«Христианин, который думает, что он оправдан, чист и спасен, что он выше грешников, когда он часто посещает службы. Бьет поклоны, ставит свечи, служит молебны, произносит по уставу слова молитвы, исполняет все канонические правила, совершает дела милосердия, добрые дела. Есть, конечно, фарисей внутри христианства, и к нему тоже относятся евангельские обличения» - /Н.Бердяев/.
Итак, грешник сам грешит, фарисей других соблазняет. Что страшнее и опаснее? Ответ однозначен. Вот поэтому в Евангелии такая разница в отношении Господа к тем и другим. Это прекрасно понимали наши верующие предки. Это течение, которое легло в основание современного ортодоксального иудаизма, оформилось. Название «фарисеи» возникло в Иудее начале II века до н.э. Это стало камнем преткновение для наших предков в ХIХ веке. И, увы, до сих пор не осознается нашей интеллигенцией.
В христианских источниках название «фарисеи» производят от слова. На еврейском языке оно звучит как «перушим» или «прушим», а означает «отделившиеся». «Перушим», что на иврите означает Слово «фарисеи» является производным от корня параш, имеющего значение «отделяться», или «обособленные». С другой стороны «лифрош» означает отделиться. От кого или от чего они отделились?
Дело в том, что на самом деле смысл названия этого течения несколько иной. Они не «отделившиеся», а «отдельные». То есть это не некая секта, отделившиеся от религиозной ортодоксии (фарисеи, напротив, именно себя считали самыми ортодоксальными), а очень религиозные иудеи, отделяющие себя от всех прочих, не слишком религиозных, и тем паче от иноверцев.
Изначально это слово было прозвищем (в смысле «отступники», «еретики»), которое они получили от своих противников саддукеев, но затем оно приобрело уважительный оттенок. Это были люди, вышедшие из глубины народной массы и поднявшиеся на её поверхность благодаря своему «умственному» развитию.
Фарисей – это актёр среди народа. Слово «фарисей» библеисты объясняли по-разному. Одни говорили, что слово «фарес» обозначает «отделенный», другие – что название пошло якобы от родоначальника, которого звали Фарес.
Имеет двоякий смысл. С одной стороны глагол «лефареш» означает разъяснять подробности, добираться до глубин смысла. Русское слово «фарисей» происходит от греческого «Фарес», которое, скорее всего, произошло от еврейского «паруш», «сепаратист». Полагают, что фарисеи получили это название, потому что стремились установить более строгие, по сравнению с остальным иудаизмом, религиозные нормы для последователей своего течения. Вполне возможно, что это наименование было дано им людьми, не бывшими фарисеями и потому рассматривавшими их как своего рода «снобов».
Наряду с двумя другими (течением ессеев и саддукеев). Фарисеи не принадлежали к церковной иерархии, считается, что большая часть из них была либо торговцами, либо принадлежали к сословию небогатых землевладельцев. Многие из них полностью посвящали жизнь изучению Закона.
При слове «фарисей» на ум приходит образ лицемерного и лживого человека, ханжи, с весьма сомнительной репутацией, но при этом проповедующего духовные истины и правила, и требующего соблюдения внешней благопристойности. Однако подлинный облик истинных фарисеев изначально, конечно, был другим.
Поскольку фарисеи заботились о том, чтобы их религиозность была как можно заметнее для окружающих, такие отличительные знаки старались делать яркими и крупными. Поэтому фарисеи смотрелись достаточно колоритно, и их было издалека, заметно даже в пёстрой восточной толпе.
Что такое фарисейство? Это когда человек внешне показывает себя добродетельным и благочестивым.
Слово «фарисей» используется и в наше время. Оно стало синонимом религиозного лицемерия и самодовольства. Лицемерие может войти в нашу жизнь и полностью поразить нас и наших друзей. Нам важно всегда оставаться скромными, и следить за своим сердцем, чтобы там, даже не было маленькой части лицемерия, которое может со временем сильно прорости, и увести нас от Бога.
Конечно, он имеет более, расширенное значение, чем во времена Христа. Теперь никто уже не связывает фарисейство исключительно с одним из направлений в иудаизме, теперь это метафора. Термином «фарисейство» обозначается религиозное лицемерие.
Потому же Христос предостерегает апостолов «беречься закваски фарисейской» — то есть, духа лжи, лицемерия и формализма в вере. Обличал Он и сребролюбие фарисеев, полагавших, что богатство – это знак Божьего благоволения к человеку и вполне закономерный спутник праведности. Особенно яркую иллюстрацию такого явления как «фарисейство» мы видим в евангельской притче о мытаре и фарисее.
Однако среди фарисеев были и те, кто, сохранив стремление к подлинной, а не показной праведности, признали Христа. Таким человеком был Гамалиил — будущий святой христианской церкви и уважаемый иудейский законоучитель, изречения которого есть в Талмуде (хотя, самими иудеями его принадлежность к христианству, конечно, отрицается).
Широкое распространение в современной культуре - понятия «фарисей» и «фарисейство» получили благодаря Новому Завету, где не раз описывается общение Христа с представителями этого религиозного течения.
…Заметим, что нигде в Евангелии из уст Христа не звучат проклятия в адрес разбойников, убийц, прелюбодеев или воров. Но не раз мы можем встретить слова Спасителя, обращенные к фарисеям: «Горе вам фарисеи и лицемеры…». И это Он говорит тем, кто исполнение религиозного закона считал главным содержанием своей жизни!
Дело в том, что за точным исполнением ритуалов, фарисеи забыли живого Бога. Переключив все внимание на мертвую форму, они перестали понимать ее духовное содержание. И, наконец, самым страшным было то, что они стали сознавать себя великими праведниками, так как в отличие от народной массы, строго соблюдали религиозный закон. В результате, они служили не столько Богу, сколько собственной гордыне.
Но для многих из фарисеев пусть к покаянию был закрыт, поскольку обличая, других людей своих собственных грехов они уже не видели. В Евангелии говорится о необходимости беречься «закваски фарисейской». Это как раз о тех людях, которые пытаются показать себя в глазах общества хорошими и добрыми, но на самом деле душевно уже мертвы.
«Горе вам, книжники и фарисеи, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе…сие надлежало делать, и того не оставлять, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» -/Мат.23.23−24/.
Фарисеи были весьма скрупулезны и точны в соблюдении незначительных деталей закона, но столько, же беспечны и небрежны в более важных его вопросах. Они «лицеприятствовали в делах закона» - /Мал.2.9/, выбирали для себя обязанности в соответствии со своими интересами и наклонностями. Искреннее же послушание универсально: тот, кто из верного принципа подчиняется любому из постановлений Божьих, почтительно относится ко всем им. Но лицемеры, делающие все в религии ради себя, а не ради Бога, исполняют только, то в ней, что могут обратить себе на пользу. Пристрастное отношение книжников и фарисеев к закону иллюстрируется здесь двумя примерами.
Они исполняли незначительные обязанности, зато упускали важнейшие. Они были весьма точны в уплате десятин с мяты, аниса и тмина. Эта точность обходилась им недорого, но кричали они о ней много и таким образом дешево покупали себе хорошую репутацию. Один фарисей хвастался: «Пощусь... даю десятую часть из всего, что приобретаю» - /Лук. 18.12/. Но, вероятно, и здесь у них были свои цели и свой расчет, потому что священники и левиты, которым приносились эти десятины, были заинтересованы в них и знали, как вознаградить себя за свое доброе дело. Выплата десятин была их обязанностью и предписывалась законом, и Христос говорит им, что они не должны были оставлять ее.
Но Христос осуждает их здесь за то, что они оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; их аккуратность.
В Божьем законе все важно, однако самым важным в нем является то, что более всего выражает внутреннюю святость сердца: проявления самоотречения, презрения к миру и покорности Богу, - все то, в чем заключается жизнь религии. Справедливость и милость по отношению к людям и вера в Бога — важнейшее в законе; «это-то добро, которого требует от нас Господь, Бог наш» - /Мих 6.8/, — «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом». Это-то самое послушание, которое лучше, нежели жертва или десятина; суд предпочтительнее жертвы. Честно платить свою десятину священникам и при этом обманывать и притеснять всех остальных — значит насмехаться над Богом и обманывать самих себя. «Милость также предпочтительнее жертвы»- /Ос.6.6. Кормить тех, кто утучняет себя начатками всех приношений Господних. И в то же время отказывать в сострадании брату или сестре, - которые наги и не имеют дневного пропитания. Платить десятину с мяты священнику и не давать крошки хлеба Лазарю - значит подвергать себя суду без милости, ожидающему тех, кто претендовал на справедливость, но не оказывал милости. Более того, суд и милость сами по себе не достаточны без веры в Божественное откровение, ибо Бога следует почитать не только послушанием Его законам, но и принятием Его истин.
Они избегали меньших грехов, зато совершали большие. «Вожди слепые...» - /Мат. /23.16/. Так Христос до этого уже назвал их за их извращенное учение. А здесь Он называет их так за их развращенную жизнь, ибо их жизненный пример был столько же авторитетен, сколько и их учение. И на деле тоже, как и на словах, они были слепы и пристрастны: «оцеживали комара, а верблюда поглощали». В своем учении они оцеживали комаров, предупреждая людей о малейшем нарушении предания старцев. И в своей жизни они также оцеживали комаров, набрасывались на них с видимой боязнью, как бы испытывая сильное отвращение к греху и страшась допустить его в самой незначительной ситуации; однако они не останавливались перед теми грехами, которые по сравнению с первыми были, словно верблюд в сравнении с комаром. Когда они поедали дома вдов, они воистину поглощали верблюда. Но ради пополнения корвана учили людей нарушать пятую заповедь, - тогда они оцеживали комаров, то есть мелочи, а верблюдов поглощали. Христос укоряет их не за щепетильное отношение к какому-то малому греху (грех, даже самый маленький, такой, как комар, следует «оцеживать»), а за то что, оцеживая комара, они при этом поглощали верблюда.
Они заботились лишь о внешней стороне благочестия и совершенно не обращали внимания на его внутреннюю сущность. Они в большей мере желали и стремились показаться благочестивыми перед людьми, нежели старались явиться таковыми перед Богом. Это иллюстрируется двумя сравнениями:
Они сравниваются с чашей, начисто вымытой снаружи, но внутри наполненной всякой нечистотой» - /Мат.23.25−26/. Фарисеи свели благочестие к тому, что, в лучшем случае, является всего лишь соблюдением правил хорошего тона, — к омовению чаш»- /Марк 7.4/.
Они заботились о том, чтобы есть из чистой посуды, но не стыдились добывать себе пищу вымогательством и быть неумеренными в ее потреблении. Итак, каким бы это было безумием, если бы человек очищал наружность чаши, на которую можно только смотреть, и оставлял нечистой ее внутренность, которой пользуются! Но ведь именно так поступают те, кто избегает только грубых грехов, могущих испортить их репутацию пред людьми, но допускает внутри себя нечестие, делающее их отвратительными в очах чистого и святого Бога. В этой связи заметьте:
Практика фарисеев в этом вопросе была такова: они очищали внешность. Они казались очень аккуратными в том, что было открыто человеческому взору, и так хитро устраивали свои нечистые дела, что никто не мог заподозрить их в безнравственности, поэтому обычно люди считали их очень добродетельными. Но внутри, в глубине своего сердца, в сокровенных уголках своей жизни они были полны хищения и неправды, жестокости и невоздержанности - /д-р Хаммонд, Dr. Hammond/, то есть несправедливости и несдержанности. Имеющие благочестивый вид, они не были ни воздержанными, ни праведными. ...Сердце их — пагуба... /Пс.5.10/ каковы мы внутри, таковы мы в действительности.
«Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».
А человек с фарисейским сознанием, как баптисты, прежде чем помочь кому-то, будет выяснять «наш» или «не наш» человек. Фарисей живет в принципиально замкнутом мире как секта баптистов. Таким человеком руководит не живая личность Христа, а свод законов, мертвая буква. И такой человек, в отличие от святого, который во Христе имеет свободу духа, страшно несвободен, зажат системой запретов.
А современное фарисейство заключалось уже в том, что совершенно спокойно можно было использовать двойные стандарты и взаимоисключающие параграфы - если это выгодно. То есть не верили даже в то, о чём говорили, и делали что хотели, зато других учили духовности. «Фактически лицемеры делают не добро, а только видимость добра» - говорит Меланхтон. В глазах людей они поступают правильно, но их не волнует порочность собственного сердца, они живут в тайном грехе.
Игнатий Брянчанинов отмечает: «Из лицемерного поведения возникают образы мыслей и учение фарисейские. Наоборот, учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера, для которого никакой грех не страшен, никакая добродетель не уважительна; он надеется, и прикрыть всякий грех, извинить, оправдать его, и заменить всякую добродетель притворством».
Это скорое негодование, выражающееся в словах презрения, соответствующих минах, жестах – в отношении к тем, кто смеет преступать «предания старцев». Фарисейство – отсутствие внутренней культуры, деликатности, бережного отношения к людям, широты и великодушия. Скорой готовности понять, принять, простить, оправдать человека. Фарисейство – неумение и нежелание жалеть – желание лишь жалить и отравлять токсинами осуждения невинные сердца, привлекая их на свою тёмную сторону – жизнь «без Божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви».
Если очень коротко, то фарисейство - это злоупотребление духовной властью. Это использование религии для установления личной власти и приобретения личных выгод, в том числе материальных, но не только и даже не обязательно материальных. Потребность в признании, во власти, в статусе, в возможности манипулировать другими людьми часто бывает важнее материальных приобретений.
Фарисеями в древней Иудее называли членов религиозной партии зажиточных слоев городского населения. Они отличались фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил благочестия. Отсюда и значение слова. Фарисеи как крылатое выражение означает ханжество, лицемерие.
Фарисейство – ревностное служение букве закона, уничтожающее собственный дух этого закона. В общераспространенном понимании слово «фарисей» означает хитрого и лицемерного человека, сознательно использующего «высокие» духовные идеи для прикрытия низменных дел, служащих удовлетворению властолюбия и личной корысти. В не церковном обществе фарисеем обычно называют гордого и самолюбивого человека, который проповедует полезные моральные и нравственные учения, призывая людей к социальной справедливости и творчеству бескорыстного добра, но сам не делает ничего хорошего, заботясь о достижении собственной выгоды. Классический пример фарисейства представляют мирские дела, постоянно говорящие «о благе народа», но понимающие его весьма, своеобразно, как способ «наполнить личный карман и сесть на шею» простым людям.
Фарисейство может проявляться во всём - можно быть в выражении лица, в походке, в манере общения с другими, - это артист, у которого всё напоказ. Он хочет казаться хорошим, добрым, праведным человеком. Но у него всё ненастоящее. Он - актёр погорелого театра. Это глубокая болезнь, поражающая всё. За этим ничего настоящего нет — ни доброты, ни благочестия, ни благородства... Одна сплошная показуха. Потому что быть благородным и казаться им - это совершенно разные вещи. Фарисей очень любит себя. Он склонен обижаться, если кто-то не признал его достоинства или не уделил ему должного внимания. Он не готов признать свою духовную нищету. Он не понимает, что это признание несёт блаженство. Он постоянно занят тем, чтобы казаться, а не быть. Для него важны признания, значки, побрякушки... А для Бога это всё — ничто.
А вообще фарисейство, как состояние души, свойственно каждому человеку. Потому что исполнить что-то внешнее гораздо проще, чем внутреннее. А Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы».
Образ фарисейства — это когда внешнее доминирует над внутренним и становится самоцелью.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь. Миссионер Дмитрий Смирнов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности