Для ТЕБЯ - христианская газета

Слухи – байки или истина
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Слухи – байки или истина



Байка - прямой вымысел, приукрашивая реальные события.
Слухи — это неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом актуальная и достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой. Это информация, которой не стоит доверять полностью и которую необходимо перепроверят.
Религиозный слух — это явление религиозной психологии. Всякий слух, в том числе и религиозный, стихийно распространяется, но может быть вполне сознательно «пущен» и «поддержан». Чем более эмоционально окрашен слух, чем более в нем заинтересованы массы, тем легче и сам он распространяется и тем легче его распространить. Обстановка церкви, способствующая повышению внушаемости прихожан (тишина и полумрак, блики света, музыка, возникшее полудремотное состояние присутствующих при богослужении или проповеди), испокон века использовалась священнослужителями для поддержания и распространения религиозных слухов.
Рассказ богомольца - паломника, вернувшегося из «святых мест», если и не перевирал фактов сознательно, то искажал их по тому же психологическому закону: «Монастырь Дивеево, расположенный в Нижегородской области - древняя православная святыня. Внутри стен обители находятся мощи Серафима Саровского - святого старца, приносящего исцеление страждущим. Вода из источников, бьющих на территории храма, обладает магическими свойствами. Святая вода, Великая агиасма, обрастает суевериями и мифами. Увы, в народном мышлении есть такой закон: «Где не знаем – там придумаем, пустим слух». И мифов таких, увы, немало.
Особое внимание уделяется канавке божьей матери, вырытой вдоль стен монастыря по указанию старца». И кто такая божья матерь? Что она простая земная женщина Бога родила? Бога Творца Вселенной! Чтобы все поверили, и пускают слух. И верят. Что-то ничего подобного в наше время не происходит, а вот как Христос сказал: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» - /Мат.24.12/. Так что слухи не соответствуют действительности.
А кто такой старец? Что он пишет: Вот, что поведал о себе Серафим Саровский: «Христа люблю, но христианство презираю – пагубность его вижу, ибо им не знания его нужны, а поклонение холопское. Веры в них истинной ни на грош, одна ложь тлетворная. Было Ведичество на Руси – потеряли, забыли, приняли иудейскую ловушку для душ своих светлых, и потемнели. Настолько потемнели, что вокруг себя тьму приумножают – в том видят свой завтрашний день. Никогда не принадлежал христианской церкви, ибо с Иисусом Христом ничего общего она не имеет. Все религии направлены на блуд души, на разврат её. Придумали для себя грехи: это – грех, это – не грех, а у самих всё житие – ненависть к Богу, к их Отцу, который любит детей своих без меры. На Земле воплотился, чтобы сделать то, что нужно было сделать. Ходил по тем местам, которые силой обладали, будил их. А эти аспиды христианские выискивали меня, да потом на тех местах, где я жил, старались поставить свои ловушки для света в виде церквей. И в этом зло великое на Земле. Потому церкви надо убрать, только не со злостью, а с любовью. А для этого надо быть осознанным: понимать, кто ты есть, а кто Бог, ибо Ты и Бог едины. А если неосознанный, то ты без Бога. Значит неполноценный – инвалид ума, ибо ум без души творит злое».
По которому слуху байкам возникают и искажения у большинства охотников и рыболовов. Припозднились ребята, или по другим болотам катались. Не знаю…. Только надоело им вскорости, по камышам мотаться, вернулись назад и веселье своё продолжили. Поздравляют друг друга, подначивают, бутылки пустые расстреливают. Соревнуются, стало быть, кто лучший стрелок! А один, ей богу, не вру, достал из машины гармошку и давай наяривать. Уселся на бережку, песни горланит, а товарищи его подпевают, и плясать пытаются. Передохнут чуток, подзаправятся и по новой…» Такое представление устроили: любо-дорого смотреть. Им бы в клубе выступать - большие деньги заколачивать… Всякое видел, но чтоб на охоту с гармошкой ездили, в первый раз. Жалко уток на болоте не было, такой концерт пропустили…».
У англичан есть поговорка: Означает эта поговорка «все и сразу», иронично намекая: так не бывает. А вот Василий Перов своим полотном «Охотники на привале» доказывает обратное. Это и пиршество народного духа, и лексикон национальной охоты, и википедия русской жизни. Хотя знатоки сразу скажут, что так не бывает. Если среди трофеев заяц, а поодаль маячит собака - значит, охота загонная. Вот и рожок в центре картины это подтверждает. Но тогда почему среди добычи - два тетерева?
Критики ликовали, пребывая не только в восторге, но в восхищенном недоумении: как сама сочинительница А.Кристи исхитрилась не запутаться в тончайших нитях сплетенной ею интриги? Исаак Андерсон из «Нью-Йорк таймс» прокомментировал «плетение» Агаты Кристи так: «Имеющиеся факты и улики кажутся вопиюще несовместимыми с предложенными по ходу расследования версиями. И тем не менее Агата Кристи сумела доказать, что все происходило так, как не могло происходить, это ли не наивысшая радость для любителей криминальных романов?»
Отзыв лондонского литературного приложения к «Таймс»: «Мы обязаны подчеркнуть, что «маленькие серые клеточки» снова сумели раскрыть тайну, казалось бы, неразрешимую. Мисс Кристи мастерски убеждает читателя в истинности невероятной, совершенно неправдоподобной истории и до самого финала не раскрывает карты».
«Итак, если скажут вам: «вот Он в пустыне» - не выходите; вот Он в потаённых комнатах» - не верьте» - /Мат.24.26/. Догматическое вероучение в любой религии знали только богословы, а народ вокруг этих догм создавал уйму суеверий, апокрифов и ересей, появление и распространение которых близки распространению слухов.
«Ведь на дне, - пишет А.Кристи, - под чистой гладью реки всегда достаточно мути и грязи. А разве то, что лежит на дне моря – галька, ракушки и прочее, – разве все это покрывает только чистая, прозрачная вода? Там, внизу, постоянно что-то движется, что-то происходит, что нужно обнаружить и пресечь.
Психологической моделью распространения слухов вообще и религиозных в частности является детская игра в «испорченный телефон». Помните? Кто-либо задумывает слово и на ухо говорит его соседу. Тот - другому. Другой — следующему, и так слово обходит всех играющих. Последний произносит его вслух, и все в обратном порядке говорят, какое слово кто услышал и передал другому. При игре смеху бывает много. А когда слухи передаются взрослыми, то тут уж не до смеха, хотя искажений бывает не меньше.
«Слухи при Петлюре приобрели характер стихийного, почти космического явления, похожего на моровое поветрие. Это был повальный гипноз. Слухи эти потеряли свое прямое назначение - сообщать вымышленные факты. Слухи приобрели новую сущность, как бы иную субстанцию. Они превратились в средство самоуспокоения, в сильнейшее наркотическое лекарство. Люди обретали надежду на будущее только в слухах. Даже внешне люди стали похожи на морфинистов.
При каждом новом слухе у них загорались до тех пор мутные глаза, исчезала обычная вялость, речь из косноязычной превращалась в оживленную и даже остроумную. Были слухи мимолетные и слухи долго действующие. Они держали людей в обманчивом возбуждении по два-три дня.
«Даже самые матерые скептики верили всему, вплоть до того, что Украина будет объявлена одним из департаментов Франции. И для торжественного провозглашения этого государственного акта в Киев едет сам президент Пуанкаре или, что киноактриса Вера Холодная собрала свою армию и, как Жанна д'Арк, вошла на белом коне во главе своего бесшабашного войска в город Прилуки, где и объявила себя украинской императрицей».

Одно время записывал все эти слухи, но потом бросил. От этого занятия или смертельно разбаливалась голова, или наступало тихое бешенство. Тогда хотелось уничтожить всех, начиная с Пуанкаре и президента Вильсона и кончая Махно и знаменитым атаманом Зеленым, державшим свою резиденцию в селе Триполье около Киева. Эти записи я, - говорит Паустовский, - к сожалению, уничтожил. По существу это был чудовищный апокриф лжи и неудержимой фантазии беспомощных, растерявшихся людей».
«Проповедники», сыплющие, как из пулемета, тексты из священного писания, религиозные прибаутки, обещающие «отпущение грехов», всегда на фоне однообразия и скуки привлекает внимание окружающих. Наличие у «проповедницы» штампованного ответа на каждый случай жизни оценивается многими как «образованность и культурность». Даже если вначале к ней относятся как к развлекающей чудачке, то потом многие начинают прислушиваться, задумываться, группироваться вокруг нее. И опиумный дурман понемногу начинает затуманивать головы.
До сих пор в Институт судебной психиатрии не так уже редко попадают на медицинское обследование убийцы, которых признают психически здоровыми, но которые глубоко отравлены религиозным дурманом. Это, конечно, не значит, что любой верующий сектант — обязательно преступник, вроде описанных. Но это значит, что религиозная психология сектантства, в разных его проявлениях, создает благоприятную почву для подобных религиозных преступлений.
В Законе Божием сказано так: «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды» - /Исх. 23.1/. Совершенно четко и определенно Господь заповедует Своим людям не быть переносчиками сплетен и не внимать пустым слухам, то есть не слушать сплетен, пустой болтовни. Следовательно, те, кто распространяет сплетни – грешат. Грешат и те, кто слушает их.
Слухи — довольно частое явление и нашей обычной, и, к сожалению, приходской жизни. Как не оказаться втянутым в их водоворот? Бывают ли случаи, когда нужно напрямую прояснить ситуацию с человеком, о котором слух распространяется? Какими святоотеческими примерами хорошо руководствоваться в отношении различных сплетен?
И в доступной ему мере анализировать происходящее, а также обращаться к анализу тех людей, которых можно обоснованно считать компетентными. Нужно задаваться вопросом: какую реальную почву имеет под собой то, что мы где-то слышим? Как говорит Господь: «вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово» - /Мат.16.2–3/. Думаю, что надо руководствоваться примерно такими вещами, которые нашему постижению открыты. Допустим, вижу, что холодает, что падают на землю снежинки. И я понимаю, что, наверное, мне нужно более, тепло одеться, включить в квартире отопление. А если мне кто-то говорит о том, что похолодает, но я не вижу никаких признаков этого, то к таким словам я имею право относиться двояко: предположить, что, возможно, так оно и будет, но в то же время, поскольку нет оснований полагать, что это действительно так будет, оставить этот вопрос себе на рассмотрение.
То же самое — и со слухами, которые касаются каких-то общественных потрясений, войн, катаклизмов и конца бытия этого видимого мира,— все это когда-либо будет; безусловно, готовиться к этому внутренне так или иначе надо. Но поддаваться той панике, тому ажиотажу, который оказывается, сопряжен с подобного рода вещами, ни в коем случае не стоит.
В церковной, приходской среде эту болезнь нужно обязательно изживать. Причем это касается как «плохих», так и «хороших» слухов, а также совершенно нейтральных — мы, просто не должны принимать их как что-то, на что можно опираться. И конечно, нужно помнить, что «коллекционирование» слухов — серьезный грех, потому что, распространяя вокруг себя подобного рода информацию, мы находимся в постоянном общении с отцом всякой лжи, то есть с диаволом.
Можно, наверное, по чаще приводить себе на память известные слова преподобного старца Паисия о «мухах» и «пчелах». Пчелы собирают мед, который приносит людям пользу, здоровье, сладок на вкус. А вот мухи всю свою жизнь копаются в чем-то совершенно не похожем на мед. Почему «мух», в иносказательном смысле, туда тянет?
Потому что сплетни - это такое переливание из пустого в порожнее, при котором человек получает иллюзию участия в жизни. - Он возмущается, радуется, к чему-то призывает других. Но при этом от него не требуется никаких реальных действий. Таких людей жалко, потому что настоящая жизнь гораздо интереснее, многограннее, шире, чем область слухов, и пребывание в этой области - существование совершенно бесплодное.
Но суровая правда заключается в том, что слухи – это ложь. Нам кажется, что они помогают почувствовать власть и облегчение, дают возможность подружиться с кем-то. А в реальности, на работе, с друзьями или в семье, критическое обсуждение других людей наносит вред не только объекту слухов, но и тем, кто их распускает.
Слухи, будь то новости всемирного масштаба или маленькая тайна в дружеском кругу, обнажают неуверенность и комплексы тех, кто их распускает.
Знаем это или нет, мы все, так или иначе, боремся с собственными комплексами и неуверенностью. И слухи – всего лишь еще одна маска, которую мы примеряем, отложив другие, такие как самолюбование или излишнее стремление к успеху. И с этой маской хотим почувствовать себя весомее, чем есть на самом деле.
Согласно научным исследованиям, слухи – это «само исполняющееся пророчество», которое создает предубеждение и свою «реальность».
«В результате, посовещавшись, они пришли к выводу, что этих воинов любой ценой надо подкупить и заставить не рассказывать народу выдумки. По всей вероятности, они дали воинам столько денег, сколько те запросили, а уж как всех обмануть, это они хорошо знали. Довольно денег было дано на распространение того, о чем они заведомо знали, что это ложь. «И если слух об этом, что ученики Его пришли ночью украли Его» - /Мат.28.14/.
А многие скупятся дать хотя бы немного денег на распространение того, о чем они твердо знают, что это истина. Никогда не будем скупиться на доброе дело, видя, как щедро поддерживается худое. Жалкая уловка все же лучше, чем ничто, но эта уловка была поистине жалкой. А позже священники обнаружили, как легко они могут манипулировать им. Итак, таков был замысел первосвященников. Какого же успеха они добились в нем? Готовые быть обманутыми не только поверили этой лжи, но и стали распространять ее. «И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня». Уловка оказалась настолько удачной, что легко достигла своей цели.
Когда упорствующие в своем неверии иудеи сталкивались с убедительными аргументами в пользу воскресения Христа, у них был наготове ответ: «Ученики Его, пришедши ночью, украли Его». Для этой цели было сочинено написанное высокопарным стилем повествование, которое как сообщает о том в своих «Диалогах с Трифоном» Иустин Мученик. Великий синедрион разослал всем иудеям рассеяния, побуждая их к решительному противостоянию христианству; смысл этого повествования заключается в том, «что когда Его распяли и погребли, ученики пришли ночью и украли Его из гроба». Цель этого послания заключалась в том, чтобы не только ниспровергнуть истину о воскресении Христа, но и сделать Его учеников ненавистными для мира и представить их как величайших злодеев, какие только бывают на свете. Коль скоро ложь была воспринята, никто уже не может сказать точно, ни как далеко она распространится, ни как долго ее будут повторять, ни какое зло она причинит. Некоторые вкладывают иной смысл в это слово: «...пронеслось слово сие», а именно: несмотря на эти хитросплетения первосвященников, желающих таким образом обмануть народ, между иудеями пронесся слух о тайном сговоре, заключенном ими с воинами, и о деньгах, выданных им для поддержания этого обмана; ибо истина так или иначе все равно откроется.
Наши умы всегда стараются соотнести внешний мир с внутренним. И, поскольку слухи искажают внутреннюю перспективу человека, увидеть те негативные вещи, о которых вам рассказали, будет очень легко, независимо от того, существуют они на самом деле или нет.
«Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок», — сказал В.Ленин. Но бороться с суеверием иногда бывает еще труднее, чем с предрассудком.
«Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается», — говорил Спиноза.

Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.



Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 57 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Плод покаяния готовность - Николай Николаевич

Болезнь разделения - Буравец Валерий

По теме сегодняшнего майдана в Киеве - Виталий Балан

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
О теории(на самом деле, гипотезе)эволюции - Варвара Скобарка

Крик души :
О святости. - Михаил Плитус

Публицистика :
Как прекрасно начало нового дня. - Брусловская светлана

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100