Мало кто знает, что в русском языке, да и во многих других тоже, слово «талант» в значении «способность, одаренность» происходит от Новозаветного греческого слова «talanton». Первоначально у древнего народа выражение «зарыть талант в землю» означало закопать в землю какой-то ценный предмет.
Но третий, получивший один талант, убоявшись, что не угодит господину, распоряжаясь тем, что тот доверил ему, предпочел скрыть свой талант в земле - с тем, чтобы в случае возвращения хозяина (в чем он, возможно, не был уверен) отдать ему этот талант без всякой «прибыли». Боясь своего господина и не доверяя ему, он явил себя рабом лукавым и ленивым. В результате он потерял и то, что имел.
«И убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле» - /Мат.25.25/, в чем он признается? Он признается в том, что закопал свой талант. «Господин! я... скрыл талант твой в земле...». Он говорит так, как если бы ничего плохого не сделал; даже более того, он говорит так, как если бы, спрятав талант в безопасном месте и не рискуя им, он заслужил тем самым награду за свое благоразумие. И потому не осмеливался сам пустить в оборот серебро хозяина, боясь потерпеть убытки и быть привлеченным за это к ответственности. «То в таком случае ты человек мог бы отдать его торгующим или же ювелирам, мог бы отнести его в банк. И тогда по своем возвращении я бы мог получить если не большую прибыль (как от других талантов, пущенных в ремесла и торговлю), то хотя бы небольшой прирост и получил бы мое с прибылью». «Положим, что я и в самом деле жал там, где не сеял, однако к тебе это не относится, ибо в тебе-то я посеял и этот талант, мои деньги, был доверен тебе для того, чтобы ты не только сохранил его, но и получил с него прибыль».
«Убоюсь», чтобы, пустив талант в оборот, не потерять вовсе его и не потерпеть за то наказания от тебя, «скрыл», и вследствие сего ничего не приобрел на него. Это, очевидно, только предлог, что, «убоявшись», скрыл. Истинная же причина – беспечность и леность. Леность раб обнаружил тем, что не хотел употребить в дело вверенный ему талант.
Когда мы вырастаем, то талант обычно начинает проявляться, конечно, если создать для этого условия. И к сожалению, чаще всего происходит так, что люди прекращают пытаться, как только понимают, что ничего не получается и таким образом губят свой талант. Раскрытие талантов – это реально, и склонности к чему-то имеет каждый из нас, просто не всегда мы замечаем это в себе. Талант, данный Богом, так говорят - это здорово. Здорово, если этот талант разглядели. Здорово, если есть то место, где этот талант смогут развивать. Здорово, если у родителей есть возможность развивать этот талант. И, наверное, самое главное - если ребёнок хочет и готов трудиться так, чтобы развить свой талант. Вот сколько нужно для того, чтобы талант проявился. И да, это совместные усилия ребёнка, родителей и педагога. Пусть у талантливых детей все сложится. Удачи, успехов и здоровья.
Работа в церкви чрезвычайно разнообразна, и здесь есть возможность для проявления самых разных талантов и способностей. В каждой области различные люди могут по-разному достигать успеха.
Талант любви проявился в силе любви, способной вызвать преображение души, совершенствовании личности и духовного мира любящего человека.
«А может, любовь — это все-таки талант, «дар божий»? И даром этим наделены не все люди, так же, как даром художника, изобретателя? И может, надо поменьше говорить о «все доступности» любви в фильмах, книгах, шлягерах? Тогда бы и не было разочарований у современного человека» Многие, наверно, понимают, что для любви нужен талант чувств, а он есть совсем не у каждого. Но что такое этот талант? Дается ли он только избранным или может быть доступен всем?
Многие, наверно, понимают, что это не так. Неспособность любить — изъян не биологический, а психологический, душевный. Талант любви — это талант души, и он, кстати, в принципе отличается от таланта художника, изобретателя, писателя, ученого. любовь) есть вершина, но, что гораздо важнее - «союз».
Главное в таланте любви — не редкостные и сложные способности ума, слуха, зрения, памяти — способности, из которых состоит художественный или научный талант. Главное в нем — именно душевность, сердечность, «человеколюбие» — способность дорожить другими, как собой. Это гораздо более доступный талант, и в идеале он, видимо, может быть у каждого нормального человека.
«Как вас понять? Выходит, у кого такого таланта нет, кто неспособен любить — тот ненормальный? Не перегибаете ли вы палку и не слишком ли больно бьете по нам?» Многие, наверно, понимают, что это не так. Неспособность любить — изъян не биологический, а психологический, душевный. Талант любви — это талант души, и он, кстати, в принципе отличается от таланта художника, изобретателя, писателя, ученого.
Главное в таланте любви — не редкостные и сложные способности ума, слуха, зрения, памяти — способности, из которых состоит художественный или научный талант. Главное в нем — именно душевность, сердечность, «человеколюбие» — способность дорожить другими, как собой. Это гораздо более доступный талант, и в идеале он, видимо, может быть у каждого нормального человека.
У таланта любви есть и другое измерение — яркость чувств, но оно во многом растет из первого. Конечно, яркость чувств больше всего зависит от темперамента, но сами чувства делаются во многом другими, когда их пропитывает эго альтруизм. У того, кто влюблен, и у того, кто любит, чувства могут быть одинаково яркими, но их психологическая ткань будет во многом разной.
«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; «и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» -/Исх.31.1-3.35.31/. Мы вправе предположить, что среди израильтян были очень талантливые люди, но, проведя все свои дни в рабстве в Египте, вряд ли кто-либо из них был наставлен в сих изящных искусствах.
Мастер был выбран из известного в Израиле рода, и чести рода немало способствовало то, что отпрыск его был занят, пусть всего лишь на механической или ремесленнической работе, в служении скинии.
Мастерство в обычных ремеслах и профессиях дар Божий; от Господа мы берем как способности, так и развитие таковых. Именно Он возлагает даже сию мудрость в сердце /Иов 38.36/. Бог учит порядку земледельца Ис.28.26, а также ремесленника; и Его надлежит славить за это.
Бог распределяет сии дары разнообразно, один дар одному, другой другому, и каждый на благо всего тела как человечества в целом, так и Церкви. Моисей более всех годился для управления Израилем, а Веселиил больше, нежели Моисей, годился для строительства скинии. Всеобщему благу весьма способствует многообразие способностей и склонностей людей; одаренность одних делает их полезными в одном, одаренность других в другом, все же сие производит один и тот же Дух /1Кор.12.11/. Это запрещает гордыню, зависть, плотскую ревность и укрепляет узы взаимной любви.
«И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь. И призвал Моисей Веселеила и Аголиава и всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать» - /Исх.36.1.2/. Работники принялись за дело без промедления. И стали работать. Сначала Бог подготовил их к работе, а потом они приступили к ней. Следует заметить: «таланты, которые нам вверены, надлежит не прятать, а применять, не держать под спудом, а вкладывать в дело.
Зачем нам все эти дары, если не творить ими благо? Работники приступили к делу, когда их призвал Моисей. Даже те, кого Господь подготовил и расположил к служению скинии, должны ждать сигнала, либо экстраординарного, например, от пророков или апостолов, либо обычного от пастырей или учителей. И обратите внимание, кого призвал Моисей: всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость ради этой цели, мудрость, превосходившую их природные способности, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать очень серьезно.
Следует заметить: призывать к сооружению евангельской скинии надлежит тех, кого Бог Своей благодатью сделал в какой-то мере пригодными для работы и свободными, чтобы заниматься ею. Способности и готовность (решительная) это два обстоятельства, которые надлежит брать в расчет перед призывом духовных служителей. Дал ли им Господь, кроме знаний, еще и мудрости? (Ибо тот, кто желает обращать души, должен быть мудрым, и сердце должно влечь его приступить к работе, и не только ради почестей; выполнять работу, а не только говорить о ней). Пусть таковые приступают к работе с искренним намерением сердца довести дело до конца. Материалы, которые принес народ, Моисей доставил работникам. Те не могли ни сотворить скинии, то есть создать ее из ничего, ни работать, если не было бы с чем; поэтому люди приносили материалы, а Моисей вручал их работникам. Драгоценные души это материал евангельской скинии, из них возводится дом духовный: «И сами, как живые камни, устройте из себя дом духовный /1Пет.2.5/.
С этой целью они приносят себя в дар Господу для Его служения /Рим 15.16, и тогда поручаются попечению Его служителей, как строителей. Чтобы те поработали над ними своим назиданием и возрастанием в святости, пока они все, подобно покрывалам скинии, не придут в единство веры, чтобы стать святым храмом /Еф.2.21-22; Еф.4:12−13.
Об этом же говорят и светские психологи: несмотря на то, что под словом «таланты», «способности» мы подразумеваем выдающуюся одаренность человека в той или иной области науки или искусства, на самом деле у каждого человека есть определенный талант и способность, и нельзя сказать, что кто-то из людей совершенно средний и незначительный.
Да, есть люди более одаренные в какой-то области: особенно талантливые к физике или математике, наделенные красивым голосом, хорошо умеющие рисовать, обладающие выдающейся силой или ловкостью для занятий спортом. Но этот дар - как и любое другое отличие человека (как большое имущество, допустим), является обоюдоострым предметом, в котором есть как преимущества, так и много соблазнов и испытаний.
Наверное, многие мечтают стать богатыми - но при этом все мы знаем, сколько богатых людей используют этот дар глупо, неправильно (для совершения разного рода безумных, дурных поступков). Так и в вопросе талантов в науке и искусстве: сколько талантливых певцов или актеров злоупотребляет спиртным, или наркотиками, заключает браки, а потом скандально разводится и долгие годы судится с бывшими супругами за детей или имущество. Разве такую жизнь можно назвать счастливой? Большая одаренность всегда является большим испытанием для человека. И еще неизвестно, кто кому завидует больше: обычный человек - известному и талантливому, или наоборот, талантливый - обычному обывателю, о котором не пишут в прессе и интернете, но при этом он счастлив в семейной жизни, у него любящая жена и дети, у него нет вредных привычек, долгов, скандальной известности.
Помните еще об одной вещи: талант — это не столько природный дар, сколько упорный труд. Даже если у человека, к примеру, есть задатки, чтобы стать чемпионом в каком-то виде спорта, он не сможет им стать, если не будет развивать и совершенствовать свой дар с раннего детства. Наверное, вы знаете о том, сколько труда приходится прикладывать спортсменам, чтобы поддерживать форму — они постоянно соблюдают особый режим дня, следят за питанием, за своим весом, по много часов в день посвящают тяжелым тренировкам. У многих чемпионов фактически не было детства и юности — все они прошли в тяжелом и упорном труде.
Талант — это не конкуренция, но взаимное дополнение. Всевышний специально наделил людей разными дарами, чтобы они помогали друг другу и дополняли бы друг друга. Вы, наверное, замечали это еще во время учебы в школе: какой-то из ваших одноклассников быстро решал самые сложные задачи по математике или физике, но не мог связать двух слов на уроке литературы, когда нужно было устно что-то рассказать. Кто-то писал прекрасные сочинения, но, наоборот, математика оставалась для него «тайной за семью печатями». Кто-то блистал в спорте, но плохо успевал по основным предметам. Так что все эти школьники нуждались в помощи одноклассников, когда дело доходило до тех предметов, в которых они плохо успевали.
«А Дровишкин, - как пишет М.Зощенко, - был очень талантливый человек. И главное отличался красноречием. Все знакомые даже удивлялись. Голубчик, - говорили знакомые, - да с вашим талантом в газеты нужно писать. «Уж только бы мне попасть в газету, - думал Дровишкин. Уж я бы написал… Уж я бы с моим талантом черт его знает, что бы написал. «Верочка! сказал Дровишкин, сморкаясь. Кажется, все у меня есть: и слог красивый, и талант, а вот не могу…. И как это пишут люди?» /.
«Ничто так не нравится людям, - писал Р.Роллан, - как когда их хвалят за талант, менее всего им свойственный». «Бывают талантливые люди, - пишет Г. Серебрякова, - которые как цветы, красивы, броски, чарующи. А у иных клад их дарования, точно алмазы, прячется глубоко, и нет в их внешности притягательной силы».
«Таланта у меня нет, - говорит С.Есенин, - я только бегал за ним». «Ваш талант – дух чистый и ясный, но опутанный узами земли – подлыми узами будничной жизни, и потому он тоскует. «Есть таланты писательские, сценические, художнические, - пишет А.Чехов, - у него же особый талант – человеческий». А какой у кого талант? Это вопрос серьёзный! Кто-то гонится за деньгами, а не за развитием своего таланта. Талант открывается в деле.
Чтобы стать благовестником и добиться успеха в служении, важно обладать как талантом, так и упорно трудиться. Без упорного труда и развития талант не имеет никакого значения. Следовательно, объединив врождённый талант и упорный труд с Господом Иисусом Христом, можно преуспеть и достичь высоких результатов. Многие люди прошлого и настоящего согласны в том, что талант без упорной работы никогда не получится развить и применить его в реальности. Отсидеть в церкви на стуле два часа, - это не развитие таланта, а закапывание под стул. Человек не развивает свои способности, свой талант - дар, полученный от природы, и поэтому он стоит, сидит на месте – тепличного типа.
Просто иметь талант недостаточно, важно его совершенствовать и развивать.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.
|