревность, там и любовь, и если мы ее испытываем, когда любовь как будто прошла, значит, не прошла и любовь, думаю, это не пустые слова. На некоторых стадиях - хотя мой случай показывает, что не на всех, - ревность служит мерилом любви. К тому же она (что, верно, и натолкнуло француза на его мысль) - новообразование, опухоль, именно опухоль. Ревность - это рак, она иногда убивает то, чем питается, хотя обычно ужасно медленно. (И сама тоже умирает.) И еще, меняя метафору: ревность - это любовь, это любящее сознание, любящее зрение, затуманенное болью, а в самых страшных формах - искаженное ненавистью» - /Айрис Мердок/.
Самым интересным является то, что это слово в зависимости от контекста переводится по-разному: ревность; зависть.
Ревность как проявление праведного гнева Божия. Очень часто слово «ревность» используется для описания праведного гнева Божия: «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?» - /Пс.78.5/. «Будем бодрствовать и постоянно взгревать благую ревность в доме ума нашего, чтобы не назвали нас нерадивыми и ленивыми. Над ревностным и бодренным страсти никогда не возьмут верха. Если и падет он когда, по козням искусителя, ревность и бодрость тотчас восстановляет его. Когда есть в человеке эта прекрасная ревность и благопопечение, то она от всех падений и повреждений восставляет и предостерегает его, так что человек такой бывает местом упокоения Духу Святому и, счастливо совершив путь свой, удостаивается в мире войти в покой святых.
Когда есть в человеке эта прекрасная ревность и благопопечение, то она от всех падений и повреждений восставляет и предостерегает его, так что человек такой бывает местом упокоения Духу Святому и, счастливо совершив путь свой, удостаивается в мире войти в покой святых» - /Антоний Великий/.
«Но на самом деле если человек ревнует, то это означает, то он вам не доверяет. А как может быть любовь без доверия? Выходит, что ревность не любить. Они были также исключительно вздорными, скандальными людьми и часто враждовали с друг с другом. По-видимому, многие из тех плотских христиан, против чьих заблуждений и пороков было направлено это послание Иакова, были замешаны в общих раздорах. Поэтому апостол объясняет им, что источником их войн и распрей была не истинная ревность о своей церкви и о славе Божьей на что? - претендовали они. Но причиной их служили их собственные вожделения. Заметьте здесь, как под благовидными притязаниями на ревность о Боге и вере может скрываться то, что проистекает от человеческой гордости, злобы, алчности, честолюбия и мстительности. Не ревнуй до того, чтобы делать зло» - /М.Генри/.
«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». Заключается в том, что Господь есть Бог ревнитель «Имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» - Исх.34.14/. Слово «ревность» употребляется: Во-первых, в хорошем смысле, т.к. Бог ревнует о Своём народе. Во-вторых – в плохом смысле, т.к. ревнует из-за поступков своего народа»/.
«Ревность синоним старание, усиленное применение своих способностей, знаний, умений и т.п. С целью, хорошо выполнить какую либо работу, дело и т.п.». Ревность – усердие, рвение. С ревностью взяться за дело. Ревность – горячее усердие, старание, стремление и большому добру - самый усердный, прилежный, заботливый, предавшийся всей душой делу».
«Ревность по Богу – это очень хорошо и даже необходимо. Но направлена эта ревность должна быть в первую очередь на самого себя. Ревность по правде Божий должна подвигать человека, прежде всего, на искоренение грехов в самом себе. Когда святость и любовь Божия заставляют меня бороться со страстями и пороками – это прекрасно. Однако в наше время, богатое на духовные недуги, эта ревность часто ведет человека в бой не со своими плотью и похотями, а с грехами чужих людей. Такой человек достает из ножен меч обличения и начинает всё крушить направо и налево, не замечая бревна в своем глазу. И этот соблазн особенно процветает в тех людях, которые вроде бы в Бога веруют, а в церковь не ходят. Встречается он, конечно, и в людях воцерковленных, но в меньшей степени, поскольку последние часто слышат в храме поучение о недопустимости осуждения» - /Священник Сергий Бегиян/.
Самое главное в христианстве, по ясному учению Слова Божия, это — огонь Божественной ревности, ревности о Боге и о Его славе — та святая ревность, которая одна только и способна воодушевлять человека на труды и подвиги Богоугождения и без коей нет и подлинной жизни духовной — нет и не может, быть истинного христианства. Без этой святой ревности христиане — только по имени «христиане»: они только «имя носят, будто живы», а в действительности «они мертвы».
Ревнующий о славе Божией и сам всем сердцем славит Бога — и в мыслях, и в чувствах, и словами и делами и всею жизнью своею — и естественно горячо желает, чтобы и все другие люди так же славили Бога, как и он, а потому, конечно, не может равнодушно терпеть, чтобы в его присутствии так или иначе хулили Имя Божие или ругались над святыней. Ревнуя о Боге, он искренно стремится сам угождать Богу и Ему Единому служить всеми силами существа своего и готов до самозабвения, вплоть до пожертвования самою жизнью своею, всех людей приводить к Богоугождению и служению Богу. Не может он спокойно слушать кощунства, а потому не может поддерживать общения и вести дружбу с кощунниками, хулителями Имени Божия и поносителями святыни.
Есть в уме ревность, свойственная естеству, без которой невозможно преуспеяние в (деле) Божием. Достигайте любви;
ревнуйте о дарах духовных… /1Кор.14.1/. Отмечается, что то - есть о дарованиях, преимущественно же вещать, передавать дальше весть. Ревность. То ли это качество, качество, которое следует развивать христианам?
Ревность – сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти к злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божьей воли. Ревность — (евр. кина; греч. дзелос. Бог ревнитель. Выражение «Бог ревнитель» означает, что Бог преследует Свои цели решительно и твердо /Исх.20.5/. Устанавливая Свое Царство, Он ревностно истребляет.
«Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» - /Рим.10.2/. Баркли толкует так: «Павел был вполне готов согласиться с тем, что иудеи «имеют ревность по Боге»; но он также видел, что эта ревность была неправильно направлена. Иудейская религия была основана на выполнении закона. Всё это сводилось к закону и деяниям. На это Павел отвечает: «Конец закона – Христос». Под этим он подразумевает следующее: «Христос - конец законного подхода». Закон, о котором так ревновали евреи, действительно был дан Богом, но им следовало бы знать, что пришествие обещанного Мессии означало конец этого закона. Христос дал самые убедительные доказательства того, что Он Сын Божий, Мессия, и тем не менее они не захотели признать Его, но закрыли свои глаза от ясного света и продолжали слепо ревновать о законе.
Милосердие учит нас иметь наилучшее мнение о других и наилучшим образом истолковывать их слова и поступки, насколько это возможно. Даже в плохих людях следует отмечать то, что достойно похвалы. Они имеют ревность по Боге. Их оппозиция к Евангелию вытекала из уважения к закону, о котором они знали, что он был от Бога. Существует слепая, неправильная ревность; именно такой была ревность иудеев, которые, испытывая ненависть к народу Христову и к Его служителям и изгоняя их.
«Эгоистическая ревность, присущая некоторым людям, может быть названа ревнивостью. Порывы гнева подозрительности, эгоизма и ненависти травмируют любовь и убивают жизнеспособность интимных чувств» - /К.Василёв/
«Если называть ревностью несправедливое, неосновательное, нелепое подозрение, то ревность справедливая, естественная, основанная на здравом смысле и заслуживает, пожалуй, другого названия» - /Ж.Лабрюйер/
Источники: Библия.
|