В Евангелие от Иоанна написано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Иоан.1:18) СПБ
Если Бога никто не видел, то с кем общался Авраам, Израиль, Моисей?
Некоторые утверждают, что Библия противоречит сама себе, когда речь заходит о том, что может ли человек видеть Бога лицом к лицу. Дело в том, что из Библии нельзя вырывать какие-то стихи и делать заключения. Каждое слово, каждую фразу или стих нужно рассматривать в контексте, прежде чем выдвигать обвинения.
Итак, в Библии сказано; «Бога Отца не видел никто никогда». (Ин.1:18)
«Бога никто никогда не видел». (1Ин.4:12)
«…Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Буди». (1Тим.6:16)
Вместе с этим в Библии также сказано: «И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». (Ис.6:5)
«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя». (Быт.17:1-3)
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного…». (Быт.18:1)
«И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». (Быт.32:30)
«Потом взошёл Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили». (Исх.24:9-11)
«И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим». (Исх.33:11)
«И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?». (Чис.12:6-8)
«и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу», Числа 14:14
«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя», Иов 42:5
- «Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес». (Ам.7:7)
«Видел я Господа стоящим над жертвенником…». (Ам.9:1)
Решение этого кажущегося противоречия, заключается в том, что Авраам, Иаков (Израиль), Гедеон и другие стали свидетелями того, что богословы называют Теофа́ния или Феофа́ния (Богоявление: от др.-греч. θεοφάνια = θεός — «бог, божество» + φαίνω — «светить(ся), являть, показывать, обнаруживать») — непосредственное явление божества. От этого понятия образовались имена Феофания и Феофан.
Богоявление, то есть явление Бога в человеческом образе. В нескольких стихах Библии упоминается ангел Господень, являющийся людям, и этот «ангел» даже упоминается в некоторых отрывках как Бог. Христиане верят, что этот ангел Господень есть не кто иной, как предвоплощенный Господь Иисус Христос (т. е. Иисус до своего воплощения).
Ветхозаветные богоявления действительно были явлениями Второго Лица Троицы в человеческом образе. Люди, видевшие его, были подобны ученикам Христа в том, что видели Бога таким, каким Он явился в Своем Сыне. Но на самом деле они не видели всей славы Отца. Эта слава была сокрыта (либо в форме ангела, либо в человеческой плоти). Эти слова подтверждаются следующими стихами из Библии: «И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть - пожалею. 20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». (Ис.33:19-20)
В Бытии 32:24–30 Иаков боролся с мужчиной всю ночь до рассвета. Когда Иаков сказал: «Я не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня!» человек сказал: «Отныне ты будешь называться не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и с людьми и победил». (32:28) И назвал это место Иаков Пениел, сказав: «Ибо я видел Бога лицом к лицу, но спаслась душа моя». (32:30) Иаков видел и боролся с Богом в человеческом обличии.
«Филипп сказал: – Господи, покажи нам Отца, и этого нам будет достаточно. Иисус ответил: – Неужели ты не знаешь Меня, Филипп? Ведь Я уже столько времени среди вас! Кто видел Меня, тот видел и Отца. Как ты можешь говорить: «Покажи нам Отца»? Неужели вы не верите, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые Я вам говорю, не Мои слова. Это Отец, Который живет во Мне, совершает Свою работу». (Ин.14:8-10)
Итак, ни один человек не видел Бога во всей Его славе, но есть много ветхозаветных святых и новозаветных последователей Христа, которые видели Бога в физическом проявлении, скрывающей всю Его славу.
Слово Божье - одно из имен Иисуса Христа
«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих"». (Откр.19:11-16) СПБ
Слово становится Человеком
«В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Богом. Оно было в начале с Богом. Все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничто из того, что есть, не начало существовать. В Нем заключена жизнь, и эта жизнь – Свет человечеству. Свет светит во тьме, и тьма не поглотила Его. Богом был послан человек по имени Иоанн. Он пришел как свидетель, свидетельствовать о Свете, чтобы благодаря ему все поверили в Этот Свет. Сам он не был Светом, но пришел, чтобы свидетельствовать о Свете. Был истинный Свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир. Он был в мире, который через Него был создан, но мир не узнал Его. Он пришел к Своим, но Свои не приняли Его. Но всем тем, кто Его принял и кто поверил в Его имя, Он дал власть стать детьми Божьими – детьми, рожденными не от крови, не от желаний или намерений человека, а рожденными от Бога. Слово стало Человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен единственный Сын Отца, полный благодати и истины. Иоанн свидетельствовал о Нем, провозглашая: – Это Тот, о Ком я говорил: «Идущий за мной – выше меня, потому что Он существовал еще до меня». По Его безграничной благодати мы все получили одно благословение за другим. Ведь через Моисея был дан Закон, а благодать и истина пришли через Иисуса Христа. Бога никто никогда не видел, Его явил нам единственный Сын Его, пребывающий у самого сердца Отца, и Который Сам – Бог. (Ин.1:1-18) НРП
Подготовил Николай Николаевич
|