«Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушав, его и не узнают, что он делает. Нельзя осуждать человека» - /Иоан.7.51/. Закону в высшей степени приличествует не налагать судебного взыскания на кого бы то ни было до тех пор, пока прежде не будет проведено расследование дела путем беспристрастного слушания. Когда судьи рассматривают жалобы обвиняющей стороны, они всегда должны оставлять в своих умах место для защиты обвиняемого, ибо им даны два уха, которые должны напоминать им о том, что им следует выслушивать обе стороны; говорят, что именно такая судебная практика существовала у римлян. Основополагающий принцип нашего закона таков: прежде выслушай, а потом уже выноси решение осуждение.
Подсудимые должны быть судимы не по тому, что о них говорят, а по тому, что они делают. Наш закон не спрашивает, что думают, о подсудимых люди или, что они выкрикивают против них, но: «Что они сделали? В каких противозаконных действиях они могут быть признаны виновными?» Приговор следует выносить на основании того, что предполагалось, и было доказано. Факты, а не лица должны быть известны суду, и весы правосудия должны подниматься прежде меча правосудия.
Когда мы судим другого человека, мы не только себя ставим над ним, хотя ничем не лучше его, но и себя ставим вместо Бога, присваивая себе права Судьи. Сам Бог не судит человека до конца его жизни, почему же это должны делать мы? Кому мы уподобляемся, кто хотел стать вместо Бога и был низвергнут в бездну адову?
Амвросий Оптинский, может сказать, что этот грех - одна из форм проявления самомнения и превозношения: «Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих, поэтому осуждаем».
Осуждение — проблема, с которой сталкивался каждый: все мы осуждали если не на словах, то уж точно в мыслях. Почему так легко и приятно нарушать заповедь «не суди»? Где корни осуждения, в чем его психологическая подоплека?
«Осуждение ближнего есть забава, от которой людям, не понимающим всего вреда этой забавы, трудно удержаться. Только вот забава эта очень вредная - для нашей личной успешности. Понимая же вред осуждения, грешно не воздерживаться от него из-за забавы. С. Есенин: «Мне осталась одна забава, пальцы в рот - и веселый свист...», видимо обложили парнишку, что и забав больше не стало, а с этим - судя по воспоминаниям современников - у Сережи проблем не было, (много милых, которые руками «ныряли в золоте его волос», игры еще есть- типа- охотничьи забавы, в общем- любые забавы обозначали нечто веселое - бесшабашное, праздничное.., древние Греки устраивали всякие забавы в честь своих многочисленных богов – например - в честь Диониса, где хозяйничали козлоногие сатиры. Забавы – это деятельность, направленная на отвлечение (или привлечение) внимания. В церкви делают забавы над больными или над теми, над кем хотят посмеяться чтобы отвлечься от скуки и тоски. Самая красивая забава в любви — это радость и счастье, которые она приносит. Осуждение - забава не дальновидных людей.
Самое естественное и вполне понятное человеческое желание в подобных случаях – это обвинить других и пожалеть себя. А заодно и обидеться на нерадивых окружающих. Но здесь кроется ряд опасностей.
Старец Паисий пишет: «Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духовного, они делают ошибочные выводы и несправедливо относятся к другим. Например, тот, кто по ночам, желая остаться в безвестности, творит милостыню, и о прохожем, встреченном поздно ночью на улице, никогда не помыслит плохо. А тот, кто прожигает свои ночи во грехе, увидев запоздалого прохожего, скажет: «Где же его носило, целую ночь?»
«Там где господствует осуждение и порицание, - пишет Серафим Саровский, - там нет места искреннему братскому прощению. Ведь цель в перевоспитании заблудшего ближнего не в высмеивании и осуждении, а в спасении его души и направлении её на путь истинный. Говоря «не судите», Спаситель призывает отказаться от осуждения, порицания и злословия ближних, хотя они и являются грешниками. Потому что применением одной критики в виде осуждения, злословия и осмеяния перевоспитания грешника достичь нельзя».
Поэтому, как бревно больше сучка, так и грех осуждения, в глазах Божиих, больше, чем грех осуждаемый, о чем говорит Христос в Евангелии /Мат.7.3-5/. Поэтому если приступает желание кого-либо осудить, подумайте, – с кем вы становитесь сообщниками, – и не участвуйте в делах тьмы.
Стоп! Осуждение! Откуда оно взялось, это коварное чувство? Ведь даже у набожных христиан - баптистов, частенько всплывает эта чернота, и они берутся судить, изламывать под свои каноны «правильности», нарушая тем самым, одну из их них же истин «не судите, да не судимы будете!» Какого хрена? Я никого не сужу! Кто имеет право судить меня? Качать головой, хмурить брови, водить из стороны в сторону указательным пальцем и прицыкивать языком: «Неправильно Николь! Так нельзя! Это неправильно, нехорошо!»
«Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение близки» - /Иов.36.17/. Суждение - отвлеченное высказывание личной позиции, своего мнения, по какому-либо поводу, вопросу. Осуждение - разновидность гордыни - включающее в себя словесное унижение объекта осуждения, и возвышение над ним. Суждение и осуждение — это две стороны одного процесса. Например, когда один человек размышляет о другом, то он рождает суждение. Суждения происходят в мыслях. Осуждение — это материализация размышлений о других людях, предметах, причем, иногда плохих. Суд отличается от суждения. Человека судит Бог - он размышляет о его поведении и делает вывод, потом высказывает и дает вердикт. Бог вправе осуждать вслух. Но не человек. Если люди осуждают других, то они ставят себя выше Господа — примеряют роль судьи.
«Если суждение и осуждение — это обычный процесс мышления человека, то непонятно, - говорит Архимандрит Иоанн Крестьянкин, - почему нельзя осуждать. Осуждать можно - это нормально для человека. Но делать это нужно в мыслях, тайно. Бранить другого человека и клеветать — вот что нельзя. Когда осуждение обретает материальную форму, оно превращается в грех. Если вы знаете, что человек плохой и неприятный, то промолчите. Если вас спросят о вашем мнении, то ответьте: «О нем я суда не выношу». Человек не может уйти от суждения и от осуждения. Но он может предугадать момент, когда суждение обретает вербальную форму и трансформируется в осуждение — во что-то негативное. Тогда нужно вовремя смолчать и не судить других людей. Поэтому человек может судить и осуждать у себя в мыслях других людей, ситуации или события — это помогает анализировать ситуацию и делать выбор. Но вслух произносить осуждение нельзя. Суд оставьте для Бога — только он вправе судить.
Конечно, человек хочет облегчить себе жизнь. Поэтому и думает, что нужно либо вообще не осуждать, либо осуждать вслух. Но жизнь — это испытание на пути в вечность. И люди борются всю жизнь. В борьбе им помогает мышление — рассуждения, осуждение и суждения. Так сделал Господь. Даже Евангелие нужно читать не для того, чтобы узнать формулу для жизни на земле. Там нет инструкций — там есть почва для размышлений. Через Евангелие верующие получают принципы, которые помогают в жизни, но не решают все проблемы. Для решения проблем у нас есть разум — пользуйтесь им, рассуждайте. Главное не судите других, не унижайте и не бранитесь — осуждение не должно покидать ваших мыслей».
Есть две вещи, которые любовь не делает: она не судит и не осуждает. Иисус сказал: «Не судите, и не будете судимы». Не осуждайте, и не будете осуждены…» - /Лук.6.37/. Господь отсекает от наших душ самую трудную болезнь, разумею, корень высокомерия. Ибо кто не надзирает за самим собой, а только за ближним подсматривает и желает его опорочить, тот, очевидно, плененный высокомерием, забыл самого себя.
Он всеконечно думает о себе, что он не грешит, и поэтому осуждает других, когда они грешат.
Итак, если не желаешь быть осужденным, не осуждай других. Ибо скажи, пожалуй, почему ты другого осуждаешь, как преступника Божественных Законов во всем? А ты сам разве не преступаешь Божественного Закона (не говорю о других грехах) тем самым, что других осуждаешь? Ибо Закон Божий решительно повелевает тебе не осуждать брата. Значит, и ты преступаешь Закон. А будучи сам преступником, ты не должен осуждать другого как преступника; ибо Судия должен быть выше природы, впадающей в грех.
«Осуждать, а тем более критиковать действия взрослых детям не полагается. Тут все ясно. Взрослые знают, что и как надо делать.
«Мама, - с сожалением говорит мальчик лет девяти своей матери, - зачем ты купила эту книгу? Толстенная книга и без картинок». Мальчик прав, может быть, если она купила для мальчика, мальчику интересно в картинках! Думать всё - таки надо и прислушаться к ребёнку.
«- Не суй свой длинный нос не в свое дело, - спокойно отвечала мать. - Критик нашёлся! Пошли!».
«Критик» потрогал свой носик и поплёлся за матерью из магазина. Конечно, он не знает, какую книгу лучше было купить в подарок отцу. А мать знает. И лучше было матери и для ребёнка подарок сделать в картинках, чтобы он порадовался.
Взрослые всё знают. Это им и даёт основание говорить, детям: «Не суй свой нос!», «Не твоего ума дело!», «Мал ещё, чтобы рассуждать!..». Права ли мать. Конечно, нет! Ребёнок должен уметь учиться рассуждать. А вот судить, осуждать взрослых – этому он должен учиться, делать нельзя.
И дети не рассуждают они, хорошо знают свое положение маленьких. Они стараются держаться в рамках необходимой почтительности, но в то же время оставляют за собой право думать о взрослых так, как думается, чувствовать то, что чувствуется: любить или не любить, верить или подозревать, быть равнодушным или ненавидеть».
В школе пятиклассники писали сочинение на тему: «За что я люблю свою маму». Все писали, только Валик Ф. ничего не писал. Он грыз конец ручки и старался не встретиться взглядом с учительницей.
- А ты, почему не пишешь? - обратилась она к нему.
Валик съёжился, приник к парте, словно что-то тяжелое вдруг навалилось на его плечи, и ничего не ответил. Ему стыдно было и перед ребятами, и перед учительницей, но он не мог на¬писать, что любит свою мать. Холодная и деспотичная, она вызывала у него ненависть. Он не хотел осуждать свою мать. Но душа, сердце мальчишки-живые. Они осуждают, в них - обида и протест...
Трудно жить ребенку, у которого почему-либо загублена любовь к матери. Трудно матери, которая лишилась любви своих детей. И видеть в школе таких несчастных матерей. Они плачут и просят:
«-Помогите, повлияйте, сделайте что-ни¬будь!..»
Конечно, школа пытается помочь. Порой прилагает самые энергичные усилия. Но... Можно заново построить разрушенное здание, а как школа может вернуть матери сердце её ребенка? Часто, очень часто нелюбовь, равнодушие детей к своим родителям - это неизбежное возмездие за равнодушие родителей к детям, за жестокое обращение с ними или же за слепую к ним любовь, которая готова все отдать детям, ничего не требуя взамен.
«Любовь к ребенку, - пишет Ф.Дзержинский, - как и всякая великая любовь, становится творчеством и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей. Огромная задача стоит перед вами: воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина, или заслуга детей в огромной степени ложится на голову и совесть родителей. Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь».
«Самую глубокую радость приносят своим родителям или учителям те сыновья или дочери, - пишет У.Баркли, - ученики или студенты, которые оправдывают их доверие и проявляют благородство и доброту. Глубочайшая трагедия в жизни человека - не оправдавшиеся надежды, а величайшая радость - сбывшиеся надежды».
«Конечно, когда живёшь отдельно от родителей, у тебя больше свободы. Но если уж быть до конца откровенным, эта свобода часто используется, как возможность делать то, что осуждается».
«Дети всех любят, - пишет Л.Толстой, - особенно тех, которые любят и ласкают их. Бабка ласкала, хвалила меня, и я любил её, несмотря на отталкивающий меня дурной запах».
«Всё, что ребёнок делает, становится его жизненным опытом. Даже если ребёнок учится ползать, очень важно, как вы реагируете, как поощряете его» - /Фрейзер Мастард – детский психолог/.
Стэнтон Сэйменоу, который уже много лет работает с трудными подростками, выражает подобную мысль: «У некоторых родителей сложились мнение, что детям надо дать полную свободу. Они наивно полагают, что какие-либо правила и требования слишком тяжелы для их чад и лишают их детства. Но подобная тактика может иметь плачевные последствия. Эти родители не сознают, что если ребёнка с малых лет не приучать к дисциплине, то он будет страдать от недостатка самодисциплины в зрелые годы».
«Не давая ребёнку ощутить последствия своего безответственного поведения, родители оказывают ему «медвежью услугу». Вместо того чтобы готовить детей к взрослой жизни, такие родители лишь убеждают их в том, что всегда найдётся благодетель, готовый убирать за ними, выгораживать их и вызволять из беды. Намного лучше, если подростки сами будут пожинать то, что посеяли, и учиться разрешать свои проблемы. Это необходимо, чтобы они «научили своё восприятие отличать хорошее от плохого» - /Евр. 5.14/.
«Чтобы избежать конфликтов, родителям бывает проще пойти на уступки детям, которыми обуяли эмоции, и дать им слишком много свободы, к чему те совершенно не готовы. Однако делать нужно прямо противоположное. В таких случаях следует утверждать свою родительскую власть, а не позволять детям отменять её. В такие минуты необходимо давать им понять, что главные в семье не они, хотя это, безусловно, будет вызывать у них протест осуждение» - /Джон Роузмонд/.
«Страшно подумать, - писал Корней Чуковский, - какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чём не бывало, ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы».
«Человек перестаёт осуждать других, как только победит самого себя».
«Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа»- /Ж.-Ж.Руссо/. Стоп! Значит, допускать осуждать взрослых. А где послушание?
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности